Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Опасная  для жизни болезнь

ВВЕДЕНИЕ

   Эта глава обсуждает получение медицинской помощи и отвергание запрещений Шаббат для людей, окруженных опасными для жизни заболеваниями.

  В Секции А этой главы мы обсуждаем, что алахически считается «опасными для жизни», а что нет. Например, человек имеет инфекцию, и есть только незначительная возможность опасности для его жизни. Может ли еврей отвергнуть запрещения Шаббата, если риск фатальности (летального исхода) чрезвычайно отдален?

А. Что алахически считается «опасным для жизни» заболеванием

1. Sofek (Сомнение)

2. Риск фатальности (летального исхода) чрезвычайно отдален

3. Несколько Минут Жизни

4. Пострадавший (жертва), который из-за самого себя попал в ситуацию, опасную для жизни 

5. Недоношенный ребенок,  Плод (зародыш с 9 недели развития до момента рождения), Эмбрион

6. Состояние, которое станет опасным для жизни позже

7. Стресс

   Секция B описывает, какой вид ситуации требует от Еврея, чтобы непосредственно отвергнуть запрещения Шаббат, и в какой ситуации от еврея требуется попросить нееврея, или сделать действие посредством шинуй. Например, еврейский ребенок был укушен бешеной собакой. Должен ли он затратить время для поиска нееврейского такси, чтобы доставить ребенка в кабинет неотложной помощи, или сам отвезти его?

B. Когда попросить нееврея или Использовать Шинуй                      

1. Использование нееврея или Шинуй может иметь Отрицательный Эффект                                                          

2. Использование нееврея или Шинуй не будет Иметь Отрицательного Эффекта

 

 Секция C обсуждает, что делать, когда запрещенное действие может быть осуществлено до или после Шаббата, но в не запрещенной форме.

C. Если Выполнение Запрещенного Действия в Шаббат можно избежать

1. Откладывание Процесса до конца Шаббат

2. Получение Лечения в Разрешенной Форме

3. Выполнение Действий до Шаббата

  Секция D обсуждает проблемы, с которыми обычно сталкиваются в Шаббат, когда оказывают медицинский уход за больным с опасной для жизни болезнью. Например, можем ли мы подписывать формы уполномочивания, госпитализируя его в больницу? Можем ли мы регулировать кондиционирование для него?

D. Отвергание Запрещений Шаббат

1. Вызов Медицинской Помощи

2. Транспорт

3. Госпитализация в Больницу

4. Медицинское лечение

5. Получающий лечение

6. Освещение

7. Нагреватель, Кондиционер

 

   Секция E представляет примеры болезней, которые обычно опасны для жизни. Например, могут ли некоторые виды наружных ран, переломы костей, укусы животных, лихорадки, или психические расстройства — рассматриваться жизненно опасными?

E. Болезни, Которые Обычно Опасны для жизни

1.Внутренние Органы

2. Наружные Раны

3. Укусы животных

4. Лихорадка

5. Психические расстройства

6. Роды

7. Болезни, которые Доктора рассматривают опасными для жизни

А. Что алахически считается «опасным для жизни» заболеванием

1. Sofek (Сомнение)

2. Риск фатальности (летального исхода) чрезвычайно отдален

3. Несколько Минут Жизни

4. Пострадавший (жертва), который из-за самого себя попал в ситуацию, опасную для жизни 

5. Недоношенный ребенок, Плод (зародыш с 9 недели развития до момента рождения), Эмбрион

6. Состояние, которое станет опасным для жизни позже

7. Стресс

   Правило для работы с опасными для жизни ситуациями хорошо известно: любая попытка по спасению жизни отвергает все запрещения  Шаббата.

    Не только — спасатель, освобождается от всех запрещений Toры, но и также тот, который выполняет мицву*. К тому же, когда еврей сталкивается с опасной для жизни ситуацией в Шаббат, где нужно экстренное вмешательство, ему запрещено задерживаться для того, чтобы задать вопрос** или  колебаться любым путем.

1. Сомнение (софек)                                                   

  Любая болезнь, которая возможно может привести к фатальному (летальному) исходу, даже если есть только маленькая возможность (софек) получения такого исхода, считается Опасной для жизни болезнью. Также, любая болезнь, которая может быть фатальна, и есть только маленькая возможность (sofek) того, что наше вмешательство может действительно спасти пострадавшего (пострадавшего), тем не менее считается Жизненно — угрожающей ситуацией, для которой все запрещения Шаббат – отменяются.

   Еврей может положиться на оценку не еврейского или не соблюдающего Еврейского доктора, что пациент находится в опасном для жизни состоянии.

   2. Риск Фатальности Очень отдален

   Хотя еврей может отвергнуть запрещения Шаббат, где есть только возможность фатальности (летального исхода), однако, где риск опасности для жизни очень отдален, запрещения — не отменяются.

    В следующей директиве предоставлено, когда еврей может отвергать запрещения Шаббат: Если ситуация такая, что большинство людей приняли бы экстренные меры для спасения человека с потенциально опасным для жизни риском, еврей может отвергнуть запрещения Шаббат. Однако, если большинство людей не считают, что необходимо принять экстренные меры, еврею нельзя отвергнуть запрещения Шаббата.

  Например, человек может решить сделать репрививку (повторную) против ряда смертельных болезней, как например оспа. Однако, риск оспы так отдален, что большинство людей не будут считать необходимым делать прививку экстренно (т.е., если это было бы удобнее сделать через день или неделю, они бы так и сделали).                                                                  

   Однако, в месте, где есть вспышка оспы, большинство людей срочно стремилось бы  сделать прививку немедленно (то есть, в такой день, как можно быстрее), даже если возможность стать зараженным — один на много тысяч. В таком случае, еврею позволяется сделать прививку в Шаббат для того, чтобы предотвратить возможную опасную для жизни инфекционную болезнь.

3. Несколько Минут Жизни

  Еврей должен попытаться спасти пострадавшего, и освобожден от всех запрещений Шаббат, даже если жертва не может быть спасена от смерти, и наши действия могут только продлить его жизнь всего на несколько минут.

4. Пострадавший (жертва), который из-за самого себя попал в ситуацию, опасную для жизни 

   Еврей может отвергнуть Шаббат даже, чтобы спасти пострадавшего, который  из-за самого себя попал в ситуацию, опасную для жизни  (например, был невнимательным, или, например, пытался покончить с собой). Если имеется сопротивление жертвы, которому помогают (например, из-за его отношения по поводу осквернению Шаббат), мы должны насильственно помочь ему против его воли.

5. Недоношенный ребенок, Плод (зародыш с 9 недели развития до момента рождения), Эмбрион

   Еврей может отвергнуть Шаббат, чтобы спасти недоношенного младенца, еще нерожденного плода, или даже эмбриона (т.е. зародыш в течение первых 8 недель беременности).*

6. Состояние, которое станет опасным для жизни позже

   Еврей может отвергнуть Шаббат или раввинские запрещения, даже если жертва (пострадавший) не подвергается опасности смерти в Шаббат, но если ждать до конца Шаббата, чтобы оказать лечение, то это создает больший риск уже его не спасти.                                                                               

   Так же, еврей может отвергнуть запрещения Торы для человека, чье состояние в настоящий момент не опасно для жизни, но которое далее может стать опасным для жизни.

   Например, абсцесс десны (распухшая, заполненная гноем полость), сам по себе не фатальный. Однако, если инфекция распространится на  лицо или горло (глотку) (то есть, будет раздувание на лице вокруг глаза, что заставит глаз закрыться, или в горле, вызывая трудность дыхания или глотания), то человек находится в риске распространения инфекции на головной мозг или к пищеводу, который может быть фатален. Поэтому, состояние рассматривается как Опасная для жизни болезнь (и лечится соответственно), даже до того, как будет действительно распространяться на опасные для жизни области.

7. Стресс

    Эмоциональный стресс может быть очень вредным, и иногда фатальным для человека с опасным для жизни состоянием. Функции организма, как например, давление крови, ЧСС (частота сердечных сокращений), температура, и т.п., точно управляются определенной областью мозга (гипоталамусом и автономной нервной системой). Информация о напряжении вводится в мозг и обрабатывается. Мозг реагирует налаживая нейрохимию (с помощью освобождения нейрогормонов). Они могут посылать сигналы к надпочечникам, чтобы производить адреналин, который немедленно поднимает ЧСС, или сужают кровеносные сосуды, чтобы сузить (вазоконстрикция), заставляя повыситься давление крови.                                                                                            

   Это не обычно, но возможно, что человек перенес потрясение (шок) и умер от СН (сердечной недостаточности), так как его тело реагирует к внезапному освобождению нейрогормонов при выслушивании очень тревожных новостей (например, о смерти ребенка). Если те же новости были сказаны критически больному человеку в отделении интенсивной терапии (для больных с острой коронарной недостаточностью), есть существенная  возможность, что он мог умереть от сердечно-сосудистых изменений, индуктируемых (вызванных) новостями.

   Поэтому, еврей может отвергнуть запрещение Toры для выполнения просьбы критически больного пациента — если есть строгое указание (или мнение доктора), что, не внимательность к просьбе может потенциально ухудшить опасный для жизни стресс, , или ухудшить (декомпенсировать) состояние пациента.

В общем, однако, мы допускаем, что, не исполнение просьбы критически больного пациента, не приведет к такому стрессу, чтобы создать опасность для его жизни. Поэтому, если наоборот, не существует четких указаний или совета доктора, еврей не может отвергнуть  запрещение Toры для того, чтобы выполнить просьбу больного. Однако еврею разрешено попросить нееврея осуществить выполнить просьбу данного больного.*

B. КОГДА ПОПРОСИТЬ НЕЕВРЕЯ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШИНУЙ  

1. Использование нееврея или Шинуй может иметь Отрицательный Эффект                                                          

2. Использование нееврея или Шинуй не будет Иметь Отрицательного Эффекта

  Еврею позволяется отвергнуть запрещения Toры при попытке сохранить(спасти) жизнь. Должен ли он попробовать минимизировать нарушение этих запрещений путем просьбы нееврея выполнять запрещенные действия для него?* Если нееврей не доступен, должен ли он выполнить действие с шинуй?

    Мы будем видеть, что это зависит от того, использование нееврея или шинуй будет ли иметь отрицательный эффект при попытке спасении жизни или нет:  1. Если использование нееврея или шинуй может отрицательно воздействовать на спасательные усилия, тогда можно не пытаться это осуществить; 2. Однако, в ситуациях, где не будет определенного отрицательного эффекта, каждый должен попробовать использовать нееврея или шинуй.

   (Требование поспросить нееврея или использовать Шинуй не относится к Сефардам — смотри сноску.*)

1. Использование нееврея или Шинуй может иметь Отрицательный Эффект                                                          

   Есть много экстренных жизнено-угрожающих ситуаций, в которых важна каждая секунда или минута. В данной ситуации, колебание спасателя, задержка или несосредоточенность даже в течение  нескольких секунд, пробуя избежать отвергания запрещения Шаббат, может привести к смерти пострадавшего (жертвы).

   Поэтому, при жизненно опасных болезнях, где может потребоваться срочное медицинское вмешательство, еврей должен выполнять необходимые действия как будто это небыло в Шаббат. Он не должен пробовать минимизировать запрещения Шаббат путем найма нееврея, или используя шинуй.

   Например, если есть человек, который демонстрирует симптомы или сердечного приступа ( загрудинная боль, короткое по частоте дыхание, изобильное потение, и т.п.). В этом случае еврей должен поднять телефон без шинуй, и обратиться в Хацолу или другую скорую медицинскую помощь. Он не должен задерживаться даже на несколько секунд для того, чтобы попросить нееврея позвонить за него, как и не должен он задерживать для того, чтобы использовать шинуй в осуществлении телефонного звонка.

2. Использование нееврея или Шинуй не будет Иметь Отрицательного Эффекта

   В опасной для жизни ситуации, где непосредственное медицинское вмешательство не требуется – то есть, короткая задержка не будет вредной для здоровья – еврей должен пробовать исключить или минимизировать нарушение запретов Шаббата – путем просьбы нееврея или используя шинуй* для выполнения  запрещения Toры**. Однако, если нееврей не доступен, и действие не может выполниться с шинуй, еврей должен сделать это сам обычным способом.

   Например, укус бешенной собаки будет фатален, если только пострадавший не был должным образом привит. Если нееврей просится доставить пострадавшего в больницу, даже если это вызовет незначительную задержку вплоть до одного или двух часов, шансы на жизнь или смертельный исход для пострадавшего не будут изменены. Для тех, кто не имеет риска для жизни, еврей должен пробовать минимизировать нарушение Шаббат путем просьбы к нееврею доставить его (например, беря такси с нееврейским водителем) в больницу. Однако, если еврей не может получить нееврейского водителя (и это — более чем час или два до окончания Шаббата), он должен доставить на машине пострадавшего в больницу самостоятельно***.

  Использование нееврея или шинуй является даже более обязательным в случаях, где опасный для жизни риск сомнителен.

Например, целлюлит (жировая гранулема) — серьезная инфекция ткани кожи, которая может развернуться мгновенно и быстро стать опасной для жизни. Трудно для непрофессионала знать, является ли красная сыпь на его коже, фактически, опасным для жизни целлюлитом. Так как опасный для жизни риск сомнителен, еврей должен сначала попросить нееврея доставить его к врача или в комнату неотложной медицины (больницу). Однако, если ждать нееврея нужно более 1 часа, еврей должен отвергнуть запрещения Шаббат и сделать все сам.

C. Если Выполнение Запрещенного Действия в Шаббат можно избежать

1. Откладывание Процесса до конца Шаббат

2. Получение Лечения в Разрешенной Форме

3. Выполнение Действий до Шаббата

  Если мы можем избежать выполнения запретов Шаббат, то есть, не нарушить их, путем: (1) откладывания действия до конца Шаббата; (2) получения лечения в разрешенной форме; или (3) выполняя действие до  Шаббата – и мы знаем с уверенностью, что это не будет неблагоприятно воздействовать на состояние пострадавшего – то мы должны сделать так.

1. Откладывание Процесса до конца Шаббат

   Если лечение или доставка в больницу могут быть безопасно задержаны (отложены) до окончания Шаббата, мы должны сделать так. Однако, если есть любая возможность, что задержка будет неблагоприятно воздействовать на состояние пострадавшего, то это нужно сделать в Шаббат.

2. Получение Лечения в Разрешенной Форме

Если жертва может получить медицинскую помощь, которая ему требуется без отвергания запрещений Торы, он должен сделать так. Например, если еврей имеет выбор между звонком доктору или позволить члену семьи пойти к нему, он не должен звонить*.

3. Выполнение Действий до Шаббата

Если еврей может избегать запрещения выполнив действие до Шаббата, он должен сделать так.

D. ОТВЕРГАНИЕ ЗАПРЕТОВ ШАББАТА

   Эта секция имеет дело с проблемами, которые обычно возникают в Шаббат, при получении медицинского помощи и обеспечивая уход за человеком с опасными для жизни болезнями.*

1. Вызов Медицинской Помощи

2. Транспорт

3. Госпитализация в Больницу

4. Медицинское лечение

5. Получающий лечение

6. Освещение

7. Нагреватель, Кондиционер

1. Вызов Медицинской Помощи

   Еврею позволяется использовать телефон, чтобы вызвать Хацолу или другую скорую медицинскую помощь или врача. (Еврей должен позвонить по возможности самому компетентному доктору, не считаясь с тем, является ли доктор соблюдающим Шаббат евреем, несоблюдающим евреем или неевреем.**)

   Если два доктора одинаково квалифицированы, и есть выбор между нееврейским доктором и Еврейским доктором, то алахически предпочтительнее, позвонить нееврейскому доктору. Если есть выбор между несоблюдающим еврейским доктором и соблюдающим Шаббат (Шомер Шаббат) доктором, и оба одинаково квалифицированы, то алахически предпочтительнее, вызвать чтобы назвать соблюдающего Шаббат (Шомер Шаббат) доктора*.

   Даже если о жертве (пострадавшем) заботится компетентный доктор, тем не менее, еврей может, в Шаббат, обратиться к другому доктору, более компетентному**, чем дежурящий доктор, если это может увеличить шанс пациенту выжить. Так же, даже если жертва (больной) лечится в медицинском учреждении, однако, еврей может вызвать ему перевозку, чтобы доставить в лучшее медицинское учреждение, если это может увеличить шанс пациенту выжить.

2. Транспорт

   Еврею позволяется доставить пациента к доктору или в кабинет неотложной помощи..*** Как только пациент оставляет автомобиль, Еврейский водитель не может больше использовать автомобиль в Шаббат. В этом случае, запрещено отключать работу мотора, и автомобильные двери должны быть открыты налево так, чтобы не погасить внутреннее освещение машины.

         Еврейский водитель должен проинформировать нееврея (например, охранника), что ему не позволяется переместить его автомобиль от зоны кабинета неотложной помощи или больницы в Шаббат. Он должен только информировать нееврея, что он должен оставить автомобиль, но не должен требовать от нееврея переместить или припарковать его автомобиль.

  Член семьи или друг может  сопровождать пострадавшего на транспорте.

  Еврей, который не сопровождал пациента в больницу, но впоследствии нужен в больнице для того, чтобы советовать (консультировать) или выбрать курс лечения может придти или может приехать в больницу (именно для спасения жизни). Однако, если нет никакой потребности в том, чтобы он был там немедленно, он должен попросить нееврея (т.е, такси) отвезти его.

3. Госпитализация в Больницу

   Если необходимо подписать выписку  (из стационара), или договор по оплате, для того, чтобы быть допущенным (госпитализироваться) в больницу, еврей может сделать это. Однако он должен написать абсолютно минимальное число слов, и подписать только те формы, без которых медицинское учреждение не будет лечить его. Он должен написать и подписать его левой рукой (если левша, то правой), если это не вызовет задержку.

ПРИМЕЧАНИЕ: Часто медицинское учреждение примет «устное согласие.» Это означает, что больница позволит самому пациенту или члену семьи предоставить требуемую информацию и устный договор (который будет засвидетельствован двумя больничными работниками). Больница обычно позволяет ему подождать до окончания Шаббата, когда придется заключить и подписать договора. Поэтому, где задержка в приеме пациента не критическая, еврей должен спросить, примут ли они его устное согласие, во избежание написания в Шаббат.

4. Лечебная процедура

Еврей может отвергнуть запрещения Торы, чтобы применить любые диагностические, хирургические или другие распознающие медицинские процедуры, необходимые для спасения* или продления**жизни жертвы (пострадавшего).                                                  

   Еврей не может отвергнуть запрещения Торы, чтобы получить или применить недоказанно эффективные лечебные процедуры. Так же, еврей не может отвергнуть запрещения Торы, чтобы получить препарат с недоказанным эффектом, травы или питательные вещества***. Еврею можно, однако, попросить нееврея выполнить недоказанно эффективные лечебные процедуры, дать ему препарат с недоказанным эффектом или траву.

5. Получающий лечение

  Если вдруг необходимо купить лекарства для лечения угрожающего для жизни состояния, еврей может сделать это*. Если вдруг необходимо перенести лекарство через решут харабим (общественное владение), он может сделать это**. Однако, где само состояние не критично, еврей должен попросить нееврея получить препарат (например, доставить его или прислать на такси). Если нееврей не доступен, еврей должен использовать шинуй, чтобы принести деньги или рецепт в аптеку, и вновь, чтобы принести лекарство больному. (Использование шинуй, чтобы принести через решут харабим, обсуждается на странице 255.)

6. Освещение

   Еврею можно включить свет, если нужно помочь спасти жизнь больного (например, чтобы найти его лекарство). В неотложном случае, где на счету каждая секунда (например, жертва  (пострадавший) испытывает затруднение при дыхании), еврей не должен ни просить нееврея, ни замешкаться со световым выключателем для того, чтобы сделать это с шинуй. Однако, если необходимость не срочная, еврей должен попросить нееврея, или щелкнуть световой выключатель посредством шинуй (например его локтем — смотрите страницу 255).

   Так же, еврей может выключить свет (предпочтительно посредством шинуй) для того, чтобы  пациент смог заснуть.***

7. Нагреватель, Кондиционер

   Еврей может включить или выключить нагреватель или кондиционер, или терморегулятор (выше или ниже), если неблагоприятная температура комнаты может ухудшить состояние больного.

  Регулирование температуры — обычно не критическое действие, которое должно быть сделано немедленно. Поэтому, где возможно, еврей должен попросить нееврея отрегулировать ее, или сделать это с шинуй (посмотрите страницу 66).        

