79. Чтение Торы в субботу и в праздники

Чтение Торы в субботу и в праздники

1. Моше-рабейну установил, чтобы в будние дни к чтению Торы в синагоге вызывали трех человек, в рош-ходеш - четырех, в праздники - пятерых, в Йом-Кипур - шестерых и в субботу - семерых. Таким образом, количество вызываемых соответствует степени святости каждого из этих дней.

2. По букве закона, количество вызываемых в субботу и в праздники можно увеличивать. Однако принято, что это делают только в субботу (за исключением праздника Симхат-Тора, когда к чтению Торы вызывают всех присутствующих) - и то не во всех еврейских общинах. Для каждого из вызванных надо обязательно прочитать не менее трех стихов Торы; чаще всего для дополнительных вызовов к Торе используют последний, седьмой отрывок недельной главы. Однако если в синагоге присутствует много тех, кто имеет право быть вызванным к Торе, предпочтительнее не вызывать к Торе больше семи человек, а организовать параллельные чтения в других помещениях синагоги.

3. Есть четыре субботы в году, когда может возникнуть необходимость в чтении по трем свиткам Торы.

Если рош-ходеш месяца адар или рош-ходеш месяца нисан совпадает с субботой, по одному свитку Торы читают недельную главу, по второму - отрывок, связанный с этим новомесячьем ("Шкалим" или "Гаходеш"), по третьему - о жертвоприношениях, которые полагается совершить в этот день. Если праздник Шмини-Ацерет (или Симхат-Тора) совпадает с субботой, по одному свитку читают недельную главу (последнюю в Торе), по второму - рассказ о сотворении мира (начало Торы), по третьему - о жертвоприношениях в этот день. И, наконец, если рош-ходеш месяца тевет приходится на субботу, по одному свитку Торы читают недельную главу, по второму - о жертвоприношениях, по третьему - отрывок, который читают в Хануку.

Если в синагоге есть только два свитка Торы, то вместо третьего свитка используют не второй, а первый.

4. Для "мафтира", то есть для того, кому оказали честь читать "гафтару" (отрывок из книг пророков), сначала должны прочитать несколько заключительных стихов из конца недельной главы Торы (минимум - три). Если во время этого повторного чтения в Торе обнаружили не замеченный ранее дефект, из-за которого необходимо взять другой свиток (см. выше, 24:2), этого, тем не менее, не делают, чтобы не уронить честь этого свитка Торы. "Мафтир" не произносит заключительного благословения после чтения Торы, но прочитывает все благословения "гафтары". Если же это произошло в такую субботу, когда для "мафтира" читают отдельный текст в другом свитке Торы, то поступают так же, как при обнаружении дефекта в другом месте свитка Торы (см. выше, 24:3,4). Другой свиток Торы берут и тогда, когда дефект обнаружили раньше, чем "мафтир" успел произнести первое благословение.

В синагоге, где есть всего один свиток Торы, в подобной ситуации вызванный к Торе последним читает "гафтару" со всеми благословениями, и лишь затем произносят "Кадиш".

5. Если в будний день в тексте Торы обнаружили неправильно написанное слово, но, тем не менее, ни его прочтение, ни его смысл не меняются, к другому свитку не обращаются. Однако в субботу (хотя тоже не берут другой свиток) вызывают для чтения только семь человек, и последний из них, седьмой, прочитывает "гафтару" со всеми благословениями и лишь после этого произносит "Кадиш". Если же для "мафтира" зачитывают текст в другом свитке Торы (как сказано выше, п.п. 2 и 3), эта проблема, естественно, снимается.

6. В дни, когда из арон кодеша вынимают для чтения два свитка, то если в первом из них обнаружен дефект, запрещено вместо него взять второй. В каждом из свитков читают тот отрывок, ради которого его вынесли в зал синагоги, и потому взамен первого следует достать из арон кодеша еще один свиток Торы, третий. В дни, когда выносят три свитка, если первый или второй оказался непригодным, его заменяют новым.

7. Если в субботу на пергаменте свитка обнаружен застывший воск или парафин, закрывающий слово или его часть, то - в отличие от будней -удалить его нельзя. Если сквозь него буквы видны, чтение продолжают. В противном случае чтение прекращают, так как Галаха запрещает читать в свитке Торы даже одно слово наизусть. Надо постараться снять воск каким-нибудь необычным способом - например, перегнуть пергамент в этом месте, чтобы воск упал. Однако если это не удается, по этому свитку читать запрещено.

Если воск закрывает буквы имени Всевышнего, то запрещено снимать его обычным способом и в будни, чтобы случайно не повредить великого имени. Поэтому слегка нагревают пергамент с другой стороны, чтобы воск или парафин стал более мягким и сам сошел с пергамента. (В субботу, разумеется, так поступать нельзя, так как это считается запрещенной работой.)

8. Преимущественное право на внеочередной вызов к чтению Торы имеют: 1) жених в день свадьбы, 2) жених в субботу, предшествующую свадьбе, и мальчик, который на следующей неделе становится "бар мицвой", 3) сандак (тот, кто держит ребенка во время обрезания) - в день обрезания, 4) тот, кто вносит ребенка в помещение, где тому делают обрезание, - в день обрезания (на иврите этот человек называется шошвин, а на идише - кватер), 5) тот, у кого родилась дочь, 6) тот, у кого родился сын, 7) молодожен, женившийся в первый раз на девушке не раньше среды на прошлой неделе, 8) тот, кто в эту субботу отмечает годовщину смерти близкого родственника (на идише - йорцайт), 9) отец ребенка, которому в этот день делают обрезание, 10) тот, кто будет отмечать цорцайт на будущей неделе, 11) могель (тот, кто совершает обрезание) - в день обрезания, 12) сандак, за ним - отец новорожденного, за ним - могель в субботу, предшествующую обрезанию. Постоянный посетитель синагоги имеет преимущество перед случайным, житель данного города - перед приехавшим в этот город на время.

Если есть два человека с равными правами, вопрос решает габай (староста) синагоги или же претенденты бросают жребий.

Принято также вызывать к Торе того, кто вернулся с дороги или должен куда-нибудь ехать. Оказывают честь гостю, вызывая его к Торе (если при этом не ущемляют чьих-либо прав).

9. Во время чтения "Песни у моря" (Шмот, 15:1-21) и Десяти заповедей (Шмот, 20:1-14 и Дварим, 5:6—18) принято стоять.

10. Согласно принятому у хасидов Хабада обычаю, во время субботней "Минхи" после чтения Торы хазан начинает читать "Хаци-кадиш" в то время, когда свиток Торы заканчивают свертывать и надевать на него специальное покрывало, и читает его так медленно, чтобы закончить уже после того, как свиток Торы вернут в арон кодеш, а все присутствующие приготовятся читать "Амиду".


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .