Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

140. Эзра и Нехемья

140. ЭЗРА И НЕХЕМЬЯ

ЭЗРА

Эзра-писец был учеником Баруха бен Нерияу, бывшего в свою очередь учеником пророка Ирмияу. На протяжении многих лет Эзра сидел у ног Баруха, жадно впитывая из его уст знания и предания, дошедшие до них от Моше. Ибо Эзре предстояло стать ближайшим звеном в этой непрерывной цепи преданий. От своего великого учителя Эзра перенял горячее желание распространить чистое учение Торы среди своих братьев. Чувство долга и ответственности Эзры было тем сильнее, что он был членом священнической семьи Аарона.

Искренность и справедливость Эзры завоевали ему великие симпатии его народа и почет и уважение персидских сановников и даже самого персидского царя. Царь Артахшаст II называл его «учителем закона Б-га Небесного» и предоставил ему все условия для выполнения его святой работы среди его народа.

Эзра давно уже исполнил бы свое большое желание отправиться в Святую Землю, особенно после того, как Бет-Амикдаш был уже отстроен. Но до тех пор, пока его обожаемый им учитель Барух был жив, он не мог его оставить. После смерти своего учителя Эзра сразу же начал приготовления к отбытию в Святую Землю.

Персидский царь, который был мудр и относился хорошо к евреям, позволил всем, кто пожелал того, вернуться на свою родину под водительством Эзры. Этим воспользовались более 1500 человек. Эзра и следовавшие за ним евреи взяли с собой много серебра и золота, а также много ценных сосудов, которые пересылали с ними для Бет-Амикдаша сам царь, его приближенные и богатые евреи Персии. Кроме того, Эзра был снабжен царем специальным указом, обязывающим всех персидских чиновников на всем пути следования снабжать Эзру и всех переселенцев пищей и всем необходимым. Эзра был уполномочен царем организовать суд и назначать судей и перестраивать еврейскую религиозную жизнь на Святой Земле по своему усмотрению.

ПОКАЯНИЕ

 В сопровождении почти двух тысяч благоверных евреев, среди них – левиим и члены знатных семей, Эзра выступил в путь, направляясь в Палестину, в 3413 году от с. м., через год после завершения строительства Бет-Амикдаша.

Через четыре месяца он достиг Иерушалаима. Это было в день Рош-Ходеш месяца Ава. В Святой Земле он нашел весьма печальную обстановку. Увидав широко распространившуюся ассимиляцию и массу смешанных браков, он с горя разорвал на себе одежды. Но он не терял попусту времени. Он сразу же собрал вокруг себя всех тех, на кого он мог положиться, будучи уверенным, что они помогут ему осуществить его план полного переустройства еврейской жизни. Это не были фактические руководители еврейской общины; среди них было немало таких, которые сами нарушали еврейские законы. И все же, когда Эзра созвал на совещание всех желающих повести борьбу за чистоту еврейской веры, он нашел многих, отозвавшихся на его зов. Он образовал новый совет старейшин и руководителей, и они решили, что первой задачей является освобождение евреев от нееврейских жен. Для этого Совет назначил на двадцатое Кислева общее собрание во дворе Святого Храма. Много народа собралось, и Эзра обратился к собравшимся с горячим призывом помочь ему в его святом деле. Его искренние и горькие упреки не преминули произвести глубокое впечатление на еврейских мужчин и женщин, собравшихся в Святом Храме. Уже давно они не слышали такого мощного призыва к покаянию. Когда Эзра начал настаивать, чтобы были отосланы прочь нееврейские жены и члены их семей в течение ближайших трех месяцев, все обещали сделать это. И действительно, в начале следующего месяца Ниссана все аммонитские, шомронитские и пеsлиштимские жены получили развод и были высланы из еврейской общины обратно к своим домам.

Главной своей задачей Эзра считал обучение народа законам и духу Торы. Он разослал своих левиим во все малейшие городишки и поселения, чтобы обучать невежд истинным путям еврейской жизни. К несчастью, у Эзры нашлось и немало деятельных противников и открытых врагов среди бывших еврейских руководителей, особенно же среди шомронитов. Они считали себя глубоко обиженными действиями Совета, отославшего им обратно их женщин и запретившего евреям сохранять со своими соседями тесные связи, развившиеся в течение предыдущих двух веков.

Эзра понял, что враги эти не остановятся на одних только доносах и интригах, а прибегут к открытым враждебным действиям. Поэтому он организовал народ для строительства сильных укреплений на всякий случай. Первым пунктом его программы было воздвижение стены вокруг города Иерушалаима с сильными укреплениями. Его враги сразу же ухватились за представившийся им случай, чтобы обвинить Эзру в попытке сделать еврейское государство независимым от персидского владычества. Царь Персии поверил этому доносу, подтвержденному донесениями его правителей в странах, соседних с еврейской колонией. Он приказал приостановить дальнейшее строительство этих укреплений. Против такого указа ничего нельзя было поделать. Первое время казалось, что врагам еврейского народа удалось расстроить планы Эзры.

В трудный час Эзре удалось найти нового сильного помощника в лице Нехемьи бен Хахальи. Этому великодушному еврею была оказана великая честь – он был назначен на пост виночерпия персидского царя Артахшаста. Этот царь обожал Нехемью за его мудрость, и в управлении своей огромной империей во мнгом полагался на его здравый ум. До Нехемьи дошла печальная весть о полном провале плана Эзры в деле перевоспитания и восстановления еврейской колонии. Нехемья осознал величину неизбежной трагедии в том случае, если эта мужественная попытка потерпит неудачу. Поэтому он обратился к своему царственному господину, к царю Артахшасту, с просьбой отменить его предыдущий указ о приостановке всех строительных работ по укреплению Иерушалаима и разрешить ему отправиться в Святую Землю, чтобы прийти на помощь своим братьям. Артахшаст пошел даже дальше просьбы Нехемьи. Уверенный в преданности и верности ему Нехемьи он не только разрешил ему отправиться в Палестину и следить за ходом строительства городских стен Иерушалаима, но он его еще назначил правителем еврейской колонии.

СТЕНЫ ИЕРУШАЛАИМА

Прибыв в Иерушалаим, Нехемья сразу же приступил к укреплению столицы еврейской колонии против нападений шомронитов и их пособников.

После нескольких дней совещания с Эзрой, духовное руководство которого он признал во всех отношениях, он тайно, в ночной темноте обследовал стратегическое положение укреплений. На следующий день он призвал еврейский народ немедленно приступить к строительству стен.

Сначала враги, как внутренние так и внешние, насмехались над усилиями евреев, которые, как они полагали, закончатся ничем. Однако, когда под энергичным руководством и отличной организацией Нехемьи и его соратников стены начали расти во многих стратегических пунктах одновременно, враги решили, что пришло время принять решительные меры, чтобы помешать строительным работам. Они распространили ложные слухи о преследуемых якобы личных интересах Нехемьей и его помощниками в этих работах. Плелись заговоры против Нехемьи лично и против других руководителей, активно помогавших строительству стен.

Позади всех этих интриг стояли шомронитский лидер Санбалат и Товия аммонит. Однако на их насмешки и угрозы не обращали внимания.

Нехемья рассеял все слухи о его личном возвеличении, отказавшись пользоваться какими либо привилегиями, из тех, которые во множестве были предоставлены ему царем Артахшастом. Из собственного кармана он финансировал большинство строительных работ, и объезжал страну, привлекая все больше сторонников, готовых помочь делу укрепления Иерушалаима против врагов.

Когда шомрониты увидели, что стены Иерушалаима вот-вот восстанут из руин, они решили применить силу. В то время как рабочие были заняты на работе, они вдруг напали на них, стремясь убить из них побольше и разрушить то, что уже было воздвигнуто.

Но Нехемью нельзя было этим устрашить. Он выставил сторожевые посты против врага и днем и ночью. Он организовал своих людей в группы, которые должны были служить попеременно – то строителями, а то вооруженной стражей. Сами строители были вооружены копьями, луками и стрелами, чтобы отбить любое внезапное нападение.

Так работали день и ночь без остановки. Если в каком либо месте разражалась битва, это не приостанавливало работу в других местах.

Наконец, в короткий срок – всего за 52 дня – стены и укрепления Иерушалаима были построены. Это было в 3426 году от с. м.

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Как только еврейская столица оказалась в безопасности от нападений извне, Эзра и Нехемья взялись за повышение морального уровня народа. Приближающиеся святые праздники представляли хороший случай вывести евреев из состояния религиозного безразличия и духовной запущенности, в котором они находились.

Многие евреи прибыли со всех концов Иеудеи праздновать в святом городе Новый Год и другие праздники, приходящиеся на месяц Тишрей. Эзра обратился к собравшейся огромной массе народа с деревянной кафедры, воздвигнутой для этой цели. Он читал им отрывки из Торы, чтобы дать им возможность сопоставить Б-жественные законы с их собственной грешной жизнью. Народ признал свои ошибки и прегрешения и был полон раскаяния. Слушатели разразились плачем и их горе было так велико, что святой день Нового Года грозил превратиться в день траура. Поэтому Нехемья и Эзра утешили народ и призвали его служить Б-гу с радостью, говоря: «День сей свят Превечному, Б-гу вашему; не печальтесь и не плачьте… ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Превечному нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Превечным – подкрепление для вас».

Праздник Суккот был отпразднован с большой радостью, и были воздвигнуты кущи по всему святому городу и во дворах Бет-Амикдаша.

Двадцать четвертый день этого месяца (Тишрей) был назначен днем всеобщего поста и покаяния. Воодушевленный молитвами и чтением Торы, народ заключил торжественный завет с Б-гом, обязуясь соблюдать все Б-жеские законы, особенно же – избегать смешанных браков с их языческими соседями; не допускать совершения каких либо дел в день шаббат ив праздничные дни и должным образом соблюдать седьмой год (субботний или шемитта) согласно законам Торы.

Это был только первый шаг ко многим улучшениям в религиозной, социальной и экономической жизни евреев на Святой Земле, которые Эзра и Нехемья провели в течение ряда лет их самоотверженной и энергичной общественной деятельности.

К концу двенадцатого года пребывания в стране Нехемья был отозван персидским царем, который нуждался в его советах в сложных государственных делах. Нехемья отбыл в Шушан, столицу Персии, и евреи в Иеудее, оставшиеся без его бдительного надзора, вскоре вновь вернулись на свои старые неправедные пути. Враги Исраеля, аммониты и шомрониты, вновь были допущены в еврейскую общину, и постепенно свели на нет большинство добрых дел, совершенных Эзрой и Нехемьей. Евреи вновь начали смешиваться в браке со своими языческими соседями. Менаше, внук первосвященника Элъяшива, женился на дочери Санбалата, главаря шомронитов. Аммонит Товия, тоже известный всесильный враг евреев, породнился браком с знаменитой еврейской семьей; для него устроили даже помещение в самом дворе Бет-Амикдаша. Десятины и другие приношения больше не отдавались коаним и левиим. Последние занялись полевыми работами вместо того, чтобы заниматься своими святыми обязанностями как духовные пастыри и учителя народные. Даже святой шаббат грубо нарушался.

Сведения о таком досадном положении дел в Иеудее достигли наконец Нехемью в Шушане, и он был глубоко огорчен. Он просил своего царственного хозяина разрешить ему вернуться в Иерушалаим еще раз. Это разрешение ему было дано, и Нехемья вскоре появился в Иерушалаиме во второй раз. Не теряя времени, он тут же взялся за изжитие безобразий, так быстро распространившихся в святом городе. Он прогнал Менашу, осквернившего святость священнического сана, и выгнал Товию из Бет-Амикдаша. Евреи развелись со своими языческими женами и отослали их обратно домой к их семьям. Вновь восстановили выплату десятины, которую честно стали передавать левиим, так что они опять смогли отдавать все свое время обучению народа, особенно же молодежи. Обнаружив, что святость дня субботы нарушается в Иеудее виноделами, работающими в этот святой день, и торговцами, которые привозят в Иерушалаим свои товары и продают их в шаббат, Нехемья вызвал руководителей еврейского народа к себе и, сурово порицая их, говорил: «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Б-г наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Исраеля, оскверняя субботу!».

Нехемья распорядился запереть городские ворота накануне дня шаббат и не открывать их до ночи следующего дня. Торговцам, даже не-евреям, не разрешалось привозить в город товары в день отдыха.

Наши мудрецы говорят об Эзре, что он вернул Тору Исраелю, и приравнивают его к Моше. Влияние Нехемьи было также очень велико, так как он поддержал все начинания Эзры, и его преданность своему народу была не меньше, чем Эзры. Они оба спасли еврейский народ от ассимиляции и вымирания. Но они получили огромную поддержку со стороны многих великих преданных им евреев, составлявших Высший Совет, известный как «Аншей Кнесет Агдола» или Мужей Великого Собрания (или Синагоги). О них и их вечном, немеркнущем труде будет разговор в следующих главах.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Кто был Даръявеш? (Стр. 53).

2. Кто были Хаггай и Зехарья? (Стр. 54).

3. Вспомните некоторые пророчества Хаггая (Стр. 54).

4. Приведите некоторые основные пророчества Зехарьи (Стр. стр. 55–56).

5. Когда была завершена постройка Второго Бет-Амикдаша? (Стр. 57).

6. Сколько лет прошло со дня разрушения Первого Бет-Амикдаша до отстройки Второго? (Стр. 57).

7. Почему произошел духовный упадок в народе после отстройки заново Второго Бет-Амикдаша? (Стр. 57).

8. Кто был последним пророком? (Стр. 58).

9. «Не один ли у всех нас отец? Не один ли Б-r сотворил нас?» Кто сказал это? (Стр. 58).

10. Кто был Эзра и в чем заключалась основаная его деятельность? (Стр. 60).

11. Кто был Нехемья и в чем заключалась основная его деятельность? (Стр. 63).

12. Кто были Артахшаст, Санбалат, Товия? (Стр. 65).

13. «Об………….. наши мудрецы говорят, что он вернул Тору Исраелю, и его приравнивают к Моше». Вставьте недостающее имя. (Стр. 69).