Ответственность

Необходимость разделить ответственность

Если я не за себя, то кто же за меня?

Но если я только за себя, то кто я?

И если не теперь, то когда?

Поучения Отцов, 1:14

Мы живем в состоянии чрезвычайного положения, где бушуют огни растерянности. Когда полыхает огонь, все ответственны за помощь своим ближним.

Ребе

Мальчику было пять лет, когда в городе Николаеве во время погрома мать увела его с братьями в укрытие. Там было много других, детей, некоторые из них, напуганные, громко плакали, что угрожало безопасности укрытия, его могли бы обнаружить. И пятилетний мальчик пытался успокоить плачущих детей, кого похлопыванием по щеке, кого – ласковым шепотом. Этот мальчик был Менахем-Мендл Шнеерсон, будущий Любавичский Ребе.

почему мы ощущаем

потребность быть ответственными?

У всех нас в жизни наступает момент, когда мы понимаем, что никто не возьмет на себя ответственность за нас, что мы должны это сделать сами. Необходимо учиться быть ответственными за собственные семьи и своих друзей, а также за тех, кто оказался менее удачливым в жизни, чем вы. Но как далеко должна заходить эта ответственность и как установить очередность выполнения мероприятий в рамках этой ответственности? И, что еще важнее, почему мы чувствуем эту потребность быть ответственными?

Дело в том, что Б-г создал нас с определенной целью – для того чтобы мы вели добродетельную жизнь и совершенствовали окружающий нас несовершенный мир. Вот почему ответственность является основной потребностью человека, аналогичной потребности в пище или кислороде. Без чувства ответственности мы не можем реализовать свое предназначение, оправдать собственное существование.

Таким образом, ответственносгь – это вовсе не то, что мы должны принять из чувства вины или долга. Это необходимый и полезный компонент нашей жизни. Мы можем проигнорировать внутреннюю потребность и уйти от ответственности. Но, подобно голоду, потребность в ответственности будет преследовать нас, говорить с нами через нашу тревогу, через нашу совесть, через наше ощущение бесцельности. И когда она будет удовлетворена, наши тело и душа станут неизмеримо сильнее и сделают нас способными вести жизнь, полную смысла.

Итак, вашей первой ответственностью является ответственность за самих себя, ибо вы вряд ли сможете надеяться на цивилизацию мира, если ваша жизнь не синхронизирована. Мы все ответственны за свое поведение, свои поступки. Вы не можете обвинять никого другого за принятые вами решения или совершенные действия, ни родителей, ни учителей, ни начальство, ни руководителя. Вы не вправе упрекать и Б-га за то, что ваша жизнь не сложилась. Никакого устрашающего, как может показаться, препятствия Он не установил бы на вашем пути, не позаботившись о том, чтобы снабдить вас средствами для его преодоления. Ваша ответственность определяет, как вам поступить в том или ином случае.

Независимость – это самое большое проявление человеческого достоинства. Вы и только вы ответственны за то, как вы строите свою жизнь. Очевидно, что некоторые люди нуждаются в уходе. Сюда относятся дети, а также взрослые, больные или утратившие трудоспособность. Мы должны признать, что у каждого человека, будь то ребенок или взрослый, имеются скрытые резервы, которые необходимо максимально использовать. Что касается вас, то вы несете ответственность за благополучие других людей и общества в целом.

У каждого из нас есть выбор: либо связать свою жизнь с жизнью ближних, объединиться с другими людьми большой всеобъемлющей судьбой, либо отдать себя во власть эгоизма, быть снедаемым им.

Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью. Па старого раввина произвела сильное впечатление погруженность молодого в молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин, полностью сосредоточившись на своих занятиях, он отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание. Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина заняты делали, весьма далекими от благочестия. Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так: «Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый из них – надеть меховую шубу, второй – разжечь огонь. По теплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится».

Каждый человек обладает определенными способностями или даже наделен талантом. И каждый из нас обязан делиться тем, что ему дано, с другими. Лидер должен вести за собой, писатель – писать, учитель – учить. Умение, которое вы считаете само собой разумеющимся, может представлять интерес для кого-то еще или оказывать положительное воздействие на окружающую среду, чего вы подчас и не подозреваете. Вы должны регулярно задаваться вопросом, как использовать свои способности для совершенствования мира.

Представляется целесообразным рассмотрение и другого пути, пути безответственного поведения, когда человек отгораживает себя и свою семью от влияний, которые кажутся ему опасными или вредными. Это путь простого протекционизма. Мы обязаны откликнуться, если видим, что кто-то испытывает нужду, протестовать, сталкиваясь с несправедливостью, делать все возможное, чтобы исправить неблагоприятно сложившееся положение.

Это не значит, что мы должны смотреть на себя как на спасителей, торжественно появляющихся, чтобы освободить людей от их собственной ответственности. Это просто означает понимание того, что мы не являемся необщительными индивидуумами, что все мы – часть более обширной общности и отвечаем друг за друга. Речь идет о разжигании огня, а не о надевании меховой шубы.

Мы несем ответственность и за человека, который того не заслуживает, и должны сделать все, что в наших силах, чтобы ему помочь. Особого внимания требуют люди, находящиеся в заключении. Этим людям необходимо предоставить любую возможность для развития их душевных качеств, для их реабилитации.

Не всегда мы видим результат нашей деятельности, но это не имеет значения. Можно чувствовать себя разочарованными и беспомощными, как если бы нас просили вычерпать ложкой океан. Именно готовность помочь и та искренность, которая стоит за вашими усилиями, отражают потребность быть ответственным. А в конечном счете каждое усилие приносит плоды и удовлетворение.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

Все мы находимся в долгу перед кем-то: перед семьей, воспитывающей нас; перед друзьями, которые нас направляют; перед учителями, обучающими нас; перед народом и государством, стоящими на нашей защите. Бесспорно, долги следует отдавать, надо делать все, чтобы совершенствовать общество. Подумайте, как отличалась бы ваша жизнь от существующей, если бы никто не проявлял заботы о вас.

Никогда ранее не было такой необходимости приходить на помощь другим, выслушивать жалобы тех, кто оказался в беде. Нынешнее поколение – критическое, многие теряют направление в своей жизни и во взаимоотношениях с себе подобными. Тем не менее есть такие, кто пытается возразить: «Как могу я думать о чьих-то проблемах, когда у меня столько собственных?»

Как-то вечером, когда раввин был всецело погружен в свои занятия, в соседней комнате его грудной ребенок выпал из колыбели, залился громким плачем и плакал до тех пор, пока с верхнего этажа, прервав свои занятия, не спустился отец раввина, дедушка младенца. Старый раввин поднял ребенка и долго его убаюкивал, ожидая, когда он окончательно успокоится. Молодой раввин так ничего и не заметил, ни плача ребенка, ни появления отца. Последний объяснил своему сыну: «Независимо от того, насколько возвышенны твои цели, ты не должен углубляться в молитву или учебу, если рядом плачет ребенок».

Никогда не следует сомневаться в своей способности оказывать помощь. «Что могу я действительно сделать? – спрашиваем мы себя. – Кто услышит меня?» Каждому человеку обеспечена возможность осветить свой уголок в нашем мире.

Как продолжает демонстрировать история, человечество – это континуум: нечто, происходящее в самом отдаленном уголке планеты, в конце концов оказывает влияние на жизнь каждого человека. В ранних поколениях мы были гораздо больше изолированы и, возможно, могли изолировать себя также наши общины. Но подобное положение уже не существует. Мы взаимодействуем Друг с другом на каждом повороте, на каждом уровне. Личные критерии влияют на общие и наоборот.

Мы не можем позволить себе оставаться в оборонительной позиции и ждать кризиса. Неосведомленность и беспомощность не нейтральны. Они суть активные, деструктивные силы. Сегодня каждый из нас должен взять на себя ответственность за ближнего. Разумеется, прежде чем помочь другому, мы должны позаботиться о помощи самим себе: получить образование, пройти соответствующую подготовку. Но в состоянии бедности, нужды было бы абсурдно и эгоистично ждать достижения полного совершенства личности и только тогда приступать к оказанию помощи.

Вам не следует бояться променять свою комфортабельную среду на мир, кажущийся порой враждебным. Как и в большинстве случаев, испытание в новой ситуации способно выявить у вас такую решимость, о существовании которой вы совершенно ничего не знали. В конечном счете сама жизнь возникает потому, что Б-г искореняет вашу душу из удобной, уютной духовной среды и переселяет ее в чуждый, материальный мир.

Существует лишь одно условие для исполнения ваших обязанностей – связь с Б-жественным, абсолютным кодексом этики и морали. Если же вы зависите от своих субъективных взглядов и позволяете своей личности диктовать вам поступки, вы можете принести себе и другим больше вреда, чем добра.

Напомним, что мы ответственны не только за себя и своих близких, но и за среду, которая нас окружает. Человек – сокровище творения. Но и каждый отдельный предмет в нашем физическом мире – животном, минеральном и растительном – заряжен Б-жественной энергией и имеет свое предназначение. Окружающая среда священна, и ни один человек не имеет права

разрушать ее. Нас побуждают использовать элементы окружающей среды в той мере, в какой они связаны с нашей миссией на земле. Мы выращиваем животных и растения, чтобы поддержать свое существование; вырубаем леса, чтобы строить жилища; добываем из недр топливо, чтобы обогреваться. Относясь к использованию окружающей среды со всей ответственностью, с полным учетом продуктивных задач и высших целей, мы должны защищать ее в той же мере, что и самих себя.

Все мы живем в одном мире. Если один человек испытывает горе, остальные должны испытывать то же. Если один добивается успеха, все должны пользоваться его плодами. Каждому из нас предоставлен выбор видеть, ощущать это единство или искать другой путь, заботиться только о себе самом, даже за счет других. Ответственность – это один из величайших даров Б-га нам, людям, человечеству. Дар быть активными участниками динамичного раскрытия судеб мира. Мы ни при каких обстоятельствах не должны пренебрегать этим даром. На чувствительных весах, определяющих участь мира, каждый поступок может склонить чашу весов в ту или иную сторону.

Несмотря на протесты семьи, заявления о том, что он нуждается в отдыхе, старыйученый отказывался сократить продолжительность своих занятий и молитв, составлявшую двадцать один час в сутки. Его просили отдохнуть хотя бы еще один час, утверждая, что и двадцати часов дм занятий вполне достаточно. «Бее люди в нашем мире подобны звеньям одной цепи, – пытался объяснить им ученый. – Если бы я сократил свои занятия на час, это повлияло бы на какого-нибудь человека в другой стране, который молится или занимается всего один час в день, и он мог бы вовсе перестать молиться. Другой человек молится только раз в год, и он мог бы перестать это делать. Конечно, один час моих занятий может показаться не таким уж важным. По подумайте, как это повлияет на других людей/»

Вы способны оказать положительное влияние на любого человека, с которым встречаетесь. И степень этого влияния может выходить за пределы вашего видения. Вы можете даже спасти чью-то жизнь, а каждая жизнь – это, как утверждает Талмуд, целый мир. И поскольку ответственность является одной из наиболее фундаментальных человеческих потребностей, исполнение своих обязанностей означает для вас и спасение вашей жизни. Куда бы вы ни шли, с кем бы ни встречались, ищите всегда возможность оказать помощь ближнему, воодушевить, поддержать его.

В этом сложном и беспокойном мире мы никогда не должны забывать об ответственности как за себя самих, так и за других и за среду, в которой мы обитаем. Помните: «Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то кто я? И если не теперь, то когда?»

В 1969 году Ребе выступил с обращением в связи с кризисом, охватившим бруклинский район Краун-Хайтс и другие районы, раздираемые на части вследствие беспорядков, напряженности и бегства многих издавна заселявших, эти районы жителей. «Люди, которые живут в одном районе, ответственны друг за друга, – заявил Ребе, – Они не могут простоубежать, оставляя, в опасности тех, кто не в состоянии уехать, и причинить ущерб мытным торговцам. В данный момент это может показаться трудным, по, оставаясь вместе, мы укрепим свою общину, и она явится примером дм других». Ребе поощрял инвестиции в эти районы, помогал создавать здесь школы и общинные центры. Он предложил постоянно проводить в этих районах свадьбы и другие торжества. И все это для того, чтобы не только помочь экономике районов, но и вселить в общины радость. «Если мы помним о своей ответственности за других, Б-г благословит каждого из нас и всю общину процветанием и успехом».

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру