Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

154. Иудея под управлением идумеян

154. ИУДЕЯ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ИДУМЕЯН

АНТИПАТР И ЕГО СЫНОВЬЯ

Между тем Антипатр внимательно следил за происходящей в Риме борьбой. Когда этот хитрый политикан понял, что судьба начинает клониться в пользу Юлия Цезаря, он перешел на его сторону как раз в тот момент, когда Цезарь нуждался в его помощи в борьбе против египетского царя. Этим Антипатр приобрел благосклонность нового правителя Рима, и Юлий Цезарь официально признал Гиркана правителем Иудеи. Он даже вернул Иудее территории, отнятые ранее Помпеем, а евреям, проживающим за пределами страны, он предоставил ряд привилегий и право свободно соблюдать все ритуалы своей веры. Теперь Антипатр почувствовал себя в состоянии осуществить свой собственный план стать полновластным правителем еврейского государства. Он назначил четырех своих сыновей правителями различных провинций, так что политическое управление страной было целиком в его руках.

ИРОД И СИНЕДРИОН

Наиболее важную роль в государстве играл сын Антипатра Ирод (Ордос). Он обладал железной волей и был беспощаден. Ему было всего около двадцати лет, когда его отец назначил его правителем Галилеи. Он приобрел симпатию римлян тем, что беспощадно преследовал еврейских патриотов. Без суда и следствия он казнил многих неугодных ему людей, что явно противоречило еврейскому кодексу законов. Потому что только Синедрион имел право выносить смертные приговоры, и то только после тщательного расследования и взвешивания фактов и обстоятельств совершенного преступления. Буря протестов разразилась против Ирода, и Синедрион вызвал его, чтобы он оправдал себя перед трибуналом, предъявившим ему такие серьезные обвинения. Сначала Ирод был склонен совсем игнорировать вызов Синедриона. Но его отец, более рассудительный и дальновидный, который знал, что сыну его нечего бояться, убедил его подчиниться вызову в суд. Ирод явился перед Синедрионом, но не как обвиняемый в массовых убийствах. Он явился перед мудрецами полностью вооруженный, одетый в пурпурной мантии соответственно занимаемому посту и в сопровождении вооруженных с ног до головы своих телохранителей. Было очевидно, что он пренебрегает любым решением Синедриона, которое может быть вынесено против него.

Мудрецов несколько смутила такая открытая демонстрация грубой силы и насилия, и у них закралось сомнение смогут ли они привести в исполнение свой приговор над держащим себя так вызывающе молодым правителем Галилеи, сыном Антипатра и другом римлян.

Только мудрый Шемая, который председательствовал в это время в Синедрионе, не дал себя запугать. Он упрекнул своих коллег следующими осуждающими словами: «Этот человек, которого вы боитесь сейчас судить по законам, когда нибудь разделается с вами вразрез с законом». Эти пророческие слова мудрого и мужественного Шемаи не преминули произвести глубокое впечатление на членов Синедриона. После этого они занялись процессом против Ирода, как если бы это был любой другой человек, обвиняемый в убийстве. Однако, до того, как они имели возможность прийти к заключению по этому делу, вмешался Гиркан, официальный глава еврейского государства. Он боялся Антипатра, полностью управлявшего им и гнев которого он не желал испытать на себе. Не хотел он также, чтобы Синедрион сделал что либо такое, что могло быть истолковано как недружественный акт против римской империи, войска и полководцы которой находились по соседству в Сирии.

Поэтому Гиркан предложил Синедриону отложить вынесение приговора Ироду до утра следующего дня. Это дало возможность Ироду ночью бежать в Сирию, где его римские покровители приняли его с большой сердечностью. Вскоре затем он вернулся во главе хорошо вооруженной сильной армии и грозился наказать всех тех, кто посмеет его обижать. И на этот раз умный отец его отсоветовал ему так поступать; он понял, что это целиком оттолкнуло бы еврейский народ от его сына, а этого он не желал. Антипатр сознавал, что только он, Ирод, может успешно осуществить его далеко идущие планы.

Когда вскоре затем Юлий Цезарь был убит, хитрый Антипатр вновь «сменил коней» и выразил свою верность противникам Цезаря – Бруту и Кассию. Антипатр выплачивал римлянам огромные суммы денег в виде налогов и дани, которые он безжалостно выжимал из еврейского народа. Вскоре, однако, народ взбунтовался, и Антипатр был отравлен кем-то из личных его врагов. Ирод отомстил за смерть отца. Но в это время заговор Кассия и Брута был подавлен. Октавиан и Антоний отомстили за смерть Юлия Цезара в битве при Филиппин.

Теперь возросла надежда еврейского народа, что идумеяне, поддержавшие дело республиканцев, будут отстранены от управления Иудеей. Однако лицемерный Ирод всегда умел добиться бласклонности тех, которым посчастливилось взять верх в борьбе со своими противниками. Обладая неотразимым очарованием в глазах тех, кому он льстил, и освоив все дипломатические уловки, Ирод был вскоре в состоянии склонить Антония в свою сторону и в сторону своих братьев; ему удалось также получить прощение за поддержку, которую он и его братья вынуждены были оказывать Кассию и Бруту. Антоний пошел так далеко в своей симпатии к идумеянам, что утвердил Ирода и его братьев в их официальных должностях на постах правителей Святой Земли, оставив Гиркану только звание главы Иудеи.

КОРОТКОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ АНТИГОНА

Последний сын Аристобула, Антигон, скрывался в ожидании случая вернуться в Святую Землю и вышвырнуть вон идумеян и его дядю Гиркана, бывшего целиком в их руках. Когда Антоний находился в бездействии у царицы Клеопатры в Египте, Антигон связался с царем парфян, самым мощным врагом римлян. С его помощью Антигон двинулся в Святую Землю и нанес поражение армии Ирода и его братьев.

Иерусалим был захвачен. Гиркан был деквалифицирован как первосвященник – ему повредили уши, что навсегда лишило его возможности совершать службу в Бет-Амикдаше. Старший сын Антипатра покончил собой, а Ирод бежал к царю Аравии. В руках идумеян осталась только одна крепость – Масада, упорно защищаемая Иосифом, одним из братьев Ирода. Туда послал Ирод свою невесту Мариамму (Мириам), внучку Гиркана, на которой он намеревался жениться. Этой женитьбой на потомке Хасмонеев он надеялся придать своей претензии на еврейский трон некоторый вид законности. Народ, однако, слишком хорошо знал его, и потому открыто праздновали возвращение Антигона, сына последнего свободного царя Аристобула. Он был объявлен царем и первосвященником, и народ надеялся, что наступят лучшие времена, когда многое из того зла, которое было причинено слабохарактерным Гирканом и во время преступного правления Антипатра и его сыновей, будет исправлено.

Но Ирод не был человеком, который легко сдается. Он отправился в Рим, нагруженный большим количеством золота и серебра, – он знал, что только это и есть тот ключ, который откроет ему все двери в развращенной столице новой мировой империи. Антоний и Октавиан хорошо помнили его еще со времен их похода против республиканцев, и они были очарованы его красивой речью и отличными манерами, а еще больше, вероятно, его богатыми подношениями. Они обещали ему свою помощь в борьбе с Антигоном. Сам сенат в торжественной обстановке официально назначил Ирода царем Иудеи и предоставил ему всевозможные привилегии.

Специальное послание было отправлено римскому полководцу, который в это время воевал с парфянским царем и нанес ему поражение, но в дела царя Антигона не вмешивался. Ему было предписано поддержать дело Ирода всей своей военной мощью. Этот полководец не очень то был склонен выполнять приказ своего начальства, и он мало помог Ироду. Но он также не ставил препятствия на пути Ирода. Таким образом, идумейский претендент на еврейский трон сумел собрать армию, состоявшую в основном из наемников и идумеян, и ему удалось отвоевать обратно часть страны. Однако Антигон не упал духом. До тех пор, пока римский полководец не предоставил его сопернику военной помощи, он был еще в состоянии держать царя Ирода вдали от Иерусалима. К несчастью, положение скоро изменилось. Антоний прибыл на Ближний Восток, и Ирод обратился к нему за помощью. Римский триумвир предоставил в распоряжение Ирода две свои армии, и тогда идумеянин легко одолел войска Антигона. Иерусалим выдержал осаду в течение пяти месяцев, а затем сдался. Были убиты тысячи людей; целые кварталы города были сожжены и разграблены. Многие видные фарисеи были казнены Иродом. Был пощажен только Святой Храм – по особому требованию Ирода.