Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

155. Иудея под властью Ирода

155. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ИРОДА

ЖЕСТОКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ИРОДА

 Ирод, который достиг высшего положения в еврейском государстве посредством кровопролития, интриг, предательства и войн, взялся не колеблясь за уничтожение всех, кто только мог представлять хоть какую либо угрозу его царствованию. Еврейский народ был больше чем когда либо привязан к семье Хасмонеев, принесших своей любимой стране независимость и славу, и от души ненавидел безжалостного идумеянина на троне.

Первым шагом Ирода на пути к полному истреблению Хасмонеев была просьба к Антонию убить Антигона, отправленного в цепях в Рим, чтобы предстать перед судом римского правителя. Антоний исполнил эту просьбу еврейского друга, и последний из Хасмонеев, который царствовал в Иудее, хотя и весьма непродолжительное время, погиб позорной смертью.

Еще до того, как Иерусалим попал в руки римских покровителей Ирода, состоялась свадьба Ирода и Мариаммы – внучки обоих Хасмонеев, Гиркана и Аристобула. Этим Ирод рассчитывал завоевать доверие и преданность народа. Но первый же его официальный акт после восшествия на трон целиком оттолкнул от него народ. Он арестовал и убил ряд наиболее уважаемых и благородных людей Иудеи. Одновременно он предал смерти членов Синедриона, которые когда-то осмелились привлечь его к суду за убийства, когда он был правителем Галилеи. Не был казнен только престарелый Шемая.

Гнев народа был вызван также тем, что он назначил первосвященником в Святом Храме священника Ха-нанъеля из Вавилонии вместо Аристобула, младшего брата его жены Мариаммы. Аристобул был единственным мужским потомком священнической семьи Хасмонеев и вполне соответствовал этому высокому посту.

Этим Ирод создал себе также активного противника в лице его умной тещи Александры, дочери Гиркана, которая была в дружбе с египетской царицей Клеопатрой. Царица Клеопатра, бывшая, вероятно, самой влиятельной женщиной того времени, своим умом и личным очарованием вызвавшая к себе интерес самых могущественных людей той эпохи, относилась с большой неприязнью к Ироду. Поэтому она охотно выслушивала жалобы Александры на ее зятя.

Клеопатра убедила Антония заставить Ирода подчиниться воле народа в деле назначения первосвященника. Ироду ничего дргугого не осталось, как подчиниться. Он сместил Хананъеля и на его место поставил Аристобула.

Еврейский народ был этому очень рад, и когда собрались отпраздновать восстановление в должности Аристобула, евреи открыто выразили свою радость. Ирод позавидовал популярности Аристобула Хасмонея и он начал искать пути избавиться от него. Случай к этому вскоре представился. Ирод пригласил Аристобула на какой-то праздник в свой летний дворец в Иерихоне и подкупил некоторых своих слуг, чтобы они утопили его во время устроенного соревнования по плаванию. Так умер Аристобул III, последний мужской потомок Хасмонеев, в раннем, семнадцатилетнем возрасте. Ирод объявил, что первосвященник утонул по несчастному случаю, и сделал вид, что он его оплакивает, но обмануть удалось ему только очень немногих. Рассерженная Александра вновь пожаловалась Клеопатре на Ирода. По просьбе Клеопатры Антоний вызвал царя Иудеи в Рим, чтобы он защитил себя против этого обвинения. Перед тем, как отбыть в Рим, Ирод проинструктировал своих доверенных лиц, что в случае, если он не вернется, они должны убить его жену и ее мать.

Однако в Риме хитрый и велеречивый Ирод сумел добиться благосклонности своего давнишнего друга. Антоний снял с него обвинение в убийстве своего шурина и вновь подтвердил его право на Иудейский престол. Ирод вернулся очень гордый своей успешной поездкой. По возвращении он узнал, что его зять Иосиф, муж его сестры Саломеи, выдал его тайный приказ о судьбе царицы и ее матери в случае провала его дела в Риме. Ирод пришел в ярость и приказал немедленно казнить Иосифа.

