Старость и отход от дел

Возрождение и чувство собственного достоинство

Годы прибавляют мудрости.

Книга Иова, 32:7

Душа никогда не стареет, с годами она только развивается.

Ребе

Весной 1972 года, накануне своего семидесятилетия, Ребе получил большое количество писем. Некоторые из авторов этих писем рекомендовали Ребе подумать о замедлении темпа его жизни после многих десятилетий активной деятельности, связанной с руководством Любавичским Движением, о том, что настало время ему отдохнуть. Так, по их мнению, поступает большинство пожилых людей.

У Ребе, естественно, не было подобных намерений, в день, когда ему исполнилось семьдесят лет, после приема таких знаменитостей, как Ицхак Рабин и Герман вук (последний передал ему послание президента Никсона), он провел специальное собрание. Верный своим правилам, Ребе использовал личный повод, чтобы выступить с обращением по общественно значимому вопросу. Его выступление, продолжительное, эмоциональное, слушали с напряженным вниманием. Ребе говорил о том, что людям его возраста и даже старше не следует уступать традиционному взгляду и отказываться от плодотворного образа жизни. Напротив, они должны использовать свои дополнительные годы, накопленный жизненный опыт, приобретенную мудрость и «идти от силы к силе» (Псалмы, 84:8). Он подчеркнул, что отгораживаться от старых людей не только жестоко, но и неразумно, поскольку чем быстрее изменяется мир, тем больше мы нуждаемся в опыте и мудрости наших пожилых родственников и друзей.

В 1982 году Ребе проводил аналогичное собрание в день своего рождения, на этот раз восьмидесятого, которое затянулось до трех часов ночи. В поразительной приверженности делу укрепле-ния духа пожилых людей, а также в стремлении подкрепить примером свою теорию Ребе стал раздавать учебные пособия, отпечатанные по этому случаю. На собрании присутствовало несколько тысяч мужчин, женщин и детей, Ребе терпеливо протягивал каждому из них книгу. Свет утренней зари уже струился через окна тонкими лучами...

ОТХОД ОТ ЧЕГО?

Вы интенсивно работали много лет, ваши физические силы иссякают. Не следует ли вам приостановиться? Не пришло ли время получить от жизни награду? Общество решает эту проблему путем освобождения вас от необходимости продолжать трудиться. Но учитываем ли мы, как влияет это «освобождение» на душевное состояние человека? Почему пожилые люди, как правило, чувствуют себя в такой ситуации несчастными? Почему жизнь начинает казаться им такой пустой? Все мы, если нам повезет, доживем до старости. Должны ли мы ожидать это время с воодушевлением или со страхом?

Прежде чем предаться размышлениям о последнем периоде своей жизни, вы должны задать себе основной вопрос, касающийся сущности жизни. Зачем я живу? Ваше отношение к старению и отказу от активной деятельности зависит от вашего ответа на этот вопрос.

Вы можете считать, что целью жизни является достижение материальных возможностей, позволяющих жить, не утруждая себя, достаточно комфортно. В этом случае вы могли бы подумать, что испытаете удовлетворение, если будете доживать свои последние годы с максимальными удобствами и рассматривать эти годы как время заслуженного после долгой трудовой жизни покоя.

Откуда же в таком случае часто возникающее неотступное чувство неудовлетворенности по поводу праздно проводимых дней? Дело в том, что вы были рождены не для того, чтобы жить исключительно материальными интересами. Ваше предназначение – приносить в физический мир правду и добродетель, Б-жественность в каждое мгновение своей жизни. Это предназначение продолжается на протяжении всего нашего существования.

Если бы мы измеряли жизнь с точки зрения материальной выгоды и производительности труда, нам неизбежно пришлось бы рассматривать физическую слабость, характерную для пожилого возраста, как помеху. Но человек является в первую очередь духовным существом, чья истинная ценность определяется интеллектуальными, эмоциональными, духовными достижениями. И мы должны признать, что главной силой в жизни служит душа, которая, в отличие от тела, никогда не стареет, а только развивается. И с годами человек не должен снижать своей активности, поскольку в духовном плане он становится все сильнее.

К сожалению, общество научило нас оценивать успех с материальной стороны. Предполагается, что миллионер, независимо от своего духовного уровня, стоит выше мудреца, если это бедный человек. Мы должны пересмотреть образ мышления и определять успех, исходя из более возвышенных понятий способности и компетентности, мудрости и жизненного опыта.

Необходимо помнить, что предназначение человека – привносить духовность в материальный мир, что путь к подлинному счастью лежит через духовный рост и достижения. А это значит – любить ближнего и всем делиться с ним, находить более глубокий смысл в том, что вы делаете, признавать Б-га во всех своих делах.

Это значит – признать главенствующую роль вашей вечной души. И в этом заключено понимание процесса старения. Продуктивность человека является прямым результатом его творческой активности, которая определяется духовной энергией его души. «Каждый человек создан для труда», – говорят наши мудрецы. Однако интенсивный труд принимает разные формы на протяжении разных циклов нашей жизни. В период старения, когда физические силы человека убывают, интенсивность и продуктивность его труда должны выражаться через духовные свершения. Таким образом, если человек определенного возраста (пятидесяти пяти, шестидесяти пяти или семидесяти пяти лет) вдруг объявляет, что «собирается уйти», возникает вопрос: уйти от чего? От амбиций? От творческих способностей? От своей души? Подобное отношение к проблеме свидетельствует о том, что вы просто готовитесь к смерти. А это неприемлемо для человека, который приходит в наш мир с миссией созидателя.

Аргумент в пользу отхода от активной деятельности безусловно ошибочен. В этом случае предполагается, что цель жизни состоит в том, чтобы накопить соответствующее богатство, по достижении некоторого почтенного возраста отказаться от производительного труда и наслаждаться своим богатством в заслуженное свободное время. Естественно, что человек может пользоваться плодами своего труда. Но это не означает, что он должен забыть причину, по которой труд был поставлен на первое место. Не должен он также посвящать свою жизнь работе только ради денег, как не должен оставлять мир труда и продуктивности ради мира бездействия, мира, который не подвергает нас испытаниям, изолирует от наших духовных поисков.

ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНО НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРЕНИЮ?

Конечно, каждый период жизни отличается специфическим набором характеристик и потребностей. В связи с этим следует уделять особое внимание воспитанию ребенка, ум которого весьма впечатлителен. Необходимо направлять по адекватному пути вспыльчивый, твердый характер молодого человека. Известно, что мы делаем карьеру и растим детей, достигнув среднего возраста, когда можем опереться на сочетание зрелости и умения. Но и сумерки жизни обладают своей, присущей им силой.

Современное общество иногда заставляет нас забыть об этом. Постоянно прославляется образ юности, ставший для нас символом всего желанного и сильного. Это оказывает очевидное угнетающее действие на пожилых людей и в широком смысле – на общество в целом. Если мы ценим физическую энергию молодых выше умственных способностей и мудрости пожилых, выше духовной активности людей с большим жизненным опытом, то что это говорит о наших критериях в целом?

Итак, существуют две диаметрально противоположные точки зрения на старение: «вы стары и немощны, а потому бесполезны»; «вы мудры и опытны, а потому незаменимы».

Наши мудрецы считают, что старость – это положительное качество, благословение. Нам предписывают уважать стариков, независимо от их учености и благочестия, поскольку каждый год жизни прибавляет мудрости и опыта, которых, повидимому, еще нет у самых квалифицированных молодых людей.

На самом же деле старых людей часто рассматривают как балласт, помеху, тогда как молодежь удостаивается самых высоких оценок во всех сферах деятельности, от бизнеса до государственного управления. При этом молодое поколение настаивает на своем праве учиться на собственных ошибках, пренебрегая опытом старших. Пятидесятилетнему опытному специалисту, «сходящему со сцены», приходится выслушивать рассуждения о том, что его служебные обязанности лучше выполнял бы двадцатипятилетний работник. Общество внушает своим членам, что их зрелые годы отмечены отсутствием активности, упадком. Пожилым людям рекомендуют переселяться в интернаты для престарелых, пансионы, лечебницы. Принято думать, что после десятилетий активного труда они мало к чему пригодны, что их знания и способности потеряли свою ценность.

На первый взгляд, такое отношение может показаться хотя бы частично справедливым. Нельзя отрицать, что по мере старения человек физически ослабевает. И разве не бесспорно, что тело семидесятилетнего человека отличается от тела тридцатилетнего?

