Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вера и разум

Прикоснуться к Б-жественному

Путь веры избрал я.

Псалмы, 119:30

Вера не свидетельствует об отсутствии разума, она сама по себе дар, который при совершенствовании позволяет нам опытным путем познать суть.

Ребе

Посетивший Ребе писатель в беседе с ним высказал предположение, что многие люди не верят в Б-га. Ребе не согласился с ним: «По природе своей люди верующие, Они могут сомневаться, но сомнения и есть признак того, что человек верит. Он должен в какой-то мере признавать Б-га, хотя бы для того, чтобы подвергать сомнению Его существование». – «По если люди действительно верят, почему они не проявляют готовности отстаивать свою веру?» – спросил писатель, «Они боятся этой веры, – отвечал Ребе. – Боятся тех задач, которые она может поставить перед ними, Опасаются, что вынуждены будут отказаться от части своего комфорта или скомпрометируют некоторые свои идеи. Они стремятся избежать изменений в своей жизни».

ЧТО ТАКОЕ ВЕРА? ЧТО ТАКОЕ РАЗУМ?

Люди наделены множеством способностей. У них есть мозг для обработки информации, движущие ими эмоции, ведущая их интуиция. Они обладают органами чувств, чтобы видеть, слышать, обонять, различать вкус, осязать. Остается ли здесь место для веры?

Многие не рассматривают веру как основную человеческую способность и, скорее, склонны объяснить ее отсутствием разума. Другие, более циничные, считают веру признаком слабости, тем, к чему обращаются, когда терпят во всем неудачи. В прежние времена вера была необходима человеку, потому что он не располагал научными данными, которые могли бы объяснить законы природы. Разум и выдающиеся достижения, казалось бы, позволили ему обойтись без веры. Не является ли она лишь плодом воображения, предназначенным для решения вопросов, недоступных нашему пониманию?

И тем не менее люди верят, верят в нечто большее, чем они сами. Это чувство заложено внутри каждого из нас. Нам надо лишь понять, как подойти к нему. Мы, несомненно, знаем, как подойти к разуму, ибо затратили всю свою жизнь на совершенствование этой способности (в школе, на работе, в любом месте). Но развиваем ли мы веру? Не является ли вера чем-то таким, что либо есть, либо нет?

Все мы рождаемся верующими. Вера не приобретается и не постигается в процессе учения. Ребенок располагает врожденной верой. Расскажите ему фантастическую историю, и, даже чувствуя, что это «неправда», он верит вам.

Не следует путать веру с детским простодушием, легковерием или леностью. Не является вера и следствием отсутствия разума. Вера – это мощная положительная сила в нашей жизни, не менее существенная для души человека, чем способность думать или чувствовать. Вера представляет собой умение признавать истины бесконечно, непостижимо выше нас самих и принимать их как реальные, весьма важные.

Почему же так много людей полагают, что они лишены веры? И почему бытует мнение, что вера и разум противоречат Друг другу? Вероятно, потому, что неправильно определены их роли.

Обратимся снова к ребенку. По мере своего роста он все меньше склонен оценивать явления, с которыми сталкивается, по внешнему виду. Значит ли это, что он утрачивает веру? Нет,

не значит. Дело в том, что его вера заслоняется разумом. И не только в этом. Растущий ребенок начинает понимать, что его верой постоянно злоупотребляют. Сталкиваясь на протяжении многих лет с лицемерием и ложью, он учится подвергать сомнению свои верования и, чтобы защитить их, пользуется для осмысления идей и определения системы ценностей одним своим разумом. В самом деле, он способен заставить умолкнуть свой внутренний голос, внушающий ему: нечто, которое нельзя пощупать руками и понять своим умом, может существовать.

Мы должны развивать свою врожденную веру, нельзя позволить разуму заглушить внутренний голос, подсказывающий нам то, о чем мы всем своим бытием знаем, что это истина. Здоровый ум признает свои врожденные ограничения и понимает, что наши многочисленные впечатления могут выходить за рамки возможностей человеческой логики.

