Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

171. Преемники и ученики рабби Иеуды

171. ПРЕЕМНИКИ И УЧЕНИКИ РАББИ ИЕУДЫ

КОНЕЦ ТАННАИТСКОГО ПЕРИОДА

Авторство рабби Иеуды аНасси наделило Мишну, его magnus opus, ВЫСШИМ авторитетом. Мишна стала самым авторитетным кодексом законов, занимающим второе место после Библии. Мишна служит объединяющей силой, связывающей в единое целое весь еврейский народ во всей диаспоре, любой страны и континента. С завершением составления Мишны и со смертью рабби Иеуды пришла к концу великая эпоха таннаим, учителей Мишны.

Раббену Акадош умер в возрасте около восьмидесяти лет. Его старший сын раббан Гамлиель принял на себя руководство Синедрионом и тем самым представлял собою высшую власть еврейского народа.

РАББАН ГАМЛИЕЛЬ III

Раббан Гамлиель III, потомок Иллеля в седьмом поколении, происходивший от царского Дома Давидова, преданно выполнял указания, переданные ему его отцом перед смертью.

В Мишне имя его упоминается только один раз. В Пиркей Авот (Этические сказания Отцов), гл. II, Мишна 2, приводится его сказание: «Хорошо, если соединить воедино изучение Торы с каким либо мирским занятием, ибо энергия, расходуемая на оба занятия, предохраняет от греха; одни только занятия Торой, не сопутствуемые трудом, в конце концов потерпят неудачу, и это приведет к грехопадению. Все занимающиеся общественной деятельностью, должны делать это по влечению души, во имя Небес, ибо только тогда их поддержат в этом заслуги их предков и их праведность продолжится вечно. «И Я вознагражу вас большой наградой, говорит Б-г, как если бы это вы выполнили все это».

Политическое положение того времени отражено в следующем увещевании раббан Гамлиеля: «Держись настороженно с властью предержащей, ибо она дружественна с человеком только в своих собственных интересах; она кажется дружественной, когда ей это выгодно, а когда человека постигнет несчастье, она от него отречется».

Раббан Гамлиель также подчеркивал: «Тот, кто жалует своего близкого, с ним милостиво обойдется Б-г, и наоборот – кто не чувствует жалости к другому, сам не найдет милости у Б-га».

Эти сентенции указывают на сердечного, хотя и твердого руководителя, который понимает важность социальных обязанностей, особенно в бедственное и опасное время под римским гнетом. К несчастью, однако, как раз во время правления раббан Гамлиеля власть и влияние патриархата начали ослабевать, и продолжали все больше терять свою силу при его преемниках. Частично были этому причиной трудные обстоятельства того времени. По словам Талмуда: «Со смертью рабби Иеуды аНасси трудности умножились многократно». Но это было также результатом того высшего авторитета, который завоевала Мишна, заменившая собой авторитет Синедриона и патриархата. Великий труд отца раббан Гамлиеля – Мишна, оказалась способной сделать мирскую власть ненужной и второстепенной по сравнению с нею.

РАББИ ШИМ’ОН БЕН ХАЛАФТА

Рабби Шим’он бен Халафта был одним из последних таннаим.

Он был учеником рабби Меира и товарищем рабби Иеуды аНасси, редактора Мишны. Он жил в городе Эйн-Тена, расположенном между городами Циппори и Тиверия в Галилее. Рабби Иеуда жил в Циппори, а затем в Тиверии. Рабби Шим’он навещал его время от времени и также учился у него. Рабби Иеуда выказывал по отношению к рабби Шим’ону большое уважение и любовь.

Рабби Шим’он бен Халафта был очень беден, но не желал принимать от кого либо помощи. Поэтому насси положил на улице небольшие количества крупы и объявил ее эфкер (любой может брать ее себе даром) с тем, чтобы рабби Шим’он мог также воспользоваться этим и брать себе на пропитание.

Рабби Шим’он был весьма необычайной личностью, как это видно из следующего. Однажды сидели рабби Шим’он и его друг рабби Хия в ешиве рабби Иеуды, глубоко погруженные в изучение Торы. Это было накануне Иом-Това, и на улице было большое движение, мешавшее их занятиям. Рабби Шим’он спросил своего товарища, чем вызван этот шум. Рабби Хия ответил, что каждый еврей, у кого есть средства, вышел на улицу, чтобы закупить все необходимое на Иом-Тов; те же, у которых нечем делать закупки, идут к своим хозяевам за причитающимся им заработком, чтобы также закупить все им нужное. Рабби Шим’он бен Халафта на это заметил: «Тогда и я пойду к моему Хозяину просить денег на праздник».

Он вышел из Бет-Амидраша и пошел за город просить своего Хозяина – Превечного – обеспечить ему его нужды на Иом-Тов. Вдруг появилась рука и вручила ему жемчужину. Рабби Шим’он показал жемчужину насси, который сказал ему, что это очень драгоценная вещь и ему не следует спешить продавать ее, а лучше подождать пока найдется покупатель, готовый заплатить полную ее стоимость. А пока насси одолжил ему деньги на праздничные расходы. Рабби Шим’он закупил все необходимое и вернулся домой. Когда рабби Шим’он объяснил своей жене, как он достал деньги на закупку к празднику стольких хороших вещей, жена воскликнула: «Эта жемчужина, наверное, из той короны, которую ты будешь носить в будущем мире; желаешь ли ты, что бы там нехватало одной жемчужины? Я бы посоветовала тебе вернуть всю покупку в лавку, вернуть деньги, которые ты получишь обратно, рабби Иеуде, забрать у него жемчужину, а затем просить Превечного взять у тебя обратно эту жемчужину тем же путем, каким Он тебе ее вручил».

Рабби Шим’он шел как-то на брит мила, одетый по-праздничному. Группа молодых хулиганов окружила его и не дала ему пройти пока он не станцует перед ними. Рабби Шим’он просил их вежливо, а затем более строго оставить его в покое. Когда его увещевания не помогли, он их предупредил, что если они не отстанут, то ограда двора на них упадет. Не успел он произнести эти слова, как окружавшая двор стена стала пошатываться. Тогда он сказал этим хулиганам, чтобы они предупредили хозяина двора о грозящей ему опасности. Когда появился хозяин двора, рабби Шим’он сказам ему, чтобы он скорее убрал свое имущество со двора, ибо стены двора сейчас рухнут. Так оно и было. Рабби Шим’он был большим знатоком естествознания. На современном языке его назвали бы опытным ботаником-зоологом. Гемара рассказывает, что однажды одна из его куриц сломала ногу. Рабби Шим’он сделал ей искусный бандаж и курица уцелела. Он вылечил птицу, у которой был парализован позвоночный столб. Он нашел средство для отращения перьев, которые птица почему либо теряла.

В Талмуде приводится много законов, установленных рабби Шим’он бен Халафтой, но особенно он известен своими аггадот и притчами, которыми он обычно объяснял стихи Торы.

В последней Мишне трактата Укцин приведено известное сказание рабби Шим’он бен Халафты: «Превечный не нашел для хранения благ сосуда, лучшего чем мир. Где нет мира, нет и блага; там где мир, там и Б-жья благодать, как сказано в стихе: Превечный благословляет Свой народ миром».

РАББИ ИОХАНАН БАР НАФХА

Одним из наиболее блестящих, хотя и одним из самых молодых учеников рабби Иеуды аНасси был рабби Иоханан бар Нафха, сын кузнеца, (нафха – кузнец). Когда в Талмуде приводится имя рабби Иоха-нана без указания отчества, то имеется в виду рабби Иоханан бар Нафха.

Подобно своему великому учителю, рабби Иоханан также открыл ешиву в Тиверии и привлек туда сотни студентов из Палестины и Вавилонии. Он обучал их методам анализа и трактовки смысла и содержания великого труда своего учителя – Мишны, ставшей общепринятым объектом изучения в палестинских и вавилонских академиях. Он объяснял и согласовывал между собою многочисленные кажущиеся противоречия в Мишне и положил основы методологии ее трактовки, что явилось уже задачей амораим, толкователей Мишны. Амораим образовали очередное звено в длинной цепи «Преемников Предания» (Устного Учения), и их трудом был создан еще более огромный комплекс – Талмуд.

