Смерть и траур

Окончательная трансформация жизни

А живые примут это близко к сердцу.

Когелес,7:2

Душа никогда не умирает.

Ребе

В 1950 году, после ухода из этого мира его предшественника и тестя, Ребе подчеркивал, что лучший способ прославления усопших – предоставить говорить за них совершенным ими добрым делам. Цитируя письмо, написанное в 1920 году его тестем поем кончины своего отца, Ребе говорил, что истинный Лидер подобен пастуху, который никогда не оставляет своего стада. Далее Ребе пояснил, что «...он (усопший лидер) даже в большей мере, чем при жизни, находится среди нас, поскольку его душа свободна от физических ограничений времени и пространства». Ребе высказался в том смысле, что последователи любого лидера должны укреплять свою связь с ним, изучая его труды, выполняя его указания и развивая его деятельность.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОЗНАЧАЕТ СМЕРТЬ?

Само слово «смерть» вселяет страх в сердца людей, которые считают ее такой же непостижимой, как и неизбежной. Им трудно говорить о ней, трудно понять, что стоит за этим словом, они с трудом могут позволить себе думать об истинном значении смерти. Такую реакцию можно объяснить тем, что многие представляют себе жизнь как состояние, в котором человеческое тело биологически активно. Но возникает ряд вопросов: что же происходит после смерти, что означает смерть в действительности, как должны относиться к смерти родные и близкие покойного?

Таинство смерти – это часть загадочного явления, к которому относятся также душа и сама жизнь. Понять смерть значит понять жизнь. Известно, что в процессе жизни душа вдыхает жизнь в тело. После смерти происходит отделение души от тела, но она продолжает жить, теперь уже свободная от физических ограничений тела. Поскольку истинный характер человека (его доброта, нравственность, самоотверженность) заключен в его душе, после исполнения своего предназначения на земле он достигает более высокого уровня.

Мы знаем, что ни одно вещество в природе не исчезает, что оно лишь изменяет свою форму. Можно, например, срубить дерево и использовать его для строительства дома, изготовления стола или кресла. Независимо от того, какую форму оно приобретет, дерево останется деревом. Если же сжечь его в печи, оно превратится в энергию, которая отдает тепло и газ. Дерево, кресло, огонь – все это различные формы одной и той же субстанции.

Происходящее с материальной субстанцией в еще большей степени относится к духовной сфере. Духовная жизненная сила человека, его душа, никогда не исчезает. После смерти она переходит в другую, высшую форму. Поначалу все это, возможно, трудно понять, так как мы на протяжении всей жизни зависим от наших органов чувств. Очевидно, что легче держать в своих руках кресло, чем ухватить рукой тепло и энергию, выделяемые деревом во время горения. И все же это тепло не менее реально, чем изготовленное из дерева кресло.

Настраиваясь на более духовный образ мышления, мы учимся устанавливать связь с подлинной сущностью души, с ее возвышением над смертью и освобождением от тела при переходе в более чистую форму духовной энергии.

Независимо от того, какие физические болезни могут выпасть на долю человека при жизни, они остаются лишь физическими недугами. То, что происходит с плотью и кровью человека, ни в какой мере не уменьшает силы его души, которая исключительно духовна. Поэтому лишено оснований использование понятия «загробная жизнь». Соответствующее пониманию происходящего после смерти, оно предполагает, что мы вошли в другое, обособленное место. На самом деле смерть является продолжением жизни, какой мы ее знаем, но в новой, высшей форме. Глава в Торе, где обсуждается смерть Сары, например, называется «Жизнь Сары». Глава, в которой обсуждается смерть Яакова, названа «А Яаков жил».

Чтобы правильно ответить на вопрос «Что такое смерть?», мы прежде всего должны определить, что такое жизнь. Согласно медицинскому определению, человек жив, пока работают его мозг и сердце. Но дыхание, движения, речь – это лишь проявления того, что мы называем жизнью. Истинным источником жизни, той энергией, которая позволяет функционировать телу, является душа. А душа бессмертна, потому что она связана с Б-гом, подарившим человеку жизнь. Проявления жизни после смерти прекращаются, но душа продолжает жить, как уже было сказано, в другой форме.