Но можно ли и следует ли измерять ценность человека его физическим состоянием? Эта проблема выходит за рамки вопроса о том, как мы относимся к старикам. Наше отношение к ним отражает собственно концепцию «ценности». Если физическая сила человека иссякла, а его мудрость и способность проникать в сущность явления не только не снизились, но и возросли, должны мы считать это достижением или упадком?

Разумеется, если приоритеты в жизни данного человека материальны, то его физическое ослабление означает и распад духа, погружение в скуку, пустоту, безнадежность. Если же смотреть на тело, как на вспомогательное орудие для души, справедливым явится совершенно противоположное. Духовный рост старости укрепляет тело. Кроме того, поздние годы жизни позволяют нам пересмотреть свои приоритеты, что трудно сделать в зрелые годы, когда главное место в жизни занимают поиски материальных благ.

Идея ухода из активной деятельности основана на той реальности, что общество делит жизнь человека на два периода – продуктивный и непродуктивный. Первые двадцать-тридцать лет определяются как время его подготовки к продуктивному периоду. В последующие тридцать-сорок он реализует свою творческую энергию, отдает то, что было в него вложено родителями, которые теперь пребывают в пассивном состоянии. В свою очередь, этот человек начинает вкладывать в еще пассивное молодое поколение. Войдя во второй период своей жизни, он оставляет за собой пору «реальных» свершений. Если побудительный мотив к созиданию у него сохраняется, ему советуют найти какое-нибудь безвредное занятие, хобби, способное заполнить ставшее свободным время. Действительно, время становится чем-то таким, что должно быть заполнено. В определенном смысле человек совершает полный круг и возвращается в детство, снова становится лишь потребителем в мире, который формируется уже по инициативе других людей.

Когда этот человек примет решение пассивно наслаждаться плодами своего труда, в мире появится место, которое будет занято кем-то другим. Сам факт, что Б-г даровал человеку хотя бы один дополнительный день телесной жизни, свидетельствует о том, что этот человек еще не исполнил своей миссии на земле, что ему предстоит еще много совершить.

Человек, выполняющий тяжелую работу, может с тоской вспоминать детство и связанную с ним свободу от обязанностей, от напряженного труда. Однако подобная «свобода» его мало привлекает, он стремится сделать что-то реальное, созидательное. Точно так же обещание «счастливого уединения», отхода от дел оказывается жестоким мифом, ибо мы знаем, что истинное счастье возможно только тогда, когда мы вносим творческий вклад в наш мир. И ослабленное физическое состояние в старости является не приговором к бездеятельности, а призывом к тому, что вам следует найти новые, более эффективные средства для свершений.

Старый человек, настолько слабый, что не мог нести свои вещи, попросил молодых людей помочь ему. Те же не только не откликнулись на просьбу старика, но и стали насмехаться над ним. «Старики должны сидеть дома и не создавать неудобств всем нам» – заявил один из них.

Эти молодые люди, музыканты, через несколько дней отправились в путь, надеясь провести концерт в каком-нибудь тихом уголке. Когда они шли по лесной тропинке, до них донеслась прекрасная песня. Вскоре они увидели и обладателя глубокого грудного голоса, певца, одиноко сидевшего на камне и распевавшего под небесами. Это был тот самый старик, который просцл их о помощи.,.

Какими должны быть

Действия пожилых людей в защиту своих интересов?

Следует помнить, что в духовном плане мы все едины. Душа семидесятилетнего человека занимает то же духовное пространство, что и душа семилетнего или двадцатисемилетнего. Так же как семилетнему надо научиться уважать старших, а двадцатисемилетний должен знать, что его решения оказывают значительное влияние на пожилых людей, самим пожилым необходимо осознавать свою роль, вовсе не пассивную. Действительно, последние годы жизни полны возможностей, которые, как правило, полностью ускользают от нашего внимания, пока мы сами не вступаем в этот возраст.

Вы больше не отправляетесь каждый день на работу, но не потому, что ваше тело и душа освобождаются от исполнения их Б-жественного предназначения. Та самая энергия, когда-то уходившая на преодоление конкуренции или планирование сделки, теперь может быть отдана проектам, на которые у вас раньше не было времени. На проекты, озаряющие светом добра тех, кто вас окружает. Помните, что жизненный опыт старого человека, мужчины или женщины, бесценен как в бизнесе, так и в домоводстве, в любом другом деле.

Пусть современное общество еще не приступило к оценке преклонного возраста – пожилые люди должны сами взять в свои руки собственные жизни. Проявлять свои убеждения так же твердо, как общество показывает свою значительную силу. Не чувствовать себя подавленными своим возрастом и его физическим воздействием. Не обращать внимания на тех, кто утверждает, что вы стали менее полезны, поскольку менее физически крепки, чем были когда-то. Не слушать тех, кто думает, будто от вас нечего больше ожидать, кроме разве игры в городки.

Наши сумеречные годы являются именно тем, что имеет в виду определение «превосходная кульминация хорошо проведенного дня». В детстве мы вглядываемся в неопределенное будущее, страстно желая узнать его, но у нас нет опыта, мы зависим от других. Пожилые, мы оглядываемся на то, что узнали, уверены в себе и способны передать другим свою мудрость. Подобно тому как в своей физической жизни вы нуждаетесь в помощи младших, они (младшие) в своей духовной жизни нуждаются в вашей помощи.

Отход от активной деятельности, принудительный или какой-либо другой, является фактом современной жизни. Год за годом наши самые ценные человеческие ресурсы, по-настоящему самые ценные, обрекаются на состояние застоя. Что можно предпринять перед лицом такой человеческой и социальной трагедии? Надо ли включиться в кампанию за изменение этой практики и пересмотр системы ценностей, которая стоит за ней? Или попытаться отыскать светлую сторону этого печального факта?

Вероятно, нужно обратить внимание на оба пути. Мы должны изменить отношение лидеров общества к этой проблеме. Но не менее важно изменить понимание этой проблемы самими пожилыми людьми. Мы обязаны сказать им: «Вы не только не бесполезны, но и становитесь еще большим богатством для общества, чем были раньше». В то же время мы не должны исключать ситуацию, когда пожилые люди оставляют работу. Давайте организуем в каждой общине центры учения, откроем в каждой лечебнице, в каждом интернате классы и рабочие мастерские для тех, кто стремится заполнить свое время конструктивной деятельностью. Как и производительный труд, образование – это занятие, которое продолжается всю жизнь. Учеба, молитва способны возродить самоуважение и потенциал пожилых людей, превратить их из отверженных в источник света для своих семей и общин. Период после того как человек оставил работу, если правильно его использовать, может стать одним из самых продуктивных в его долгой жизни.

Как могут пожилые люди

Получить доступ к огню своих душ?

Необходимо помнить, что, независимо от того, каким слабым может стать наше тело, душа наша остается сильной и постоянно нуждающейся в пище. Вы должны питать свою душу, уделяя каждый день особое время для учения и молитвы. При этом вы должны делиться опытом с более молодыми, советовать своим друзьям и знакомым вашего возраста поступать таким же образом. Если вы будете искренни в своей попытке к общению, то более молодой признает справедливость того, что вы хотите сказать, и попытается откликнуться на это. По возможности проводите больше времени с внуками, делитесь с ними опытом своей жизни. Не торопясь, воспитывайте их в духе тех жизненных приоритетов, которые только вы можете передать им. Просто любите их и наслаждайтесь их обществом, позволяйте им любить вас и радоваться общению с вами.

Смотрите на эту деятельность не только как на возможность заполнить свое свободное время, но и как на средство питать свою душу, омолаживать свой дух. Медицина все настойчивее уверяет нас, что наше физическое здоровье зависит от здоровья духовного. Поэтому не слушайте голоса собственного тела или обескураживающих голосов тех, кто вас окружает. Помните, что возраст – это достоинство, что возраст – это мудрость. Физическая сила может быть эфемерной, а добрые дела вечны. Каждое доброе дело оказывает благотворное влияние на весь мир.

Настало время по-новому посмотреть на пожилых людей. По-новому посмотреть на их расставание с работой (уход в отставку, выход на пенсию и т.д.). По-новому посмотреть собственно на сущность жизни. Быть может, из всех людей именно пожилые являются теми, кто больше всего нуждается в полной смысла жизни. И они лучше всех могут научить нас вести такую жизнь.

Летом 1980 года, когда Ребе было 78 лет, он призвал организовать центры учения для престарелых. С тех пор во всех уголках мира были созданы сотни подобных центров, названных по предложению Ребе Тиферес Зекеним («Сияние пожилых людей»). В этих центрах пожилые люди каждый день черпают друг у друга мудрость, совместно решают сбои интеллектуальные проблемы.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру