04

Конечность в риске (Сканат эйвар)

 

  Повреждение или болезнь, которая угрожает конечности, - серьезный непредвиденный (экстренный) случай, находится только РІ РѕРґРЅРѕРј шаге РѕС‚ «опасного для жизни» непредвиденного случая. Шульхан РђСЂСѓС… группирует Болезни этого типа РІ категории РїРѕРґ названием «Конечность РІ риске». Несмотря РЅР° то, что нам РЅРµ позволяется нарушить запрещения РўРѕСЂС‹, чтобы сохранить конечность, так, как жизнь находится  РІРЅРµ опасности - однако, нам, предоставляются существенные облегчения.

   Р’ Секции Рђ РјС‹ обсуждаем, какие РІРёРґС‹ повреждений классифицируются как «Конечность РІ риске». Например, рассматривается ли РІ данной категории: сломанный палец РЅР° РЅРѕРіРµ или вывихнутый локоть, как облегчение?                           

Рђ. Что Р’С…РѕРґРёС‚ РІ Категорию «Конечность РІ Риске»           

1. Р СѓРєР°, РќРѕРіР°     

2. РЈС…Рѕ

3. Глаз 

4. Р—СѓР±  

  Р’ Секции B РјС‹ обсуждаем РѕСЃРѕР±Рѕ, что разрешено, Рё что РЅРµ разрешено, РІ этих ситуациях.

B. Что Разрешено:

1. Позволяется Принять Лекарства, позволяется попросить нееврея

2. Шинуй не нужен, когда отвергается Иссур Дерабонан

ПРИМЕЧАНИЕ: Часто повреждение конечности будет иметь опасные для жизни осложнения как например риск опасной для жизни инфекции. В таких случаях, читатель направляется к Главе Три.

Рђ. ЧТО ВХОДИТ Р’ КАТЕГОРИЮ " Конечность РІ Риске»           

1. Р СѓРєР°, РќРѕРіР°     

2. РЈС…Рѕ

3. Глаз 

4. Р—СѓР±  

  Любое повреждение или болезнь, которые угрожают постоянно повредить конечность или внешний орган, даже если это РЅРµ воздействует РЅР° остальную часть его тела, рассматривается, как «Конечность (часть тела) РІ Риске». Даже если повреждение вызовет только частичную потерю функции конечности или органа (например, палец РЅРµ будет сгибаться, СѓС…Рѕ РЅРµ будет слышать также, как Рё прежде), это также РІС…РѕРґРёС‚ РІ эту категорию.

   Рљ тому же, любое повреждение или болезнь, которые РјРѕРіСѓС‚ возможно приводить Рє СЂРёСЃРєСѓ для конечности, даже если есть только маленькая возможность (софек), что это действительно случится, рассматривается «Частью тела РІ риске» заболевания.

                                                                                                            

1. Р СѓРєР°, РќРѕРіР°                                                                   

а. перелом Руки, Ноги, пальца на руке и на ноге

    Перелом пальца, пальца РЅР° РЅРѕРіРµ, перелом СЂСѓРєРё или РЅРѕРіРё, для Р·РґРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ человека РЅРµ сможет причинить постоянный ущерб или потерю функциональности  поврежденной конечности.

   Однако, РІ некоторых случаях, РёР·-Р·Р° РїСЂРёСЂРѕРґС‹ перелома, задержка РІ лечении может «поместить» конечность РІ СЂРёСЃРє (например, кость РЅР° РЅРѕРіРµ может РЅРµ установиться должным образом Рё может приводить Рє постоянной хромоте, кость РЅР° СЂСѓРєРµ может РЅРµ установиться должным образом Рё может приводить Рє тугоподвижности пальца). Р’ РґСЂСѓРіРёС… случаях (например, открытый перелом), возможно, есть СЂРёСЃРє инфекции, который нужно считать Угрожающим для жизни СЂРёСЃРєРѕРј.                                                                         

   Поскольку очень трудно для РєРѕРіРѕ-либо РєСЂРѕРјРµ медицинского работника, правильно оценить СЂРёСЃРє, предпочтительно иметь нееврея, обеспечивающего доставку РІ больницу, применить анестезирующее средство, или применить рентгеновские лучи.

  Если еврею нужен гипсовая РїРѕРІСЏР·РєР°, РѕРЅ должен ждать РґРѕ окончания Шаббат, чтобы это сделать. Если доктор советует РЅРµ ждать РґРѕ окончания Шаббата, опасаясь, что кость будет находиться РІ СЂРёСЃРєРµ РЅРµ установиться должным образом, ему можно сделать эту РїРѕРІСЏР·РєСѓ РІ Шаббат нееврейским доктором.