Каким образом смертный человек связан с вечной жизнью? Через материальную жизнь, которая соединяет тело с душой и тем самым – с Б-гом. Человек, превративший свое тело в источник добра и великодушия, заботится о своей бессмертной душе. Истинно живой человек дает жизнь другим, именно такой человек вечен.

Тем, у кого смысл жизни заключается в материальных приобретениях, смерть действительно представляется «концом». Это время, когда скоротечные достижения уже не играют никакой роли. Но для человека, смысл жизни которого состоит в приобретении духовных ценностей, жизнь бесконечна. Его Душа поддерживается, питается неугасимой энергией добрых

дел, совершенных им на земле, и продолжает жить материально в его детях и других людях, которые увековечивают его духовную жизнеспособность. Наши мудрецы говорят: «Как живы его потомки, так жив и он» (Талмуд, Таанис, 56).

Во многих случаях бывает трудно установить различие между биологической и духовной, подлинной жизнью. Сбивают с толку материальные приманки биологической жизни. Однако, когда душа покидает тело, можно наблюдать, как она продолжает жить, воодушевляя людей на добрые дела, на воспитание других и оказание им помощи, на Б-жественную и духовную жизнь. Именно покинув землю, праведник начинает оказывать наиболее глубокое влияние.

Весьма уважаемый раввин, чувствуя приближение своего смертного часа, попросил перенести его в зал, где он обычно проводил беседы. «Я ухожу на небеса, – обратился он к своим последователям, – но оставляю вам свои труды». Зарыдавшему при этих словах сыну отец ослабевшим голосом сказал: «Эмоции? Эмоции? Нет. Интеллект. Интеллект». С того момента сын сохранял стойкость, часто размышляя над жизнью вечной души отца.

ЧТО ЗНАЧИТ СМЕРТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТЕХ, КТО ОСТАЕТСЯ?

Итак, смерть представляет собой возвышение души до более высокого уровня. Тем не менее она производит на оставшихся в живых тягостное впечатление. Важно, чтобы она (как и другие впечатления жизни) служила уроком для движения вперед. И рассматривать ее надо не как отрицательное явление, а как силу, способствующую росту, развитию.

Поскольку смерть человека обычно вызывает сильные переживания у его близких, необходимо представлять себе границы, в которых они могут быть выражены, и конструктивный путь к успокоению. Печаль по поводу потери любимого человека часто сопровождается смятением относительно будущего у того, кто остается в этой жизни. Мудрецы говорят, что вовсе не оплакивать умершего было бы варварством, но и оплакивать его чрезмерно не следует (Маймонид, Свод законов, Законы траура, 13:11,12). Достаточным считается недельный траур. При более длительном проявлении печали смерть присутствует как бы сама по себе, создавая препятствие нашему продвижению по жизни.

Но почему мы должны ограничить свое естественное страдание, связанное со смертью дорогого нам человека? Горе – это чувство, а чувства нельзя подавлять, не правда ли? Не допускаем ли мы ошибку, заключая свое горе в какие-то границы, подавляя его или пытаясь направить в определенном направлении?

Действительно, горе – это чувство. Но мы можем выбрать, как его пережить, в деструктивной или продуктивной форме. Задача состоит в том, чтобы понять сущность смерти, осознать и ее положительный аспект. Оплакивающий смерть близкого человека должен помнить, что душа покойного заняла теперь более высокое положение, чем во время пребывания на земле, и продолжает подниматься вверх. Акт примирения между пониманием того, чем является смерть, и нашим горем может превратить смерть из переживания, приносящего травму, в опыт умиротворения, спокойствия.

Подавлять выражение своего горя и вредно, и неуместно. Но позволить ему переполнить нас значит игнорировать истинный смысл смерти, тот факт, что благочестивая душа нашла себе более праведное жилище.

ЧЕМУ УЧИТ НАС СМЕРТЬ?

Таким образом, траур отмечает возвышение души человека, ушедшего из жизни, и горе близких ему людей. Смерть является также поводом для того, чтобы подвергнуть анализу свою жизнь, заглянуть в собственную душу, определить, в какой мере мы исполняем Б-жественное предназначение. Маймонид пишет, что оплакивающий умершего должен «проявить беспокойство и озабоченность своим поведением, оценить его и покаяться» (Маймонид, Свод законов, Законы траура, 13:12).

Все мы знаем, как нелегко бывает постоянно контролировать свое поведение, пока не умрет член семьи или друг. Тогда мы вспоминаем все, что совершил покойный за свою жизнь, как он обращался с близкими, как помогал людям. К сожалению, именно приход смерти часто выводит нас из состояния удовлетворенности и вынуждает пересмотреть свои приоритеты.

Истинная связь между родителями и детьми, между мужем и женой духовна, и она остается неразрывной, прочной после смерти кого-то из них. Душа умершего, будучи вечной и безупречной, наблюдает за теми, с кем она была близка. Каждое доброе дело доставляет ей большую радость, особенно если эти дела совершаются так, как учил покойный при жизни (путем наставлений или личным примером).

Этой душе известно все, что происходит с родными и близкими ей людьми. Она огорчается, когда они испытывают чрезмерное горе или депрессию, и радуется, если они преодолевают охватившее их страдание, продолжают созидательную деятельность и благотворно влияют на окружающих.

Заменить умершего любимого человека невозможно, каждый человек – это целый мир. Но существует способ, помогающий частично заполнить образовавшуюся пустоту. Дополняя свои обычные добрые дела благородными поступками от имени умершего, в память о нем, мы продолжаем работу его души, сооружаем ему живой памятник.

Где найти эту дополнительную энергию, тем более тогда, когда нас переполняет горе по поводу самой смерти? Подобно тому как во время болезни тело обращается к своему источнику силы, душа в моменты больших потрясений изыскивает скрытые резервы, о существовании которых мы и не подозреваем.

Какие выводы можно сделать, пересмотрев свои взгляды на смерть? Какое значение это имеет для тех из нас, кто пребывает в реальности, определяемой нашими пятью чувствами и законами природы, в реальности, где физическая жизнь неизбежно приводит к физической смерти?

Тем, кто продолжает рассматривать лишь внешний слой жизни, ее материальную составляющую, ограниченную человеческим телом, смерть действительно кажется концом жизни. Но мы должны научиться проникать внутрь этого наружного слоя, видеть человеческую душу, нашу связь с Б-гом и вечностью.

В глубине сердца все мы осознаем эту связь. Любой здравомыслящий человек, наблюдающий, например, за солнечной системой или задумывающийся над сложным строением атома, должен прийти к заключению, что наш мир возник не в результате какой-то случайности и состоит не просто из физического вещества. Каждое живое существо проявляет заложенную в него энергию. Куда бы мы ни посмотрели, везде мы видим замысел и цель, печать Создателя. И коль скоро каждый человек имеет определенное предназначение, это относится и к каждому событию нашей жизни. Даже смерть имеет смысл, даже она становится инструментом для жизни, наполненной большим смыслом, даже она есть форма энергии.

Но и после всего, что говорится и делается по этому поводу, смерть остается непонятным и опустошающим явлением для тех, кого она лишает любимого человека. После всех рационалистических и разумных объяснений сердца близких покойного продолжают скорбеть. И они должны скорбеть.

Когда друзья или родственники оплакивают усопшего, не пытайтесь им ничего объяснять, будьте с ними, утешайте и успокаивайте их, поплачьте с ними. В этом случае действительно нечего сказать, независимо от всех наших попыток мы должны признаться, что часто не понимаем таинственных путей Б-га.

Мы должны просить Всевышнего о том, чтобы наконец наступил тот день, когда больше не будет смерти, когда «смерть исчезнет навсегда и Б-г вытрет слезы с каждого лица» (Исайя, 25:8).

Ребе пережил смерть всех членов сваей семьи – отца, матери, двух братьев, тестя, жены. И каждый раз он трансформировал свое горе в катализатор, способствующий созданию воспитательных и благотворительных, организаций в соответствии с традициями, которых придерживались усопшие, Каждый год в годовщину их смерти он проводил беседы о добрых делах, совершенных ими, «учреждал в их память новые организации.

Особенно сильно подействовала на него и стимулировала его благотворительную деятельность смерть тестя рабби Иосефа-Ицхока Шнеерсона. Он посещал могилу тестя несколько раз в неделю, проводил там много времени в безмолвной молитве и чтении писем из той многочисленной почты, которую получал ежедневно. Каждый ответ на эти письма Ребе заключал словами: «Я упомяну об этом на могиле тестя».

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру