Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

151. Царь Александр Яннай

151. ЦАРЬ АЛЕКСАНДР ЯННАЙ

ИЗ ТЮРЬМЫ НА ТРОН

Согласно еврейскому закону, когда кто либо умирает бездетным, его вдова должна выйти замуж за его брата, чтобы сохранить имя умершего для потомства. Это и сделала вдова царя Иуды Аристобула. Иуда не оставил после себя детей, поэтому его вдова освободила из заточения старшего его брата Александра Янная и вышла за него замуж. Александр Яннай (сокращение имени «Ионатан») унаследовал таким образом престол Иудеи после своего младшего брата.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ЯННАЯ

Александр Яннай, старший сын Иоханана Гиркана, симпатизировал садукеям еще больше, чем его младший брат Иуда Аристобул. Но у него, как видно, вообще не было никакого интереса к вопросам религии. Главной целью его в жизни были военное дело и политика. Поэтому он разрешил своей благочестивой жене Саломее-Александре пристать к фарисеям, вождями которых были тогда таннаим рабби Шим’он бен Шетах, брат царицы, и рабби Иошуа бен Гамла. Эти два мудреца создали общенародную школьную систему для обучения еврейской молодежи. Каждое еврейское поселение обеспечивалось школой и учителями, а тщательный надзор за школьной сетью способствовали наилучшему воспитанию молодежи на всех ступенях еврейского обучения. По этому поводу наши мудрецы сказали: «Если бы не рабби Иошуа бен Гамла, Тора была бы забыта в Израиле».

Рабби Шим’он бен Шетах и рабби Иошуа бен Гамла не ограничивали свою деятельность областью воспитания. Они также очистили Синедрион от всех садукеев и сделали его вновь высшим органом юрисдикции по Торе, свободной от чужеземного влияния.

Между тем царь Александр Яннай был занят вопросами международных отношений государства. Он был честолюбив и жаждал военных успехов. Временами он достигал этого, а иногда терпел поражения. Он нанимал профессиональных воинов во всех частях света, как это практиковалось в те времена теми великими державами, которые могли себе этого позволить.

Во время осады прибрежных городов, он был вовлечен в борьбу между знаменитой царицей Клеопатрой и ее сыном Птолемеем, которого она выслала из Египта. Как царь острова Кипра, Птолемей старался приобрести плацдарм в странах вокруг Иудеи. Александр Яннай заключил мир с Птолемеем, когда тот угрожал напасть на Иудею. Но тайно царь Яннай вел переговоры с Клеопатрой, страшно ненавидевшей своего сына и желавшей положить конец растущей его мощи. Армии Клеопатры во главе с еврейскими полководцами (потомками Хоньи, воздвигшего Храм Хоньи в Египте) нанесли поражение войскам Птолемея, и царицу убедили не лишать Иудею ее независимости. Теперь Александр Яннай был свободен заниматься малыми странами вокруг своего государства, бывшими постоянной угрозой еврейскому царству. С помощью своих наемных войск он одержал ряд побед.

Садукеи же, лишенные всякого влияния на внутренние дела государства, ждали случая вызвать недовольство царя фарисеями. Такой случай скоро представился.

Вернувшись однажды из успешного военного похода, царь отпраздновал свою победу грандиозным пиром, на который были приглашены лидеры наиболее важных партий и течений. Садукеи, друзья царя Александра Янная, воспользовались этим случаем, чтобы обратить внимание царя на внутренние дела страны. Это был заговор, рассчитанный на то, чтобы положить конец энергичной религиозной активности лидеров фарисеев, во главе которых стоял рабби Шим’он бен Ше-тах. Они предложили тщеславному царю облачиться для этого случая в одеяния первосвященника, зная, что фарисеи будут протестовать против такой профанации, а их протест больно заденет чувства царя. Дело в том, что о происхождении царя были некоторые сомнения. (Мать Александра Янная была в плену, а в еврейских законах стоит под вопросом допустимость детей бывших пленниц к выполнению должности первосвященника).

Как и следовало ожидать, поднялся один из мудрецов, чтобы укорять царя за выполнение им функций первосвященника, вместо того, чтобы довольствоваться своим царским саном.

«Будь доволен одной короной, царь Яннай, сказал он безбоязненно, и оставь венец священничества другим».

Царь Яннай вспылил. Он никогда не простил эту обиду, и с тех пор стал ярым врагом фарисеев.

Заговор садукеев увенчался полным успехом.

РАЗРЫВ ЦАРЯ С ТРАДИЦИЕЙ

Александр Яннай всегда клонился в сторону садукеев. Но никогда раньше он не выказывал этого открыто, не желая оскорбить религиозные чувства народа. Теперь же, после того как фарисеи нанесли ему оскорбление публично, он показал себя в истинном свете.

Для этого представился подходящий случай, а именно: процедура «Возлияния воды» в Бет-Амикдаше в праздник Суккот. Садукеи отказались признать этот ритуал; поэтому, когда Александр Яннай приблизился к жертвеннику, чтобы возлить воду, он сознательно вылил священную воду на землю вместо жертвенника.

И тут же раздался отчаянный крик тысяч евреев, собравшихся в Бет-Амикдаше по случаю праздника.

Они были глубоко возмущены этим святотатством и начали забрасывать царя своими этрогами. Тогда царь приказал своим телохранителям и наемным войскам напасть на народ. В результате этого было убито много тысяч евреев.

Теперь царь стал яростно преследовать фарисеев. Собственный его шурин рабби Шим’он бен Шетах должен был спасаться бегством. Царица Саломея-Александра вынуждена была вести замкнутый образ жизни, чтобы не сердить царя. В течение шести горьких лет народ Иудеи терпел от своего царя, беспощадно казнившего за это время много тысяч правоверных евреев.

В своем отчаянии фарисеи наконец призвали сирийского царя Деметрия себе на помощь против собственного царя. Деметрий послал огромную армию, и при помощи самого народа нанес поражение Александру Яннаю.

Вожди фарисеев почувствовали, что наконец-то их царь получил нужный урок. Они заново обсудили создавшееся положение и решили, что им нельзя забывать, что Александр Яннай является все же потомком славных Хасмонеев, и потому необходимо оставить царя Деметрия и вновь присоединиться к войскам их собственного царя. Сирийский царь увидел, что не может больше рассчитывать на поддержку тех, которые призвали его себе на помощь, и вернулся в свою страну.

СМЕРТЬ ЦАРЯ ЯННАЯ

Хотя борьба между царем и фарисеями теперь утихла, она все же никогда не прекратилась. Александр Яннай был глубоко ненавидим своим народом за его жестокость и за отход от еврейской веры и обычаев. Через некоторое время царь почувствовал, что он может вновь вернуться к военным и политическим завоеваниям вне пределов собственной страны. И он действительно весьма успешно выступал против филистимлян. Он отобрал большой кусок территории в Заиордании. Он воевал с сильным царем Аравии и с другими соседями с большим или меньшим успехом. Наконец, в одном из своих военных походов он заболел злокачественной лихорадкой и умер. Он был в пятидесятых годах своей жизни, еще относительно молодым, но народ не очень-то оплакивал его.

Перед смертью царь послал своей царице письмо, в котором он выразил свое сожаление и покаяние в том, что он преследовал фарисеев. Он просил ее отдать его мертвое тело фарисеям, чтобы поступить с ним, как они найдут нужным. Вожди фарисеев не хотели обесчестить умершего царя, так беспощадно преследовавшего их, и похоронили его со всеми полагающимися почестями в фамильном склепе Хасмонеев.