Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

168. Тирания римлян

168. ТИРАНИЯ РИМЛЯН

ВОССТАНИЕ В КОЛОНИЯХ

В то время как великие наши мудрецы восстанавливали духовную структуру еврейского народа, укрепляли ее и воодушевляли ею народ, политическая ситуация в стране все более ухудшалась с возрастанием тирании римлян, пытавшихся покорить маленький народец, так сильно отличавшийся от всех других народов, ставших добычей Рима. Император Тит, захвативший Иерусалим и разрушивший Святой Храм, умер молодым. Его брат Домициан, наследовавший ему, обращался с евреями жестоко и безжалостно; при малейшем поводе евреев подвергали пыткам и присуждали к смерти распятием с конфискацией имущества. Особенно строг был император к прозелитам, к тем, которые по доброй воле отказывались от своей веры и переходили в еврейство.

Небольшой передышкой отмечается только время царствования пожилого императора Нервы. Он не только разрешал переход в еврейство тем, кто делал это без принуждения, но упразднил даже тяжелый налог на евреев – «Фиска иудаика». Однако с восхождением на престол его преемника Траяна положение евреев опять ухудшилось. Траян начал военный поход против Парфии (Вавилонии). Евреи Парфии лояльно помогали своей стране в борьбе против римлян. Одновременно начали большие восстания против римлян евреи Египта, Кипра и Кирены. Император послал своих лучших полководцев Марка Турбона и Люция Квиета задушить восстания. Евреи заплатили за восстания своими жизнями, и некогда цветущие общины их, особенно в Александрии, погибли.

ПОД ПРАВЛЕНИЕМ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА

Адриан, занявший престол римской империи после Траяна, казался вначале весьма благосклонно настроенным к евреям. Он сместил жестокого римского правителя Иеудеи Квиета и обещал вновь отстроить Иерусалим и Святой Храм. Однако под влиянием языческих придворных советников император отступился от своего обещания и приказал отстроить Иерусалим как языческий город и переименовать его в «Элия Капитолина», а вместо разрушенного Святого Храма воздвигнуть храм Юпитеру. Если бы не огромное влияние рабби Иеошуи, возглавлявшего тогда Синедрион, дело уже тогда кончилось бы кровавым восстанием. Спокойные и разумные убедительные слова рабби Иеошуи предотвратили большое несчастье, хотя только на время, так как всего через несколько лет разразилось самое знаменитое восстание евреев против римских угнетателей.

БАР-КОХБА

Глубоко уязвленные и возмущенные действиями Адриана евреи тайно готовились к войне. Восстание разразилось со всей силой, когда на сцене появился мужественный и очень способный вождь Шим’он бар-Козиба. Он произвел глубокое впечатление на рабби Акиву, который, как только его увидел, применил к нему библейский стих: «Восходит звезда от Яакова» (Бамидбар, 2:17) и назвал его «Бар-Кохба» (Сын звезды). Рабби Акива верил, что он предназначен освободить еврейский народ из-под римского ярма. Невзирая на предупреждения некоторых более умеренных и осторожных мудрецов, рабби Акива дал Бар-Кохбе свою санкцию, в которой вождь повстанцев нуждался, чтобы завоевать доверие народа.

Со всех уголков страны устремилась молодежь на зов к восстанию. Бар-Кохба организовал многочисленные партизанские отряды, с которыми он мог успешно начать восстание. С каждой победой мятеж становился все более отважным, и угрожал нанести римской армии унизительное поражение. У жестокого правителя Тиния Руфа не было достаточно войск и военного опыта, чтобы противостоять воодушевленной армии Бар-Кохбы. Повстанцы атаковывали одну крепость за другой, захватывали небольшие гарнизоны и укрепления и усиливали свою военную мощь. В течение одного года Бар-Кохба захватил около тысячи населенных пунктов – городов, сел и деревушек, и разгромил 50 римских гарнизонов в крепостях по всей Иеудее, Самарии и Галилее. Он был объявлен царем, и были выпущены монеты, на которых были вычеканены слова: «Освобождение Израиля».

Но мечта о победе и независимости Иеудеи была недолговечной. Адриан прислал самого способного своего военачальника Юлия Севера, который был до этого римским наместником в Британии, и он двинулся против Бар-Кохбы с огромной армией закаленных в боях легионов. Вместо того, чтобы вступить в открытый бой, хитрый римский главнокомандующий изолировал друг от друга крепости еврейских повстанцев, отрезал им пути снабжения, прервал их линии коммуникации и затем атаковал каждую крепость в отдельности. Наконец, Бар-Кохба был вынужден собрать все свои отряды и расположить их в укрепленном городе Бетар, в нескольких милях к юго-западу от Иерусалима. После целого года кровавых боев и беспощадной осады римлянам удалось с помощью двух предателей-самаритян ворваться в Бетар через потайный ход – подземный водовод – и захватить город. Это было в злосчастный день Тиш’а б’Ав (девятое Ава), точно через 65 лет после захвата римлянами Иерусалима и разрушения Святого Храма.

Римляне, понесшие огромные потери при подавлении этого восстания в маленькой Иеудее, жестоко мстили евреям. Помимо неисчислимого количества умерших с голода, в огне и в боях евреев, враг казнил почти полмиллиона человек, продал тысячи их в рабство и повел огромное число пленных в Рим. Многие евреи, избежавшие кровавой бани и спрятавшиеся в горных пещерах, были соблазнены обещанием амнистии всем добровольно сдавшимся и оставили свои убежища. Но в конце концов и они разделили ужасную участь своих братьев, попав в руки вероломных римлян.

О судьбе самого Бар-Кохбы мало что известно. Весьма вероятно, что он пал при защите Бетара. Рабби Акива разочаровался в Бар-Кохбе, поведение которого претило ему, уже задолго до его поражения. В процессе боев Бар-Кохба превратился в жестокосердного человека и оказался недостойным быть освободителем еврейского народа. Один из мудрецов, рабби Элиезер из Модина, постился во все время боев, ибо пока он постился нельзя было захватить Бетар. Но Бар-Кохба обошелся с ним жестоко и он умер, в результате чего пала последняя еврейская крепость. Это было концом последней великой мечты о независимости еврейского народа и началом многовековой истории изгнания.

УЖАСНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРАЖЕНИЯ

В результате поражения Иеудея была опустошена, ее население попало в плен, благородные семьи уничтожены, молодежь погибла на полях сражений и всякая надежда на возможность наладить вновь нормальную жизнь, пусть даже под римским ярмом, исчезла.

Не довольствуясь уничтожением одного только тела еврейского народа, разъяренный Адриан взялся за систематическое разрушение самой его души путем запрещения соблюдать Тору, из которой евреи черпали свою силу. Начался период неслыханных по своей жестокости преследований. Император распустил Синедрион и издал указ, запрещающий изучение и преподавание Торы под страхом смерти. Он запретил соблюдать субботу, брит мила, и установление календарных дней, на которых основываются даты Новолуния и всех праздников. Он подверг строгим наказниям всех, нарушивших эти его декреты. Страшной была участь мудрецов, продолжавших обучать своих учеников Торе. К этим дням относится событие, известное под названием АРУГЕЙ МАЛХУТ, когда под невероятно жестокими пыткими, которые только способны были изобрести кровавые римские палачи, были подвергнуты смерти такие наши великие мудрецы, как рабби Акива и рабби Хананья бенТрадьон, о которых мы читаем в молитве Мусаф в день Иом-Киппур и в Кинот (элегии) «АРЗЕЙ АЛЕВАНОН», в день 9 Ава. Они приняли мученическую смерть во имя сохранения Торы среди остатков еврейского народа. Те ученые, которые остались в живых, бежали в другие страны, особенно в Вавилонию.