ПРИМЕЧАНИЕ: Следующие переломы должны рассматриваться как возможно опасные для жизни ситуации:

•  Верхняя РЅРѕРіР°. Повреждение бедренной кости (самая длинная кость РЅРѕРіРё) может вызвать  внутреннее кровотечение, Рё должно считаться Опасным для жизни (посмотрите страницу 77).

•  Локоть. Сломанный локоть может вызвать проблемы кровоснабжения (нарушение питания), Рё должен считаться Опасным для жизни (посмотрите страницу 117).

•  Открытый перелом. Открытый перелом, который торчит осколком через кожу, может вызвать инфекцию Рё должен считаться Опасным для жизни (посмотрите страницу 120).

• Отрыв пальца на руке или ноге. Оторванный палец ноги или руки находится в риске инфекции, при котором могут развиваться опасные для жизни осложнения. Его нужно рассматривать как Опасный для жизни непредвиденный случай.

b. Вывихнутая Кость                                                                    

    Вывихнутая кость РЅРµ является необычным явлением, особенно для ребенка, Рё особенно РІ локте (здесь вывих часто РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, РєРѕРіРґР° СЂСѓРєСѓ ребенка тянут Р·Р° запястье). Лечение требует манипуляции доктора, чтобы вставить вывихнутую кость РЅР° место, которая влечет отвергание РёСЃСЃСѓСЂ дерабонан.

  Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях, частично, если нерв РјРѕРі быть пережат, то если еврей будет ждать РґРѕ окончания Шаббата, чтобы вставить вывихнутую кость РЅР° место, то существует возможный СЂРёСЃРє для конечности. Как только становится известно, что СЂРёСЃРєР° для конечности нет, если это возможно, РёРґСѓС‚ Рє доктору, который должен сделать манипуляцию. Иначе, еврей может попросить нееврея отвезти пострадавшего Рє нееврейскому доктору. Еврей может попросить нееврейского доктора или медицинского работника вставить вывихнутую кость РЅР° место РІ Шаббат.

 Р•СЃР»Рё нееврейский доктор РЅРµ доступен, еврей может считать вывих, как «Конечность РІ риске», Рё Еврейский доктор может вставить вывихнутую кость РЅР° место без шинуй.

   Однако, если доктор определяет, что нет никакого СЂРёСЃРєР° РІ ожидании окончания Шаббата (например, если это – «нянин (форма иммобилизации) локоть», который РѕРЅ может иммобилизовать РЅР° короткое время, РїРѕРєР° РЅРµ закончится Шаббат), Еврейский доктор РЅРµ должен манипулировать этим РґРѕ конца Шаббата. Однако, если пострадавший является ребенком или имеется опасность для жизни , Рё ощущает сильную боль, то Еврейский доктор может положиться РЅР° мнение РџРѕСЃРєРёРј Рё вернуть это обратно РЅР° место без шинуй, хотя конечность РЅРµ находится РІ СЂРёСЃРєРµ.

2. РЈС…Рѕ

Ухо содержит барабанную перепонку, которую может разорвать громкий взрыв, инфекция, или объектом, засунутый в ухо. Этот вид повреждения не может заставить потерять ухо, но может повредить барабанную перепонку и может приводить к постоянному снижению слуха этим ухом. Любой, кто получает повреждение или болезнь, которые могут вызвать тугоухость будет находиться в категории «Конечность в Риске», и вся облегчение смогут примениться.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если кто то ударит человека РїРѕ голове, или получит удар РїРѕ голове, Рё есть РєСЂРѕРІСЊ  или водянистое жидкое выделение РёР· СѓС…Р°, это может быть повреждение черепа, которое может быть Опасно для жизни. Р’ таких случаях, ситуацию нужно  расценить как Опасный  для жизни экстренный случай. (Посмотрите страницу 178.)                                     

3. Глаз                                                                             

Повреждения или болезни глаза, которые могут привести к постоянному снижению зрения, считаются «Риском для части тела (конечности)». Некоторые Поским придерживаются мнения, что повреждение или болезнь, которые могут приводить к слепоте – рассматриваются алахой как Опасное для жизни повреждение. Согласно последнему, Если нееврей не сразу доступен, Еврей может транспортировать пострадавшего (пострадавшего) в кабинет неотложной помощи.

а . Повреждение к Глазу

  Любое повреждение глаза РѕС‚ твердого объекта (как например шар или кулак), вызванное сильным ударом, или это сопровождается некоторой потерей зрения, должны рассматриваться (как РјРёРЅРёРјСѓРј) как «часть тела РІ Риске».

   Если нет видимости никакой потери, Рё повреждение РЅРµ сильное еврей должен ждать РїРѕРєР° Шаббат РЅРµ закончиться, чтобы осмотреться Сѓ офтальмолога.

   Химические вещества, как например кислоты, чистящие средства,, отбеливающее вещество, Рё РґСЂСѓРіРёРµ растворы, РјРѕРіСѓС‚ вызвать серьезные ожоги, или даже слепоту, если РѕРЅРё   вступают РІ контакт СЃ глазом. Такая медицинская ситуация - рассматривается (как РјРёРЅРёРјСѓРј) как «часть тела РІ Риске».

  Любой разрез около глазу, РІ том числе Рє веку, может быть серьезен Рё может приводить Рє слепоте. Такая медицинская ситуация - рассматривается (как РјРёРЅРёРјСѓРј) как «часть тела РІ Риске».

b. Болезни Глаз

   Глаукома - серьезное заболевание глаз, РїСЂРё котором внутриглазное давление слишком высокое. РљРѕРіРґР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ нарушение регуляции этого давления, то наступает потеря зрения Рё РІ конечном счете, может наступить слепота. Поэтому, пациент, которому нужно лечение или лечение его глаукомы, может пользоваться всеми облегчениями как «Конечности или части тела РІ риске», если только ему РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ доктор, что нет никакого СЂРёСЃРєР° ожидать получение лечения  РґРѕ наступления Шаббат (посмотрите страницу 76)                                                                                  

c. Инфекция Глаза                                                                       

   Сильная инфекция глаза является (как РјРёРЅРёРјСѓРј) «Частью тела РІ Риске»,   потому что инфекция может угрожать зрению (или возможно даже жизни). Симптомы сильной инфекции глаз: пульсирующая боль, отек, Рё/или уменьшение зрения (посмотрите страницу 160)                      

4. Р—СѓР±

   Некоторые РџРѕСЃРєРёРј пишут, что повреждение, которое будет приводить Рє потере Р·СѓР±Р°, РЅРµ получает облегчение Рё соответственно статус «Части тела РІ риске»

    Р’ любой день РєСЂРѕРјРµ Шаббата, если Р·СѓР± вышиблен, еврей может спасти его немедленно, РїСЂРёРґСЏ РІ комнату дантиста или кабинет неотложной помощи. Дантист может повторно поместить Р·СѓР± Рё зафиксировать его обратно РЅР° место. Р—СѓР± может обычно быть успешно восстановлен, если сделать это  РІ пределах около 30 РјРёРЅСѓС‚. Р’ случае, если прошло более 30 РјРёРЅСѓС‚, РЅРµ так вероятно, что дантист сможет успешно пересадить Р·СѓР±.    

    Р’ Шаббат, выпавший Р·СѓР± - РЅРµ рассматривается как «Часть тела РІ Риске». Согласно этой точке зрения, еврею РЅРµ позволяться попросить нееврея перевезти его выпавший Р·СѓР±, как РЅРµ позволяется попросить нееврейского дантиста, чтобы зафиксировать его Р·СѓР± обратно РЅР° место.

  Однако, (даже согласно этой точке зрения), еврей может, поместить Р·СѓР± обратно РІ его гнездо РІ Шаббат, Рё держать его там РґРѕ конца Шаббата. Однако, РѕРЅ РЅРµ должен делать это РІ вечер пятницы, потому что опасно спать СЃ несвязанным объектом РІРѕ рту (этот Р·СѓР± может попасть РІ дыхательные пути). Немедленно после Шаббат, РѕРЅ должен идти Рє дантисту или РІ кабинет неотложной помощи, РіРґРµ РІСЃРµ еще есть возможность сохранения Р·СѓР±Р°.*

B. ЧТО РАЗРЕШЕНО

1. Позволяется Принять Лекарства, Позволяется попросить нееврея

2. Шинуй не нужен, когда происходит отвержение иссур дерабонан

  Р’ случае СЂРёСЃРєР° для части тела, нам предоставлены (1) РІСЃСЏ облегчения, предоставляемые Выведенному РёР· строя человеку, (2) плюс 1 дополнительное облегчение (как будет сейчас обсуждаться).