Помимо его большой учёности и мудрости, рабби Иоханан был также известен своими высокими моральными качествами и исключительно красивой внешностью. Талмуд рассказывает, что его ученик рабби Эл’азар плакал, когда ему приходило на мысль, что такой необычайной красоте суждено в конце концов быть похороненной, чтобы сгнить в могиле. К сожалению, жизнь рабби Иоханана была полна несчастий и горя. У него было десять очень одаренных сыновей, и все они умерли в самой ранней молодости. Он всегда носил с собой зуб десятого сына и имел обыкновение утешать людей в трауре или беде, указывая на эту косточку и приговаривая: Смотрите, что у меня осталось от всех моих детей!

Он обладал нежным и сострадательным сердцем, и выказывал уважение ко всем людям. Когда бы он не встретил старого человека, он вставал перед ним, даже если это был нееврей. Весьма характерным является знаменитое объяснение рабби Иоханан бар Нафхи почему ангелам не было разрешено песнопением славить Превечного за спасение евреев чудесным образом путем разделения перед ними вод Чермного моря: «Творения рук моих (египтяне) тонут в море, а вы будете петь мне славу?!» Он подчеркнул, что Десять Заповедей были даны на всех семидесяти языках мира для того, чтобы все народы могли их понять и учиться по ним. Обязательными же Заповеди являются только для Израиля. Чтобы указать на величие Торы, рабби Иоханан утверждал, что ублюдок, изучивший и познавший Тору, выше (должен быть уважаем больше), чем первосвященник-невежда. Его глубокое понимание человеческой натуры выражено в знаменитой его сентенции, гласящей, что тот, кто хочет попрекать своего друга должен сам быть безупречным.

Рабби Иоханан, умерший в весьма зрелом возрасте, представлял собою промежуточное звено между старшим поколением таннаим и новой школой амораим.

РАББИ ШИМ’ОН БЕН ЛАКИШ

Рабби Шим’он бен Лакиш, известный в Талмуде как Риш-Лакиш, был мужем сестры рабби Иоханан бар Нафхи и его сподвижником. Согласно Талмуду, он обладал необычайной физической силой и в молодости был гладиатором и разбойником. Однажды рабби Иоханан увидел его купающимся в реке и был так поражен физической силой рабби Шим’она, что тут же заметил: «Ах, как хорошо было бы посвятить такую силу Торе». Рабби Иоханан пообещал отдать свою красавицу сестру в жены Риш-Лакишу, если он посвятит себя изучению Торы, и Риш-Лакиш согласился. Его талант и прилежание помогли ему быстро стать известным ученым, и он скоро сравнялся в знаниях со своим шурином и стал столь же авторитетным в области Торы. Когда рабби Иоханан основал свою ешиву в Тиверии, присоединился к нему рабби Шим’он и стал помощником декана. Рабби Иоханан сказал однажды, что когда Риш-Лакиша нет в академии, он чувствует, что ему как бы не хватает правой руки. Другой его современник сказал о нем: «Тому, кто видел, как рабби Шим’он бен Лакиш объясняет Закон, казалось, что он видит человека, который до основания срывает горы и трением друг о друге рушит их». Ибо своим глубоким умственным проникновением и логическим анализом он мог решать любой возникающий вопрос.

Рабби Иоханан и рабби Шим’он умерли около 280 года. Это были последние таннаим или, более точно, первые амораим, которые вместе с их современниками, учеными и учениками, возвестили наступлений: эпохи амораим.

РАББИ ИЕОШУА БЕН ЛЕВИ

Рабби Иеошуа бен Леви был современником рабби Иоханан бар Нафхи и рабби Шим’он бен Лакиша. Он был одним из выдающихся амораим, особо отличившимся тем, что его учения включены не только в Гемаре, но также и в Барайте, и даже в Мишне. Такая честь не была оказана никакому другому аморе.

Рабби Иеошуа родился в Луде. Здесь он провел большинство своих зрелых лет, возглавляя знаменитую местную академию. Он был учеником рабби Иеуды аНасси, и в молодости штудировал также под руководством рабби Элиезера Аккапора, Бар-Каппары и рабби Иеуда бен Педайи. Он стал одним из крупнейших авторитетов своего времени как в области алахи, так и аггады, и олицетворял собою Тору и мудрость, благочестие и добродетель.

