Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

РЪЭ

1.«Смотри, я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим 11, 26).

На первый взгляд, назначение слова «сегодня» неясно. Известно, что Святой Благословенный обновляет по Милости Своей каждый день всё творение. Каждый день Он посылает новый Свет и новый Хесед. Тот, кто служит Б-гу, получает каждый день Свет и по-ниманние, которого не было вчера. Поэтому говорит Тора: «Смотри, я даю вам сегодня…». Наши мудрецы учат: «Сегодня — пусть каждый день эти слова будут для тебя новыми» — так ты получишь каждый день новое благословение и добро.

2. «Смотри, я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — что послушаете заповедей Г-спода Б-га вашего, которые я заповедую вам сегодня. А проклятие — если не послушаете заповедей Г-спода Б-га вашего…»

Комментаторы обращают внимание на интересную особенность: в благословении не сказано условие «если», как в проклятии. Известны слова наших мудрецов: «Нет платы за заповедь в этом мире» (Кидушин 39). Тем не менее, существует другая плата, которую человек получает и в этом мире. Она в том, что: «Плата за заповедь — заповедь» (Авот 4, 2). Сама заповедь, та честь, которой удостаивается человек, делая приятное Самому Творцу, является настоящей платой за заповедь, больше которой быть не может!

Об этом говорит Тора: «Смотри, я даю вам сегодня благословение…» — даже пока вы живы, ещё в этом мире, исполняя заповеди, вы получаете благословение. В чём же оно? Продолжает фраза:

«Благословение — что послушаетесь заповедей Г-спода Б-га вашего». Уже в одном этом заложено настоящее благословение. Но проклятие, не дай Б-г, придёт именно при условии, что не послушаете. Поэтому написано слово «если».

3. «Смотри, я даю вам сегодня благословение и проклятие».

Есть великое правило служения человека Б-гу. Ни в коем случае нельзя быть самодовольным и считать, что своей Торой и заповедями, своей любовью и страхом ты по-настоящему служишь Б-гу. Так как именно это ощущение и приводит к падению, не дай Б-г, пока человек не скатывается до животных страстей и желаний. Наоборот, все усилия должны быть ничтожными в глазах человека, а сердце его сломленным при мысли, что до сих пор он так и не начал служить Всевышнему. Когда человек задумается как следует о Величии Творца Благословенного, что Он Основа и Источник всех миров, «Окружающий» и «Наполняющий» все миры217, совершенно непознаваемый мыслью человека, о том, как все миры, души, ангелы, срафим, офаним и святые хаёт ничтожны перед Ним, как мы упоминаем в молитве, тогда пробудится в нём страстная потребность души гореть от счастья близости с Ним и изнемогать от желания служить Ему во всякое время. А все прежние усилия будут выглядеть совершенно ничтожными в его глазах. И чем больше он углубится в постижение Величия Благословенного Творца, тем больше будет стремиться служить Ему и тем меньше будет ценить собственную службу. Сердце его будет сломлено при мысли о том, как же он ещё далёк от Б-га и совершенно не начал ещё Ему служить. Так как, по сравнению с Его Величием, что значит человек и его служба! Это то, что написано: «Пойте Г-споду песнь новую, так как чудеса Он совершил» (Тегилим 98, 1). Всегда пойте Ему новую песню, вдумываясь каждый раз в Его чудеса и Его Величие, познавая, насколько Он выше всего множества миров, ангелов и душ, тогда загорится пламенем душа твоя и вся прежняя служба потеряет всяческую важность в твоих глазах. Так каждый раз ты будешь начинать петь Ему заново — будто никогда раньше Ему не служил!

Известно сравнение, которое привёл Баал Шем Тов на фразу: «Он вести нас будет вечно» (Тегилим 48, 15). Когда ребёнка учат ходить, чем дальше от него отходят, тем больше он привыкает ходить самостоятельно. Точно так же, познавая Творца Благословенного и понимая насколько Он скрыт и непостижим для нас, совершенно непознаваем мыслью человека, мы привыкаем каждый раз заново начинать Его святую службу.

Познавая Его Величие, мы понимаем ничтожность наших усилий, понимаем, что, по сравнению с тем, какой должна быть служба Ему, Благословенному, мы ещё не начинали Ему служить. Так служба каждого дня становится по-настоящему новой.