    Если оба варианта (нееврей и шинуй) – не возможны — и корректировка необходима, чтобы препятствовать ухудшению состояния пациента – Еврей может отрегулировать бытовой прибор обычным способом.

  Однако, если корректировка – направлена только на удобство для пациента (т.е. нет риска ухудшения его состояния), корректировка может осуществиться только неевреем .

E. Болезни, Которые Обычно Опасны для жизни

1.Внутренние Органы

2. Наружные Раны

3. Укусы животных

4. Лихорадка

5. Психические расстройства

6. Роды

7. Болезни, Которые Доктора рассматривают опасными для жизни

1. Внутренние Органы                                        

   Повреждение или острая (внезапная) или хроническая болезнь, которая воздействует на внутренний орган, как например сердце, почка, печень, легкое, простата или желудок и т.п.*, автоматически считается «опасной для жизни» болезнью – если только достоверно мы не знаем по другому.

а. Травма (Повреждение)

  Твердый удар (например, от летящего бейсбольного мяча), сильное падение (например, со ступенек вниз), разможжение (например, о руль велосипеда), или   проникающая травма (например, ножевое ранение) живота, груди, или туловища, может вызвать повреждение внутреннего органа. Травма внутреннего  органа рассматривается как возможная Опасность для жизни и отвергает все запрещения Шаббат (пока доктор не решит иначе).

b. Острая (Внезапный) Болезнь

   При острой болезни внутреннего органа (болезнь, которая случается внезапно), если только мы не знаем иначе, может предполагаться опасность для жизни. Часто сильная боль, исходящая из брюшной полости – знак того, что орган из брюшной полости критически болен.

   Например, аппендикс – орган, размером с палец, расположенный внизу и справа живота. Без предупреждения или причинных факторов, он может стать пораженным и воспаленным, приводя к внезапному острому заболеванию – аппендициту. Если человек испытывает сильную боль в животе*, существует возможность того, что это — аппендицит, и поэтому такое состояние рассматривается как возможная Опасная для жизни болезнь. Еврей может отвергнуть любое запрещение Шаббат и делать что-либо, что необходимо для того, чтобы транспортировать такого больного в кабинет неотложной помощи (в России и странах СНГ — приемное отделение больницы).

c. Хроническое заболевание

Если еврей страдает от хронического, длительного заболевания внутреннего органа (например болезни сердца, нарушение артериального давления, болезни почек, болезни желудка и пищеварительной системы и др.) его доктор будет часто предписывать лечение, чтобы вылечить или контролировать его болезнь.

  

   Еврей должен посоветоваться со своим доктором, чтобы определить разветвления Шаббат каждой из его болезней*. Он должен спросить доктора, если не принимать лекарства в Шаббат, возможно ли при этом иметь неблагоприятный эффект. Если отсутствие дозы может иметь неблагоприятный эффект, то прием лекарства предполагает предотвращение опасного для жизни риска.

   В таких случаях, человек должен максимально приготовиться до Шаббата, чтобы сделать его лекарства доступными для Шаббата. Если необычные обстоятельства помещают его в ситуацию, где он находится без его лекарств, Еврей должен отвергнуть запрещение Торы, чтобы получить их (т.е. он должен поехать, чтобы их получить, потому что он не может найти нееврея, который бы получил бы за него,  как и не может он пойти и принести это назад с шинуй). Еврею можно получить только так много таблеток, сколько нужно для Шаббата.

   Однако, если доктор посоветовал, что отсутствие 1 дня лечения не будет иметь неблагоприятного эффекта, то получение лекарства в Шаббат и соответственно отвергание запрещения Торы не разрешается.

  Например, определенные хронические сердечные болезни лечатся путем принятия аспирина или других препаратов, чтобы держать кровь жидкой. Доктор может посоветовать такому больному пропустить в Шаббат дозу без появления любых отрицательных эффектов. Хотя использование таких препаратов в Шаббат разрешено (еврей должен быть осторожен, и иметь доступные лекарства), однако, ему не позволяется переносить их через решут хараббим, и конечно не позволяется ехать, или отвергать любое другое запрещение, для того, чтобы получить их.

2. Наружные Раны

   Наружняя рана (в отличие от внутренней раны) в норме не опасна для жизни. Чтобы остановить наружное кровотечение обычно нужно небольшое прижатие самой раны. Однако, некоторые наружние раны могут быть опасны для жизни. (Относительно повреждения тыльной стороны руки или ноги.

   Например, если наружняя рана бьет струей крови, или если есть большая потеря крови, это опасно для жизни (посмотрите страницу 115).

   Перелом кости в руке, ноге, пальце, или пальце стопы обычно не опасен для жизни. Однако, повреждение бедренной кости ноги может вызвать внутреннее кровотечение и считается опасным для жизни (посмотрите страницу 117).

  Раны, которые проникают через всю толщину кожи в жировой ткани или мышечной ткани – являются медицински экстренными случаями, даже если они не проникают через живот, грудь, или торс (туловище). Это, потому что такие раны имеют очень высокий риск инфекции. Глубокие ножевые разрезы, стеклянные разрезы, или разрезы шрапнели от взрывов — причины таких ран. Такие повреждения рассматриваются как возможно Угрожающие для жизни и они отвергают запрещения Шаббат (посмотрите страницу 197).

3. Укусы Животных

   В большинстве ситуаций укус животного не будет опасен для жизни. Однако, укус от животного, которое имеет бешенство, может приводить потенциально к фатальной инфекции, особенно если жертва (пострадавший) не прививается в пределах 72 часов. Чем скорее человеку окажут медицинскую помощь, тем лучше. Поэтому, если вы были укушены животным с высоким риском бешенства*, это – рассматривается «опасностью для жизни».                                                           

   Если вы были укушены животным с низким риском бешенства, но подозревается, что местное медицинское учреждение может не иметь доступной вакцины, и поэтому может быть некоторая задержка в получении вакцинации, полагается, что пострадавший находится в Опасной для жизни ситуации.

   В любом случае, еврей должен попробовать уговорить нееврея транспортировать пострадавшего в кабинет неотложной медицины в Шаббат. Если нееврей — не доступен, он должен управлять машиной сам.

4. Лихорадка

  В большинстве случаев, лихорадка (которая является реакцией организма на вирусную или бактериальную инфекцию) сама собой — не опасна для жизни, кроме как, если лихорадка – очень высокая.**

   Однако, есть ситуации, где даже низкая лихорадка (только, или вместе с другими симптомами) считается Опасной для жизни (посмотрите страница 166).                                                                                

   Например, если человек знает, что он имеет расстройство одного из внутренних органов, лихорадка была бы сильным указанием того, что он имеет инфекцию, воздействующую на этот орган. Такая ситуация будет рассматриваться Опасной для жизни. Так же, если человек чувствует себя больным и имеет лихорадку, но нет никакой очевидной причины или источника для лихорадки (т.е. нет насморка или гриппа или любой другой болезни), мы должны подозревать внутреннюю инфекцию, и полагать, что ситуация Опасна для жизни (посмотрите страницу 166).

5. Психические расстройства

   Некоторые виды психических расстройств могут считаться Опасными для жизни. Если, по мнению доктора, пациент имеет суицидальные или смертоносные (стремление к убийству) тенденции, отказ принять свои лекарства может содействовать Опасному для жизни риску. В таких случаях,  не только лекарство может быть принято в Шаббат, но и, само получение является предотвращением Опасного для жизни риска. Поэтому, если еврей оказывается без лекарств, и они не могут быть получены через нееврея или с шинуй, он может отвергнуть запрещение Торы для того, чтобы получить их.

6. Рождение детей (роды)

  Женщина, от начала родов до конца 7 дней после них, считается, что она находится в опасной для жизни ситуации. Эти Алахот обсуждаются более полно в Приложении 4 (посмотрите страницу 269).

7. Болезни, Которые Доктора считают «Опасными для жизни»

  Любая болезнь, которую медицинская профессия рассматривает, как возможно опасную для жизни, считается «Опасной для жизни» в соответствии со всеми алахическими мнениями (изданиями). Даже если есть разница мнения среди докторов, где некоторые полагают, что это опасно для жизни, а некоторые полагают, что нет, однако, по алахе это считается «Опасностью для жизни».

   В секции «Справочник» приводится список и кратко обсуждаются многочисленные болезни, которые доктора рассматривают, как возможно опасные для жизни. Посмотрите следующее:

•  Анафилактический шок;

•  Аппендицит;

•  Кровотечение (Глубокие порезы или Внутреннее кровотечение);

• Перелом кости (т.е. кость бедра, кость внутри полости тела, открытый перелом);

• Затруднение дыхания;

•  Ожог, Сильный;

•  Рак;

• Отравление Угарным Газом;

•  Целлюлит;

•  Обезвоживание, Сильное;

•  Диабетический приступ;

• Повреждение уха или головы (кровь или водянистая жидкость, истекающая из уха);

•  Инфекция Глаза, Сильная;

•  Пищевое Отравление;

•  Повреждение головы;

•  Сердечный Приступ;

•  Тепловой удар;

•  Гипотермия;

•  Менингит;

•  Пневмония;

•  Беременность — Серьезные Проблемы;

•  Эпилептический припадок;

•  Боль в животе, Сильная;

•  Инсульт;

•  Инфекция мочевыводящих путей, Сильная;



* Отверг Запрещения, но не Помог Жертве: Человек, который отверг запрещения Шаббат при попытке помочь жертве, но не смог ему помочь (например, кто-нибудь другой прибыл, чтобы помочь жертве до того, как «отвергший запрещение» смог помочь ему; жертва (больной) был найден в не жизненно-угрожающей ситуации) однако вознаграждается всевышним за попытку помочь жертве. Вознаграждение за Медицинскую Помощь в Шаббат – смотрите на странице 69.

** В жизненно — угрожающих ситуациях, которые не требуют экстренной медицинской помощи, если имеется вопрос и есть много времени, чтобы обратиться к алахическому авторитету (раввину), каждый  должен сделать так.

* Проблемы беременности обсуждаются на странице 218.  Также о беременности и рождении детей в Шаббат можно найти на стр. 269-274.

* Например, критически больной человек обычно чрезвычайно взволнован о своем медицинском уходе во время кризиса. Каждый такой пациент просит членов своей семьи в Шаббат, чтобы немедленно поговорить с его личным доктором, и, чтобы заменить его лечащего доктора на его собственного врача. Семейство видит, что лечащий доктор является опытным,  и что пациент был в стабильном состоянии без непосредственного риска. Они чувствовали, что нет никакой необходимости отвергнуть запрещения Шаббат для того, чтобы подчиниться просьбе пациента. Однако, оценка пациента и природы просьбы указали семейству, что отказ подчиниться его просьбе вероятно вызвали бы у пациента большой стресс, который может быть опасен для такого больного в его состоянии. Им разрешено отвергнуть запрещения Шаббат для того, чтобы уступить его просьбе.»

