Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Страх и тревога

Внутренние враги

Я спокоен и не буду ничего бояться, ибо Б-г – моя сила и песня, и Он помощь мне.

Исайя, 12:1

Думайте о хорошем, и будет хорошо.

Ребе

Ребе часто рассказывал о своем тесте, рабби Иосефе-Ицхоке Шнеерсоне, предыдущем Любавичском Ребе. В 1927 году рабби Иосеф-Ицхок был арестован властями в Москве. Когда он решительно отклонил предложение сотрудничать с властями, один из следователей пригрозил ему револьвером. «Страх перед этой игрушкой развязал язык многим». – «Эта игрушка устрашает лишь того, у кого один мир и много богов, – возразил Ребе. – По не того, у кого только один Б-г и два мира».

чего мы боимся?

Мы боимся многого. Мы боимся болезней и смерти. Боимся потерять работу или обеднеть. Боимся изменений: нового дела, нового дома, нового брака. Мы можем бояться одиночества или, напротив, людей. Существует страх не быть признанным своей семьей, друзьями, коллегами или соседями, обществом в целом.

Страх, тревога, депрессия – это основные факторы, которые в значительной мере влияют на поведение человека. Относятся они к наиболее неправильно понимаемым силам, проявляющимся в нашей жизни, и в своей самой острой форме парализуют нас. Как взаимодействовать с этими силами? Чего мы боимся? И почему боимся?

Простых ответов на эти вопросы, по-видимому, нет. Страх – действительно ужасная и сложная сила. Спокойная, бесшумная, но опустошающая, вызывающая тревогу и, наконец, депрессию. Если вы охвачены страхом, ваша способность рассуждать деформируется, вас парализуют сомнения и вы оказываетесь неспособными принять простейшее решение.

Возможен естественный, разумный страх перед неизвестным, который в ряде случаев защищает нас от опасности. Причина такого страха возникает в области явного и служит полезной цели. Более распространенный страх практически не поддается идентификации. Блуждая во мраке, он процветает на нашей неосведомленности, его трудно преодолеть.

Представьте себе ребенка, который боится темноты. Этому страху нет рационального объяснения, но никакие слова не способны его рассеять. Можно только остаться с ребенком, взять его за руку, включить свет и показать, что бояться нечего.

Часто нет причин для страха и у взрослого человека, а если они есть, человек может преувеличить их до таких размеров, что оказывается заложником страха. Источником страха очень часто являются сомнения, опасения. Должен ли я согласиться на эту работу? Смогу ли я решить этот вопрос? Что подумают мои родные и друзья, если я отважусь на эту перемену в моей жизни? Подобные сомнения оказывают на человека сильное давление, а эмоциональное перенапряжение может закончиться нервным истощением.

Ясность – одно из самых больших наших благ. Освободившись от сомнений, вы чувствуете себя так, будто с вашего сердца снят тяжелый камень. Даже если вам кажется, что где-то допустили ошибку, вы можете, по крайней мере, знать, чего вам ждать от будущего, можете обрести силы и уверенность для движения вперед. Человек, у которого в жизни нет ясной цели, пребывает в постоянном замешательстве. Запутываясь в паутине страха и тревоги, мы все больше погружаемся в сомнения и депрессию.

Если вы намерены вести полную смысла, результативную жизнь, ваше сердце должно быть свободно от тревоги и печали, угнетающе действующих на вас. Отчаяние утомляет сердце человека, ослабляет его дух, снижает сопротивляемость подлинным испытаниям, если они возникают. Несомненно, мы встречаем на своем жизненном пути достаточно препятствий, и нет надобности создавать себе дополнительные, внутренние препятствия.

Задача заключается в том, чтобы терпеливо освобождаться от сомнений, которые опутывают человека. Страх, процветающий во мраке сомнений, исчезает при свете определенности. Вы должны внести ясность в свою жизнь путем осознания ее цели.

происхождение страха

Причин для появления у человека страха много. Это может быть обман в детстве; травма, которая произвела на него неизгладимое впечатление; возможно, ему никогда не говорили о цели жизни. Страх может укорениться, если считать, что жизнь – это какое-то непродуманное и беспорядочное существование.

Большая часть тревог человека проистекает из боязни быть уничтоженным. Вы боитесь потерять привычный, окружающий вас мир. Вы уподобляетесь ребенку, у которого только одна игрушка. Заберите ее, и ребенок заплачет. Точно так же люди, осознающие материальный мир как единственно существующий, боятся потерять его, потому что другого они не знают.

Легко показать, насколько ограничен подобный образ мыслей. По своей природе материализм скоротечен. Съеденная вами пища быстро переваривается. Деньги, заработанные сегодня, завтра будут потрачены. Положение, власть, ради достижения которых вы так упорно трудились, могут исчезнуть в одно мгновение. Если жизнь зиждется на подобной временной основе, как можно рассчитывать на чувство уверенности? Сделав неправильный выбор, определив материальный мир в качестве приоритета, вы вносите в свою жизнь набор страхов и тревог. Вы боитесь, что не заработаете достаточно денег, боитесь потерять работу. У вас нет уверенности, что достаточно удачно ведете дела.

