Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

42. Еда и питье перед началом трапезы

Еда и питье перед началом трапезы

1. Тот, кто для возбуждения аппетита перед основной трапезой ест фрукты или сладости, произносит вначале соответствующее благословение, но не должен произносить заключительного благословения. Поскольку эта еда не имела самостоятельного значения, а была как бы принадлежностью основной трапезы, «Биркат гамазон», которую читают после нее, включает в себя выражение благодарности Всевышнему и за то, что ели перед тем.

Однако если фрукты или сладости ели просто для удовольствия, то это считается как бы самостоятельной трапезой, после которой надо произнести заключительное благословение. Поэтому, если заключительное благословение не прочитали вовремя, даже съев затем полную трапезу с хлебом и прочитав «Биркат гамазон», все равно обязаны произнести заключительное благословение, относящееся и к пище, которую ели до начала трапезы.

Исключение составляют кондитерские изделия из пяти видов злаков, а также финики, поскольку они обладают свойством насыщать. По этой причине «Биркат гамазон» заменяет заключительное благословение, которое полагается произносить после них. И все-таки, если посреди трапезы вспомнили, что не прочитали заключительное благословение после кондитерских изделий или фиников, которые ели перед началом трапезы, следует немедленно произнести его.

2. Тот, кто пьет перед началом трапезы, обязан после питья произнести заключительное благословение «Творец множества живых существ», которую «Биркат гамазон» не заменяет. Если он забыл сделать это вовремя и вспомнил об этом только во время трапезы — он должен сразу же произнести это благословение; а если вспомнил об этом уже после прочтения «Биркат гамазон» -должен произнести это благословение, как только вспомнил об этом.

Исключение составляет вино: если его пили перед трапезой, заключительное благословение «…за виноградную лозу и за плод виноградной лозы» произносить не нужно. Причина заключается в том, что вино обладает свойством возбуждать аппетит и потому рассматривается Галахой как принадлежность трапезы, за которую благодарность Всевышнему тоже выражает «Биркат гамазон».

Точно так же «Кидуш» в субботу или праздник рассматривается как неотъемлемая часть трапезы. Несмотря на то, что «Кидуш» совершают ради исполнения заповеди об освящении субботы или праздника, поскольку Галаха гласит, что «»Кидуш» совершают только на месте трапезы», «Биркат гамазон» заменяет заключительное благословение после выпитого вина.

Если перед трапезой для возбуждения аппетита пьют водку или какой-нибудь другой крепкий алкогольный напиток, следует выпить меньше 25 мл, — в противном случае возникнет сомнение, следует ли произнести благословение «Творец множества живых существ» или нет (так как это питье может рассматриваться как необходимая принадлежность трапезы).

3. Но если вино или крепкие алкогольные напитки пьют не для возбуждения аппетита, а только для удовольствия, после них обязательно произносят заключительное благословение — даже если сразу же после этого начинают трапезу. Точно так же поступают, если их пьют ради исполнения заповеди о «Гавдале» на исходе субботы перед самым началом трапезы «Мелавэ малка».

Но если забыли произнести заключительное благословение до начала трапезы и вспомнили об этом, уже приступив к ней или в конце ее, это следует сделать немедленно. Однако если вспомнили об этом только после прочтения «Биркат гамазон», читать заключительное благословение уже не нужно, так как «Биркат гамазон» уже заменил его.