Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

135. Иехезкеель

135. ИЕХЕЗКЕЕЛЬ

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

Займемся сейчас историей евреев-пленников в Вавилонии, где в то время были сконцентрированы остатки еврейского народа.

Евреи-пленники, угнанные в Вавилонию после разрушения Бет-Амикдаша, были не единственными там евреями. Они соединились с пленными, прибывшими туда вместе с царем Иеояхином на одинадцать лет раньше[1]. Это были в основном люди знатные и деятельные. Среди них были евреи благородного происхождения, искусные мастера по золоту и серебру, резчики по дереву и другие высококвалифицированные мастера. Невухаднецар хотел использовать их искусство и таланты, чтобы украсить свою столицу и царский дворец, а также сделать их учителями для обучения членов царской фамилии. Поэтому царь Вавилонии не притеснял еврейских изгнанников, хотя он совсем не был настроен к ним дружески. Евреям было разрешено проживать совместно большими общинами и соблюдать свои традиции. Некоторые из них занимали высокое положение в царском дворце.

Вскоре оказалось, что евреи ревностно сохраняют свою национальную индивидуальность, не допуская возможности быть поглощенными мощной Вавилонской империей. Они не могли не видеть насколько они превосходят своих победителей в моральном отношении даже теперь, в состоянии побежденных. Они не могли забыть свою родину, святой город Иерушалаим и Бет-Амикдаш, лежащий в руинах. Глубоко в сердцах своих они знали почему их постигло это ужасное бедствие. Они были теперь убеждены, что их пророки были Б-гом вдохновленными людьми и говорили им правду, предсказав с такой точностью их судьбу. А раз так, то и слова утешения, сказанные им так часто теми же святыми устами, конечно же оправдаются! Их страна еще возродится, и они вновь вернутся домой.

Таким образом, вавилонские пленные отказывались считать страну своих победителей своей новой родиной. Нет, конечно! Это была для них чужая страна, со всеми ее идолами, алтарями и храмами. Они не были ослеплены величием, великолепием и богатством Вавилона. Их сердца были полны страстной до боли тягой к их собственному прекрасному дому, к их святому Иерушалаиму. Следующий чудесный псалом выражает обуревавшие их в то время чувства:

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Ционе. На вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: «пропойте нам из песней Ционских». Как нам петь песнь Превечного на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерушалаим, забудь меня десница моя. Прильни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерушалаима во главе веселия моего… Дочь Вавилона, опустошительница, блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!» (Псалом 137).

ИЕХЕЗКЕЕЛЬ

 Еврейские изгнанники в Вавилоне считали большим счастьем для себя, что у них были великие вожди и пророки, которые руководили ими в такие критические для них дни. Среди этих великих мужей особо выделялся пророк Иехезкеель, имевший очень большое влияние на свою паству.

Иехезкеель родился в Иерушалаиме в священнической семье. Имя его отца было Бузи. Когда Невухаднецар, царь Вавилона, угнал в Вавилон царя Иеояхина и цвет сынов Иеудеи, Иехезкеель был в этом «Первом пленении».

Первые изгнанники осели в Вавилоне и начали строить новую свою жизнь в плену. Они не пережили еще тогда всей глубины трагедии, приведшей в конце концов к разрушению Иерушалаима. Столица была тогда еще в целости во всей своей славе, и Цидкияу, хотя и был вассалом Невухаднецара, находился на троне как царь Иеудейский. Они были тогда еще далеки от чувства покаяния. Более того, идолопоклонство глубоко укоренилось среди этих изгнанников. Поскольку они оказались теперь среди победителей с их широко распространенным идолопоклонством, можно было предположить, что они будут полностью поглощены новой средой. И действительно, некоторые из числа этих изгнанников считали, что Б-г продал их вавилонянам, и потому не было больше смысла соблюдать Тору и оставаться евреями.

В этот критический час явился Иехезкеель и сдержал стремнину, угрожавшую поглотить его собратьев по несчастью.

Дух пророчества сошел на Иехезкееля впервые, когда он находился на реке Кевар, одном из притоков Евфрата в Вавилонии. Это было в пятом году Первого пленения. Его миссия была не из приятных. Ему надлежало явиться к своему народу как строгий проповедник, с пророчеством об ужасных бедах, ожидающих народ. Он должен был делать все, что в его силах, чтобы сохранить среди изгнанников дух Торы в целости.

С трудом удавалось Иехезкеелю убеждать своих братьев в изгнании, что этот плен был только временным наказанием за их неверность Б-гу. Он предупреждал их о том, что если они оставят веру в Б-га, они совершат национальное самоубийство. Он строго упрекал их и постоянно напоминал им, что их братья в Иеудее разделят с ними их горькую судьбу по той же самой причине, навлекшей на них это несчастье. Многие высмеивали его.

ДЕСЯТОЕ ТЕВЕТА

 Наконец, наступил злополучный день, когда Иехезкеель получил то потрясающее пророчество, которого он так боялся. Это было в десятый день месяца Тевета в девятом году Первого пленения. За много миль отсюда, в Иеудее, Невузар’адан, командующий армиями вавилонян, начал осаду Святого города. В этот самый момент Иехезкеелю было сообщено об этом бедствии в пророческом видении. Ему было приказано записать дату этого события и довести об этом до сведения его братьев-изгнанников.

Эта печальная новость в дальнейшем подтвердилась в точности, и евреи в Вавилоне убедились, что священник Иехезкеель является истинным Б-жьим пророком.

Затем последовали захват и разрушение Иерушалаима и Бет-Амикдаша. Вскоре десятки тысяч евреев присоединились к их братьям в вавилонском плену.

Когда все уже казалось потерянным, Иехезкеель спас положение. Он не был уже больше строгим проповедником, а отцом-утешителем, полным мужества и надежды. Он обратил свои жесткие слова против жестоких соседей Иеудеи, которые тайно злорадствовали и открыто радовались падению Иеудеи. Он предсказывал им их скорую гибель и уверял своих братьев, что Исраель переживет всех своих врагов.

ДОЛИНА СУХИХ КОСТЕЙ

 Из всех пророчеств Иехезкееля в это время самое большое впечатление производит, несомненно, его пророчество о «Долине сухих костей». Пророк видит себя в долине, усеянной высохшими человеческими костями. Глас Б-жий повелевает ему пророчествовать и предсказать, что кости эти вновь оживут. Так пророк и сделал. И вдруг, пред изумленными глазами пророка происходит нечто поразительное. Разразилась буря, которая заставила кости соединиться сочленениями, пока они не образовали скелеты. Затем скелеты эти покрылись мышцами и кожей. Дух оживил мертвые тела, и на глазах пророка встало на ноги огромное полчище людей.

Таким путем пророк хотел сказать своим братьям-изгнанникам, что Исраель вновь воскреснет к новой жизни и славе.

БУДУЩЕЕ ИСРАЕЛЯ

 Иехезкеель предсказывал, что брешь, образовавшаяся между Иеудейским царством и царством Эфраима (Десяти колен) будет заделана. Будет один единый народ в своей возродившейся стране. Бет-Амикдаш будет отстроен заново, и Исраель будет счастлив своим единением с Б-гом, как никогда раньше.

Пророк описывает в мельчайших подробностях новый Иерушалаим, новый Бет-Амикдаш и новое духовенство – новое государство Исраель, которое будет тогда процветать под скипетром Дома Давидова.

А что же должны евреи делать до наступления этих счастливых дней?

Иехезкеель был великим учителем. Он учил, что весь народ возродится только тогда, когда вернется к Б-гу каждый отдельный еврей. Каждый еврей отвечает за свою личную жизнь и свое поведение и в то же время несет ответственность перед всем народом. Ибо народ в целом состоит из многих отдельных личностей. Секрет спасения, учит Иехезкеель, лежит в абсолютной верности Б-ry и Его Торе. Б-г всегда готов простить грешника, возвращающегося к Нему искренним покаянием. «Не хочу смерти грешника, говорит Превечный, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был», этому учил Иехезкеель вновь и вновь.

Под влиянием Иехезкееля изгнанники строили в Вавилонии синагоги и дома для изучения Торы. Таким образом дух Иудаизма сохранялся в целости, и, как это случалось так много раз в истории еврейского народа, наш народ вышел из постигшей его беды с новой силой и надеждой. Когда Иехезкеель умер, его горько оплакивали все евреи, но его пророчества остались, чтобы вдохновлять нас вечно.



[1] См. «Наш народ», т. II, стр. стр. 280–281.