Ограничив свою жизнь работой, светским обществом, заботой о деньгах, вы подвергаете себя сильному страху из-за того, что вас могут не принять другие люди. Отсюда кардинальное наставление: «Не стыдитесь тех, кто смеется над вами» (Шулхан Орух). Мы очень хотим приспособиться. Боимся выделиться и постоянно беспокоимся о том, что о нас думают окружающие.

Осознаете ли вы, как этот страх опустошает вас?

По своей природе люди непостоянны. Их настроение переменчиво, изменяются их мировоззрение, их ценности. Очевидно, что, беспокоясь о производимом вами впечатлении, вы вручаете свое счастье и безопасность в руки непредсказуемых людей, вашего начальника, обладающего скверным характером, или упрямого клиента. Вы постоянно тратите огромное количество энергии, стремясь угодить одному и другому. Вам приходится быть разным утром, днем и вечером. Неудивительно, что вашей жизнью управляет тревога, что вы не знаете душевного покоя.

Вам не следует поступаться своими ценностями из-за страха того, как вы будете поняты. Это – одно из самых трудных испытаний, все мы хотим быть любимыми и признанными. Но кем признанными? Людьми, чьи критерии так изменчивы? Которые сами озабочены тем, какое впечатление они производят?

Единственным человеком, в признании которого вы нуждаетесь, являетесь вы сами. И достигается это интегрированием Б-га в вашу жизнь, посвящением себя той цели, ради которой созданы. Следуя Б-жественным законам морали, вы внедряете в свою жизнь безгрешность и спокойствие, упорядоченность. Только так вы откроете ясность, подавляющую страх, избавитесь от него перед лицом неожиданного и неизвестного. Б-г наделил каждого из нас способностями и средствами для преодоления выдвигаемых жизнью испытаний. Когда вы проявляете абсолютную веру в Б-га и знание своего предназначения, даже самые сильные ваши страхи (бедности, болезни, смерти) начинают рассеиваться в ярком свете ясности.

Маленькая девочка из очень бедной семьи постоянно видела страшные сны. Раввин, к которому родители девочки обратились за советом, сказал: «Наши мудрецы говорят, что мы видим ночью то, о чем думаем днем. Спросите у дочери, чего она боится». На вопрос родителей девочка ответим: «Больше всего на свете я боюсь вашего страха. Я часто вижу, как вы оба сидите и сокрушаетесь о бедности, в которой мы живем».

КАК ПОБЕДИТЬ СТРАХ?

Единственный путь действительно освободиться от страха – это связь с Б-гом. Признав, что вы являетесь неотъемлемой частью Б-жьего замысла, что ваше участие в нем крайне необходимо и ваше существование значимо, вы можете справиться с сомнениями, которые питают ваш страх.

Нам нечего и некого бояться, кроме Б-га, поскольку ничто так не реально, как Б-г. Но «страх перед Б-гом» – это вовсе не страх в обычном понимании, это благоговение и уважение перед высшим присутствием в нашей жизни, признание того, что Б-г выбрал вас для исполнения особой роли в совершенствовании мира. Когда вы чувствуете себя подавленным или чем-то напуганным, задумайтесь над этим. Вы боитесь, что не справитесь с особым испытанием или препятствием, – спросите себя, чего хочет от вас Б-г?

Если у вас только один Б-г и два мира, материальный и духовный, вам нечего бояться. Проблемы, мгновение назад казавшиеся такими серьезными и неразрешимыми, представляются совершенно незначительными. Вы понимаете, что деньги, положение и признание не являются больше приоритетными в вашей жизни. Сомнения начинают рассеиваться, появляется уверенность от сознания того, что вы работаете для высшей цели и Б-г не требует от вас ничего невозможного. В вашей жизни не найдется места для отчаяния и тревог, а будут пребывать радость и прославление факта своего существования.

Такая уверенность заполняет всю вашу жизнь. А когда вы научитесь сосредоточиваться на ее реальных проблемах, вам не придется больше беспокоиться о соответствии ваших критериев критериям окружающих. Ваши ориентированы на Б-жьи, которые заведомо выше человеческих, и на них легче положиться. В отличие от эфемерных, постоянно изменяющихся материальных ценностей человека, духовные незыблемы. Когда вы проникнетесь этим сознанием, тривиальные вопросы жизни не будут вам уже страшны, как, скажем, темнота взрослому. Страх и тревога уже не представляются вам приводящими в смятение ослабляющими силами. Вы принимаете их как испытания, которые следует преодолеть на пути к полной смысла жизни. Знание врага – наполовину одержанная победа. И если вам известна причина вашего страха, вы твердо стоите на пути к победе над ним.