В конечном счете мы учимся включать в нашу жизнь многие, даже кажущиеся абсурдными убеждения, например касающиеся черных дыр в космическом пространстве или странных случаев, связанных с элементарными частицами. Эти не поддающиеся, на первый взгляд, пониманию области знания мы принимаем, поскольку они помогают нам постичь различные явления физического мира.

Мы готовы поверить в нечто, находящееся за пределами нашего знания, но просим предоставить нам неоспоримые доказательства, когда дело касается веры в Б-га, не полагаемся на свою врожденную веру. Почему мы используем двойной стандарт?

Возможно, последствия признания Б-га и связанная с этим личная ответственность требуют такого напряжения сил, что мы охотнее станем оправдывать свои сомнения в существовании Б-га или Его непризнание.

Мы должны отказаться от желания верить в Б-га, только полагаясь на наш разум. У каждого из нас есть внутренний «судья истины», последний арбитр, который взвешивает всю поступающую от нашего разума и органов чувств информацию. Иногда этот судья настаивает на том, чтобы наша логика вступила в борьбу с введенным в заблуждение чувством. В других случаях он говорит нам, что наш рациональный или скептический разум должен уступить избранной нашей верой истине.

Наш разум, если он вполне развит, приводит нас к очевидному заключению, что реальность значительно превосходит то, что мы можем постигнуть с помощью наших чувств и нашего интеллекта, к пониманию того, что реальность не является продуктом ума, a ум есть продукт реальности. Разум способен привести нас к двери в эту реальность, но нужны инструменты, чтобы войти в нее.

Однако это еще не вера, ибо вера есть полное постижение Б-га. Разум позволяет нам функционировать в этом мире, понять смысл своего существования. Но без веры мы лишены основы жизни, возможности соединиться с Б-гом, с абсолютной реальностью.

Жизнь становится хаотичным рядом логичных и нелогичных собьггий. Мы запутываемся в поисках смысла жизни и не находим успокоения в беспокойном дезинтегрированном мире.

Вера – это сила, которая прикасается к вам, к вам одному. Это скромная истина, которая так же проста, как и реальна, так же тиха, как и действенна. Реальность Б-га распространяет волшебную музыку. Повседневная энергичная деятельность, суета материального мира часто ее заглушают. Вера – это инструмент, с помощью которого мы можем устранить возникающие помехи. Разум рассказывает нам, как надо жить, но вера объясняет, почему надо жить. Чтобы вести жизнь, полную смысла, мы должны объединить нашу веру и разум.

КАК ОБЪЕДИНИТЬ ВЕРУ И РАЗУМ?

Вера и разум – суть две способности, которые мы используем для познания Б-га. Через веру познается сущность Б-га, через разум – Его проявление.

ВЕРА И РАЗУМ

Вера действует независимо от нашей мудрости, наших знаний и свершений, делает возможным присутствие высшего начала в нашей жизни. Каким бы умным ни был человек, как бы высоко он ни оценивал величие мира и простоту законов, которые им управляют, какими бы возвышенными ни были его духовные идеи и переживания – все это лишь отвлекает его от подлинного познания Б-га. Величие и простота всего мира могут быть проявлениями Б-га, но не Самим Б-гом. Б-жьи создания, мы не в состоянии словами определить его сущность или установить с Ним связь на рациональном уровне. Единственный путь, ведущий к установлению связи с сущностью Б-га, проходит через истинную, непоколебимую веру. Эта вера, присутствующая в каждом из нас, служит фундаментом, на котором покоятся наш разум и другие наши способности.

Один из псалмов царя Давида начинается словами «молитва нищего» (Псалмы, 102:1). Почему молитва должна произноситься именно нищим, а не каким-нибудь богатым интеллектуалом?

Два человека были приглашены к царю, один – богатый и образованный, другой – простой крестьянин. Первый явился во дворец раньше и попал в большой зал, где было много книг, картин, музыкальных инструментов. Он имел представление о ценности этих вещей, увлекся ими, так что даже забыл о назначенной встрече с царем. Крестьянин, который пришел позднее, направила прямо в царские покои и провел весъ вечер с царем.

Нельзя сказать, что можно жить, полностью опираясь на одну только веру. Она должна быть включена в нашу жизнь в соединении с разумом. Как только мы подвергаем испытанию веру, разум становится тем инструментом, который помогает нам познать сущность Б-га и наполнить подлинной Б-жественной верой наши сердца, умы и повседневное поведение.

Вера находит выражение не только в уме, но и в поступках. Самые чистые помыслы и чувства не заставляют вас (и, разумеется, не могут заставить) совершить доброе дело. Вы можете понимать, что данный выбор правилен или ошибочен, и в то же время чувствовать себя неспособным к действию. Действительно, наши сердца и умы побуждают нас всегда стремиться в своих действиях к большему. Именно вера помогает нам обратить добрые намерения в дела.

Простое доброе дело не нуждается в приукрашении. Оно не бросается в глаза, не вызывает затруднений для понимания, не демонстративно. Но оно обладает силой реально существующего явления. Абсолютная вера (выраженная даже в рядовом добром поступке) устанавливает связь между человеком и Б-гом. Без веры наши другие способности – лишь бесполезные орудия. С помощью веры они становятся средствами, обеспечивающими возможность осуществлять нашу Б-жественную миссию.

Нельзя разложить веру по полочкам. Вы можете пытаться верить в Б-га, связывая Его с определенными сторонами своей жизни или определенными моментами одного вашего дня. Такую веру, не влияющую на все, что происходит в вашей жизни, нельзя считать полной.

Используя разум, вы можете сделать веру постоянной частью своей жизни. Все ваши мысли, слова и дела выражают вашу веру, и вы начинаете видеть Б-жественное в своей деятельности. Вы начинаете «познавать Б-га во всех ваших делах» (Книга Притчей, 3:6).

Вера в Б-га не пассивна. Она не терпит безделья и безучастного наблюдения за происходящими событиями. Когда нам угрожает опасность, вера призывает нас защитить себя. Если мы испытываем боль, вера советует нам жаловаться, искать облегчение. Мы сталкиваемся с нуждой, и вера рекомендует нам не только молиться Б-гу, но и самим пытаться ее преодолеть. Вера возлагает большие надежды на Б-га и в то же время напоминает нам, что Он создал законы природы и наделил нас способностью в пределах этих законов добиваться того, о чем мы молимся.

 

Конечно, верующий человек понимает, что сколько бы усилий он ни прилагал, все его блага – от Б-га. И каждый из нас должен создать «сосуд» для хранения этих благ. Дождь может идти десять дней подряд, но если фермер не вспахал и не засеял свое поле, на нем не появится ни одного пшеничного колоска. С другой стороны, без Б-жьего благословения ни один колос не прорастет из земли.

Истинная вера состоит из веры в Б-га и надежды на то, что все идущее от Него хорошо и правильно. Такая вера непоколебима и тогда, когда дела идут не так, как хотелось бы. Да, мы можем сомневаться, чувствовать себя опечаленными бедственным положением и страданиями, происходящими в мире. Мы даже готовы вступить в конфронтацию с Б-гом за то, что он допускает трагедии. Однако отказ от веры в Б-га только дает вам возможность компромисса с самим собой. Если нам приходится быть свидетелями зла, причиняемого одними людьми другим, мы должны направить свой гнев в правильном направлении, то есть против тех, кто совершает это зло. Войны и геноцид часто показывают нам, что вера в человека может быть ошибочной, адресованной недостойной личности. Это ни в коем случае не касается веры в Б-га.

