Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

111. Аса

111. АСА

БЛАГОЧЕСТИЕ ЦАРЯ АСЫ

Сын Авии, Аса, занявший трон Иеудеи после смерти отца, был искренне благочестив и Б-гобоязнен. В течение долгого своего царствования – он процарствовал сорок один год – увенчались успехом его решительные усилия восстановить истинную веру среди своего народа, веру в одного только единого Б-га и его Тору. Он жил в полном согласии с пророками и священниками, которые при этом царе оказывали самое большое влияние на народ Иеудеи. Большинство идолов, проникших в страну во времена царствования отца и деда Асы, были устранены. Аса не только изгнал языческих священников из страны, но лишил даже свою мать ее царственных привилегий, потому что она была приверженцем культа Аштарот.

Аса был действительно достойным потомком царя Давида.

АСА ПОЛАГАЛСЯ НА Б-ГА

Аса начал обогащать Храм вновь посвященными сокровищами – золотом и серебром. Он укрепил города, расположенные в стратегически важных пунктах страны, и обучал военному делу свежие войсковые силы колен Иеуды и Биньямина.

Сила армии Асы вскоре подверглась испытанию. Могущественный царь государства Куш (Эфиопии) Зерах завоевал Египет при царе Шишаке, и среди другой добычи захватил также сокровища, в свое время награбленные Шишаком в Святом Храме и в царском дворце в Иерушалаиме. Жадно стремясь захватить побольше ценностей, царь Зерах повел свою мощную армию против Иеудеи. Он принудил царя Асу вступить в бой, хотя казалось, что нет никаких видов на победу у малочисленной армии Иеудеи. Однако Аса молился Б-гу, прося помощи, и войска Зераха потерпели полное поражение. Аса преследовал бежавшие войска Эфиопии вплоть до страны Пелиштим и отобрал у них всю добычу, захваченную ранее Шишаком в Иерушалаиме. Это чудесное спасение укрепило положение Асы как в глазах собственного народа, так и среди других народов. Когда Аса вернулся в Иерушалаим во главе своих победоносных войск, он был торжественно принят, и пророк Азаряу пришел приветствовать его и передать ему следующее Б-жье послание: «Б-г с вами, когда вы с ним; и если будете искать Его, он будет найден вами; если же оставите Его, Он тоже оставит вас». Это Б-жье послание явилось указанием на необходимость провести усиленную кампанию по уничтожению всех следов идолопоклонства, оставшихся еще в стране. Были подвергнуты тяжелым наказаниям все нарушители Б-жьих заповедей, а виновным в идолопоклонстве угрожала смерть. Многих людей из царства Десяти колен привлекали успехи царя Асы, который явно был любимцем Б-га. Это была благочестивая и благородная часть народа Исраельского; это были люди, которые не могли переносить хаос, вызываемый непрерывной борьбой за трон Исраеля, и безбожие многочисленных претендентов на этот трон. Престиж Асы возрастал.

БОРЬБА АСЫ С БААШЕЙ

Бааша, который был в это время царем Исраеля, стремился умалить престиж Иеудеи, возросший даже в его собственном царстве. Он был особенно встревожен одним пророчеством, согласно которому по прошествии тридцати шести лет брешь в империи царя Шеломо будет вновь заделана, – государство Исраель вновь станет единым, поскольку висевшая над Исраелем такая вина, как продолжавшаяся 36 лет супружеская жизнь Шеломо с египетской принцессой, к этому времени будет уже искуплена. По всем признакам, царем, при котором это пророчество должно было осуществиться, был именно Аса.

Во исполнение своего плана Бааша начал строить на границах с Иеудеей город Раму, из которого он рассчитывал следить за царством своего соперника. Аса быстро разгадал намерение Бааши. Еще больше Асу обеспокоили переговоры Бааши с Бен-Ададом, царем Арама, у которого Бааша просил помощи в выполнении своего плана против Иеудеи. Однако в последовавшей затем борьбе против ревнивого царя Бааши Аса допустил серьезную ошибку. Вместо того, чтобы держаться указаний пророков, до сих пор поддерживавших его и помогавших ему в наиболее отчаянных обстоятельствах, Аса доверился политической игре. Большое мужество, с которым он некогда встретил превосходящие силы Эфиопов, оставило его на этот раз, и он послушался совета своих царедворцев, заверивших его, что он легко может привлечь Бен-Адада на свою сторону, заплатив ему больше, чем его соперник Бааша. Аса последовал этому совету и предложил Бен-Ададу сокровища, отобранные им у побежденной армии Эфиопии. Бен-Адад, жадный к деньгам, легко поддался соблазну, особенно после того, как ему почудилось, что его союз с Иеудеей имеет для него большее значение и дает ему больше шансов на успех, чем союз с его беспокойным соседом, царем Исраеля.

В то время, как Бааша был занят укреплением своих границ против Иеудеи, его бывший союзник Бен-Адад напал на него на севере и вынудил оставить свои работы незавершенными и поспешить на защиту своей страны. Царь Аса воспользовался этим и разрушил построенные Баашой пограничные защитные укрепления. Строительные материалы были перенесены на территорию Иеудеи и из них была здесь воздвигнута такая же сильная линия фортификаций, предохранявшая Иеудею от дальнейших нашествий со стороны Исраеля.

Но Аса потерял благоволение Б-га своим отсутствием веры в Него, и потому дальнейшее царствование Асы было все время неспокойным, ему приходилось воевать против Бааши и других соседов, как и было предсказано пророком Хананием. Аса умер на сорок первом году своего царствования. Он был одним из наиболее благочестивых царей Иеудеи. За исключением своего промаха в случае с Баашей, он в точности следовал учениям пророков и посвятил свое время прославлению Б-жьего имени среди своего народа. Он пережил пять последовательных царей соседнего царства Исраеля. Народ Иеудеи искренне оплакивал его смерть и устроил усопшему монарху самые пышные похороны, каких когда либо удостаивался кто либо из его царей. Преемником Асы был, также благочестивый, сын его Иеошафат.