1. Позволяется Принять Лекарства, Позволяется попросить нееврея

  Нетрудоспособный (Выведенный РёР· строя) человек может принять лекарство (смотрите страницу 52); также можно поступить Рё для категории Конечности (части тела) РІ Р РёСЃРєРµ. Для Выведенного РёР· строя человека РјС‹ можем попросить нееврея сделать действие, которое запрещается делать РїРѕ РўРѕСЂРµ (посмотрите страницу 51). РўРѕ же относится для любого РёР· категории Конечности (части тела) РІ Р РёСЃРєРµ.**

2. Шинуй не нужен, когда происходит отвержение иссур дерабонан

   Человеку РІ категории «Конечности или части тела РІ Риске» позволяется 1 дополнительное облегчение: для Выведенного РёР· строя больного, сам еврей должен выполнить (отвергнуть) РёСЃСЃСѓСЂ дерабонан (выполнить запрещенное еврейскими мудрецами действие), РЅРѕ только если действие делается СЃ шинуй (смотрите страницу 50). Однако, для любого РёР· категории Конечности (части тела) РІ Р РёСЃРєРµ, еврей (С‚.Рµ. пациент, его РґСЂСѓРі, член семьи, Еврейский прохожий, или Еврейский врач*) может выполнить (отвергнуть) РёСЃСЃСѓСЂ дерабонан**, даже без шинуй.

   Это дополнительное облегчение обеспечения лечения без использования шинуй часто абсолютно уместно. Например, Выведенный РёР· строя пациент может попросить нееврея перевезти его для лечебной процедуры. Однако, РѕРЅ РЅРµ может ехать РІ машине, или даже пешком Рє доктору или Рє лечебному учреждению, которое расположено Р·Р° пределами его тхум (Граница Шаббата). Езда, или даже хождение пешком, РІРЅРµ тхума является РёСЃСЃСѓСЂ дерабонан, который РЅРµ может быть сделан СЃ шинуй***. Еврею СЃ СЂРёСЃРєРѕРј «потери конечности (части тела)В», однако, РЅРµ нужен шинуй, чтобы отвергнуть РёСЃСЃСѓСЂ дерабонан. Ему можно попросить нееврея перевезти его РІРЅРµ тхума.



* Если пломбирование (выпавшей пломбы) или возврат выпавшей коронки будет возможно осуществить после окончания Шаббата, еврею нельзя это делать в Шаббат. Однако, если он испытывает очень сильную боль (т.е. обнажен корень зуба), что не может работать (функционировать) нормально, ему разрешается попросить нееврейского дантиста вставить их. (В последнем случае он считается «нетрудоспособным» и может даже попросить нееврея выполнить запрещенное Торой действие – смотри страницу 46.)

** Примечание: если лечение или процедура для нетрудоспособного пациента (или даже с опасностью для жизни), можно задержать до конца Шаббата, без ухудшения состояния больного, мы не можем отвергнуть запрещения Шаббата. То же относится для любого из категории Конечности (части тела) в Риске.

* Еврейский Доктор: Больной в Шаббат должен предпочтительно видеть нееврейского доктора, или Шомер Шаббат (соблюдающего Шаббат) доктора (кто не будет выполнять иссур деорайта, если только не будет Опасного для жизни риска). Однако, когда экстренное медицинское вмешательство необходимо, или если несоблюдающий Шаббат доктор – более опытный, еврей может пойти к не соблюдающему еврейскому доктору в Шаббат, но не должен просить доктора выполнять запрещенные действия. Идти к несоблюдающему еврейскому доктору в Шаббат разрешено, согласно некоторым Поским, даже если пациент косвенно заставляет доктора нарушить запрещения Шаббата (например, чтобы написать информацию для составления финансового договора), потому что доктор делает это по его собственной воле (посмотрите страницу 58).

  Профессиональная оплата (гонорар): Еврейский медицинский профессионал (доктор) может принимать вознаграждение Р·Р° услуги, которые РѕРЅ обеспечил. Это – мицва, что РѕРЅ обеспечивает те услуги РІ Шаббат, Р·Р° что РѕРЅ РЅРµ наказывается (небесным СЃСѓРґРѕРј). Где возможно, профессионал должен предоставить дополнительную медицинскую услугу после Шаббат, Рё получить РѕРґРЅРѕ комбинируемое вознаграждение Р·Р° РѕР±Рµ услуги.

** Иссур деорайта: Некоторые Поским даже позволяют еврею выполнять Иссур деорайта, при условии, что он делает это посредством шинуй. В таких случаях, где есть риск потери конечности (части тела), еврей может положиться на это облегчающую точку зрения.

*** Некоторые Поским позволяют выполнение действий иссур дерабонан без шинуй, даже для нетрудоспособного пациента. Так поступают в случаях, где очень необходимо это сделать для нетрудоспособного пациента и это не может быть сделано с шинуем.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру