Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмот

1. «И вот имена сыновей Израиля.. .» (Шмот 1, 1).

Имена еврейских колен показывают их святость. Посмотри, в честь чего даны эти имена. Реувен — «так полюбит теперь меня муж мой» (Берейшит 29, 32). Шимон — «услышал Б-г, что я нелюбима и дал мне этого». Леви — «теперь муж мой прильнёт ко мне» (там же, 39). Безусловно, еврейские колена не названы в честь обычных материальных желаний. Эти имена показывают, что все желания и интересы человека можно поднять к Б-гу. Реувен, Шимон и Леви — имена, в которых земная любовь мужа и жены возвысилась до Самого Творца. По этой причине еврейские племена Тора называет словом матот. (Матэ) происходит от слова (наклон). Все материальные желания и страсти можно поднять к Б-гу, то есть провести наклонную черту снизу до самого верха. «И вот имена сыновей Израиля» — сами эти имена учат нас, что всё в мире можно одухотворить и поднять к Творцу, да будет Благословенно Его Имя.

2. «И вот имена сыновей Израиля».

Наши праматери дали еврейским коленам, имена, связанные с событиями их жизни. Рувен — «так полюбит теперь меня муж мой», и так далее. Это опровергает мнение, что Б-г слишком велик и возвышен, чтобы заниматься делами нашего мира. Лея и Рахель давали такие имена своим детям, чтобы показать: они знают, что Всевышнему важно всё, что происходит в нашем мире, и ничего здесь не делается без Его Воли. Поэтому еврейские колена называются (матот), от слова (атая) — наклонная линия сверху вниз. По этой же причине еврейские племена называются термином «двенадцать границ наклона»46.

Творца, Который сотворил мир и властвует в верхних мирах, символизирует прямая линия. А то, как Всевышний как будто принижает Себя,- чтобы заниматься нашим низшим миром, — это называется наклонной линией сверху вниз. Еврей, выполняющий Волю Творца здесь, внизу, — это тоже наклонная линия, однако, снизу вверх. Всё это происходит только благодаря связи Всевышнего с евреями. И термин «двенадцать границ наклона» в названии еврейских колен говорит об этом.

3. «И вот имена сыновей Израиля, пришедших в Египет… И было всех душ, прямых потомков Якова, семьдесят душ — а Йосеф был в Египте» (Шмот 1, 15)

Почему написано, что Йосеф был в Египте? Не достаточно ли просто сказать, что Йосеф был в их числе? Но Тора подчёркивает, что даже в Египте Йосеф остался Йосефом, не поменяв даже своего имени. Хотя фараон назвал его Цафнат Панеах, Йосеф продолжал называть себя своим еврейским именем. И сам фараон в конце концов вынужден был с этим смириться, сказав «Идите к Йосефу, и всё, что он скажет вам, делайте» (Берейшит 41, 55). Одной из трёх заслуг, благодаря которым мы удостоились Избавления, было то, что евреи не изменили своих имён. Поэтому «а Йосеф был в Египте».

4. «… И назвала она его именем Моше, и сказала: «Потому что из воды я вытащила его» (Шмот 2, 10).

Есть Свет, вода и огонь (Сефер Йецира ч. 3 мишна 3). Тот, чья душа происходит от огня, может поднять свою душу до уровня воды. Тот, чья душа от воды, может подняться до уровня Света. Душа Моше происходит от воды. Поэтому «из воды я вытащила его». «Вытащила» — означает подняла до уровня Света. Поэтому говорится: «И не знал Моше, что лицо его стало светиться» (Шмот 34, 20) — то есть Моше поднялся на духовный уровень, соответствующий Свету.

5.«И увидел Б-г сыновей Израиля, и познал Б-г» 47(Шмот 2, 25).

То есть Всевышний видел, что хотя сейчас они служат идолам, но в будущем станут теми сыновьями Израиля, которые получат Тору. «И познал Б-г…» — познание означает соединение. Всевышний обратил внимание, присоединился только к тем хорошим поступкам, которые в будущем совершат евреи. К действиям же нехорошим, не дай Б-г, Он не присоединился, и внимания на них не обратил.

6. «И сказал Г-сподь: «Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его из-за его притеснителей… И вот, вопль сынов Израиля вознёсся ко Мне» (Шмот 3, 17).

Когда человек просит что-либо у Творца Благословенного, главное, что ему нужно иметь в виду, это не свою личную пользу, а то, что в результате ему будет

легче служить Б-гу. Евреи в Египте находились тогда в состоянии «малого разума», и поэтому они не молились о каких-либо высотах служения, а просто просили облегчить страдания. Всевышний дал им двойное благословение. Во-первых, Он спас их из Египта, а во-вторых, засчитал им их молитву, как будто они просят ради Него, ради того, чтобы называться народом Б-га. Это хочет нам сказать Тора: «Увидел Я бедствие народа Моего» — увидел, что они хотят быть Моим народом. А поэтому «вопль сынов Израиля вознёсся ко Мне» — то есть ради Меня. Они просят спасти их, чтобы служить Мне. А предыдущая фраза говорит: «Услышал вопль его из-за его притеснителей» — из-за рабского состояния их разум был мал, и поэтому просили только защитить от «притеснителей», и ничего более…

7. «Сказал Моше Б-гу: «Кто я такой, чтобы идти к фараону и чтобы вывести сынов Израиля из Египта?» И сказал Б-г: «Потому, что Я буду с тобой, и вот тебе знамение, что Я посылаю тебя. ..»(Шмот 3, 11-12).

Тому, кто действительно служит Творцу Благословенному, каждый день, каждый раз, когда он постигает что-либо новое, нужно знать, что есть ступень ещё выше, и её он ещё не достиг. А когда достигнет и её, он увидит, что есть что-то ещё более высокое, чего он пока не знает. И так до бесконечности. В момент достижения новой ступени должен человек твёрдо знать, что он далёк ещё от совершенства и что многого ему ещё не хватает. Как говорит рабби Элиягу в Тикуней Зогар 17: «И нет того, кто познал бы Тебя». Это

лучший вид служения Всевышнему — всегда осознавать своё несовершенство и страстно желать подняться ещё выше. Эту же мысль я слышал от имени цадика рава Ехиэля Михала48. Фразу из Псалма: «Одного лишь я просил у Г-спода, об этом и буду молить: находиться в Доме Г-спода все дни жизни моей, созерцая доброту Г-спода.. .» (Тегилим 27, 4) цадик объяснил так. Одно и то же я буду просить у Творца: знать, что есть ступень выше моей, та, которой я ещё не достиг, и именно её я и прошу увидеть,- «созерцать доброту Г-спода». Так цадик растёт в службе Всевышнему, и каждый раз он понимает, что ещё далёк от совершенства.

Так можно объяснить то, что сказал царь Давид: «Откройте мне врата справедливости, и я войду в них и восхвалю Б-га. Это врата Г-спода, праведники войдут в них» (Тегилим 118). Давид всегда просил открыть ему новую ступень, чтобы он мог достичь той высоты, которая ему пока недоступна. Об этом он говорил: «Это врата Г-спода, праведники войдут в них» — только тот, кто знает, что ещё не вошёл, не достиг совершенства, может называться праведником, входящим во врата Творца. Этот принцип и объясняет здесь Тора: «И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя». Наш учитель Моше сказал: «Кто я, чтобы пойти к фараону и вывести сыновей Израиля из Египта»

(Шмот 3, 11). В праведности своей ему казалось, что он недостоин, не в состоянии выполнить такое поручение. На это отвечает ему Творец: «И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя» — то, что ты так смотришь на себя и является знаком, что Я с тобой, твоё пророчество верно, и ты, только ты способен справиться с этой задачей!




46 Кабалистический термин (Зогар ч. 3 стр. 134)

47 С этого места Тора начинает рассказывать о том, как Всевышний назначает Моше Своим посланником, и начинается освобождение евреев из рабства.

48 Знаменитого Магида из Златчова.