Его высказывания и учения отражают его собственный высокий этический и моральный уровень. Он считал злословие и клевету непростительными грехами и приравнивал их к убийству. Рабби Иеошуа уверял, что «честный человек никогда не произнесет слов неправды», и учил, что люди должны не только избегать говорить неправду, но вообще обязаны воздержаться от лишних разговоров. Рабби Иеошуа является автором знаменитой сентенции: «Если слово ценится в села (серебряная монета), то молчание вдвое дороже». Его исключительная любовь и преданность к ученым Торы была общеизвестна; он подчеркивал необходимость уважать даже старого ученого, забывшего свое учение, «ибо разбитые скрижали хранились в Ковчеге вместе с целыми». Он заявил, что тот, кто оговаривает ученого, присуждается к геенне (преисподней).

Он подчеркивал важность изучения Торы и предупреждал, что пренебрежение Торой не останется безнаказанным. Барайта в Авот цитирует слова рабби Иеошуи: «Каждый день Бат-Кол (небесный глас) из Синая провозглашает: «Горе тем, кто позорит Тору». Однажды в Луде некоторые люди заболели мучительной и очень заразной болезнью. Малейший контакт с больными считался чрезвычайно опасным, но рабби Иеошуа пренебрег опасностью. Он продолжал посещать больных и обучать их Торе, говоря, что Тора защищает от всех болезней и опасностей.

Рабби Иеошуа считал, что молитва имеет большое значение. Он учил своих детей спешить в синагогу рано каждое утро и вечером, обещая им за это долголетие. Он также говорил им, чтобы они были в числе десяти молящихся, пришедших первыми в синагогу молиться, и увещевал их молиться с рвением. Он заявил, что тот, кто не пропускает слов «Амен» и «Йей-Шемей-Рабба», прозиносимых во время чтения Каддиш, может быть уверен, что все обвинения свыше против него будут с него сняты.

Помимо большой учености и святости, рабби Иеошуа обладал также поразительно импозантной, ангелоподобной внешностью. Когда встречалась необходимость посылать делегацию к римскому наместнику в Цезарею с ходатайством облегчить страдания евреев, представителями еврейского народа всегда избирались рабби Иеошуа бен Леви и рабби Хананья бар Хама, глава академии в Циппори. Римский наместник обычно вставал перед ними. Когда его советники спросили его, почему он оказывает такую честь этим двум евреям, наместник отвечал: «У них вид ангелов».

Жизнь рабби Иеошуа бен Леви была полна чудесных событий. Благодаря своему благочестию и святости он часто встречал пророка Элияу, который обычно обучал его тайнам Торы. Талмуд рассказывает, что однажды рабби Иеошуа встретил Элияу у входа в пещеру рабби Шим’он бар Иохаи и спросил его, когда придет Машиах. Элияу сказал, что на это ответит сам Машиах, и открыл рабби Иеошуе место, где можно найти Машиаха. Рабби Иеошуа приветствовал Машиаха словами: «Мир тебе, господин мой и учитель!». На это Машиах ответил: «Мир тебе, сын Леви!». «Когда придет господин мой (эйматай каати мар)?», спросил рабби Иеошуа. «Сегодня», ответил Машиах.

Обуреваемый надеждой и радостью вернулся рабби Иеошуа к пророку и передал ему ответ Машиаха. Элияу объяснил тогда, что ответ Машиаха «Сегодня» относится к библейскому стиху: «Сегодня, – если послушаете гласа Его». Это значит, что Машиах готов явиться, чтобы вызволить еврейский народ в любой день, если только евреи покаятся и подчинятся Б-жьей воле.

Рабби Иеошуа был благословен замечательными детьми и внуками. Его сын рабби Иосеф, знаменитый ученый, стал зятем рабби Иеуды аНасси. Рабби Иеошуа скончался в весьма преклонном возрасте. Талмуд утверждает, что когда этот великий мудрец вошел в Ган Эден, ему предшествовал пророк Элияу, провозглашая: «Освободите место для сына Леви!».