Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

94. Война Ах'ава с бен-Ададом

94. ВОЙНА АХ’АВА С БЕН-АДАДОМ

НАШЕСТВИЕ БЕН-АДАДА

Внутренняя борьба между силами, верными традиционному иудаизму, и идолопоклонством, поощряемым Изевелью, потеряла вскоре свою остроту из-за угрозы войны с севера. Бен-Адад, царь Арама, помня о победе, одержанной Арамитами над отцом Ах’ава Омри, и соблазненный богатствами Шомрона, решил начать большую войну с Исраельским царством.

Собрав огромную армию у себя и увеличив ее армиями тридцати двух соседних царей, которых он соблазнил дележом добычи, Бен-Адад осадил Шомрон. Затем он послал сказать царю Ах’аву: «Твое золото и твое серебро – мои; твои жены и твои дети тоже мои!»

Слабохарактерный и малодушный Ах’ав подчинился унизительному требованию, и ответил Бен-Ададу так, чтобы умиротворить всесильного Арамитского владыку. Но Бен-Адад был полон решимости спровоцировать Ах’ава на войну. Второе его послание было поэтому еще более оскорбительным. Он потребовал допустить его во дворец Ах’ава, чтобы обыскать его и забрать оттуда все, что ему заблагорассудится. Ах’ав воспылал гневом, и, посоветовавшись со старейшинами народа, решительно отказался выполнить эти нахальные требования. Когда Бен-Адад похвастал, что «праха Шомрона не достанет по горсти для всех людей, идущих за мною», Ах’ав ответил пренебрежительно: «Пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся», то есть: пусть не хвалится собирающийся воевать, как будто он войну уже выиграл.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОРОДА

Сопротивление Ах’ава было поддержано также пророком Б-жьим, который явился к царю и сказал ему, чтобы он не испугался превосходящих сил врагов, осаждающих город. Сегодня же, обещал ему пророк, Б-г предаст врага в его руки, так что он признает, что Б-г есть Превечный. Ободренный этим счастливым посланием, Ах’ав произвел вылазку против Бен-Адада. Это было около полудня, когда Арамит-ский царь лежал в своем шатре. Армия Бен-Адада была захвачена врасплох и в панике бежала, оставив на поле боя много убитых и раненых. Сам Бен-Адад спасся бегством на быстром коне.

БИТВА НА РАВНИНЕ

Через год Бен-Адад вновь вернулся, чтобы отомстить за постыдное поражение. На этот раз он избегал сражения в горах, потому что его астрологи сказали ему, что Б-г Исраеля силен в горах и Его можно победить только на равнине. Обе неравные по силе армии встретились в долине у города Афейк. Пред лицом многочисленных Арамитских войск еврейская армия выглядела «как два небольшие стада коз». Положение евреев казалось безнадежным. Но и на этот раз явился к Ах’аву человек Б-жий и сказал ему, чтобы он не тревожился. «За то, что Арамиты говорят: «Превечный есть Б-г гор, а не Б-г долин, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я – Превечный».

ПОБЕДА АХ’АВА

Шесть дней молча стояли обе армии друг против друга, а на седьмой день они сразились. Арамитские войска были окончательно побеждены. Около ста тысяч Арамитов было убито, а Бен-Адад бежал в город Афейк, чтобы собрать остаток своих людей и решить, что делать. Его друзья посоветовали ему одеться в рубище и посыпать голову пеплом и в таком виде явиться к царю Ах’аву с повинной, ибо «мы слышали, что цари дома Исраелева цари милостивые». Бен-Адад послушался этого совета и униженно просил Ах’ава пощадить его жизнь. Ах’ава умилила смиренность всесильного царя Арама. Он заключил с ним договор взаимной дружбы и братства и отпустил его на свободу, после того, как Бен-Адад обещал вернуть все города, захваченные его отцом у отца Ах’ава – Омри.