Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тайна

Любавичский Ребе знает много тайн. Эта фраза звучит, все равно как «Волга впадает…» Тайны эти очень разные — от тех, что мелькают звездной искрой среди облаков, до таких, что остаются неразгаданными на первых страницах газет, размноженные миллионными тиражами.

Ребе пытался предотвратить гибель Рабина. Показал ему путь, следуя которому можно было избежать Б-жьего гнева.

Единственный из раввинских авторитетов, Ребе заявил, что в торговле йеменскими детьми участвовал религиозный еврей, который, на свою беду, умел разделять между Торой и жизнью…

Говорят, именно Ребе дал совет правителям ЮАР пойти на уступки черным. Почему? Явно не из симпатии к людям, которые свои проблемы хотели решать с помощью «Калашникова». Значит, тайна, опять тайна…

Но самое интересное, что о многих тайнах Ребе давно рассказал, выступая перед сотнями людей. Почему же об этом не трубит весь мир? Вот вам маленький секрет: когда человек не готов что-то услышать, он закрывает уши, как слон.

Ну, а мы готовы слушать. Мы хотим.

Праведники поддерживают привычный мир, стоящий на десяти речениях. «Баалей тшува» создают новый мир, где Единство Б ~га неоспоримо и абсолютно.

Золотая нить

Шалом и благословение!

После последнего письма больше не было от вас вестей. Надеюсь, что здесь действует принцип «нет новостей — уже хорошая новость», и что вам удалось самостоятельно разобраться с той проблемой.

Вы писали, что ваша религиозность (вера в Творца) переживает кризис и что вас одолевают сомнения и неясности… Я постараюсь, пусть в узких рамках письма, рассеять некоторые из них.

Вы спрашиваете, чем объяснить, что в мире существует несколько религий. Вам интересно знать, почему евреи соблюдают 613 заповедей в то время как остальные народы должны соблюдать только «Семь заповедей сыновей Ноаха» (о которых, правда, вместе со всеми их ответвлениями, тоже можно написать большую книгу). Вас волнует, откуда у еврея берется уверенность в своем законе и образе жизни — может, другая религия более истинна?.. Разрешите привести один пример. Предположим, человек взглянул на свою руку. И тогда…

Сначала он думает о том, что это часть его тела, с помощью которой можно совершать различные работы. Потом он обращает внимание на то, что у руки есть пальцы, ладонь, кости, мышцы — и все эти части связаны, сотрудничают между собой и взаимно соответствуют. Это позволяет руке выполнять работы очень тонкие и точные — письмо, рисование и т.д. Потом, вглядываясь дальше, на более глубоком уровне, человек думает о нервах, с помощью которых рука связана с мозгом и сердцем.

Такая связь проявляется, например, в особенностях почерка, в его способности отражать потаенные чувства и мысли, о чем хорошо известно графологам. Можно продолжать наше «всматривание» и дальше, дойдя в конце концов до атомов и электронов.

Как мы убедились, рука способна функционировать на разных уровнях, от самого простого до весьма тайного и утонченного. Но они, эти уровни, не вступают в противоречие между собой, пока здоровы и не нарушают границ, в которых им положено действовать. Если подобная разделенность и согласованность существует на физическом уровне, то, скорее всего, она будет существовать и на уровне метафизическом, духовном.

Когда человек вдумывается в природу Творца, то сразу ощущает (даже если он величайший мудрец) свою принципиальную ограниченность и невозможность понять «разум» и «мысли» Всевышнего. Ведь свойства Всевышнего принципиально непостижимы, кроме тех, которые Он открыл нам на страницах Торы. Но то, что открыто там — это действительно открыто и понятно, как свет дня. Вот почему ее часто называют «Торат ор», «Тора света»…

Теперь об объекте нашего сравнения, о той общности, которая называется человечеством. Развиваясь в соответствии с планами Творца, человеческий род разделился на много составляющих элементов и уровней — каждый из них со своими особыми свойствами. Тот, кто представляет человечество единой и однородной массой — ошибается. У каждого народа есть своя функция и цель, так же, как у органов тела. И в этой сложной системе нет излишка или недостачи. Как сказали наши мудрецы: «Ни одна вещь, сотворенная Всевышним, не сделана им зря…»

Человек вправе удивляться и спрашивать, почему Всевышний допускает такое большое число вероисповеданий и религиозных обрядов? Почему некоторые из них идут вразрез с «Семью заповедями сыновей Ноаха», обязательными для всего человечества? Почему Всевышний избрал только один народ, дав ему Тору и 613 заповедей и повелев быть «народом священников»? Однако ответ на них пока ограничивается фразой: «Так повелел Творец».

Если спросить, почему тело человека состоит из разных органов и конечностей, почему не сделать его «сплошным сердцем» или «сплошным мозгом», последует такой же ответ…

Вы спрашиваете также, где доказательства, что законы Торы — чистая правда и еврей должен следовать им? Ведь другие религии утверждают про себя то же самое!

На этот вопрос дается подробный ответ в известной книге «Кузари», написанной в 12-м веке еврейским мыслителем рабби Еудой а-Леви. Этот труд опирается на большое количество источников. Он способен выдержать серьезную проверку, как с позиции науки, так и с точки зрения здравого смысла. Научный подход требует, что сперва нужно удостовериться в истинности фактов и явлений (независимо от того, укладываются ли они в вашу логическую систему или нет) и только потом попытаться дать этим фактам объяснение.

Еще одно требование науки: теория может претендовать на достоверность, только если значительная часть свидетелей подтверждают наличие данного явления и если само явление повторяется независимо от условий, которые могут меняться в ходе экспериментов.

В «Кузари» говорится, что «свидетелями» исхода из Египта и получения Торы на горе Синай были 600000 взрослых евреев, а также их жены и дети. Память об этом наши предки передавали из поколения в поколение, вплоть до сегодняшнего дня.

Нить этой передачи ни разу не прерывалась, а ее точность заслуживает удивления. «Эксперимент» был усложнен тем, что многие еврейские общины в галуте на протяжении веков жили обособленно друг от друга и не поддерживали никаких связей. И вот при встрече выяснилось, что у евреев из разных концов света те же законы соблюдения субботы, тот же порядок написания тефиллин и т.д.

Еще одно доказательство «правды Торы» заключается в том, что, благодаря ей, наш народ сохранился и продолжает здравствовать, несмотря на очень неблагоприятные обстоятельства.

Принято считать, что для сохранения этноса и его национальной культуры необходимы такие факторы, как общая территория, государство, язык, местные обычаи. Всего этого евреи в галуте были лишены. Они жили небольшими общинами, среди разных народов, отличались друг от друга одеждой и занятиями, говорили на разных языках. Золотой нитью, держась за которую мы прошли сквозь галут, выдержав всевозможные гонения и внутренние кризисы, является закон Торы. Он дает нам «хайейну ве-орех ямейну» — возможность выстоять и жить полной жизнью, от всей души.

Что касается других религий, даже таких, где число их последователей значительно превышает нас, следующих закону Торы, то, разматывая клубок назад, убеждаешься, что у истоков данного верования стоит один человек или, в крайнем случае, очень небольшая группа основателей. Тот, кто любит задавать неуместные вопросы, мог бы спросить, действительно ли основатель этой веры получил пророческий дар от Творца, или у него были неясные видения, или, того хуже, сознательное желание обмануть.

Следует добавить, что «мировые» религии в той или иной форме опираются на Тору — или на «старый завет», как ее иногда называют. В этом тоже можно увидеть косвенное признание того, что «Моше — это правда и Тора — это правда»…

Я отправляю это письмо накануне 10 Швата, в канун «йорцайт» моего учителя и тестя Ребе Иосефа-Ицхака Шнеерсона, отдавшего всего себя для распространения света Торы в условиях антирелигиозного и тоталитарного большевистского режима. С точки зрения логики, у него не было ни одного шанса на успех. Другие религиозные лидеры (в том числе и представители других религий) были уничтожены или изолированы.

Самому Ребе в 1927 году был вынесен смертный приговор. И все же, благодаря вмешательству Творца, он вышел на свободу, он победил. Это дало силы его последователям продолжать борьбу за сохранение Торы и еврейства более пятидесяти лет.

Сейчас мы видим, как из-за обломков железного занавеса приезжают сильные и здоровые евреи, «еврейские евреи», готовые нести свет Торы по всему миру и заражать своей верой тех, кто столкнется с ними.

Здесь я хочу закончить свое письмо, которое вышло длиннее обычного, хотя оно слишком коротко по отношению к вопросам, которые были заданы. Хочу пожелать, чтобы все евреи (включая и вас) были компаньонами в распространении Торы и ее заповедей, пользуясь любой возможностью и прилагая для этого все силы. И пусть Всевышний поможет, чтобы это делалось «мит а хайос», энергично и с добрым сердцем.

Хочу, потому что хочу…

ЖЕЛАНИЮ выполнять мицвот, например, не работать в субботу или почитать отца и мать, можно найти рациональное объяснение. Но на самом деле это желание выше разума, оно связано с сущностью еврейской души. Особенно это видно, когда речь идет о заповеди тефиллин. Еврей накладывает тефиллин, чтобы подчинить мозг и сердце Высшей Воле. Скажите, кто захочет добровольно идти в подчинение к другому? Тем не менее, еврей накладывает тефиллин каждое утро. Это значит, что в его душе живет сила, которая выше логики разума и капризов сердца. Поэтому она и командует ими…

От противного

Я получил письмо, к которому вы прилагаете копию вашего завещания. Должен сказать, что завещание является «сгулой», добрым талисманом, который награждает еврея счастливыми днями и долгими годами…

Да, так было

Ребе прогоняет колдунов

ЮНОША по имени Михаэль рос в обычной еврейской семье — небедной, надо полагать, проживавшей в одном их пригородов Парижа. Как большинство парней в его возрасте, он примерял на себя разные «одежки». Попробовал быть хабадником, но родным это не понравилось. Тогда Михаэль сделал реверс в другую сторону: подружился с ребятами, которые терлись на улице и мечтали о силе и могуществе. Карманных денег из папиного кошелька ему явно не хватало. Его приятель выдвинул сумасшедшую идею: надо стать колдуном. Они знают, как притянуть к себе деньги, как побеждать врагов. В одной из бывших французских колоний в Африке есть племя, которое обучает таким вещам — за недорогую плату.

Михаэль загорелся этой идеей, тем более, что она была связана с экзотикой: путешествием и уходом из-под родительской власти. Бешеной собаке сто верст — не крюк… Он наскреб денег, поехал в Африку и провел там несколько лет, время от времени приезжая навестить родных. Членам клана колдунов он понравился, и обучение шло полным ходом. За это время Михаэль «удостоился» второй ступени посвящения. На этом этапе железо потеряло над ним власть — ни пуля, ни нож, ни бампер грузовика не могли его коснуться. Михаэль готовился к экзаменам на третью ступень. Достигнув ее, он мог бы становиться невидимкой. Это означало: войти в любое место и взять любую вещь.

Но тут он почувствовал, что стоит на краю бездны. Способности и знания, которые он получил, могли помочь ему сделаться законченным злодеем и погубить душу навсегда. Юноше захотелось открутить все назад: как будто и не было нескольких лет, которые он провел под тропическим солнцем среди таинственных людей. Но мешало одно «но». Когда Михаэль первый раз появился в племени, его предупредили: в наш круг можно войти, но выйти из него — никогда. Михаэль помнил хорошо историю с одним парнем, который учился так же, как и он. Этот человек решил «завязать». Через какое-то время он сгорел в собственной постели, причем никаких следов огня и гари на другой мебели не было… Михаэль находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Продолжать путь колдуна он не хотел, а оставить его боялся.

Ему посоветовали обратиться к знатоку Кабалы, в дверь которого стучались многие. Произошла сцена, которая взбудоражила юношу еще больше. Едва он сказал несколько слов, как хозяин с лицом, перекошенным от страха, закричал, чтобы домочадцы окружили его и не размыкали круг, пока Михаэль не покинет их дом…

«Поезжай к Любавичскому Ребе,» — посоветовал кто-то из знакомых.

Михаэль так и сделал.

Оказавшись в Нью-Йорке, он передал секретарю Ребе письмо с изложением своей проблемы и вскоре получил ответ: обратиться к одному из раввинов в Париже. Наш юноша, веря и надеясь, пришел к рабби Гилелю Певзнеру. Тот развел руками:

— Юноша, я никогда не имел дела с колдовством…

— Но Ребе сказал «раввин в Париже». Вы раввин и вы живете в столице…

Рав Певзнер задумался. Он вспомнил, как Алтер Ребе, автор Тании, спас одного молодого еврея от колдовского сглаза, вызвав его к Торе, когда читался отрывок «Нет колдовства у Яакова и нет чародейства в Израиле…» Рав Певзнер написал эти строки на куске пергамента и наказал Михаэлю никогда с ним не расставаться.

В ту пору Михаэль вдруг почувствовал, что способность защищаться от железа вдруг покинула его. Он мастерски ездил на мотоцикле, но в один прекрасный день руль сам скакнул влево, и юноша врезался в тендер, проезжавший рядом. У Михаэля оказалась сломана рука. Он понял, что это «привет» от членов клана.

Они также слали ему письма из далекой Африки. Рав Певзнер распорядился рвать их, не читая. Но одно письмо, которое француз-почтальон принес после начала субботы, порвать не смогли и положили на балконе. Когда Михаэль пришел домой после синагоги, он вдруг почувствовал себя очень скверно. Он шептал колдовские мантры или кричал родителям:

— Голос Африки силен, я обязан вернуться туда! Сразу же после конца субботы надо заказать билет на самолет…

Рав Певзнер, которому на другой день сообщили о случившемся, велел бросить письмо в воду, где колдовство теряет силу. Но предварительно нужно снять с него копию. Это было исполнено.

Вот отрывок из этого письма: «Ты недавно получил привет от нас и долго потом корчился от боли. Мы очень гневаемся на тебя, во-первых, за то, что ты остался должен несколько сотен франков, а также за то, что ты решился оставить наш путь. Знай, что скоро соберутся все, и мы поднимем тебя на зеркала. У тебя осталось совсем немного времени, чтобы одуматься. Если ты это понял — приезжай немедленно!»

Михаэль объяснил раву Певзнеру, что есть особый вид колдовства, когда в зеркале видно, что делает тот, о ком думает колдун в данную минуту. Того, кто виден в зеркале, можно избить, ранить, даже убить, не дай Б-г…

Рав Певзнер воскликнул:

— Тебе не нужно ехать в Африку! Ты должен снова поехать к Ребе! Михаэль вздохнул:

— По-вашему, если человек соблюдает заповеди Торы, колдуны не могут повредить ему?.. И получил ответ:

— По-твоему, у Ребе не хватит сил справиться с ними?!

После долгих уговоров юноша согласился заказать билет в Нью-Йорк. Он думал, что вылетит прямо завтра, но прошла неделя, а Михаэль никак не мог расстаться с Парижем. То отменяли рейс, то агент, которому заказали билет, не мог связаться с ним, и так день за днем. «Это колдуны, это колдуны,» — шептал несчастный парень. Рав Певзнер понял, что дело непростое. Он позвонил в Америку в секретариат Ребе и попросил, чтобы Ребе дал благословение на благополучную поездку. Оно было получено, и Михаэль, измученный и терзаемый страхами, наконец, оказался на «Севен севенти». Длинная очередь течет к Ребе, чтобы получить доллар и благословение. Когда Михаэль оказался перед главой ХАБАДа, секретарь, рав Гронер, сказал: «Это тот молодой человек, о котором рав Певзнер просил напомнить…»

Глядя на Михаэля, Ребе начал говорить на идиш, а потом перешел на французский:

— Забыть все, что было! Всевышний будет хранить тебя всюду, куда бы ты ни пошел. Потом Ребе добавил:

— Большого успеха тебе, и пусть мы скоро услышим о тебе добрые вести. Мазл тов! Михаэль поклонился и хотел уйти, но Ребе остановил его и пожелал:

— Пусть у тебя будет кашерный и веселый Песах!

Вскоре Михаэль получил от Ребе записку, где были такие строки: «Тора обещала: Всевышний будет хранить тебя при выходе и при возвращении с сегодняшнего дня и навек (последние три слова были подчеркнуты). Необходимо прибавить в строгости и красоте соблюдения заповедей…»

Знающие люди говорили, что редкий человек удостаивался такого внимания Ребе и такого количества добрых пожеланий. Или Михаэль ему понравился, или проблема была серьезной…

Михаэль вернулся во Францию. Члены клана колдунов еще какое-то время посылали ему письма и даже слали гонцов, но каждый раз встречали решительное «нет». Через год они замолкли насовсем.

Вот и вся история. Лишь одна загадка мешает нам поставить последнюю точку: почему Ребе не дал эти благословения сразу? Зачем он заставил Михаэля мучиться?

«Ответ на этот вопрос дал Аарон, парень из Одессы, который учился в иерусалимской религиозной школе. Он сказал, растягивая слова: — Так бы этот Михаэль вдруг еще мог захотеть вернуться к колдунам. Шутка — можно стать невидимым или тебя пуля не берет. А когда помаешься, то умнеешь. И уже понимаешь, что главное — не это… Вот теперь можно ставить точку.

Голова Эсава

В ТОРЕ говорится: «Вот родословная Ицхака…» Жена Ицхака, Ривка, родила ему двух сыновей-близнецов, Яакова и Эсава. От Яакова пошли двенадцать колен, весь наш народ. А Эсав отказался от еврейства, сделав ставку на земные блага и став вечным противником своего брата.

Согласно нашей традиции, от Эсава пошли несколько могучих народов, например, римляне и немцы. А сводный брат Ицхака Ишмаэль считается предком арабов. В чем различие между Эсавом и Ишмаэлем?

Наши мудрецы говорят, что в конце концов Ишмаэль исправился и встал на путь добра. Но при этом он остался сыном рабыни и не имеет отношения к еврейству, не имеет права на наше духовное наследство.

Эсав, как и брат его Яаков, рожден евреем. Но он жил и умер в злодействе. Рабби Хаим Иосеф Давид Азулаи (Хида) утверждает, что клипа, духовная оболочка, котрой Эсав окружил себя, намного хуже и черней, чем клипа Ишмаэля… Сказали наши мудрецы: «К Эсаву надо относиться как к еврею, который изменил своей вере…»

Когда были похороны Яакова, то Эсав попытался загородить вход в пещеру Махпела, где лежали другие предки еврейского народа. Один из сыновей Дана, возмущенный этим, нанес богатырский удар, и голова Эсава, отлетев от тела, тоже закатилась в пещеру и легла на грудь Ицхака, своего отца…

Почему это случилось? Ведь известно правило: «Злодея не хоронят рядом с праведниками». Всевышний настолько строго следит за этим, что однажды даже совершил чудо воскрешения из мертвых, чтобы удалить тело лжепророка, которого похоронили рядом с пророком Элишей…

Ответ таков: Эсав является злодеем только благодаря своему телу, где животное начало настолько сильно, что гасит все добрые импульсы. Но как только «голова», то есть душа и разум отделены от тела, их покидает злодейство.

Ицхак знал о скрытом добре, которое живет в его сыне, и пытался извлечь его наружу, дав Эсаву благословение.

Но правда заключается в том, что только Яакову дано очистить и вынуть из нечистой оболочки душу брата, приняв его в свой дом, в свой народ. На это намекает Хида, сказав: «Геры приходят в еврейство из Эсава, но не из Ишмаэля…» И действительно, величайшие мудрецы Торы, такие, как Шмайя и Автальон, Онкелос, рабби Меир, являются потомками Эсава. Расставшись с «телом», то есть со своей прежней средой, они обнаружили свои душевные сокровища во всем их богатстве…

Чему нас учит история с головой Эсава? Здесь действует принцип «каль-ва-хомер», «тем более». Уж если «голова Эсава» нашла свой путь в еврейство, то тем более это относится к настоящим евреям, которые временно отошли от Торы или вообще не знают о ее заповедях. Общаясь с евреем (с любым!), нужно помнить, что в душе его навечно отпечатаны десять заповедей, первая из которых начинается со слов: «Я, Всевышний Б-г ваш…»

Как найти дорогу к такому еврею? Вот рецепт: не нужно смотреть на его «тело» — на образ жизни, на поступки и даже на мысли, которые он высказывает. Глядя на еврея помни, какая у него голова…

Поле мысли в темный день

ХРИСТИАНСКИЙ праздник «рождества» на жаргоне наших предков называется «нитл». Считается, что в этот вечер (до полуночи) силы тьмы получают мимолетную власть над еврейскими мыслями, даже над мыслями о святых вещах. Поэтому есть обычай в этот вечер не учить Тору, а проводить время, склонившись, например, над шахматной доской. У одного из евреев время похода жены в микву выпало именно на такой день. Он спрашивает, возможна ли близость с женой (в этот вечер) в любое время или только после полуночи. Ребе отвечает: после полуночи. И объясняет свое решение так. Заповедь «она» (супружеской близости) должна сопровождаться чистыми мыслями, и поле мысли играет здесь вообще очень важную роль. Если вам вдруг придет на ум «нитл», даже с отрицательной коннотацией, это может оказать плохое влияние…»

Да, так было

Предупреждение

ПРЕМЬЕР-министр Израиля Ицхак Рабин был казнен студентом юридического факультета Игалем Амиром. Это произошло на многолюдном митинге в поддержку мирного процесса с палестинскими убийцами, на одной из площадей Тель-Авива. Свидетелями выстрелов Амира было несколько тысяч человек, десятки видели это с близкого расстояния. Стрелявший схвачен, сознался, осужден и отбывает свой срок. Тем не менее, благодаря слишком большому числу нестыковок и несуразностей, эта история продолжает оставаться одним из самых загадочных убийств века. В наши цели не входит анализ этих загадок. Назовем только одну, самую большую из них. Непонятно, каким образом ШАБАК, знавший о планах Амира и контролировавший его шаги, подпустил его к Рабину, дал возможность стрелять…

В этой статье мы не будем (и не сможем) рассуждать о том, как был убит Рабин. Речь пойдет о том, как Любавичский Ребе пытался предостеречь его. Таким образом, нас ждет маленькая сенсация.

Год 1972-й. Еврейский мир не шумно, но достаточно широко отмечает семидесятилетие Любавичского Ребе, Менахем-Мендла Шнеерсона. Ицхак Рабин, бывший тогда послом Израиля в США, тоже решил поздравить Ребе. Ожидая очереди в приемной, господин посол увидел старого знакомца по войне за Независимость, Ицхака Гинзбурга. Тот служил радистом у генерала Авраама Яфо и среди тогдашних вояк был известен: спас роту наших солдат, попавших в клещи Арабского легиона, заслужил звание «Герой Израиля», а потом и менее приятное звание «инвалид войны».

В приемной Ребе Гинзбург предстал перед глазами Рабина человеком религиозным и даже хасидом, чему Рабин был немало удивлен. Они пожали друг другу руки, обменялись несколькими словами, затем Рабина позвали в кабинет Ребе. После этой встречи судьба развела Гинзбурга и Рабина надолго.

Год 1977-й. Ицхак Гинзбург снова появляется у Ребе на «Севен севенти». Он занимается довольно распространенной в еврействе профессией, которая называется «аскан». Ее рамки невозможно обозначить четко. Аскан трясет миллионеров, вышибая суммы со многими нулями на религиозные заведения, ведет переговоры с сильными мира сего, перелетает с континента на континент, надрывает телефоны, ворчит на судьбу и не желает для себя иной доли. Реб Ицхак еще и шадханутом подрабатывал, ища невестам женихов со свойственной ему кипучей энергией.

Пребывая в вихре столь многообразных занятий, он пришел к Ребе на «ехидут», беседу с глазу на глаз, чтобы попросить благословения для многих хороших дел, которые он крутил по белу свету.

В конце встречи, когда реб Ицхак уже собрался уходить, Ребе остановил его и заговорил совсем на другую тему:

— Я знаю, что вы человек с военной жилкой. У меня есть для вас поручение, о котором пока никто не должен знать… Ребе достал банкноту и положил ее в ладонь реб Ицхака.

— Вы должны передать эти деньги Ицхаку Рабину и попросить его вспомнить и задуматься над тем, о чем мы говорили в этой комнате… Ребе взмахом ладони обвел свой кабинет.

— Скажите также Рабину вот что: без ТАНАХа нельзя возродить и построить Землю Израиля. А разрушить ее очень легко, потому что сам сатан явится помогать в этом деле… Добавьте также Рабину от моего имени: «Смотри, я предупреждал тебя…»

Гинзбург слушал, ошеломленный. Ребе продолжал:

— До вашей встречи с Рабином вам нельзя говорить кому-либо о том, что вы сейчас услышали, или публиковать это в прессе. Но если он откажется вас принять, тогда постарайтесь распространить мои слова с помощью газет и радио.

Отвечая на незаданный вопрос, Ребе заключил:

— Когда добиваться этой встречи? Вы почувствуете это сами. И, кроме того, вы увидите знаки, которые напомнят вам о всей этой истории…

Дверь кабинета закрылась за Ицхаком Гинзбургом. Он вышел в приемную и до поры обо всем забыл.

У реб Ицхака хватало причин для беспокойства. Успех «аскана» и «шадхана» зависит от того, как клиенты выполняют взятые на себя обязательства. А это не

всегда бывает. Больших трудов стоило ему вызвать в Нью-Йорк молодую женщину из Израиля, чтобы познакомить ее с молодым человеком из Англии. Шидуха не получилось, они не понравились друг другу. Реб Ицхак на ходу, от отчаяния, сымпровизировал еще одно знакомство, и на сей раз неожиданно для себя попал в точку. И англичанин, и новая девушка в один голос твердили, что наконец нашли счастье. Ворковали о фасонах платья и гостях, назначали день хупы.

Реб Ицхак тоже был рад и надеялся получить от жениха деньги — согласно таксам международного шадханута. Твердых цен тут нет, по крайней мере тысяча «зеленых» полагалась ему за муки и усилия. Он их не получил. Англичанин по-английски, не прощаясь, улетел в Англию.

Через какое-то время Гинзбурга навестил заезжий британский раввин и открыл причину внезапного исчезновения их общего знакомца. Оказывается, молодой англичанин беден и не имеет возможности расплатиться с реб Ицхаком за счастье своей жизни. Он заочно просит прощения. Ну нету денег у него, нету, нету…

Реб Ицхак простил. Ничего другого ему все равно не оставалось.

Мы подходим к кульминации.

В Израиле начался мирный процесс. Рабин пожал руку Арафату, пообещал его головорезам куски еврейской земли и за это стал лауреатом Нобелевской премии.

Реб Ицхак боролся с мирным процессом, кричал «Рабин, пошел домой!» на демонстрациях, но о банкноте, данной ему Ребе, не помнил. Однако ему напомнили.

Однажды, идя по Кфар-Хабаду, Ицхак Гинзбург увидел большую фотографию нынешнего главы правительства вместе с секретарем Ребе, равом Ходаковым. «Ого, — сказал себе раб Ицхак. — Да я же это знаю! Я там тоже был…»

Вдруг подошел к нему юноша лет восемнадцати и стал спрашивать, как найти некоего Гинзбурга, да, Ицхака. Этот человек в свое время познакомил его родителей. «А, так это вы?.. Мой отец очень хочет повидаться с вами!»

Состоялась встреча. Бывший хрупкий англичанин превратился в раздобревшего еврейского дядю, довольного собой и всем на свете. Он снова за давностью лет просил простить ему неоплаченный шидух. Реб Ицхак сделал это весьма поспешно. Ему было некогда. Он вспомнил про банкноту, которую Ребе просил передать нынешнему главе правительства. Знаки? Он их получил.

Реб Ицхак сел за стол и написал Рабину письмо с просьбой о встрече по важному вопросу. Оно осталось без ответа. Тогда Гинзбург напечатал эту историю в паре газет и стал вплетать ее в свои лекции, которые читал в разных концах Израиля. На одной из лекций к нему подошла женщина и сказала: «Я знаю помощника Ра-бина. Я вам помогу».

Словечко, которое замолвила она, оказалось очень весомым. Вскоре реб Ицхак получил приглашение посетить главу правительства. Его предупредили, что на аудиенцию дается 10 минут. Гинзбург подумал: «Мне этого хватит…»

Рабин помнил его. Они сердечно пожали друг другу руки, обменялись парой вежливых фраз, после чего реб Ицхак протянул главе правительства банкноту и сказал:

— Это от Любавичского Ребе.

Со времени 3 Тамуза прошло несколько лет. Реб Ицхак повторил все, что Ребе просил передать двадцать лет назад главе правительства. Рабин слушал его, бледнея. Как и просил Ребе, реб Ицхак закончил фразой: «Смотри, я предупреждал тебя…»

Рабин взял его за руку и сказал:

— Большое спасибо. Ты полностью выполнил свое задание.

Ицхак Гинзбург мог бы сказать Рабину от себя еще очень много, но почувствовал, что не стоит этого делать. Он попрощался и ушел. Через месяц раздались выстрелы.

Моя жена ехала как-то в автобусе, маршрут которого проходил мимо Кнессета. Несколько бюрократов молодой формации, готовясь сойти там, оживленно обсуждали мирный процесс. Один из них крикнул в азарте:

— Чего старик медлит, чего он тянет? Я бы заключил мир с палестинцами чик-чак!..

Это он так о Рабине?

Премьер-министр наверняка чувствовал на затылке горячее дыхание этих молодых ублюдков. Оно, это дыхание, гнало его вперед, к неверным решениям и к собственной гибели. На той встрече Ицхак Гинзбург спросил главу правительства:

— Вы помните, что говорил вам тогда наш Ребе? Рабин отвечал:

— Я помню каждое его слово.

Помнил — и забыл.

А мораль? Ребе не хотел гибели Рабина, он хотел спасти его от гибели. Но для этого нужно было остановиться. Притормозить. А Рабин спешил, призрак «нового Ближнего Востока» преследовал его, как сон коммуниста.

И было то, что было.

Давайте повторим: «Смотри, я предупреждал тебя…»

Погружение, очищение

НАШИ мудрецы говорят, что одним из наказаний, которые получила Хава после греха дерева познания, является кровь «ниды». Этот грех позволил злу зайти в душу и тело еврея. Но сказал Всевышний о нас: «Вы будете Мне царством священников и святым народом». Поэтому тело еврея не выносит присутствия зла и выталкивает его наружу. Однако отпечаток зла остается в теле и может даже прилепиться к другому человеку, если, вслед за отторжением нечистой крови не последует погружение в микву.

Слова «битуль» (устранение, нейтрализация) и «твила» (погружение) составлены из одних и тех же букв…

Волшебное число «десять»

ГОВОРИТСЯ в трактате «Пиркей авот»: «Десятью речениями Всевышний создал мир. А разве нельзя было создать мир одним речением? Но сделано было так, чтобы взыскать со злодеев, разрушающих мир, созданный десятью речениями. А также дать награду праведникам, поддерживающих этот мир, который создан десятью речениями…»

Возникает несколько вопросов.

Неужели Всевышний создал мир «десятью речениями», только чтоб побольше взыскать со злодеев? Ведь Он, Благословенный, по природе Своей — сплошное добро. Об этом сказали наши мудрецы: «Тот, кто добр по природе, тот всегда стремится делать добро». А мы, читая о десяти речениях, можем подумать, что мир специально устроен так, чтобы в нем было побольше наказания…

И еще: почему фраза о взыскании с грешников стоит на первом месте, а другая, о награде праведникам, на втором? Исходя из здравого смысла, наверное, стоит раньше похвалить тех, кто прилагает усилия, чтобы мир стоял, а потом уже пригрозить разрушителям…

И, наконец, что означает это загадочное число «десять»? Десятью речениями создан мир, «десять сосудов» есть в душе человека, через каждые десять лет в нашем характере происходят важные перемены и т.д.

В Торе говорится, что число «десять» говорит о завершенности, о цельности. Почему именно оно?

2.

На первый вопрос можно ответить так: не сказано в «Пиркей авот» «уничтожить злодеев», а именно «взыскать с них». Это как долг: его можно потребовать сразу, а можно разделить на десять платежей…

На второй вопрос ответить труднее. Действительно, почему в разговоре о сотворении мира злодеи и грешники стоят на первом месте, а праведники на втором? И какая связь у тех и у других с этим загадочным числом «десять»?

Когда не можешь найти ответ вокруг, стоит заглянуть в Тору. Говорится там, что у горы Синай евреи получили от Всевышнего ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. Они являются тем ядром, из которого вырастают остальные приказы Торы. Они представляют собой самое первое и самое глубокое раскрытие воли Б-га в нашем мире.

Эта воля выше нашего понимания. Но, поскольку было угодно Всевышнему построить Тору именно на десяти заповедях, то число «десять» становится главным рычагом мироздания, отпечатывается во всех уголках Творения.

Однако это совсем не значит, что Всевышний был «обязан» построить мир на десяти основах. Он так решил, но он мог решить и по-другому. Об этом есть намек в трактате «Пиркей авот»: «А разве нельзя было создать мир одним речением?»

Эта возможность была до сотворения мира, и она продолжает существовать сейчас, когда уже существует мир, основанный на десяти заповедях и созданный десятью речениями.

Цифра «десять», при всей ее обязательности для нас, Всевышнего ни к чему не обязывает. Когда нужно совершить чудо, чтобы спасти из беды еврейский народ, то Он, Благословенный, «грабит природный порядок», заставляя вещи менять свои привычные свойства. Тогда особенно видно, что все явления мира подчиняются не отдельным правилам или силам, а Хозяину всего. В мире раскрывается Единство Творца.

И теперь настало время объяснить, почему в трактате «Пиркей авот» мудрецы поставили злодеев на первое место, а потом уже упомянули праведников.

3.

Известно, что злодеи разрушают мир. Но когда они делают «тшуву» — возвращаются к еврейству, то их служение Творцу отличается такой силой и глубиной, которая недоступна обычным людям. Говорится, что даже полный праведник не может подняться на ступень, где стоит «баал тшува», раскаявшийся грешник.

Праведник живет по порядку, отмеренному Торой. Его жизненный путь отличается прямотой, он имеет дело только с вещами разрешенными, а то, что связано со злом, отвергает полностью. Служение праведника отличается цельностью. Оно связано в основном с теми частями души, которые доступны контролю, то есть с разумом и чувствами.

Путь «баал тшува» нельзя назвать прямым. Грехи, которые он совершил, искривили его путь, отняли у него цельность. Зато его стремление ко Всевышнему отличается такой силой, что, ломая все преграды, раскрывает Единство Б-га в этом мире. Как будто мир был создан одним речением…

«Баал тшува» в своем упорном стремлении к Творцу раскрывает те части своей души, которые слишком высоки, чтобы одеться в тело. Самая главная из них называется «ехида».

Это корень души, неразрывно связанный с Б-гом.

Это — часть Творца. «Баал тшува» приводит ее на землю.

Все в нашем мире подчинено какой-то цели. Каждая душа спускается сюда, чтобы выполнить определенную задачу, связанную с соблюдением Торы и ее заповедей. «Баал тшува» является должником Всевышнего и должен платить по счету за то, что разрушал мир, сделанный десятью речениями.

Это происходит так. В своем стремлении к Творцу «баал тшува» ломает все преграды и ограничения, создавая при этом новый мир. Мир, где раскрывается воля Всевышнего, которая находится выше уровня десяти речений. Об этом толковали мудрецы, говоря, что «одним речением можно создать мир».

Праведники поддерживают привычный мир, стоящий на десяти речениях. «Баалей тшува» создают новый мир, где Единство Б-га неоспоримо и абсолютно.

Поэтому праведники не могут стоять там, где стоит «баал тшува». Поэтому, говоря о сотворении мира, наши мудрецы поместили злодеев, которым предстоит раскаяться, на первое место…

Радость защищает

В хасидской традиции негативные явления этого мира часто именуются «скрытым добром» или «светом, берущимся из тьмы».

В полной мере разделяя эту точку зрения, Любавичский Ребе часто повторяет, что мы ждем и молим Всевышнего о той минуте, когда скрытое добро станет открытым, и слезы сменятся улыбкой счастья…

Подтверждаю получение вашего письма, написанного в канун субботы. Удивительно мне, что вы беретесь за перо, только когда с вами происходят события из разряда «скрытого добра»… А вот наша Тора, о которой сказано, что «прекрасны пути ее», советует немедленно извещать друзей и близких о радостных событиях в вашей жизни. :

Кстати, радостное известие, сказанное громко, послужит вам опорой и защитой, если вы снова вступите в полосу «скрытого добра»…

Буду молиться о вас, выбрав «время милости» на «ционе» моего учителя и тестя.

Пусть придет к вам благословение. Надеюсь вскоре услышать от вас добрые вести.

Русская шхуна

Браха по факсу

НАШЕМ поселке обитает семья Шац. Ари родился в Одессе, а Эстер в Риге. В дальнейшем их жизненные линии, постепенно сближаясь, шли рядом, как двойка самолетов, что режет небо, оставляя белесый след. У обоих семьи сперва приехали в Израиль, а потом, чтобы выровнять экономический баланс, отмотали в Германию. Ари работал автослесарем, содержал собственный бар, одно время увлекался джиу-джитсу и контрабандой. Эстер училась на биофаке, но оставила его, выйдя замуж. У них родился первенец — Михаэль, Микушка (сейчас он в парашютистах), и тут их настигла тшува, возвращение в еврейство. После многих поисков («путешествие в себя», как говорят в Израиле), Шацы решили вернуться на Святую землю и поселились в Рамоте, в нашей шхуне.

Шацы — хабадники, «прожженные», как их называют. По каждому важному вопросу они советуются с Ребе. Сначала — по телефону и факсу, теперь — через запрос в «Игрот а-кодеш», когда человек вкладывает записку в сборник писем Ребе (их несколько десятков томов!) и надеется получить ответ.

У Эстер Шац легкая рука. Она очень сильно настроена на Ребе и, значит, он — на нее. Ответы, которые получала Эстер таким способом, удивительно точны, как будто собеседники сидят напротив. И поэтому в книге, посвященной Ребе, вполне уместно рассказать об этом.

Совсем не так легко, не так «образцово» протекает их жизненный путь. В Эрец Исраэль Ари работал сойфером, переписчиком Торы, но после серьезной болезни (чтоб она скорей прошла) поневоле оставил это занятие и «сел на инвалидность». Эстер — домохозяйка. При многодетности их дома (число потомков между десятью и двадцатью) это вполне оправданное занятие. Такой семейный детский сад. …

В этом доме дети умеют хорошо улыбаться и не мешают родителям, когда папа с мамой садятся учить хасидут. Правда, они болеют ангиной, прищемляют пальцы, носят гипс, доводя главу семьи до выпадения в осадок. Однажды, находясь в таком осадке, он рассказал мне, как внезапно временно разбогател и во что вложил подарок с неба.

«С каждым годом наша квартира становилась все меньше, потому что число детей росло. Нам предложили переехать на соседнюю гору, в Шоафат. Там как раз собирались организовать шхуну хабадников. Девяносто квартир, шесть спален против трех наших, приусадебный участок, а цена дешевле. Я завел с Эстер разговор на эту тему, а она ответила: «Чего зря воду в ступе толочь? Давай спросим у Ребе». Мы послали факс на «Севен севенти» и очень скоро получили ответ: «Оставаться на прежнем месте. Благословение».

Обсудив все и обдумав, мы с женой решили, что смысл ответа таков: благословение лежит на всей шхуне русских олим. Это место наше, отсюда не двигаться…

Проходит еще пара лет. Число детей растет, а жилье становится все меньше.

И вдруг я просыпаюсь ночью и бужу жену:

— Эся, есть возможность перестроить балкон и расширить нашу квартиру!

— Лейбушка, опомнись. У нас же минус в банке, и какой!..

— Дай договорить!

— Да кто ж тебе не дает?

— Дело в том, что мой отчим служил в израильской армии. А по закону он или члены его семьи имеют право на прибавку к пособию, которое «битуах леуми» (государственное страхование) платит за каждого ребенка. А мы эту прибавку ни разу не получали. Значит, можно получить ее сейчас…

— Лейбушка, но почему это тюкнуло тебе посреди ночи?

— А что, днем у меня есть время с вами думать?..

Отчитавшись в своем озарении перед женою, я снова погрузился в сон. Но утром, по дороге в микву, беспокойный разум мой вновь обозрел всю картину. Ребе обещал нам благословение, и я подумал, что браха вполне может «одеться» в неясную и неточную историю с военной службой моего отчима, который, кстати, разошелся с матерью давным-давно.

Звоню в Берлин, маме:

— Мамочка, ты помнишь, что Георгий служил в ЦАХАЛе?

— Глупости, нигде он не служил!

— Как не служил, когда он ездил на экскурсию с автоматом! Просто так автоматы в Израиле людям не дают. Разве что палестинцам…

— Не помню я ни про какой ЦАХАЛ! И все равно, Леш, ты из этой истории ничего не вытянешь. Георгий съехал в Штаты и даже Зойке, дочери своей родной, не позвонил ни разу… Это правда, что у вас стреляют?

— Мамочка, не отвлекайся. А я вот помню еще, что Георгий приходил домой в форме и швырял ружье под кровать. Было, нет?

— Халоймес!..

Но я не мог согласиться с мамой по двум причинам. Во-первых, мальчишки реагируют на автомат совсем иначе, чем женщины, обремененные хозяйством и личными взаимоотношениями. Во-вторых, у мамы в Берлине есть сеть киосков быстрого ремонта обуви, а у меня — пособие по инвалидности и перенаселение в квартире.

Поэтому я стал раскручивать эту историю дальше.

Мать не помнит, Георгий исчез. Но есть армейский компьютер с данными всех военнослужащих. Чтобы вытянуть личное дело Георгия, нужно знать номер его удостоверения личности, а я, понятно, не знаю. Но!.. Эти удостоверения мы получили в министерстве внутренних дел один за другим: Георгий, мать, я и моя сестра Зойка. Значит, его номер на две цифры меньше моего. Логично?

Сделал подсчет и отправился в офис «кацин а-ир», военного комиссара города. Сказал пакидше, чиновнице, то есть, что мне нужно. Она постучала клавишами компьютера и сообщила:

— Нет такого!

— Попробуйте еще…

Попробовала. Тот же результат. Я стою и не знаю, что делать. Вдруг эта девушка говорит:

— Дайте мне вашу бумажку. Я снова попытаюсь.

Даю. Она выходит в другую комнату и через пять минут выносит мне распечатку анкеты моего отчима, во всех деталях. Оказывается, последние цифры в «теудат зеут» не всегда должны следовать в прямой прогрессии — если я только чего не наврал сейчас с математикой… В общем, в мою историю замешалось чудо. Оно заключалось в том, что израильская пакидша поверила живому человеку, не отфутболила его, помогла…

Чудо продолжалось, когда я пришел со всеми данными в «битуах леуми». Фраза Ребе «Оставаться на прежнем месте. Браха» пронеслась через два года и один океан и сдетонировала так, что чиновники не стали отбиваться от меня и сыпать под ноги крючки и колючки. Я услышал:

— Ваши документы в порядке. В течение двух недель вы получите деньги.

— Какую сумму?

— Шестьдесят девять тысяч семьсот шекелей…

Я пришел домой и стал обзванивать строительных подрядчиков. Наконец один из них, работавший без арабов, со своей родней, назвал приемлемую для меня цифру. Он «закрыл» балкон площадью в 28 кв.метров и, таким образом, мы получили две дополнительные комнаты, угол для стиральной машины и романтическую винтовую лестницу, ведущую на крышу, где мы теперь строим большую суку для осенних праздников.

Что еще добавить? Семейство наше с той поры увеличилось. Мы с женой довольно спокойно ждем, когда благословение Ребе снова обнаружит себя в нашей судьбе. Машины ломаются, одежда снашивается, а браха — это поток света, не подвластный времени. Наследство наше и наших детей.

Продолжение на стр. 209

Праведники поддерживают привычный мир, стоящий на десяти речениях.

«Баалей тшува» создают новый мир, где Единство Б-га неоспоримо и абсолютно.