129. Молитвы праздника Сукот.

Молитвы праздника Сукот.

1. В течение всех дней праздника Сукот после "Амиды" в "Шахарит" читают полный "Галель".

Во время чтения "Галеля" четыре раза совершают с арбаа миним те же движения, что и при нетилат лулав: произнося слова году лАд-най (Тегилим, 118:1), слова ана, Ад-най, гошиа на (Тегилим, 118:25), при их повторении и, наконец, произнося слова году лАд-най (но не при их повторении) в заключении "Галеля" (Тегилим, 118:29).

Произнося слово году, совершают три движения с арбаа миним к юго-востоку, слово ки - совершают движение к северо-востоку, слово тов - к востоку, слово ки - вверх, слово леолам - вниз, слово хасдо - к юго-западу и (последнее движение) к западу; произнося слово ана, совершают движения к юго-востоку и к северо-востоку, слово гошиа - к востоку и вверх, слово на - вниз и к западу.

Произнося имя Всевышнего, с арбаа миним не совершают никаких движений.

Если не успели произнести благословение над арбаа миним и совершить нетилат лулав перед "Шахарит", это можно сделать непосредственно перед чтением "Галеля".

Но тогда в "Галеле" движения с арбаа миним совершают не четыре раза, а три: произнося слова году лАд-най в начале Галеля (при первом произнесении этого стиха), слова ана, Ад-най, гошиа на - только один раз и году лАд-най в самом конце "Галеля".

2. Все дни праздника Сукот после "Галеля" хазан не произносит "Кадиш": сначала устраивают гакафот (обход бимы) с чтением молитв "Гошанот", и лишь после этого хазан прочитывает "Кадиш шалем".

Порядок чтения "Гошанот" таков. Открывают арон кодеш, достают свиток Торы и подносят его к биме (арон кодеш остается открытым до самого конца "Гошанот").

Свиток поручают держать тому, у кого нет арбаа миним (если арбаа миним есть у всех, свиток Торы кладут на биму). В каждый из дней, предшествующих Гошана-Раба, обходят биму только один раз и совершают полный круг, держа в руках арбаа миним и читая "Гошанот", соответствующие данному дню. Каждая строфа "Гошанот" начинается с буквы в алфавитном порядке. Когда читают последнюю строфу, начинающуюся с буквы "тав", заканчивают обход бимы.

Первую половину молитвы (после вступления "Лемаанха") хазан читает тихо. В этой ее части слово гошана в каждой строфе произносят только один раз - вначале.

Строфы, начинающиеся с букв "самех" или "аин", хазан читает громко, и слово гошана в них повторяют дважды - в начале и в конце каждой строфы.

Во время гакафот все арбаа миним должны быть соединены, как во время исполнения заповеди нетилат лулав.

Желательно закончить чтение "Гошанот" одновременно с возвращением свитка Торы в арон кодеш.

3. В субботу не устраивают гакафот и не читают "Гошанот", а на следующий день прочитывают ту их часть, которая соответствовала прошедшему дню, после чего совершают обход бимы, читая "Гошанот", соответствующие сегодняшнему дню (т. е.

воскресенью).

4. Принято, что тот, у кого нет арбаа миним, не участвует в гакафот. Поэтому он должен постараться взять арбаа миним у того, кто молится в более раннем или более позднем "миньяне", чтобы совершить с ними надлежащие движения в "Галеле" и принять участие в гакафот.

5. Тот, кто пребывает в семидневном трауре после смерти близкого родственника, и тот, кто пребывает в 12-месячном трауре после смерти матери или отца, в гакафот не участвуют. По этому им следует предложить свои арбаа миним тому, у кого их нет.

6. Последний день праздника Сукот называется Гошана-Раба. В этот день Небесный суд окончательно утверждает приговор каждому из нас. В этот день нам предоставляется последняя возможность совершить тшуву, заслужить прощение своих грехов и открыть новую страницу в жизни.

7. В ночь на Гошана-Раба не принято спать. Эту ночь проводят в синагоге за чтением сборника "Тикун лейль Гошана-Раба", в который включены книги Дварим и Тегилим, а также отрывки из кабалистической книги Зогар.

В ночь на Гошана-Раба последнюю недельную главу книги Дварим - "Везот габраха", соответствующую праздничной неделе, читают так же, как и все остальное - только текст на иврите. Однако днем в канун праздника Симхат-Тора прочитывают эту главу и ее перевод на арамейский язык, по принципу "дважды - текст Торы, один раз - перевод" (см. 75:4).

Тегилим начинают читать после полуночи, при этом женатые мужчины подпоясываются гартлом. Каждую из пяти частей книги Тегилим заканчивают чтением особых молитв для ночи Гошана-Раба, начинающихся словами "Да будет воля Твоя...". Кроме того, если в синагоге присутствует человек, обязанный читать "Кадиш", он читает его после того, как завершают чтение каждой из книг Тегилим. Если такого человека в синагоге нет, то после чтения всей книги Тегилим "Кадиш" произносит тот, у кого нет в живых отца или матери.

Принято заканчивать чтение "Тикун лейль Гошана-Раба" до рассвета и затем идти в миквэ.

8. Есть обычай, согласно которому в перерывах между окончанием чтения одной части Тегилим и началом следующей габай синагоги раздает всем присутствующим сладкие яблоки. Поскольку в Гошана-Раба обычай не есть вне шалаша все еще остается в силе, яблоки надо взять с собой и съесть потом в шалаше. По обычаю, перед тем, как есть яблоки, их окунают в мед (как в Рош-Гашана).

9. В Гошана-Раба перед чтением "Галеля" в молитве "Шахарит" с лулава снимают две верхние перевязи - остаются только три из них в его нижней части, те, что соединяют с лулавом ветки мирта и ивы.

10. В Гошана-Раба биму обходят не один, а семь раз и прочитывают все "Гошанот".

Из арон кодеша достают все свитки Торы и приносят их на биму, затем прочитывают шесть "Гошанот", которые уже читали в предыдущие дни праздника, и обходят биму шесть раз, делая полный круг во время чтения каждой из "Гошанот". После этого читают "Гошанот", относящиеся ко дню Гошана-Раба, и обходят биму еще один раз.

11. Закончив чтение этих молитв и прослушав "Кадиш шалем", который произносит хазан, исполняют древний обычай, введенный еще пророками: берут пять красивых веток ивы, перевязанных листом лулава, и пять раз бьют ими об пол. В заключение прочитывают еще одну короткую молитву, начинающуюся словами "Да будет воля Твоя...", в которой содержится просьба о том, чтобы совершенное действие произвело желаемый эффект в духовном мире и вызвало благосклонность Всевышнего.

Раби Ицхак Луриа-Ашкенази предупреждает, что до этого момента, т. е. во время гакафот, эти ветки ивы не следует держать вместе с арбаа миним: их надо взять только после того, как прочитаны все "Гошанот" и "Кадиш шалем".

12. С ветками ивы, которыми били об пол, запрещается обращаться пренебрежительно. Лучше всего использовать их для растопки печи, в которой пекут мацу для праздника Песах, или бросить в костер, в котором сжигают хамец в канун Песаха.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .