Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

БЕРЕЙШИТ

1. Берейшит — это слово содержит в себе два начала. Всевышний Благословенный посылает в мир жизненную силу. А мы нашими молитвами ограничиваем её, придавая ту конкретную форму, которую пожелаем. Один буквами слова «хаим» реализует эту силу в жизнь, другой буквами «хохма» — в мудрость, третий буквами «ошер» — в богатство. И так все бла-

гословения в жизни, каждый — согласно своему желанию. Как известно, всё, что есть в духовном, есть и в материальном. В материальном мире есть голос и речь. Голос — это сила общая, речь — это конкретизация, ограничение силы голоса, оно реализуется конкретными отдельными звуками. В Рош Ашана голос шофара — это благословение общее, идущее от Творца. А малхиет (царства), зихронот (память), шофарот (шофары), которые мы говорим в молитве, — это ограничения, образуемые буквами, звуками нашей речи, согласно нашим желаниям. Жизненная сила, которая в общей форме посылается Творцом Благословенным, является аспектом Торы Письменной. А та конкретизация, которую делаем мы, — аспектом Торы Устной, так как Тора Устная видится еврейскими мудрецами многогранно, в зависимости от природы души, которая вызывает желание объяснить или решить вопрос тем или иным образом[1]. На это намекает слово «Берейшит»: два начала — Тора Письменная и Устная.

2. Мидраш (Берейшит Раба 8) : «В тот час, когда Всевышний творил человека, сказала Правда:

«Он не достоин создания». Что же Всевышний сделал? Сбросил Правду на Землю, как сказано: «И Правда из Земли прорастёт».

Лжец не может успешно заниматься никакими делами, так как с этим человеком даже простейших дел и разговоров никто не захочет вести. Все же остальные заповеди не так. Даже если человек их не выполняет, не дай Б-г, тем не менее, он свободно может преуспеть в делах материальных и без них. В чём же причина? Дело в том, что искренность — это очень большая ступень, которой нелегко достичь. И если бы можно было прожить без правды, никто никогда не прикладывал бы усилий, чтобы к ней прийти. Поэтому сделал Творец так, чтобы без правды не было успеха даже в обычных делах, что должно подстегнуть человека стремиться к искренности в служении Творцу, — «сбросил Правду на Землю». И без неё нельзя прожить на Земле.

3. Раши: «Сказал р. Ицхак: «Тору следовало бы начать с первой мицвы, которую получили евреи, — «Этот месяц будет вам». Почему же она начинается с «Берейшит»? Потому что «Мощь Своих деяний поведал Он Своему народу, чтобы дать ему наследие племён» (Тегилим 111, 6), если скажут народы мира евреям: «Вы разбойники, захватившие землю других»… и так далее».

Можно объяснить это так. С помощью Торы Всевышний творит мир. Во всём, что Он создал, в глубине каждой вещи есть буквы Торы и искры святости, проявляющиеся через эти вещи. В человеке есть 248 органов и им соответствуют 248 повелительных заповедей. В организме 365 жил — им соответствуют 365 запретов. Эти заповеди являются жизненной силой соответствующих органов и жил человека. У Земли тоже есть свои органы. Есть сердце Земли, уста Земли, глаз Земли, и так далее. В них тоже есть жизненная сила мицвот. Когда человек выполняет мицву — вся Земля принадлежит ему. Таким образом, Йеошуа бин Нун завоевал семь земель семерых народов. Он знал тайну жизненной силы каждого города и мицву, которая к ней относится. Исполнив эти мицвы, он завоевал всё. Это имел в виду р. Ицхак, говоря, что Всевышний начал Тору с «Берейшит», чтобы показать силу Своих деяний Своему народу, то есть тайну жизненной силы каждой вещи, её мицву. Если народы мира скажут: «Вы разбойники», евреи ответят, что вся Земля принадлежит Творцу. Он её создал и дал её тем, кто был угоден Ему, то есть евреям, выполняющим мицвот — основу жизненной силы каждой вещи. Всевышний раскроет Своему народу глубинную тайну каждой вещи — её мицву. Это смысл фразы «Силу деяний Своих поведал Своему народу, чтобы дать им надел племён других». Дай нам Б-г сердце чистое, чтобы постичь мицву каждой вещи в мире. Амен.

4. Говорит Мидраш (Берейшит Раба 3) : «И назвал Б-г Свет днём — это поступки праведников, а Тьму назвал ночью — это поступки злодеев». Что же угодно Ему больше? Талмуд учит: «И увидел Б-г Свет, что он хорош».

Вызывает удивление, в чём здесь вопрос, неужели можно подумать, что Б-гу угоднее злодеи? Ответ в том, что Мидраш говорит не о злодеях и праведниках, а об их поступках. Вот что объясняет рабейну Йона на

Мишну девятой главы трактата Брахот: «… всем сердцем своим — двумя его началами: хорошим и плохим. Как же можно служить Творцу с помощью плохого начала? Начало хорошее (йецер тов) в доброте — любить мир, искать его, приближать евреев добром и приятностью службы Всевышнему. Свойство же злого начала (йецер а-ра) — в гневе и ненависти. Злодей с помощью этих качеств нарушает волю Творца. Праведник этими же качествами может служить Ему. Это значит проявлять гнев против нарушений Его Воли». Теперь понятен смысл Мидраша «И назвал Б-г Свет днём — это поступки праведников», то есть их свойство приближать евреев мягко, таким образом, чтобы злодей сам захотел оставить свой путь. «А Тьму назвал ночью — это поступки злодеев», то есть не сами злодеи, а их деяния неугодны. А ненависть и гнев — это качества, с помощью которых тоже можно служить Б-гу. Например, сломить упрямство злодеев до конца, заставить их раскаяться и сказать: «Я готов сделать тшуву». Поскольку свойствами и праведников и злодеев можно служить Творцу, возникает вопрос «Что же угодно Ему больше?». Отвечает Мидраш, что больше всего Б-гу угодны поступки праведников, их свойство приближать с приятностью и любовью, а не через гнев. Поэтому «Увидел Б-г Свет, что он хорош» — это свойство праведников вести себя по-доброму. Потому что Всевышний — это добро, и Он хочет, чтобы все приблизились к Нему через добро. Как сказано «Пути её (Торы) — пути приятные…» (Мишлей 3, 17).