Остался только еще один член семьи Хасмонеев, которого Ироду также хотелось видеть мертвым. Это был Гиркан, дедушка его жены, которому было уже почти восемьдесят лет и который жил мирно среди парфян. Ирод посылал ему дружественные письма и приглашал вернуться в Святую Землю, чтобы провести свои последние годы среди своих друзей и внуков. Гиркан все время скучал по своей родине и Иерусалиму, и, не подозревая Ирода в злодейских намерениях, вернулся в Иудею. Еврейский народ тепло принял его, и он провел несколько месяцев под счастливой иллюзией, что ему будет дозволено закончить свои дни в мире. Но Ирод действовал быстро. Он сразу же состряпал против Гиркана обвинение в измене и осудил его на смерть, не взирая на то, что Гиркан некогда спас ему жизнь.

Это случилось как раз перед тем, как Ирод предпринял еще одно путешествие. На этот раз это не было сделано для того, чтобы подластиться к Антонию, а чтобы искать расположение его удачливого противника Октавиана, который вскоре после этого был коронован как римский император Август. Ирод встретил его в Родосе и с величайшим смирением выразил ему свою покорность. Лживому царю Иудеи не удалось провести Октавиана. Император, однако, сознавал, что этот временщик может быть полезным орудием для его планов на Ближнем Востоке. Август не только простил Ироду его прежнюю связь с Антонием, но возвратил ему даже полосу территории, которую Антоний отнял у Иудеи и подарил своей подруге Клеопатре.

По возвращении из успешной встречи с новым правителем римской империи Ирод оказался замешанным в новую интригу, касавшуюся его жены и тещи, в результате которой Ирод казнил обеих.

Смерть любимой жены погрузила Ирода в состояние глубокой меланхолии и мучительной тоски. Он искал развлечения в роскошной жизни и излишествах. Свое подавленное состояние Ирод старался облегчить строительством городов, храмов, арен и крепостей, которым он присваивал названия в честь Августа и других римских государственных деятелей. Для этой цели он привез из Рима архитекторов и художников, которые копировали римский стиль. Наиболее искусно построенным городом был Цезарея, названный так в честь римского императора Цезаря. Этот город должен был стать столицей Ирода вместо Иерусалима, и он вложил в него весь блеск и показные богатство и искусство, которые только могло придумать его расстроенное воображение. Другим важным его предприятием была перестройка Бет-Амикдаша в Иерусалиме. Он это сделал с целью приобрести хоть немного благосклонности еврейского народа, который страшно его ненавидел.

На восемнадцатом году царствования (за 90 лет до разрушения Бет-Амикдаша Титом) Ирод начал перестраивать Бет-Амикдаш и завершил эту перестройку через восемь лет. После реконструкции Бет-Амикдаш был действительно великолепен. О нем-то наши мудрецы сказали; «Кто не видел этот Бет-Амикдаш, не видел величественного здания в жизни».

Работы по реконструкции Бет-Амикдаша были выполнены под наблюдением коаним, с тем, чтобы все было сделано в полном соответствии с требованиями Торы; Ирод не хотел повредить собственным своим -устремлениям действиями, которые могли бы оскорбить чувства истинных блюстителей законов Торы; они составляли, ведь, большинство всех его поданных. Однако Ирод все же нанес величайший удар религиозным чувствам народа. С целью польстить своим римским друзьям, он прикрепил над входом в Б-жий Дом золотой римский орел. Это, конечно, вызвало у народа дальнейшее чувство возмущения против полусумасшедшего царя.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ХАСМОНЕЕВ

Сестра Ирода Саломея и его сын Антипатр устроили заговор против двух сыновей Ирода, вернувшихся из Рима. Зная подавленное состояние и острую подозрительность царя, помутившие его сознание, они нашептывали ему басни о предательстве этих его двух сыновей, Александра и Аристобула, в жилах которых текла кровь Хасмонеев.

Постепенно Ирод начал верить этим фальшивым слухам, и между отцом и обоими нежно любимыми сыновьями создались напряженные отношения. Помня о судьбе их матери и других кровных родственников, они оба поняли, что им следует держаться подальше от опасности, и они вернулись в Рим. Саломея и Антипатр воспользовались этим, как решающим доказательством коварных замыслов сыновей Ирода. Тогда Ирод обвинил сыновей перед императором Августом в заговоре против себя. Император был достаточно умен, чтобы понять всю абсурдность этого обвинения, и он сумел убедить Ирода в этом, после чего вновь установились мирные отношения между отцом и его сыновьями, и они вернулись домой.

Поскольку умственное и физическое состояние Ирода становилось все хуже и он все чаще начал впадать в состояние уныния и подозрительности, то враги Александра и Аристобула этим воспользовались. Они наговаривали царю на его сыновей, рассказывая ему, как популярны они среди народа; они стряпали фальшивые письма как свидетельство того, что Александр и Аристобул строят заговоры против него.

Не в силах совладать со своими чувствами, подозрениями и боязнью, Ирод приказал осудить обоих своих сыновей и казнить их. Все усилия многих духовных вождей еврейского народа спасти сыновей Мариаммы были напрасны, и Александр с Аристобулом умерли. С их смертью семья Хасмонеев перестала существовать.

Антипатр, надеявшийся захватить трон Иудеи после смерти столь популярных сыновей Мариаммы, не насладился плодами своего коварного замысла. Он не пожелал ждать пока больной его отец умрет, поэтому он подкупил некоторых царских слуг, чтобы они отравили царя в то время, когда он, Антипатр, будет на пути в Рим. На его беду этот заговор был раскрыт, и разъяренный Ирод попросил у императора Августа разрешение убить также и Антипатра. Как только Антипатр вернулся из своей поездки в Рим, он был брошен в заточение и с согласия императора также казнен.

КОНЕЦ ЦАРЯ ИРОДА

Кровопролитие, учиненное Иродом в Святой Земле во время его царствования, продолжалось вплоть до самой его смерти. Ирод лежал на смертном одре, умирая от отвратительной болезни, которая в течение ряда лет медленно, но верно толкала его к его смертному часу. За пять дней до смерти царя распространился слух, что Ирод умер. Сразу же тысячи счастливых евреев бросились в Бет-Амикдаш, чтобы сорвать римский золотой орел со входа в Б-жий Дом. Но Ирод не умер. Полный ненависти, хотя едва в состоянии говорить, он приказывает, чтобы все вожди правоверных евреев были схвачены и приведены к его смертному ложе. Когда они явились, они смело признали свои бунтаоские действия. Они об’лвили, что всегда готовы умереть за веру и во славу имени Б-жьего. Этих мужественных людей Ирод приказал сжечь заживо. Были убиты еще многие евреи, ибо Ирод в припадке безумия приказал убить сразу же, как только будет объявлено о его смерти, всех евреев благородного происхождения, для того, чтобы весь народ был в трауре и никто не вздумал радоваться его смерти.

Но даже жестокая Саломея, сестра Ирода, кому он доверил свое посмертное злодейское завещание, не посмела выполнить этот его последний преступный наказ. Когда смерть, наконец, пресекла жизнь преступного, бессердечного Ирода, народ радостно отпраздновал этот день как полупраздник.

Ироду было почти семьдесят лет, когда он умер, процарствовав в Иудее около тридцати семи лет. Льстецы называли его «Иродом Великим» за то, что он расширил территорию еврейского государства за пределы страны при его предшественниках. Он обогатил Иудею многими прекрасными зданиями и хорошо укрепленными красивыми городами с площадями для массовых игр. Он также перестроил Бет-Амикдаш и сделал его намного краше, чем он был со времен царя Соломона. Временами он бывал также снисходителен в деле взыскания налогов, когда еврейский народ терпел от неурожая. Но он никогда не был любим. Потому что все свое царствование он основывал на терpope, интригах и убийствах. Он безжалостно уничтожил всех членов семьи Хасмонеев, любимой династии царей Иудеи. Он превратил Рим в абсолютного владыку над еврейской страной, и это положило конец независимости еврейского государства и привело в конце концов к разрушению Бет-Амикдаша и изгнанию еврейского народа.

Так что, нет ничего удивительного в том, что смерть этого изверга, Ирода, (седьмого Кислева) радостно праздновалась во всей Иудее. Но вред, который он нанес стране и народу, остался надолго и был ужасен.