Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

К читателю

Книга, предлагаемая вашему вниманию, — не просто книга для чтения, хотя для начала ее, безусловно, стоит прочесть. Вы держите в руках учебник. Учебник для тех, ктоуже решил «перейти» в своем доме на кашрут.

Но не только. Даже если человек еще не решился на такой отважный шаг, но сделал главный выбор, то и он — тот, к кому мы обращаемся. О каком главном выборе идет речь? Мы имеем в виду выбор быть евреем. Именно быть, а не просто считаться по рождению. Другими словами, мы обращаемся и к тому читателю, который нашел в себе силы сказать: «Поскольку я еврей, то возвращаюсь к своему еврейству, о котором знаю не понаслышке. Теперь только осталось выяснить, как это сделать»…

«Как это сделать». Конечно, прежде всего, надо познакомиться с иудаизмом, причем не только в теоретическом плане, но и практически, ибо иудаизм, как известно — это религиозная доктрина в действии. Говорят, еврейский образ жизни стоит «на трех столпах»: суббота, кашрут и законы супружеской жизни. Как установить эти столпы? С чего начать? Сразу начинать или постепенно?

На один из этих вопросов — как организовать в доме надежный и стабильный кашрут — мы решили дать ответ в нашей книге. Конечно, проблему кашрута нельзя решить раз и навсегда. Раз и навсегда можно постановить для самого себя: отныне и впредь моя семья переходит на кашрут! Но просто завести его у себя нельзя (подобно мезузе, которая висит на дверном косяке), ибо кашрут надо постоянно поддерживать — смотреть за ним и поправлять то, что «испортилось», поскольку еврейская кухня подвержена всякого рода «кашрутным авариям». Именно для такой постоянной поддержки кашрута мы и предлагаем наш справочник, — чтобы всегда была под рукой простая и понятная книга, годная как руководство и как учебник. Что касается названия, то остановились мы на банальном слове Путеводитель, ибо кашрут — целая страна со своей историей, обычаями, географией, языком и даже гидами…

Надо предупредить, что мы меньше всего пытались составить что-то вроде энциклопедии, ибо здесь нет многого, что можно прочесть в других книгах. Главным образом исключению подвергся материал, не имеющий прямого и тесного отношения к самым обыденным предметам еврейского быта — посуде, кухне и рыночной сумке. Если под кашрутом понимать вообще все еврейские религиозные законы, касающиеся питания — т.е. запреты и разрешения на то, что «идет еврею в рот», — то вы не обнаружите в нашем Путеводителе законов, касающихся плодов Страны Израиля («трумот», «маасрот», «шмита» и т.д.). Не входило в наши задачи освещение пасхальных законов — всего, что касается мацы, хамеца и пр. Читайте обо всем этом в других книгах — их много, они написаны интересно и обстоятельно.

Еще одно предуведомление — для любителей чистоты языка: попробуем смириться со спецификой темы, которая диктует свои языковые правила, лежащие подчас вне общепринятых норм. Например, «мясная посуда» не предполагает, что тарелки сделаны из мяса, а выражение «парве-ный нож» этимологически происходит от ивритского слова «парве» (нейтральный к молочной и мясной пище) — без всяких намеков на древневосточную экзотику. И т.д.

Надеемся не столько на то, что наша книга вам понравится, сколько на то, что она вам пригодится.

Заранее благодарны всем, кто поделится с нами своими советами и замечаниями.

Иерусалим, 2001