Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

72. Давид – царь Иеудеи

72. ДАВИД – ЦАРЬ ИЕУДЕИ

ДАВИД КОРОНОВАН В ХЕВРОНЕ

После смерти Шаула Давид решил, что наступило время вернуться из изгнания и взять в свои руки управление страной. Он оставил Циклаг и отправился в древний город Иеудеи – Хеврон. Сюда собрался народ Иеудеи, чтобы помазать Давида на царство. В расцвете своих сил – ему было тогда тридцать лет – мудрый, энергичный, Б-гобоязненный и искренний в своих поступках, он был признан всеми тем человеком, которому в это беспокойное время царская корона подходила больше, чем кому либо другому во всем народе. Он был царем-воином, поэтом, а временами и священнослужителем.

Давид был окружен группой мужественных людей, которые много лет делили с ним его полную риска и злоключений жизнь. Главным в среде его приверженцев и храбрейшим из его командиров был Иоав, его родственник, сын сестры его Церуи. У Иоава были два брата – Авишай и Асаель. Первый был известен своей невероятной храбростью – собственной рукой он убил трехсот Пелиштимлян; второй был «быстр в ногах, как дикая газель».

Упоминаются и многие другие герои, которые совершали удивительные по своей смелости подвиги. Один из сохранившихся рассказов является трогательным доказательством чувства сильной привязанности, которое Давид сумел внушить к себе своим соратникам. Однажды, во время войны с Пелиштимлянами, Давид и его люди залегли около Адуллама, противник же разбил свой лагерь в Бейт-Лехеме. Мучимый жаждой и изнуренный знойными лучами солнца Давид захотел напиться ключевой воды из источников Бейт-Лехема. Пожелавшие выполнить любую прихоть Давида даже с риском для жизни трое из наиболее смелых воинов его отряда пробрались через линию фронта и вернулись с драгоценным напитком. Давид, должным образом оценивший их героизм и преданность, не пожелал прикоснуться к воде, добытой с риском для жизни смельчаков, и вылил воду в виде жертвоприношения Б-гу. Давид мог вполне быть уверенным, что с такими решительными, бесстрашными и верными соратниками, он сумеет основать новое царство и стать защитником своего народа.

Давид начал свое правление милостивым актом. Он послал привет жителям Явеша в Гил’аде, выражая им свою благодарность за то, что они похоронили тела Шаула и его сыновей, пообещав им при этом свою помощь всегда, когда она им понадобится.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Между тем, Авнер, бывший командующий армии при Шауле, навсегда оставшийся верным ему, решил, что скипетр не должен быть отнят у дома Шаула, и объявил царем Исраеля Ишбошета. Однако, считая, что небезопасно ему находиться так близко от Иеудеи, Авнер переселил Ишбошета в древний город Маханаим, к востоку от Иардена, где принц устроил свою временную резиденцию. Сам же Авнер вскоре вернулся, в провинцию колена Биньямина и остался в Гив’оне во главе армии. Вскоре он был встречен Иоавом, командиром армии Давида. Произошло сражение, в котором было убито много воинов Авнера. При этом сам командующий бежал, и за ним смело погнался быстроногий Асаель.

Авнер знал, что молодой Асаель не устоит против него, и просил его не вступать с ним в рукопашную. Но юноша выслушал этот совет с презрением. И вновь, в пылу гонки, Авнер повторял и повторял свою просьбу отстать от него, но она так и была надменно отвергнута. Наконец, Авнер, чтобы защищать свою честь, вынужден был принять вызов. И в следующий миг Асаель лежал уже мертвым, он был без труда убит Авнером. Разгневанные печальной, безвременной гибелью брата, Иоав и Авишай продолжали погоню. Кончилось тем, что Авнер сам обратился к Иоаву с предложением прекратить братоубийственное кровопролитие. Иоав согласился. Он приказал своим людям прекратить битву, и оба командира распрощались в этот день, очевидно, помирившиеся. Однако чувство мщения не погасло в сердце Иоава. Похоронив брата в Бейт-Лехеме, он вернулся со своими воинами в Хеврон, тогда как Авнер со своими людьми благополучно перешел через Иарден и присоединился к своему господину в Маханаиме.

Это примирение длилось не долго, и время от времени между этими двумя лагерями возникали стычки. Давид же был еще слишком слаб, чтобы удержать могущественного и популярного Иоава от продолжения своей вражды с Авнером.

АВНЕР ПРИСЯГАЕТ НА ВЕРНОСТЬ ДАВИДУ

Наконец, Авнер должен был согласиться, что было бы лучше, если вся страна признала бы единственным претендентом на престол Давида, который действительно в состоянии управлять страной и защищать народ. И чем скорее, тем лучше. Авнер переговорил с старейшинами Исраеля и показал им всю безнадежность их борьбы. Затем он послал делегацию к Давиду в Хеврон и предложил ему заключить с ним союз. Будучи искренним в предложенной Давиду верности своей, он безбоязненно явился сам в Хеврон в сопровождении только двадцати человек. Он был благосклонно принят Давидом, и для него и его людей был устроен банкет. Наконец, он в мире оставил Хеврон, пообещав Давиду завоевать для него сердца всего Исраеля.

СМЕРТЬ АВНЕРА

Во время посещения Авнером Хеврона Иоав отсутствовал, находясь в военной экспедиции. Когда он вернулся с победой, нагруженный захваченной добычей, и узнал, что здесь произошло в его отсутствие, он упрекнул царя, считая неблагоразумным то, что он любезно принял старого своего врага и допустил, чтобы он ушел из Хеврона в целости и сохранности. Без ведома Давида он тайно послал гонцов вернуть Авнера в Хеврон. У ворот города Иоав устроил засаду и убил ничего не подозревавшего Авнера в отместку за убийство брата Асаеля. Давид ужаснулся, когда узнал об этом вероломстве. Обращаясь к народу, Давид заявил, что он не виновен в предательски пролитой крови Авнера. Следующими словами оплакал он смерть мужественного Авнера: «Вождь и великий муж пал в Исраеле».

Вскоре затем слабохарактерный Ишбошет был убит двумя предателями из колена Биньямина. Оба преступника с ликованием принесли голову своего господина к Давиду, который, глубоко возмущенный этим гнусным убийством, тут же велел казнить обоих. Затем Давид похоронил голову своего убитого соперника в гробнице Авнера. Печальное правление Ишбошета, если это можно назвать правлением, продолжалось два года.