5. «И выходит река из Эдена, чтобы орошать сад…»(Берейшит 2, 10) .

Сказали наши благословенной памяти учителя: «Будь внимателен к лёгкой заповеди так же, как к трудной, ибо тебе неизвестно, каково вознаграждение за них» (Авот 2, 1). Дело в том, что нам не дано постичь то удовольствие, какое Всевышний испытывает от мицвы. Мы можем лишь судить по той помощи свыше, которую получаем, чтобы исполнить следующую мицву. Это подобно отцу, который радуется, видя, что сын понял трудную тему. Он сразу задаёт сыну новый вопрос, чтобы помочь продвигаться дальше. Это происходит и в исполнении мицвот, и в изучении Торы. В этом смысл фразы «И выходит река из Эдена, чтобы орошать сад и разделяется оттуда на четыре реки».

Человеческий мозг состоит из четырёх частей, так как часть третья делится на две. «Река» — это сила, «выходящая из Эдена»[2]. От удовольствия, которое испытывает Всевышний от наших мицвот, приходит особая сила (шэфа) — помощь свыше. «Чтобы орошать сад» — это Сад Торы. «Разделяется на четыре реки» — это благословение входит в человеческий интеллект, мозг человека для того, чтобы помочь открыть новое в Торе и исполнить следующую мицву.

Об этом предупреждает Мишна: «Будь внимательным…». На первый взгляд, непонятно, поскольку мы не знаем плату за мицву, как говорит нам сама Мишна, в чём же разница между мицвой тяжёлой и лёгкой? Лёгкой здесь называется такая, которую можно выполнить каждый раз. Например, изучение Торы: если не учился сейчас, можно учиться и в другой час. Тяжёлая — это та, которая редка, только раз в год. Например, сукка. Из всего того, что мы сказали, следует, что особая помощь свыше, приходящая при исполнении мицвы, есть даже в мицве лёгкой. Надо быть и к ней очень внимательным!

6. Ещё одно объяснение к этой фразе. Известно, что каждый еврей должен стремиться к хорошим душевным качествам и свойствам характера, чтобы доставить этим удовольствие Творцу Благословенному. Эта служба нужна для того, чтобы Всевышний радовался нам. Как сказано в Пиркей Авот (Авот 2, 1) «Какой путь должен избрать человек, чтобы он был прямым? Такой, чтобы идущему был во славу, и от людей приносил бы похвалу». Говорит Мишна своим чудесным языком «Чтобы идущему был во славу», — то есть чтобы славил его Всевышний, Творящий всё!

Можно спросить: «Какое дело Б-гу до человека, ведь есть же у него множество ангелов, славящих Его?» Но в этом и заключается тот выбор, которым Он избрал Свой народ, Израиль. Несмотря на приниженность положения своего, они стараются Ему служить. Об этом говорит Мишна: «От людей приносил похвалу», — то есть несмотря на свою низшую ступень, еврей, служащий Творцу, доставляет Ему хвалу, удовольствие, и Творец хвалит такого человека. Когда еврей так думает, это доставляет удовольствие Б-гу и приносит благословение во все миры. Известно, что «река» символизирует жизненную силу (шэфа). Об этом говорит Тора «И река выходит из Эдена, чтобы орошать» — от того удовольствия, которое доставлено Всевышнему, «выходит река» — особое благословение, чтобы «орошать сад» — все миры, так как миры называются садом.

7. «А Hoax понравился Б-гу» (Берейшит 6, 8)

Всё, что праведник видит в мире, он использует для службы Творцу. Если он видит кого-то, кто, не дай Б-г, жаждет запретного, он и эту жажду использует для службы Творцу. Рассуждает он так: «Если человек способен так желать вещь мимолётную и преходящую, как же нужно жаждать служить Б-гу, ведь это наслаждение непреходящее и вечное…».

До этого мы читаем в Торе «И увидели сыновья могущественных человеческих дочерей» (Берейшит 6, 2). Говорит нам Тора, что в то время в мире распространилась особая атмосфера очарования, приятности зла. У женщин была особая приятность в глазах мужчин, вызывающая у них желание.

«А Hoax понравился, нашёл приятность у Б-га»(«маца хейн беэйней Гашем»). Hoax увидел в мире силу этого очарования и сумел поднять её до уровня святости, взять её на службу Творцу. Он решил: «Если вещь дурная так приятна и вызывает такие страсти, тем более как же нужно жаждать понравиться Б-гу, чтобы найти приятность в Его глазах, cлужа Ему Торой и Б-гобояз-ненностью!»




[1] Об этом принципе рабби Леви Ицхак говорит в своей книге несколько раз.

[2] Слово «Эден» близко к однокоренному слову «идун» (удовольствие).