Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

143. Александр Великий

143. АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ

ПОД УПРАВЛЕНИЕМ МАКЕДОНИИ

Между тем, на мировой арене произошли важные изменения в области мирового господства. Появился новый захватчик в лице Александра Великого Македонского. Его победоносное шествие привело его в Сирию и Финикию, столицы которых Дамесек (Дамаск) и Цидон, пали после решительного сопротивления. Затем Александр осадил Цор и отправил посыльных к первосвященнику Шим’ону с требованием немедленно прислать ему воинские части и продовольствие. Александр потребовал, чтобы дань, которую евреи выплачивали до того персидскому царю, выплачивалась бы теперь ему. Но первосвященник отказался выполнить это требование, заявив при этом, что евреи присягнули на верность Персии. Александр поклялся, что он за это отомстит. Захватив Цор, Александр двинулся вдоль берега и захватил Газу, а оттуда он пошел на Иерушалаим.

Известие о приближении Александра наполнило сердца жителей Святого города ужасом. Но первосвященник вышел навстречу Александру во главе большой делегации. Он был одет в святые одеяния, также, как и другие коаним, следовавшие за ним вместе со многими горожанами. Когда царь увидел первосвященника, он вдруг смягчился и приветствовал его с большим уважением. Когда удивленные этим военачальники спросили его, чем объяснить такое его поведение, Александр ответил им, что образ этого святого человека представлялся ему уже раньше. Это он ободрял его неоднократно в его победоносных войнах и обещал ему победу. В сопровождении первосвященника Александр вошел в Иерушалаим и в Бет-Амикдаш. Все увиденное произвело на царя большое впечатление, и он обещал разрешить проживающим во всей его империи евреям жить согласно законам собственной их веры. Особенно большое впечатление произвела на Александра служба в Бет-Амикдаше, и он пожелал, чтобы выгравированный на камне его портрет был там помещен. Первосвященник ответил ему на это, что законы Торы запрещают помещать в Бет-Амикдаше или где бы то ни было какую либо статую или портрет. Однако евреи увековечат имя Александра более достойным образом. Первосвященник обещал, что все мальчики, которые родятся в будущем году, будут названы его именем – Александр. Это очень понравилось царю.

Таким образом, почти через столетие после отстройки Бет-Амикдаша персидская империя распалась под ударами Александра, империя которого простерлась на весь известный в то время мир. Святая Земля тоже стала частью этой огромной империи.

ШОМРОНИТЫ

Переход евреев от одной вассальной зависимости к другой – от Персии к Александру Македонскому – был критическим моментом, явившимся для шомронитов как бы сигналом для возобновления попыток причинять евреям неприятности.

Вы помните, конечно[1], что вождю шомронитов Санбалату удалось породниться с первосвященником, выдав свою дочь за его сына Менаше. Но вернувшийся из Персии Нехемья выгнал Менаше из Бет-Амикдаша и раз и навсегда прервал всякую связь между евреями и шомронитами Интриган Санбалат потерял тогда всякую надежду пристать к евреям. Вместо этого он построил собственный храм на самой вершине горы Геризим, возвышающейся над Шхемом, конкурируя с Бет-Амикдашом, что на горе Мория в Иерушалаиме Таким образом шомрониты образовали свою собственную секту. Они тоже верят в Тору, но толкуют ее на свой особый лад, и у них бытуют еще многие языческие обычаи Вполне довольные своим особенным образом жизни вокруг собственного храма, шомрониты в то же время питали глубокую ненависть к евреям и искали любую возможность вредить им.

Когда Александр подходил к Святой Земле, шомрониты пытались заслужить его благосклонность и вызвать его нерасположение к евреям. Они хотели убедить его, что истинным святилищем является их храм, а не иерушалаимский Больше того, они выдумывали различные лживые доносы на евреев. Александр велел, чтобы в его присутствии произошла дискуссия между представителями евреев и шомронитов. Выслушав доводы тех и других, Александр тут же объявил, что правы евреи. Шомрониты попали в немилость. Во всю свою жизнь Александр выказывал евреям свою благосклонность, шомронитов же он часто унижал, ненавидя их за лживость и вероломство.

ГРЕЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

 Александр был благородным и великодушным победителем Он не вмешивался в обычаи, религиозную и вообще внутреннюю жизнь народов подвластных ему стран. И все же, влияние греческой культуры было очень сильно повсюду, ибо она представляла собою для тогдашнего мира новую цивилизацию, которая ослепляла своей славой и мощью. Ничем подобным этому не обладал ни один народ в мире, за исключением еврейского народа. Потому что, хотя Иеудея была слаба в политическом отношении и не была даже независимым государством, она все же была духовно достаточно сильна, чтобы отстоять свою индивидуальность против влияния греческой культуры, захлестнувшей весь мир кругом. За эту свою духовную мощь Иеудея целиком обязана Мужам Великого Собрания и их последователям – таннаим.

Столица Афины с ее художниками и философами, возгалвляемыми школьным учителем самого Александра – Аристотелем, была центром греческой цивилизации, которая благодаря стремительным победам Александра Великого распространилась быстро на все части света. Греческий язык стал языком как образованных людей, так и народных масс, и греческие образы мышления, веры и обычаи вскоре распространились среди народов того времени.

Когда Палестина оказалась под владычеством Александра, евреям была предоставлена свобода религии и внутренней жизни вообще. Мы видели, какое впечатление произвела на Александра первая встреча его с первосвященником Шим’оном Праведным. Александр требовал от евреев платить ему ту же дань, которую они выплачивали раньше Персии, но он освободил их от дани в так называемый субботний год, когда евреи не обрабатывают свои поля. Он также освободил еврейских солдат в своей армии от активной службы в шаббат, и уважал другие их религиозные убеждения. Следующий случай характерен для политики Александра. Будучи идолопоклонником и в то же время человеком весьма широкого кругозора, Александр относился с уважением ко всем богам завоеванных им стран. В Вавилонии он решил восстановить лежавший в руинах храм вавилонского идола Бела. Солдатам было приказано расчистить руины, и все этому приказу подчинились, за исключением служивших в его армии евреев. Они не пожелали участвовать в строительстве языческого храма. За неповиновение они были строго наказаны, но они остались тверды в своем отказе. Когда Александр узнал о мужестве его еврейских солдат и их верности своей вере, он охотно простил им.

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА

 Александр Великий умер молодым – в возрасте тридцати трех лет. Он не оставил наследника или преемника после себя, и огромная его империя развалилась. Его военачальники поделили империю между собою, но постоянно дрались за лучшую часть ее. Палестина, как увидим дальше, несколько раз переходила из рук в руки. И все же, греческая культура беспрепятственно продолжала распространяться в стране. Ее влияние оказалось особенно сильным после того, как Палестина стала частью греко-египетской империи. Большая и влиятельная еврейская община в Александрии, хотя и придерживалась законов и обычаев своих предков, все же жадно предалась греческим наукам. Евреи поддреживали тесный контакт со своей метрополией, контакт, который не мог не оказывать свое влияние и на самую метрополию. Труды греческих писателей были доставлены в Палестину, где они находили страстных читателей и горячих обожателей. Много евреев на Святой Земле, особенно знать и верхушечные слои народа, начали пропитываться греческими идеями. Греческие имена и названия заменили многие еврейские имена – Иеошуа стал Язоном, кнессет превратилась в синагогу, а Верховный суд старейшин стал называться синедрионом (санедрин в талмудической литературе). Были введены греческие монеты, веса и меры. Так что медленно, но верно греческая культура (или эллинизм) начала серьезно вторгаться в еврейскую жизнь на Святой Земле.

Однако великие мудрецы нашего народа, таннаим, которые следовали духу Эзры и Нехемьи и Мужей Великого Собрания, очень хорошо понимали, какая опасность угрожает благодаря этому традициям и вере наших предков. Они противились греческому влиянию всем своим сердцем и душой и укрепляли ряды оставшихся верными Торе евреев путем мудрого учения и введения ряда правил и предписаний. В конце концов произошло открытое столкновение между носителями греческой культуры (эллинистами) и защитниками еврейской веры согласно Торе. Об этом будет подробно изложено ниже.



[1] См. стр. стр. 67 – 68.