26. "Кадиш ятом"

"Кадиш ятом"

1. После смерти отца или матери сын в течение 11 месяцев обязан читать "Кадиш" ("Кадиш ятом", а также "Кадиш дерабанан"). Как известно из Талмуда и Кабалы, тем самым душе покойного в духовном мире оказывают неоценимую помощь.

Если у покойного (или покойной) нет сына, "Кадиш" читает ближайший родственник - например, брат. Если умер сын, прожив не меньше 30 дней, "Кадиш" читает отец, если умирает жена - читает муж. Если нет родных, кто мог бы читать "Кадиш", его может читать и посторонний человек.

11 месяцев отсчитывают со дня смерти. Это значит, что если смерть наступила, например, 29 адара, то в обычный год "Кадиш" последний раз читают в "Минху" 28 швата, а в високосный - 28 тевета. Однако если последний день чтения "Кадиша" пришелся на пятницу, то его читают и в субботу. (К кануну праздника это правило не относится: если последний день чтения "Кадиша" приходится на этот день, то в праздник "Кадиш" уже не читают.)

2. Принято, что в течение всего времени, пока скорбящий читает "Кадиш", он исполняет функции хазана все дни, кроме тех, когда молятся "Мусаф" (суббота, праздники, холь гамоэд и рош-ходеш). В Хануку он может быть хазаном, но для чтения "Галеля" его заменяет кто-то другой. Тому, кто находится в трауре, особенно важно быть хазаном в молитве "Маарив" на исходе субботы - так как в это время в духовном мире возобновляется суд над грешниками, прерванный на время субботы.

3. Принято, что в течение всего месяца, пока скорбящий читает "Кадиш", его вызывают для чтения "гафтары".

4. Если тому, кто читает "Кадиш", трудно быть хазаном на протяжении всей "Шахарит", желательно, чтобы он по крайней мере возглавил молитву начиная со второго" Ашрей" до ее конца.

5. Принято, чтобы в годовщину смерти отца или матери (на идише йорцайт) сын также был хазаном в каждой из молитв дня.

6. Если в синагоге молится только один "миньян", и в его составе несколько человек, обязанных в этот день быть хазанами, преимущественное право принадлежит тому, кто находится в семидневном трауре (шивъа). За ним следует тот, кто находится в 30-дневном трауре, а также тот, кто отмечает в этот день йорцайт. Последнее место отводится тому, кто читает "Кадиш" уже больше месяца. Скорбящий в тот день, когда он прекращает читать "Кадиш", имеет преимущество перед тем, кто находится только в середине 11-месячного периода чтения "Кадиша".

Если же степень обязанностей равна, вопрос решается добровольным соглашением (например, поделив между собой "Псукей дезимра", "Шма" вместе со "Шмонэ-эсрэ" и окончание "Шахарит", начиная с "Ашрей"), или по жребию.

7. В наше время принято, что все, кто обязан читать "Кадиш", произносят его хором - не торопясь, слово в слово, чтобы присутствующие смогли вовремя отвечать "амен".

8. Не только чтением "Кадиша" и исполнением функций хазана спасают душу покойного от сурового приговора в духовном мире. Не меньшее значение для покойного имеет то, как ведут себя в этом мире его потомки: насколько они верны Торе и насколько тщательно исполняют ее заповеди, стремятся ли они совершать добрые дела. Первое место среди добрых дел, приносящих пользу душам родителей в том мире, принадлежит цдаке - важнейшей заповеди оказания материальной помощи малоимущим, учебным заведениям, в которых изучают Тору (талмуд-Тора и йешива), и синагогам.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .