Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

34. Пища в пустыне

34. ПИЩА В ПУСТЫНЕ

МОШЕ ОПРЕСНЯЕТ СОЛЕНУЮ ВОДУ

Удалившись от берегов Чермного моря, сыны Исраелевы вступили в пустыню Шур и продолжали идти по дикому бездорожью, где не было ни источников воды, ни колодцев, и они страдали от жажды. Наконец, они пришли к одному источнику; но, когда они прильнули губами к воде, они, привыкшие столько лет к известной своим приятным вкусом нильской воде, отказались пить совершенно невкусную воду источника. Вода была горькая и непригодная к питью, из-за чего место, где находился источник, было названо Марра, что значит «горечь». Сгорая от жажды, несчастные люди ворчали и требовали от Моше: «Что нам пить?». Моше молился Б-гу, и в ответ на его мольбы Б-г указал ему дерево и предложил бросить кусочек от него в воду. Не успел Моше сделать это, как горечь воды превратилась в сладость, и Исраелиты были спасены от мук жажды.

Здесь в Марра Б-г дал еврейскому народу ряд узаконений и указаний и сказал им, что если они будут слушаться Б-га, ничто подобное тому, что случилось с египтянами, не произойдет с ними. Ибо сам Б-г будет заботиться о них и вылечит их от всех болезней.

МЯСО И ХЛЕБ В ПУСТЫНЕ

Утомленные и голодные Исраелиты достигли пустыни Цин, и опять начали роптать на Моше и Аарона за то, что они их привели на место, где нет ни хлеба ни мяса, чем бы утолить голод. Они говорили: «О, если бы мы умерли от руки Превечного в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!; ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом».

По этому поводу Б-г сказал Моше,. что Он даст сынам Исраелевым небесную пищу, которую Он спустит им с небес. Эту пищу сыны Исраелевы будут собирать по утрам в количестве, достаточном на всю дневную потребность. Только в пятницу они соберут двухдневный запас с тем, чтобы им не приходилось выходить и собирать эту пищу в Шаббат. И Б-г велел Моше и Аарону передать сынам Исраелевым: «Вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом; и узнаете, что Я Превечный, Б-г ваш». Так оно и было.

Вечером появились перепела, покрывшие собою весь стан, так что у каждого Исраелита было мяса больше, чем он в состянии был съесть. Уторм же землю покрыли мелкие зерна, подобные инею. Сыны Исраелевы спрашивали, что это? («Ман-ху?»). Моше ответил, что это и есть небесный хлеб, который Б-г дает им в пищу. Каждый еврей должен собрать его столько, чтобы хватило ему на дневное пропитание, но не больше. Ничего нельзя было оставлять на следующее утро, ибо он появится ежедневно. Сыны Исраелевы назвали этот небесный хлеб «Манн». Это было по виду нечто безупречно белое, а по вкусу – подобно самым нежным и наиболее приятным питательным веществам, которые только можно было себе представить – какой кому хотелось чувствовать вкус, он его имел в «Манне». Этот «манн» собирал кто больше, кто меньше. Но когда измеряли то, что было собрано, оказывалось, что у каждого из собиравших «манн» было его’ ровно столько, сколько ему нужно было, не больше и не меньше.

Однако нашлись и такие, которые не послушались Моше, – они оставили немного «манн» на завтра. Но утром следующего дня «манн» сгнил и был уже не-съедобным. В шестой день сыны Исраелевы собрали двойную порцию «манн», одну на пятницу и другую на Шаббат. Всю пищу для седьмого дня они приготовляли заранее. Только в Шаббат собранный в предыдущее утро «манн» не портился. В Шаббат утром кое-кто вышел собирать «манн», в нарушение указаний Моше, но ничего не нашел. Моше рассердило такое неповиновение и он сказал этим непослушным людям от имени Б-га: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Превечный дал вам Шаббат, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня; оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день». После этого покоился народ в седьмой день, в Шаббат.

В течение сорока лет Б-г снабжал еврейский народ этим небесным хлебом. По указанию Б-га Аарон наполнил сосуд с «манн» и поставил его перед ковчегом для того, чтобы будущие поколения могли видеть собственными глазами что давал Б-г сынам Исраелевым в пустыне после того, как Он их вывел из Египта[1].

ВОДА ИЗ СКАЛЫ

Из пустыни Цин еврейский народ ушел в Рефидим – еще одно безводное место в пустыне. Люди начали опять роптать на свих вождей за то, что они их повели через места, где им и их стадам угрожала смерть от жажды. Б-г велел Моше собрать старейшин Исраелевых к скале, которую ему следовало ударить жезлом. Тогда из сухой скалы ударит фонтан воды в изобилии, достаточном для утоления жажды сыновей Исраелевых и их скотины. Моше выполнил Б-жье повеление и вновь спас людей и животных.

Место, где это произошло было в дальнейшем названо «Масса» (испытание) и «Мерива» (раздор) в память об отсутствии надлежащей веры в Б-га и в Моше, проявленном сынами Исраелевыми в этом месте.



[1] Много лет позже, когда вера в Б-га у евреев ослабла, пророк Ирмияу вынес этот сосуд с «манн» и показал его, чтобы евреи убедились каким чудом Б-г содержал в пустыне весь еврейский народ.