Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Печальные даты

 
О, плачьте о тех, что у рек Вавилонских рыдали, Чей Храм опустел, чья отчизна — лишь греза в печали;
О, плачьте о том, что Иудова арфа разбилась, В обители Б-га безбожных орда поселилась!
Где ноги, покрытые кровью, Израиль омоет? Когда его снова сионская песнь успокоит? Когда его сердце, изнывшее в казни и мухах Опять возликует при этих божественных звуках?
Из стихотворения Д. Г. Байрона «О, плачьте*

 

«Я верую полной верой в то, что Машиах придет – и хотя он задерживается, я каждый день жду, что он придет.»
(Из «13 основ иудаизма»)
В нашей древней истории имеются четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и изгнанием нашего многострадального народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.
– Пост Гедалии – 10-е Тевета
– 17-е Тамуза – 9-е Ава

ПОСТ ГЕДАЛИИ

Пост Гедалии отмечается третьего дня месяца тиш-рей, сразу после Рош ха-Шана. Начинается пост за два часа до зари и заканчивается вечером с появлением звезд. Причем, имеется в виду первой утренней зари, и только тем разрешается есть и пить до зари, кто бодрствует всю ночь.

История данной печальной даты такова:

Вавилонский царь Навуходоносор полностью подчинил себе царство Иудейское, разрушил его столицу Иерусалим и величайшую святыню – Храм. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в качестве пленных в Вавилон. Многие из них были безжалостно убиты.

Однако Навуходоносор не хотел превратить землю Иудеи в сплошную пустыню. Он разрешил простым людям оставаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. В качестве губернатора над ними Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама.

Гедалия стал усиленно поощрять народ в его деятельности по обработке и возделыванию полей и виноградников, и еврейская община стала возрождаться. Это стало известным, и многие евреи, бежавшие во время войны в безопасные места, в соседние страны, были привлечены новостями о возрождении еврейской общины в Иудее. Они приходили к Гедалии в город Мицпа и вливались в общину Еврейский губернатор призвал своих братьев остаться лояльными к вавилонскому царю и обещал им мир и безопасность. Обещание это было выполнено Вавилонский гарнизон, расквартированный в стране, не оскорблял евреев, напротив, он защищал их от враждебных соседей.

Еврейская община в стране находилась на пути своего восстановления, когда внезапно на нее обрушился коварный удар, за которым последовало кровопролитие.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии в Мицпа, находился Ишмаэль, сын Натании, потомок царского дома Цедекии (Цидкияу), последнего царя Иудеи. Ишмаэль был большим честолюбцем, почет и успех Гедалии наполнил его жестокой завистью. Он нашел союзника в лице царя государства Аммон, который с беспокойством следил за ростом новой еврейской колонии.

Интриги стали известны преданному офицеру Гедалии Иоханану, сыну Кореаха. Он предупредил губернатора об опасности, угрожавшей его жизни. Однако Гедалия, будучи прямым и великодушным человеком, не хотел поверить этому. Когда Иоханан предложил тайком убить Ишмаэля до того, как тот осуществит свои коварные планы, возмущенный Гедалия отверг это предложение.

Тем временем Ишмаэль ждал благоприятного случая, который ему скоро представился. Он был приглашен губернатором на праздник в Мицпа в Рош ха-Шана. На пир Ишмаэль приехал в компании десяти своих сторонников. Во время праздника они убили губернатора и устроили ужасную резню. Ишмаэль убил многих видных сторонников Гедалии и разделался с маленьким вавилонским гарнизоном в Мицпа. Затем со многими пленниками он направился к царю государства Аммон.

Иоханан и несколько его соратников избегли смерти потому, что их не было в это время в Мицпа. Когда Иоханан узнал об ужасной трагедии, он собрал единомышленников и принялся преследовать убийцу. Ему удалось нагнать Ишмаэля около Гибеона в Беньямине и освободить пленных, но Ишмаэль с небольшим числом своих последователей бежал в землю аммонитян.

Убийство Гедалии и расправа с вавилонским гарнизоном вызвали гнев Навуходоносора. Евреям осталась одна возможность – бежать в Египет. Но и там достигла их рука Вавилона: несколько лет спустя Навуходоносор вторгся в Египет, разрушил его и большинство еврейских беженцев при этом погибло.

В память убийства Гедалии сына Ахикама и трагедии, которая затем произошла с нашим народом вскоре после разрушения Первого Храма, мы постимся, пост этот называется постом Гедалии.

ДЕСЯТОЕ ТЕВЕТА

Начало блокады Вавилонским царем Навуходоносором Иерусалима в 3336 году по еврейскому летосчислению, то есть в 424 году до н. э. Эта дата так печальна, что если бы 10-е Тевета приходилось бы на субботу, то нам пришлось бы поститься в этот день. Произошло это трагическое событие после 850 лет пребывания евреев на своей земле (440 лет до построения Соломоном Первого Храма и 410 – после). Пост начинается за 2 часа до первой утренней зари и заканчивается вечером с появлением звезд.

Следует отметить, что в хронологии особо печальных событий 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Два и Пост Гедалии.

В ТАНАХе сказано: «И было на девятом году своего царствования, в десятом месяце (тевет), в десятый день месяца пришел Навуходоносор, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до двенадцатого года правления царя Цидкиягу…»

В утренней молитве шахарит 10-го Тевета, как и в другие дни поста, мы читаем слихот, специальную молитву, предназначенную для этого поста. В этот день, как и в другие дни поста, в синагоге читают в Торе о том, как Моше-рабейну молился за весь народ, умоляя Всевышнего простить евреям грех сооружения золотого тельца. И мы надеемся получить от Всевышнего ответ, подобный тому, которого удостоился Моше-рабейну: «Простил Я, как ты просил».

Под вечер в молитве минха после чтения Торы читают отрывок из книги пророка Иешаягу: «Ищите Б-га тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему, когда Он близок». Ибо цель поста – подготовка к раскаянию и возвращению к Б-гу.

ДЕНЬ ВСЕОБЩЕГО КАДИША

В нашем поколении, поколении Катастрофы и создания государства Израиль, 10-е Тевета получило еще один смысл. Сразу же после создания государства Израиль Главный раввинат постановил, что этот день будет Днем всеобщего Кадиша – Днем памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. Очень многие из шести миллионов евреев погибли жестокой, мучительной смертью, и дата их гибели неизвестна, потому что не осталось свидетелей их смерти. 10-го Тевета зажигают нер нешама, поминальную свечу, произносят Кадиш и учат Мишнает во имя душ этих мучеников.

Главный раввин Тель-Авива, рабби Исраэль-Меир Лау, в своей книге «Практика иудаизма» пишет, что большая символика заключена в соединении двух этих трагических событий – начало крушения Первого Храма и попыткой полного уничтожения Дома Израиля в нашем поколении.

В этот день мы выражаем свою надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с разрушения Первого Храма. Мы выражаем нашу надежду на то, что сбудутся слова пророка Захарии и дни постов превратятся для нас в дни радости и веселья, в дни праздников. Мы молимся о том, чтобы это пророчество сбылось в наши дни.

СЕМНАДЦАТОЕ ТАМУЗА -ДЕВЯТОЕ ABA

Семнадцатого тамуза 3828 (68 год нашей эры) римским войскам удалось разрушить стены Иерусалима и проникнуть в город. Несмотря на отчаянное сопротивление защитников города, седьмого ава римляне проникли в Святой Храм, а девятого подожгли его, и Храм горел до вечера десятого дня. Так началась многовековая эпоха изгнания, продолжающаяся и сегодня.

День семнадцатого тамуза стал днем поста, а дни, заключенные между ним и Девятым ава считаются траурными. В эти дни, получившие среди ашкеназий-ских (европейских) евреев название «три недели», запрещено слушать музыку, устраивать торжества, в том числе свадьбы, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, не начинают есть и фрукты нового урожая.

В ТАНАХе месяцы тамуз и ав называются соответственно четвертым и пятым. В еврейской литературе мы встречаем название месяца ав со словом «менахем» (утешитель) – менахем ав.

Самым траурным днем считается Девятое ава. В этот день постятся, ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь. Пост начинается с вечера восьмого ава за несколько минут до захода солнца и заканчивается после появления звезд на небе вечером девятого ава.

В синагогах вечером Девятого ава собирается народ. Все сидят на низких скамейках и читают «Эйха» пророка Иеремии, где пророк оплакивает сожженный Храм, разрушенный Иерусалим и трагедию, которую пережил еврейский народ.

В Талмуде сказано, что пять несчастий случилось с нашими предками в этот день: было запрещено поколению, вышедшему из Египта, войти в землю Израиля; разрушены Первый и Второй Храм; пала крепость Бей-тар; был распахан Иерусалим.

Разведчики, посланные Моисеем в Землю Обетованную, вернувшись восьмого ава, рассказали народу об укреплениях ханаанских городов, о великанах, населяющих их.

«Не можем мы пойти на тот народ, ибо он сильнее нас», – утверждали они. И плакал народ в ту ночь. И роптали на Моисея и Аарона: «Лучше умерли бы мы в земле египетской или в пустыне этой».

И сказал Б-г: «Все эти люди, которые видели славу Мою и знамения Мои, испытывали меня уже десять раз и не слушались голоса Моего, не увидят земли, которую Я клятвенно обещал их отцам».

Они плакали зря. Б-г же объявил этот день днем плача и горя на многие поколения.

Первый Храм, построенный Соломоном в девятом веке до н. э., был разрушен и сожжен девятого ава 3338 года (422 г. до н. э.) вавилонским царем Навуходоносором.

Второй Храм был построен в четвертом веке до н. э. при содействии персидского царя Кира и был разрушен ровно через 490 лет после разрушения Первого Храма, девятого ава 3828 года (68 г. н. э.).

В Талмуде рассказывается, что из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Иерусалим.

«У одного человека был друг по имени Камца и недруг по имени Бар-Камца. Устроил однажды этот человек пир и сказал своему слуге:

– Иди и приведи мне Камцу.

Пошел тот и привел Бар-Камцу. Пришел хозяин и увидел Бар-Камцу, сидевшего среди гостей. Сказал он:

– Ты ведь недруг мой. Что тебе здесь делать? Встань и выйди.

– Раз я пришел, оставь меня. Я заплачу за все, что съем и выпью.

– Нет.

– Я оплачу половину стоимости трапезы.

– Нет.

– Я оплачу всю трапезу.

Взял его хозяин за руку и вывел из зала.

Подумал Бар-Камца: коли сидели ученые мужи и не препятствовали ему, значит они согласны с ним; пойду и донесу на них императору римскому.

Пошел он в Рим и сказал императору:

– Взбунтовались против тебя иудеи…

И пошел на них Нерон. Когда он достиг Иерусалима, пустил он стрелу на восток, и упала она в Иерусалиме.

Пустил он на запад, на север, на юг – все стрелы падали в Иерусалиме.

И видел Нерон еврейского мальчика и сказал ему:

– Прочти мне какой-нибудь стих из ТАНАХа. Прочел мальчик из книги Иехезкиель: «И отомщу Я Эдому рукой Моего народа Израиля».

– Б-г хочет разрушить Свой дом и мною очистить Свои руки, – воскликнул Нерон.

Испугался он и не пошел на Иерусалим.

Затем пошел на евреев Веспасиан. Пришел и осадил он Иерусалим трехлетней осадой… Захватив его, он разделил четыре стены города между четырьмя военачальниками. Западная Стена досталась Пангору. Но было решено небом, чтобы Стена эта не была разрушена никогда, потому что в западной части пребывало Б-жественное откровение.

Все разрушали, как им было поручено, а Пангор не разрушал. Вызвал его Веспасиан к себе и потребовал объяснения. Пангор ответил:

– Клянусь, я это сделал во славу империи. Если бы я уничтожил эту Стену, никто не знал бы, что ты разрушил. А теперь люди будут смотреть и восхищаться: «Смотрите, что разрушил великий Веспасиан».

– Ты правильно сделал, – сказал Веспасиан, – но раз ты нарушил мой приказ, поднимись на высокую крышу и бросься с нее. Если выживешь – выживешь. Если погибнешь – погибнешь.

Бросился он и погиб.

Послал Веспасиан злодея Тита, войска которого разрушили Второй Храм.

Второй Храм, при котором занимались Торой и заповедями, был разрушен из-за беспричинной вражды. Уничтожить беспричинную ненависть можно лишь бескорыстной любовью. Это значит, что нужно любить каждого еврея. Даже еврея, не сделавшего тебе ничего хорошего. Даже еврея, к услугам которого тебе никогда не придется прибегнуть. Даже еврея, которого ты никогда не видел.

Любить каждого еврея – без объяснения и причины, даже если в нем ты не нашел ни одного качества, ради которого стоит его любить.

Три года осаждал Адриан крепость Бейтар. Наконец решил он прекратить осаду и возвратиться. Пришел к нему один язычник и сказал:

– Господин мой, подожди, – я сделаю, чтобы ты захватил Бейтар сегодня.

Подошел он к воротам крепости и нашел около них молящегося рабби Элазара.

Сделал язычник вид, будто шепчет что-то молящемуся на ухо.

Пошли и доложили Бар-Кохбе: дядя твой рабби Элазар собирается предать нас Адриану. Бар-Кохба приказал привести к нему того язычника.

– Что сказал ты рабби Элазару? – спросил его Бар-Кохба. – И что он сказал тебе?

– Если я расскажу, меня убьет император. А если не расскажу, ты убьешь меня. Лучше уж я погублю себя сам, но не разглашу секреты императора.

Приказал Бар-Кохба привести рабби Элазара:

– Что говорил тебе этот язычник?

– Не знаю, о чем он шептал мне. Я молился и ничего не слышал, – ответил Рабби Элазар.

Разгневался Бар-Кохба, ударил рабби Элазара и убил его.

В тот же день была захвачена крепость и был убит Бар-Кохба. Восемьдесят тысяч воинов зашли в Бейтар и уничтожили почти всех мужчин, женщин и детей.

Девятого ава 1492 года евреев изгнали из Испании.

«Услышали мы вопли маранов, часть которых мы обрекли на сожжение, а часть–на пожизненное заключение. Мараны кричали нам, что евреи – причина их отхода от христианской веры, ибо учат они их своим обычаям, законам, учениям и праздникам, и пока евреи находятся в Испании, не могут мараны быть истинными христианами. Поэтому считаем мы нужным изгнать всех евреев повсеместно из нашего государства.

И хотя они заслуживают большего наказания за свои дела, мы сжалились над ними и решили удовлетвориться лишь изгнанием.

Поэтому мы приказываем, чтобы мужчины и женщины от мала до велика, все, кто именуется евреем, были высланы из нашего государства в течение трех месяцев: от первого мая до конца июля. А кто ослушается, будет повешен или крещен», – так объяснил король Фердинанд свое решение изгнать евреев из Испании в 1492 г.

Последний день пребывания евреев в Испании выпал на девятое ава. В этот день и в предшествующие ему траурные дни евреи большими и малыми группами покидали Испанию.

В эти дни запрещены музыка и пение. Но тогда каждую группу сопровождали музыканты. Они шли перед изгнанниками и играли веселые мелодии, чтобы поднять дух народа и воздать хвалу Создателю за то, что Он дал силы выдержать испытания и чтобы знали все: мы не оплакиваем никакое изгнание, кроме изгнания из Иерусалима.

Евреи всегда надеются, что придет время – и с Б-жьей помощью народ вернется в свою страну, восстановит свое былое величие, заново построит свое государство, и все будут служить единому Б-гу.

Тогда день Девятого ава будут торжественно праздновать, как было сказано пророком Захарией: «Пост четвертого месяца и пост пятого… будут для евреев днями радости, веселья и торжества».