Истинная вера не слепая вера невежественного человека, это бескомпромиссная вера в абсолютную истину, непосредственно связанная с сущностью Б-га. Она не может быть случайной или ограниченной определенными условиями. Незрелые эмоции, иногда называемые верой, в отличие от истинной веры, предполагают, что признание нами Б-га зависит от того, делает ли Он то, чего мы от Него ждем. Мы знаем, что Б-г верит в нас, и наше призвание верить в Него.

как примирить веру и разум?

Некоторые считают веру и разум антиподами, истина же заключается в том, что разум ведет к вере, а вера – к разуму.

Используя разум, мы можем наблюдать чудеса Б-жьего творения и познавать всю глубину Его бесконечного могущества. Но разум помогает человеку понять ограниченность знания, несоответствие последнего границам человеческого существования. Наши мудрецы говорят: «Конечное знание означает осмысление того, что вы не можете познать Б-га» (рабби Йосеф Альбо, Икарим, 11:30). Такое представление об уверенности и смирении приводит человека к истинной вере, поскольку вера – это орудие постижения истины за пределами того, что мы уже знаем. Именно разум ведет нас к вере.

Вера в Б-га побуждает нас использовать свой разум (каждую крупицу интеллекта и логики, данных нам Б-гом), чтобы сделать нашу веру сокровенной, придать ей целостность. Б-г хочет, чтобы мы познали Его, постигли нашим разумом, оснащенным ограниченными орудиями логики. Он хочет, чтобы мы предприняли поиски, которые продолжаются всю жизнь, расширяют сферу деятельности нашего разума и учат использовать его силу и признавать его ограниченность.

Таким образом, вера и разум являются мощными движущими силами. Мы признаем, что вера – это не просто поддержка для несведущих людей. С ее помощью мы можем достичь того, что недоступно самому совершенному уму. Очевидно, что существуют два типа веры: слепая, незрелая вера ребенка, которым должны руководить другие, и зрелая, сложившаяся вера того, кто достиг больших высот своим умом и сердцем, достиг порога, который можно преодолеть, только вооружившись верой.

Оказавшись зимой в российском городке, два молодых человека попытались отыскать там микву. Вьиснилосъ, что расположена она у подножия крутого склона. Их предупредили, что дорога к микве в это время года становится очень скользкой и по ней никто не решается ходить. Никто, кроме одного весьма необычного человека, совершающего этот путь ежедневно.

Молодые люди, скептически отнеслись к предостережению и на следующее утро отправились к этому человеку, увидев немощного старика, они усомнились в том, что он сумеет спуститься по этому склону. Но тот спокойно шел по обледенелой дороге, а молодые люди, следовавшие за ним, скользили и падали. Уже внизу они почтительно спросили у старика, как ему удалось так легко спуститься по скользкой дороге. «Связанный наверху, ты не упадешь вниз», – ответил он им с достоинством.

КАК МОЖЕТ НЫНЕШНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЕРИТЬ?

Многие испытывают беспокойство из-за своей веры в Б-га и задаются рядом вопросов. Здоровый ли это скептицизм? Честный поиск истины или оправдание эгоистичного поведения?

В конце дня лишь вы знаете, насколько искренни вы были в своем поиске истины. Только вы сами и Б-г способны это определить. Если поиск истины был искренним, вы уже установили связь с Б-гом. Этот поиск представляет собой динамичный процесс. Мы начинаем с ограниченной перспективы собственного существования и постепенно поднимаемся вверх, пока не приходим к пониманию того, что Б-г есть абсолютная реальность, ответвлением которой являемся мы, а не наоборот.

В некоторых случаях первая стадия может заключаться в определении, насколько вы готовы прислушиваться к советам и развиваться, возложить на себя ответственность, создаваемую верой. Вторая стадия связана с вашими сомнениями относительно существования Б-га. Вам следует стремиться объединить свою веру с разумом, ибо только мыслящий человек может признать ограниченные возможности ума и его роль в процессе поиска Б-га.

Вы должны позволить говорить внутреннему, возвышенному началу в вас. Мы знаем, что существует Б-г точно так же, как знаем, что у нас есть душа. Не потому, что мы можем увидеть или прикоснуться к ней, а потому, что способны ее почувствовать. Мы ощущаем влияние этой души. Осознаем ее желание найти смысл жизни, ее жажду знания, чувствуем ее удовлетворение, когда питаем ее. Аналогичным образом мы испытываем приподнятое настроение, когда Б-г пребывает в нашей жизни. Мы чувствуем цель своего пребывания в этом мире, чувствуем, что во всех наших делах присутствует глубокий смысл.

Весь этот процесс требует горючего, которым является знание Б-га и самих себя. Мы должны изучать Тору, Б-жий замысел творения. Нам необходимо научиться претворять в жизнь нашу веру через благотворительность и добрые дела. Через нашу добродетель и великодушие мы укрепляем связь нашей материальной реальности с абсолютной реальностью, которой является Б-г.

Прежде всего необходимо по-новому смотреть на орудия, используемые в попытках обнаружить святость в своей жизни. Нельзя ограничиться обычными сенсорными средствами при установлении связи с чем-то трансцендентальным, сверхчувственным.

В наше время поиски Б-га могут казаться особенно трудными. Многие не знакомы с верой, не знают, что она собой представляет и как ее развивать. Родившись в эру, когда материальные приоритеты вытеснили духовное, эти люди мало знают о Б-ге и о том, чего Он хочет от них. Располагая большим количеством свободного времени, они часто не знают, как провести его с пользой для себя. Очень трудно бывает найти место, куда можно обратиться за указаниями, поскольку все, от родителей до воспитателей и политиков, по-видимому, в равной степени не информированы.

Тем не менее люди продолжают искать смысл своего существования, искать Б-га. Это – дань самой глубокой из всех вере. Именно в периоды духовной тьмы начинает медленно проявляться глубокая вера. Существуют две разновидности тьмы. Первая проявляется, когда, осознавая, что кругом темно, мы стремимся видеть. Во втором случае темнота настолько интенсивна и держится так долго, что мы примиряемся с ней. Первая попытка бегства от темноты сводится к ее осознанию. Лишь осознав ее, вы сможете потянуться к свету.

Б состоянии духовной тьмы все мы располагаем способностью и обязанностью дать нашей вере сиять и впредь, внедриться в нашу повседневную жизнь. Беседуйте о вере с членами своей семьи и с друзьями. Распространяйте ее через учебу и молитву, Реализуйте через добрые дела и благотворительность.

Прекратите на минуту то, чем вы занимаетесь. Дайте успокоиться вашему уму и позвольте себе послушать тихий, приглушенный голос Б-га. Почувствовав себя свободнее, вы поймете, что ваша вера гораздо больше на поверхности, чем вы полагали.

Помните о не зависящей ни от чего, абсолютной реальности Б-га. Единственный вопрос в том, как вы на нее отвечаете, насколько искренни вы с самим собой во время ее поисков. Между тем Б-г ждет вас.

В 1941 году будущий Ребе с женой находились в оккупированном немцами Париже, Огромного труда, многочисленных телефонных звонков и писем из Нью-Иорка стоило Ребе Иосефу-Ицхаку Шнеерсону организовать эвакуацию своей дочери и зятя из Франции в Соединенные Штаты. Однако незадолго до посадки на корабль, отправлявшийся в Португалию, супруги получили от Ребе телеграмму, в которой было сказано: «Не отплывайте на этом корабле». Несмотря на то, что нацисты знали, кто они, на отсутствие гарантий, что у дастся получить билеты на другой пароход, путешествие было отменено. Позднее стало известно, что этот корабль был потоплен немецкой подводной лодкой и все его пассажиры погибли вместе с командой. Они же сели на другой пароход и 23 июня 1941 года благополучно прибыли в Нью-Иорк.