«Смотри, я даю вам сегодня благословение и проклятие». «Смотри» — это аспект видения, когда человек достигает ясности пониманния. «…Я даю вам сегодня» — чтобы вы смогли служить Мне совершенным образом, «благословение» (браха) — аспект благословения, через постепенное принятие на себя власти Небес. Ведь слово браха (благословение) одного корня с понятием бриха (бассейн), принимающий в себя воду. Чем больше вы примете на себя власть Небес, вдумываясь в Величие Творца, в значение слов «благословение», и тем более «проклятие», — тем больше вы будете понимать ничтожность ваших усилий и заслуг по сравнению с Его Величием.

218 218Теперь мы можем понять то, что написано про Йосефа: «И дадите вы пятую часть фараону, а четыре доли будут вам» (Берейшит 47, 24). Известно, что передача жизненной силы другому возможна только с помощью аспекта ограничения, цимцума. В противном случае, принимающая сторона не будет в состоянии эту жизненную силу воспринять. Получается, что в даровании сочетаются две силы — Хесед и Гвура: Хесед — в стремлении передать, Гвура — в необходимости ограничения, когда жизненная сила передаётся именно в том количестве и в той форме, в которой сторона принимающая может принять.

В то же время, и у принимающей стороны тоже присутствует сочетание этих двух сил. Хесед — в готовности и желании принять, и тем самым, сделать дарующей стороне приятное. Как говорят наши мудрецы: «Желание коровы отдать своё молоко больше желания телёнка его пить» (Псахим 112). Гвура — в ощущении своей полной ничтожности, ограничении своего «я» вплоть до потери собственного самовосприятия. Только так можно принять от другого его силу. Это напоминает зерно, посеянное в землю. Оно не может прорасти до тех пор, пока полностью не сгниёт и не превратится в ничто. Получается, что у стороны дающей и стороны принимающей есть вместе четыре качества: по два у каждой. Известно, что Хесед и Гвура — это силы, противоположные друг другу. Для того, чтобы жизненная сила могла спуститься от дающего к стороне принимающей, необходима сила, объединяющая их обоих. Эту роль играет аспект Речи, корень которого очень высок и находится выше аспекта Хохма.

Таким образом, жизненная сила приходит в сотворенные миры и души евреев благодаря ограничению, цимцуму. Суть Самого Святого Благословенного — это Простая Бесконечность, в которой отсутствует разделение на составные отдельные качества, и которая совершенно непостижима человеческой мыслью. Но для того, чтобы одарить Свои творения, Он «одевается» в отдельные качества и проявляется через них. Этот аспект самоограничения, «одевания», цимцума, совершенно необходим для того, чтобы сотворенные миры и души евреев могли принять жизненную силу Всевышнего. Всё это хорошо известно изучающим книги Аризаля.

С другой стороны, способность сотворенных миров и еврейских душ принять свыше жизненную силу тоже происходит от соединения этих двух свойств: Хе-седа и Гвуры. Хесед проявляется в страстном желании принять этот подарок, и тем самым, доставить удовольствие и радость наверху Дарующему. Гвура в том, что ради этого принимающие нивелируют себя, обращаясь в ничто по сравнению с Дающим, и подготавливая себя, тем самым, к принятию Его силы. Сочетание всех этих сил с обеих сторон называется аспектом «четырёх долей». Но главное, что позволяет жизненной силе спуститься сверху, это аспект объединяющий — Речь. Как сказано: «По Слову Г-спода Небеса сотворены» (Тегилим 33, 6). Известен смысл Десяти Речений, которыми создан мир.219 Этот аспект Речи называется (паро — фараон), от слова прия (открытие) (Ликутей Тора — Микец).

«И дадите вы пятину фараону» — это «пятая доля», аспект Речи. «Фараону» (паро) — главная сила, приводящая к раскрытию жизненной силы Б-га и к её приходу в нижние миры. «А четыре доли будут вам» — эти четыре вспомогательные силы, «доли», нужны только ради вас, ради существования миров. Так как в Самом Творце, Благословенно Имя Его, нет никакого разделения на качества и свойства. Только ради существования сотворенных миров Он ограничил Себя, «одевшись» в отдельные качества, как было объяснено выше.

Для того, чтобы понять, изучи здесь написанное внимательно.



217 Это термины, которые ни в коем случае нельзя понимать буквально в категориях пространства.

218 Этот отрывок может оказаться сложным для понимания. Стоит обсудить его со знающим человеком.

219 Жизненной основой всего существующего являются сочетания букв, вытекающие из слов Десяти Речений, которыми сотворен мир и постоянно поддерживается его существование. Подробно этот принцип вы можете изучить по книге Тания.