Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Чудо по заказу

 

В давние времена в Марокко правил султан. Он много слышал о мудрости раввина еврейской общины, которого любили и уважали все и евреи, и арабы. «Если хоть половина того, что говорят о нём — правда, я должен непременно повидать его»,— решил султан и пригласил раби к себе во дворец. Они долго беседовали. Султан был восхищён умом и учёностью раввина. Снова и снова приглашал он его во дворец, и в конце концов, раби стал личным советником султана.

Не всем понравилось, что султан советуется с евреем. И уж меньше всего был доволен главный визирь, один из самых влиятельных людей в стране. Он попытался очернить раби в глазах султана, но ничего не вышло. Тогда визирь попросил о помощи имама, арабского священника, и вместе они придумали хитрый план.

Раз в неделю имам приходил к султану и учил с ним коран, святую книгу арабов. И вот однажды, когда они читали про выход евреев из Египта, имам спросил:

— Как вы думаете, ваше величество, есть сейчас у евреев люди, которые могут творить чудеса подобно пророку Моше?

— Я верю, что евреи необычный народ, – ответил султан.—-Я слышал, что в каждом поколении есть у них такие люди.

– А ваш мудрый советник раби, он тоже способен на это?—-тихо произнёс имам.

Не догадываясь об его замысле, султан воскликнул:

— Я бы ничуть не удивился этому!

— При всём уважении к нему я в это не верю, и даже готов поспорить, что он не сможет сделать даже маленькое чудо!

— Согласен, — сказал султан.— Скоро я тебе это докажу…

И вот, когда раби пришёл к нему, султан рассказал о споре имама и попросил устроить чудо.

Раби был очень опечален.

Ваше величество, я думаю, это просто ловушка, — сказал он. — Визирь и имам устроили её, чтоб лишить меня вашей дружбы…

— Мне и самому так кажется, – огорчённо сказал султан. — Но я уже не могу взять назад своё слово! Неужели сейчас нельзя сделать чудо из тех, что делал пророк Моше?

— Ваше величество должны понять, что Моше, наш учитель, никогда не делал чудес по собственной воле. Он не был волшебником, он только выполнял приказы, которые получал от гашема. Только Тот, Кто создал небо и землю, может изменять законы природы…

Султан ничего не мог возразить. И всё-таки он продолжал просить раввина о чуде. Ведь его султанская власть была похожа на высокую башню, которая стоит на маленьком камушке. Этот камушек — вера людей в то, что их повелитель никогда не ошибается. Стоит ему признать свою неправоту, и люди, которые сейчас падают перед ним ниц, станут подумывать о том, как скинуть его с трона.

Раби это хорошо понимал. Поэтому он попросил на размышление три дня и, опустив голову, покинул дворец султана.

С тяжёлым сердцем раби созвал руководителей общины и сообщил им о кознях их врагов. Он сказал, что объявляет трёхдневный пост. Люди не будут есть и пить с восхода до заката, всё светлое время дня. Пост должны соблюдать все достигшие совершеннолетия, мальчики с тринадцати лет и девочки с двенадцати. Люди должны собираться в синагогах и молить гашема о помощи.

Всё было сделано так, как приказал раввин. Но помощь пришла так тихо, что сначала никто и не заметил этого. На третий день, выходя утром из синагоги, люди увидели старого еврея с длинной палкой, который, не спеша, шёл по улице и что-то жевал.

— Как ты смеешь нарушать пост!? — закричали они, схватили старика и повели к раввину.

— Кто ты такой, — спросил раби, разглядывая пришельца. – Разве ты не знаешь, что мы постимся?

— Меня зовут Мордехай, Мотл. Я пастух. Три дня назад я заблудился и бродил по пустыне, пока не пришёл в этот город. А что это вы решили голодать в неурочное время?

Раби рассказал ему всю историю.

— Мне кажется, я смогу вам помочь, — сказал старик.— Я уверен, что ваш пост подействовал и молитвы приняты. Теперь осталось только опозорить врагов. Пойди к султану и скажи, что я готов сделать чудо. Ну, а если у меня ничего не выйдет — что ж, я всего лишь пришлый пастух и если кого-то накажут, то лишь меня одного…

Удивительная вещь, услышав эти простые слова, мудрый и учёный раввин ему поверил. Не теряя времени, оба отправились во дворец. Султан сидел на троне, визирь и имам стояли поблизости, вокруг толпились приближённые и стража. Султан дружески приветствовал раввина и с удивлением взглянул на его спутника — старика в пастушеской одежде, с длинной палкой в руке.

— Кто этот человек? — спросил он.

— Ваше величество, это обычный еврей, пастух по имени Мордехай. Он говорит, что может сделать чудо.

Приглушённый ропот пронёсся по залу, а визирь и имам довольно усмехнулись. Они поняли, что с этим стариком им нечего опасаться.

Между тем, пастух заговорил внятным и могучим голосом:

— Великий и могучий султан Юсеф ибн Ибрагим! Уважаемый визирь Сиди ибн Хасан! Достойный имам Муха-мед ибн Али! Я хочу сказать вам, что мы, евреи, скромный народ, и не обладаем собственной силой. Как луна, которая отражает свет солнца, так же мы берём свет и жизнь от святой Торы, которую мы получили на Синае с помощью Моше Рабейну. Благодаря Торе мы пережили всех своих врагов. Потому что, когда евреи прилепляются к Торе и её приказам, они тем самым связаны с бесконечной силой Самого Создателя…

Старик замолчал на минуту, чтобы люди распробовали смысл его слов, а потом продолжал:

— Как известно вашему величеству, много чудес в нашей истории связано с необходимостью защититься от врага, который мешает евреям служить Создателю. Вот и сейчас я готов сделать такое чудо. Пусть султан прикажет одному из стражников отрубить визирю его уважаемую голову, а потом я приставлю её обратно, так что даже шрама не будет на его благородной шее…

Визирь смертельно побледнел. Расстаться с головой? А если еврей не сможет приставить её обратно? Ну, пусть сможет… Так всё равно неприятно, когда тебе ни за что ни про что мечом рубят голову!

И визирь забормотал:

— Да нет, зачем же… Не надо… Я верю и так… Старик спросил:

– Но, может быть, достойный имам сомневается? То же самое я могу проделать и с ним.

Холодный пот побежал по лбу имама. Он вскрикнул:

— Нет! Нет! Я никогда ни в чём не сомневался! Это визирь меня подговорил. Он затеял всё, чтобы опозорить ребе.

Лицо султана покрыла краска гнева. Он повернулся к раввину.

— Скажи только слово, и я отправлю этих людей на смерть!

— Сохраните им жизнь, но пусть они навсегда покинут вашу страну, — сказал раби.

— Пусть так будет! — заключил султан.

Покрыв лица в знак позора, бывший визирь и имам выскользнули из дворца. А евреев султан проводил с большим почётом.

Узнав о конце испытания, община ликовала. Готовился пир, накрывались праздничные столы, пастуха-спасителя хотели посадить не почётное место рядом с раби. Но, когда его хватились, старика нигде не было. Он исчез так же внезапно, как и появился. Может, на другом краю света евреи тоже попали в беду?