Из этого вовсе не вытекает, что вы освободились от всех страхов и тревог. Они – часть нашей жизни. И определять их надо как признак того, что в вашей жизни что-то разладилось, что-то уводит вас в сторону от главного. Поэтому, ощутив страх или тревогу, не поддавайтесь депрессии, идите навстречу происходящему и старайтесь справиться с ситуацией.

Депрессия бывает двух видов – конструктивная и деструктивная. Первая выражается как отчаяние смиренности, покорности человека, не только признающего свои неудачи, но и желающего их преодолеть. Это отчаяние человека, который агонизирует из-за своих недостатков и упущенных возможностей, но не склонен оставаться безразличным к собственным проблемам и проблемам окружающего мира. Депрессия второго вида, деструктивная, – это отчаяние человека, отказавшегося и от себя, и от своего ближнего, позволившего депрессии иссушить надежду. Конструктивная депрессия – это трамплин к самосовершенствованию, деструктивная – бездонная пропасть.

Как различать состояние двух человек, испытывающих депрессию того и другого вида? Первый чаще всего плачет, глаза второго сухи и пусты, ум и сердце первого охвачены смятением, второго – безмолвны от апатии и тяжелы, как свинец. А что происходит с каждым из них, когда им удастся преодолеть отчаяние? Первый устремляется к действию и делает неуверенные шаги, чтобы вскоре полностью избавиться от депрессии, второй остается парализованным, его дорога все еще не легче, чем была до этого.

Одержать верх над депрессией можно, если внести в свое мышление свежий подход. Тревожные, деструктивные мысли замените положительными, конструктивными. Думайте о хорошем, и будет хорошо. Это не безрассудный оптимизм, а признание того, что добро существует, по-видимому, даже в плохой ситуации, и бороться со своим страхом – значит выдержать испытание. Освободитесь от сомнений, развяжите все узлы, которые вас связывают. Но помните, что в определенное время можно развязать только один узел. Не впадайте в уныние из-за этой перспективы. И на самую высокую гору надо подниматься постепенно, шаг за шагом. Как уныние порождается унынием, так ясность приносит с собой ясность. Сделав один шаг в положительном направлении, вы набираете силу для преодоления любого расстояния.

Рассмотрите несколько высших приоритетов в вашей жизни. Преходящи ли ваши цели или они вечны? Важнее ли деньги и положение, чем семья и помощь людям? Если у вас преобладает последнее, вполне вероятно, что вы испытываете огромный страх из-за того, что не добьетесь своих целей.

Вы можете отвлечься от своего материального цикла, сосредоточившись на положительных моментах, на своих способностях, достижениях, на людях, которых любите. Однако лучше разделить свою тревогу с друзьями или членами семьи, способными оказать вам поддержку, поделиться с вами новыми идеями, помочь найти правильное решение. Участвуйте в реализации проектов, которые принесут вам глубокое удовлетворение. Очень скоро ваша жизнь наполнится деятельностью, полной смысла, и в ней не будет места для страха и тревоги.

А главное – это присутствие Б-га в вашей жизни. Понимание того, что ваше предназначение на земле гораздо важнее всех самых серьезных переживаний. Чем выше вы ставите свои истинные ценности, тем меньше испытываете страха по поводу земных, повседневных тревог. Будьте признательны Б-гу за то, что внутри вас Он охраняет вашу душу. Даже у того, с кем жизнь обошлась немилосердно и жестоко, душа чиста. Вы должны помнить, что на земле нечего бояться: Б-г всегда с вами, и, следуя Его указаниям, вы открываете дорогу Его благословениям.

Независимо от того, насколько силен испытываемый вами страх, прислушайтесь к своей душе. Поначалу страх может помешать вам слышать ее, но будьте терпеливы, настойчивы, и не забывайте выполнить обязательное условие – рассматривать свой страх искренне и правдиво.

Вообразите, что вы пришли в такое место, где деньги, сила и тщеславие не представляют ценности, и это место – здесь, теперь. В тот самый миг, когда вы посмотрите страху в глаза, он начнет исчезать. Используйте свой интеллект, чтобы побороть эмоции. Используйте для победы над страхом свой дух. Дайте войти в вашу жизнь прежде всего Б-гу, радости и энтузиазму. Позвольте яркому свету вашей души сиять в каждом темном уголке, где может расцвести страх.

Художник, перенесший личную трагедию, написал о своей депрессии Ребе. В своем ответе отчаявшемуся человеку Ребе писал: «Гений художника заключается в его способности, отделить себя от внешности изображаемого им предмета, глубже в него заглянуть и увидеть его сущность. Он должен суметь выразить эту сущность таким образом, чтобы любой, кто смотрит на законченную картину, увидел в ней новое содержание. То новое, которое он, зритель, никогда раньше не видел в самом предмете. То же самое можно сказать о человеке, его сущность есть его Б-жественность. Вопросы внешней жизни человека не должны затемнять его сущности. Трагедии жизни следует рассматривать такими, какими они являются в действительности, как часть той упорядоченной системы испытаний и усилий, которая позволяет нам достичь наивысших уровней счастья и добра».