Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

18. Караимский раскол

Караимский раскол

Обманутые обманщики

Евреи Вавилонии следовали традиции своих отцов, бережно передававшейся из поколения в поколение. Пророки передали Мудрецам Великого Собрания, те, в свою очередь, танаям, танаи — амораям. Иногда находились люди, желавшие изменить те или иные части еврейского наследства. Выдав себя за пророков, они пытались исказить смысл заповедей Торы, однако не возымели сильного влияния на евреев. Как правило, «новые веяния» оказывались недолговечными, и немногие, ошибочно примкнувшие к ним, раскаивались и возвращались еврейскую общину.

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Они не признавали авторитета ведущих мудрецов поколения и своими взглядами способствовали расколу еврейской общины.

Основателем течения караимов был один из членов семьи рош агола по имени Анан. Он хотел занять пост главы вавилонских евреев, но

этому воспротивились гаоны, сомневавшиеся в Б-гобоязненности Анана. Новым рэйш галута стал брат Анана. В ответ Анан начал яростную борьбу с мудрецами и Устной Торой. Он утверждал, что только Письменная Тора является истинной и установил законы объяснения Торы, игнорировавшие традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение. Анан устанавливал законы по собственному усмотрению. Так, например, стих Торы «Не зажигайте огня во всех ваших владениях» трактовался им, как запрет пользоваться огнем в шабат, и караимы должны были сидеть в темноте весь субботний вечер. Алаха же разрешает пользоваться свечами, зажженными до наступления шабата. Анан и его последователи признавали только Танах, и их стали называть караимами (т. е. людьми, признающими только письменную традицию). Каждый из караимских мудрецов толковал Тору по-своему, в связи с чем между ними возникали серьезные разногласия. Вместе с тем, занимаясь изучением только письменной традиции, караимские мудрецы стали превосходить в знании Танаха и грамматики еврейских мудрецов, большую часть времени посвящавших Талмуду. Стремясь дискредитировать мудрецов в глазах народа, караимы всякий раз подчеркивали свое превосходство. Это привело к тому, что в ешивах стали уделять больше внимания изучению Танаха и грамматики.

Сопротивление мудрецов мешало Анану и его сыну Шаулю распространять свое учение, поэтому они со своими учениками покинули Вавилонию и перебрались в Эрец Исраэль и Египет.

Выход караимов и внутренние раздоры ослабили еврейскую общину Вавилонии. Претенденты на пост рэйш галута все больше руководствовались своими личными интересами и все меньше выражали готовность принять авторитет мудрецов Торы. Не раз и не два претенденты обращались к халифу для достижения своих целей, что, естественно, снижало влияние еврейской общины и самого рэйш галута на государственные дела.

Возрастающие трения между лидерами общины не могли не сказаться и на уровне учености. Во времена рош агола Давида бен Закая начался упадок сурской ешивы. Эта сшива была основана раньше пумбедитской и по традиции считалась более авторитетной. Однако еврейская община Суры была немногочисленна и ей было нелегко содержать сшиву, которая постепенно приходила в упадок. Во времена Давида бен Закая после смерти нескольких выдающихся мудрецов в Суре не нашлось мужа, достойного возглавить сшиву, и для возвращения ей былого авторитета на пост руководителя сурской ешивы был приглашен рав Саадия Гаон.