  Другой критически больной пациент хотел, чтобы один из его сыновей приехал в больницу в Шаббат для того, чтобы находиться у его кровати. Оценка пациента и природы (сути) его просьбы указала семейству, что отказ уступить просто разочаровал бы пациента, но не        вызвал бы стресс. У такого пациента нет риска опасного для жизни стресса, сыну не разрешено отвергнуть запрещения Шаббат.

* Примечание к Хацоле (HATZOLAH: Еврейская команда первой медицинской помощи), медицинский персонал: Это обсуждение посвящено использованию нееврея или шинуй в опасных для жизни ситуациях, не обязательно требующих Хацолы или медицинского персонала, кто должен постоянно иметь дело с бесчисленным рядом проблем, вовлекающих балансирование соблюдения Шаббат против пикуах нефеш (спасение жизни). Хацола и медицинский персонал должны поместить себя под руководство раввинов (алахического авторитета), чтобы иметь дело с этими проблемами во всех их специфических и всесторонних вариантах.                                       

Рождение детей: об  использовании нееврея или шинуй при родах — смотри страницу 271.

Шинуй: Алахот использования шинуй обсуждаются подробно на странице 252.

* Спасатель у Сефардов: Требование попросить нееврея или использовать Шинуй основано на постановлении Рамо, и не относится к Сефардам, которые следуют за постановлением Мехабер (автор «Шульхан Арух»). Сфарадим должны сделать необходимые спасательные для жизни действия сами себе, даже если непосредственного медицинского вмешательства не требуется. Он не должен просить нееврея сделать это, как и не должен делать действие с Шинуй.

  Это правило для Сфарадим имеет одно главное ограничение. Оно относится только к действиям непосредственно нужным для спасения жизни жертвы (пострадавшего), как например, перевозка его в больницу (но не парковка), и выполнение необходимого лечения. Это не относится к действиям, которые необходимы, но прямо не связаны с его спасением, как например, выключение света, чтобы позволить его поспать, или написание медицинского сообщения (дневника). Хотя такие вспомогательные действия разрешены где необходимо, однако, еврей должен сперва попросить нееврея, или делать это с шинуй, даже согласно Шульхан Арух.

* Вариант с неевреем. Шинуй – Если еврей имеет выбор между просьбой к нееврею выполнить запрещенное действие в Шаббат или выполнить шинуй, он должен попросить нееврея.

   Вариант с ребенком. Взрослый – Если еврей имеет выбор между выполнением запрещенного действия самим, или нанять ребенка выполнить запрещенное действие в Шаббат, он должен  выполнить запрещенное действие сам.

** В ситуациях, где используется нееврей или шинуй, еврей должен объявить зрителям (прохожим), что ему позволяется сделать действие, и мы только просим нееврея на это время, потому что он был с готовностью доступен, чтобы немедленно помочь.

*** Смотри также: Укусы животных в Секции «руководства».

* Там, где больному разрешается позвонить врачу, мы не обязаны беспокоить другого больного или причинять себе большое неудобство для того, чтобы избавить пациента от совершения телефонного звонка в Шаббат.

* В любой жизненно-угрожающей ситуации, даже если пострадавший в состоянии выполнить запрещенное действие (по алахе) ради самого себя, тем не менее, любому еврею разрешено выполнить запрещенное действие для него.

** Обычно, Еврей не может извлекать выгоду из заработной платы или денежного гонорара за  обеспечение услуг в Шаббат. Однако, Еврейская акушерка, доктор, медсестра или физиотерапевт могут принять денежный гонорар, в случае, где им позволяется оказать такие услуги. С тех пор, как это является мицвой (заповедью) обеспечить медицинские услуги в Шаббат, они не наказываются. Где возможно, профессионал должен предоставить дополнительную медицинскую услугу после Шаббат, и получить одно комбинируемое вознаграждение за обе оказанные услуги.

* Это не означает, что соблюдающий Шаббат (Шомер Шаббат) доктор обязан быть доступным для экстренных случаев в Шаббат, если есть другие доступные доктора. Поским советуют, чтобы он устранялся от дела, чтобы сделать себя недоступным в Шаббат. Конечно, если он находится в месте, где произошел экстренный случай, или если нет никакого другого доступного доктора, то помочь пострадавшему —  мицва для него.

** Также смотрите страницу 63.

*** Технически, только те двигающиеся действия, которые необходимы для транспортировки пострадавшего (жертвы) в кабинет неотложной помощи, разрешены. Например, если водитель может — с полной безопасностью – вернуться назад без привлечения тормозов или изменения  скорости требуется, чтобы он сделал так. Также требуется, чтобы он использовал шинуй, где возможно. С практической точки зрения, большинство людей не могут безопасно и эффективно перевозить больного (пострадавшего), двигаясь с такими помехами. С тех пор, как есть хорошая возможность, что Еврейский водитель может выполнить действие, которое не полностью необходимо для спасения жизни пострадавшего, это всегда предпочтительнее — в случаях, где неотложное медицинское вмешательство не требуется – иметь (использовать) нееврейского водителя.

* Согласно многим Поским, еврей может отвергнуть запрещение Торы, только если процедура или лечение необходимы для защиты от ухудшения состояния больного. Соответственно, еврей не может отвергнуть запрещение Торы для удобства пациента и благополучия, если только отказ это сделать не приведет к ухудшению его состояния.

  Например, человек, который находится в опасном для жизни состоянии, как только он выздоравливает после операции настолько, что он только не имеет аппетита для тяжелой пищи, которую принято есть в Шаббат, то его обслуживают, но только легким продовольствием как например горячая хлебная похлебка. В будний день мы может приготовить немного свежей горячей похлебки для него. Если отсутствие горячей похлебки в Шаббат не помешает его выздоровлению, ни ухудшит его состояние, еврей не может готовить для него в Шаббат, так как это не ухудшит его состояние. Однако, нам позволяется попросить нееврея приготовить это для него, и пациенту позволяется съесть от кулинарии нееврея, хотя пища – бишуль акум.

** Некоторые Поским пишут, что операция или другие процедуры могут выполняться в Шаббат только с целью уменьшения боли для пациента, у которого имеется угроза для жизни. Это делается потому, что все облегчения для спасения жизни также применяются для продления жизни человека даже на минуты. Поским объясняют, уменьшение боли вероятно продлит жизнь пациенту, и поэтому все запрещения могут отвернуться.

*** Травяные и альтернативные виды лечения, чья эффективность установлена, и известны как эффективное лечение, для части пациентов, считаются природным лекарством.

* Еврей, страдающий от хронического заболевания и которое уменьшается при лечении в Шаббат – смотри страницу 77.

** Если это возможно принести путем шинуй без привлечения любых сомнений или задержки, то и нужно так сделать (смотри страницу 66).

*** Если выключатель света имеет диммерный (более тусклый) контроль, и он может потускнеть достаточно, чтобы позволить пациенту поспать, то еврей должен сделать свет более тусклым, нежели, чтобы выключить его целиком.

* Другие внутренние органы включают: надпочечники (размещены над каждой почкой); аппендикс (расположен внизу и справа живота); мочевой пузырь; головной мозг; желчный пузырь (грушевидный орган возле желудка); кишечник; поджелудочная железа (железа, размещенная позади желудка); простата (размером с грецкий орех железа, размещенная под дном мочевого пузыря); половые органы; селезенка (маленький орган, размещенный ниже ребер);  щитовидная железа (железа, расположенная в шее);  и сосудистая система.

* Интенсивная боль из любой области живота, как справа, так и слева, должна рассматриваться как возможная Опасная для жизни болезнь, если только доктор не говорит нам иначе. Хотя в большинстве случаев боль в желудке не серьезна, однако, в некоторых случаях, интенсивная боль указывает на очень серьезное, опасное для жизни состояние. Например, перфорация (возникновение сквозного эффекта в стенке полого органа) кишечника, причиняет внезапную, интенсивную боль в животе. В этом случае, боль в животе определяется опасным для жизни заболеванием. Смотрите Боль в животе — страница 231.

* Некоторые лекарства выпускаются в концентрации, которую необходимо взять только раз в день. Например, гипертония, болезнь кровеносной системы, может быть фатальна (с летальным исходом). Высокое давление, и соответственно, Гипертония называется «Безмолвный убийца». Однако, много видов лекарств, снижающих артериальное давление могут приниматься 1 раз в день и эффективны в течение свыше 24 часов.

   Теоретически, человек, принимающий лекарства только днем, может запланировать для себя принять их после обеда таким образом, чтобы в пятницу он мог взять их непосредственно перед Шаббатом (с действием в Шаббат), и сразу после Шаббата. Однако, для некоторых людей, может быть обременительно принять их лекарства в обед (например, они ведут очень активную, незапланированную жизнь, и не всегда могут иметь доступные лекарства). Некоторые люди склоны забыть принять их лекарства, если только они не примут их сперва утром или непосредственно на ночь, перед сном. Такие люди опасаются ухудшения их состояния в Шаббат, если не принять лекарство в Шаббат, поэтому они должны проконсультироваться с авторитетным раввином.   

  Безусловно, лучший выбор для лечения – для алахической перспективы – лекарство, которое может быть принято в течение недели, и остается эффективным весь Шаббат. Все больше лекарств становятся доступными в пролонгированной форме действия – 1 инъекция вводимого такого биотехнологичного препарата может медленно выпускать препарат в организм на протяжении двух недель или даже месяца. Некоторые лекарства сейчас доступны в форме «аппликации», который освобождает препарат в течение 1 и более дней. Еврей должен спросить его лечащего доктора, можно ли прописать его принимаемый препарат в виде аппликации.

* Еврей должен подозревать бешенство, если он был укушен неизвестной собакой, или собакой, чье поведение странно, или если он был укушен диким животным, особенно скунсом, летучей мышью, или лисой. (смотрите страницу 108).

** Некоторые Поским рассматривают лихорадку во взрослом 102°F, как достаточно высокую, чтобы был возможный риск Опасности для жизни. Много Поским полагают, что взрослый, возможно, находится в риске с лихорадкой 104°F  или выше.