Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Дочь такого-то такому-то...



Рав Элиезер Меламед

Посвящается возвышению души рава Мордехай Цемах бен Мазал

Сомневающийся бохур — правильно ли он себя ведет?

Вопрос:

Я религиозный бохур, мне 31 год, у меня слава Б-гу хорошая работа, я из уважаемой семьи, и очень хочу жениться. Я уже встречался с десятками девушек, чтобы понять, подходят ли они мне для создания семьи, но все еще я не встретил девушку, которая бы подходила мне полностью. Я, конечно, встречал очень хороших девушек, которые также хотели бы жениться на мне, но внутри меня не было уверенности, что одна из них подходит мне. Я пытался укрепить отношения с ними, но у меня не было уверенности, что это суженная мне супруга, и в конечном счете я был вынужден прервать связь с ними. Обо мне говорят, что я слишком переборчив. Но я верю, что когда я встречу девушку, которая подходит мне, я буду точно знать, что это — она, и поэтому все время что я не чувствую себя в мире с самим собой на все сто процентов — я не готов рисковать в столь судьбоносном решении. Прав ли я, правильно ли я себя веду, и что мне делать?

Ответ:

По-видимому, у тебя есть повышенная чувствительность ко всякому даже самому малому изъяну во внешнем виде или в характере. Поэтому, несмотря на большие достоинства девушек, с которыми ты встречаешься — недостаток, который ты остро чувствуешь, затрудняет для тебя думать и продвигаться дальше в позитивном направлении. Повышенная чувствительность — это как правило, большое достоинство, но для выбора супруги — это большое препятствие. Решение должно быть принято из общего взгляда, и тот, кому трудно смириться с теми или иными недостатками — ему очень трудно принять решение, и чем старше он становится — тем труднее становится ему решить.

Самый лучший способ выйти из этого порочного круга — это через возвращение к Торе, заповедовавшей нам жениться и родить детей, сына и дочь, и святость заповеди даст тебе силы принять решение.

Можно ли жениться без любви?

Вопрос (продолжение): можно ли жениться без любви?

Ответ: ясно, что невозможно исполнить заповедь семейной жизни без того, чтобы любить свою супругу. И чем больше будет любовь между вами, тем лучше ты исполнишь заповедь семейной жизни, и так сказали от имени святого Ари, что заповедь «люби ближнего своего как самого себя» исполняется наиболее совершенным образом между супругами. Но даже если любовь между тобой и твоей супругой будет обычной любовью — также это будет очень важно. Ясно, что это лучше, чем остаться бездетным и без любви.

Более того, как видно из твоего характера, тебе суждено стать под хупу с сомнениями. И эти сомнения задерживают любовь. Но почти наверняка, если выбор супруги будет происходить в  соответствии с логичными критериями соответствия друг другу, большая часть твоих сомнений растворятся после хупы. Ибо большая часть сомнений основываются на том, что может быть, есть девушка лучше, и после того, как решение приобретает силу кидушин, эти сомнения становятся нерелевантными, и со временем рассеиваются. И если после свадьбы ты выстроишь свою связь с супругой как нужно, вы прийдете в конце концов к полной любви.

Вообще, поскольку ты уже встречался с десятками девушек, ты должен поискать в своей памяти, среди всех девушек, которые были готовы продолжать связь с тобой, и подумать, кто из них лучше всего подходит для тебя, и попробовать построить с ней семью.

Разве не постановляется Свыше, с кем мы должны пожениться?

Вопрос:

Но Хазал сказали (Сота 2,1): «Сказал рав Йегуда сказал Рав: за сорок дней до зачатия ребенка, голос с небес раздается и говорит: дочь такого-то такому-то», и разве это не означает, что есть только одна, которая предназначена для меня, и все время что я не сто процентов уверен в своем решении, это значит, что я еще не встретил ту, о которой объявили с Небес, что это моя пара?

Ответ:

Свобода выбора — это основа человека, и на ней основывается вся Тора, налагая на человека полную ответственность за все его дела. И Рамбам пишет в своих респонсах (симан 436) что доказывается это тем. Что сказано в Торе про того, кто обручился с женщиной, и возвращается с войны, «может быть, он умрет на войне и другой человек возьмет его жену», и если с Небес объявили, что его жена должна стать женой такого-то, то даже если он вернется с войны — он умрет иначе, и его жена выйдет замуж за того, о ком объявили с Небес. И что ему поможет,что он не вышел на войну? Но мы учим отсюда, что решения и действия человека определяют, кто будет его супругой. И так пишет Ташбац (ч. 2, 1), что все, что связано с исполнением заповедей Вс-вышнего, и в числе этого также создание семьи, не постановляется Свыше, но зависит от выбора человека.

И всюду, где мы находим в Хазал слова, которые, на первый взгляд, противоречат принципу свободы выбора, Рамбам пишет, что не следует понимать их слова буквально, и они имеют в виду пробудить нас к глубокой мысли, не противоречащей принципу свободного выбора.

Бахурим, которые пропустили свою «суженую»

Вопрос:

Может быть, я пропустил свою суженую мне Свыше супругу?

Ответ:

Вполне возможно, что ты встретил уже женщину, с которой ты бы мог построить свою жизнь самым лучшим и радостным образом, но в своей слепоте ты не увидел достоинств, которые в ней, или может быть, что-то в ее внешнем виде помешало тебе, и по своей глупости ты прекратил контакт с ней, и она вышла замуж за кого-то еще…

Много вариантов «дочери такого-то за такого-то»

Вопрос:

Что имели в виду Хазал, что объявляют на Небесах «дочь такого-то такому-то»?

Ответ:

Эти слова глубоки, как все слова мудрецов, но попробуем объяснить их таким образом, чтобы это соответствовало также словам Рамбама (приведенным выше) и Ташбаца, и также мнению каббалистов. Не одно объявление есть на небесах, но тысячи объявлений, от самой лучшей для тебя девушки, и до самой худшей. У всех их есть нечто общее, и поэтому все они подходят в той или иной степени, чтобы построить с тобой семью (можно сказать, что в духовном смысле все они «дочь такого-то», т.е., все они «дочери» определенного качества характера, которая подходит тебе, и можно назвать их «дочь такого-то»)[1].

Если ты удостоишься исправить свой характер и свои дела, то ты удостоишься самой лучшей, номер 1. Если ты несколько опустишься со своей духовной ступени — удостоишься «номера два» или «номер три». Если продолжишь опускатся и ждать — проиграешь и упадешь, например, до номера тридцать пять…

Если даже номер тридцать пятый тебе не понравится — ты увидишь в ней недостатки, которые помешают тебе жениться на ней, ты можешь продолжить опускаться все ниже, и останутся тебе только девушки начиная с номера семьдесят девять и дальше. И поскольку ты продолжишь грешить, также их ты не захочешь, и пройдет у тебя еще несколько лет, пока тебе не останутся только девушки начиная от номера 273 и дальше. Если ты продолжишь ждать до возраста 31 года, продолжишь падать вниз, и тогда ты будешь достоин лишь номера 829. И есть такие, которые уже дошли до последнего объявления, в конце списка, избави Б-г.

А может, нет в тебе изъяна, и в те годы, которые ты прожил, ты лишь поднимался все выше и выше, так, что только сейчас ты достиг ступени, когда ты достоин предложения номер один.

Бахур: судя по предложениям, которые я получаю, мне кажется, что я уже достиг конца списка…

Ответ: проблема не в девушках, а в тебе самом. Также эти девушки были «номер один» для кого-то, и также они проиграли, и остался только ты один для них…

Феминистка: я всегда знала, что у бахурим есть серьезные проблемы…

Ответ:

У девушек есть проблемы не менее серьезные, и из-за феминизма добавились еще несколько проблем.

Сила тшувы

Бахур: так что же, я теперь должен жениться на девушке номер 1700?

Ответ: даже жениться на девушке номер 1700 лучше, чем вообще не жениться, или жениться в конце концов на номере 3000. Но нужно знать еще одно: тшува способна изменить вещи в самой их основе. Даже если ты поженишься на девушке номер 1700, если вы укрепите связь между вами, с глубоким желанием любить и отдавать, вы удостоитесь раскрыть внутренние глубокие уровни личности и начнете постепенно подниматься по лестнице вверх, и вот, вы уже на номере 1000. И если вы сможете преодолеть кризисы и трудности, и выйти из них еще более сильными, вы сможете продолжить подниматься до номера 300. И если углубитесь в изучение Торы и тщательное исполнение заповедей , и умножите дела милости и благотворительности, и будете вкладывать в воспитание ваших детей, и ваш дом будет открыт для бедняков и для всех святых дел — вы сможете подняться еще и еще, пока не вернетесь снова к номеру 1. Конечно, вы столкнетесь на этом пути с многими трудностями, вам потребуется жевать скалы, и размягчать их, но преодоление трудностей вызовет раскрытие новых сил. И поэтому в конце этого процесса, ваш номер 1 будет больше чем оригинальный номер один, ибо вы прийдете к нему из работы и глубины. И это то, что сказали мудрецы «там где стоят баалей тшува, совершенные праведники не могут стоять».

То же самое верно в обратном направлении: даже тот, кто удостоился с самого начала пожениться на номере один, хотя ему будет очень легко построить свою жизнь в любви и радости, тем не менее, если он будет упираться в том, чтобы испортить свою семейную жизнь, будет гневаться, не понимать — он сможет упасть все ниже и ниже.

Человек — это микрокосмос

Вопрос:

Как же женщина, которая не идеальна для меня, вдруг превратиться в идеал?

Ответ: человек — это целый мир, и когда двое супругов женятся и строят свою жизнь в любви во имя Небес, они раскрывают из глубины своей души составляющие, необходимые для построения связи между ними. И даже если эти качества изначально были преградой между ними, сила тшувы заставляет их углубляться все глубже и глубже, пока они не достигнут уровня. Где именно эти качества способны укрепить связь между ними.

Вопрос:

Если так, то нечего бояться, и я могу продолжить искать. Ибо всегда можно вернуться и исправить и сделать тшуву?

Ответ:

На это сказали Хазал: «тот, кто говорит согрешу и покаюсь — не дают ему возможности сделать тшуву». Ибо тшува — это тяжелый путь, и только когда она исходит из чистого сердца — она помогает. Если человек изначально намеревается согрешить и покаяться — это не чистая и не истинная тшува, и он все более запутывается в своих грехах.

Поэтому, сейчас и далее, ищи свою супругу разумно. Ты должен найти девушку, самую лучшую из возможных для тебя. И да будет воля Вс-вышнего, чтобы ты смог исполнить вместе с ней заповедь «люби ближнего как себя самого», и исполнятся в тебе слова мудрецов: «Каждый, кто женится во имя Небес, его пути преуспевают, и есть у него доля в будущем мире, и в конце выходят от него дети, которые спасают еврейский народ» (Ялкут Шимони, Ки теце, Мидраш Сехел Тов).

Оригинал статьи (с разрешения Yeshiva.org.il):

http://www.yeshiva.org.il/midrash/shiur.asp?cat=642&id=7791&q=#1a



[1] Гемара в трактате Сота говорит, что только о первом браке объявляют на небесах, но о втором браке не объявляют на небесах, и  поэтому «трудно соединить их, как рассечение моря». И каббалисты объясняют, что все души сегодня это души, пришедшие в мир снова («мегулгалот»), и они в аспекте второго брака, о котором не объявляют на небесах, и поэтому их бракосочетание тяжело, как рассечение моря. И можно сказать, что возможно в одной душе будет часть новой души, и часть души, уже бывшей в этом мире, и у нее будет как аспект первого брака, так и аспект второго брака.