Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гисваадус Пурим 5719 (1)

בס»ד

(Ваад ганохойс белошон койдеш)

Йуд хес

И в соответствии с тем, что говорилось выше (п. 15) в уточнении смысла слов «авойдо зоро[1]»  — «авойдо, шеги зоро лохем[2]» – должен быть аспект кфиро баавойдо зоро[3] также в отношении к служению, которое «зоро лой» – «чужое для него»:

Поскольку йецер го-ро[4] —  «умон бимлахтой[5]» [ибо, хотя он называется «мелех зокен ухсил[6]«, тем не менее, «в своей области» – он «профессионал», и как сказано, «Вега-нохош гойо орум[7]«], и, когда он хочет помешать еврею делать его работу, он не говорит ему «нарушь заповедь Торы», — ибо тогда, несомненно, он не послушает его,  но говорит ему: «сделай другую мицву», и выбирает для него заповедь, которая «чужая» для него.

И, например: вместо того, чтобы заниматься заповедью, которую невозможно исполнить посредством других, которая отталкивает всю Тору, — он занимается чем-то еще.

Однако, поскольку посредством такого поведения он поступает против воли Творца, то нет разницы, каким образом он нарушает волю Творца, даже если он делает доброе дело; и поэтому, не только, что он не может сказать про это «гакимойси эс двар Гашем[8]«, но, наоборот, на это говорят ему: «моасто эс двар Гашем[9]«, как мы находим в отношении Шоула.

Йуд тес

И более подробно:

Приводится в Геморо на посук «Бен шоно Шоул бемолхой» – «как годовалый ребенок, который не ведал вкус греха».

И понятно, что то, что он оставил Агага в живых, и также лучших овец и быков, — это не просто потому, что он не хотел подчиняться Вс-вышнему, но было у него объяснение в этом, объяснение с т.зр. логики Святости. И поэтому он сказал «гакимойси эс двар Гашем», думая, что не только, что он не сделал против воли Вс-вышнего, но наоборот, тем самым он исполнил волю Вс-вышнего.

Шоул знал, что такое корбонойс[10], что посредством того, что берут материальное животное, и приносят его в жертву во имя Вс-вышнего, тем самым переворачивают тьму животной материальности в самый высший духовный свет, и из тьмы становится «превосходство света». Поэтому Шоул думал, что когда представляется возможность взять овец и быков Амолека, который «рейшис гоим[11]«, корень всего зла, — самую большую тьму, — и этих овец и быков принесут в жертву Вс-вышнему, — через это будет достигнуто самое возвышенное «превосходство света».

Но недостаток этого  – что «Шоул пошел за объяснением», он повел себя в соответствии с велением разума, и по логике вещей есть место для этого. Но у него не хватало полноты каболас ол[12], полного подчинения Высшей Воле – и ведь Вс-вышний приказал «и уничтожьте, все, что у него есть».

И на это ответил ему Шмуэль: «hиней шмойа мизевах тойв, леhакшив мехейлев эйлим[13]«.

«Зевах» и «хейлев» – указывают на служение, основанное на понимании и постижении; он служит Вс-вышнему своими лучшими силами, «туком», самыми высшими и внутренними силами – разумом, и действительно, это требуется от еврея, чтобы он служил Вс-вышнему не только с каболас ол, но также постигал все, что можно постичь, и вплоть до того, что все его лучшие силы будут отданы Вс-вышнему. Ибо, если он служит Вс-вышнему только с каболас ол, и без понимания и без удовольствия, следовательно, его служение осуществляется только нижними силами, сила действия и т.д., но он не отдает «весь тук – Вс-вышнему».

Но, тем не менее, «шмойа» и «леhакшив» – каболас ол, — лучше, чем «зевах» и «хейлев», которые указывают на  аспект постижения, ибо, кроме того, что если подходить со стороны разума, то можно ошибиться (и как это было с Шоулом), но даже когда такое служение осуществляется таким образом, что его постижение совпадает с Высшей Волей, — тем не менее, поскольку такое служение обусловлено лишь постижением, то человек, служащий Вс-вышнему таким образом, остается во всей полноте собственного мциюс, и у него отсутствует самоустранение и подчинение перед Вс-вышним, которые приходят со стороны каболас ол. И несмотря на то, что должно быть «кол хейлев леГавайе», что нужно служить Вс-вышнему также своим разумом, но само это должно прийти со стороны каболас ол: такова Высшая Воля, чтобы было служение также с помощью сейхел, и поэтому он понимает также разумом.

Коф

И отсюда понятно также в отношении «га-койфер баавойдо зоро никро йегуди», что имеется в виду также служение, которое чужое для него:

Возможно, что для кого-нибудь другого такое служение считается самой великой заповедью, самой лучшей жертвой, «зевах тойв» и «хейлев эйлим»;

но, когда требуется от него заниматься заповедью, которую невозможно исполнить с помощью других, и она отталкивает все остальные аспекты в Торе, и он не исполняет ее, а занимается служением, которое «чужое» для него – это не есть «гакимойси эс двар Гашем», но совершенная противоположность этого.

Коф алеф

И это есть урок и указание для каждого и каждого в его делах:

Следует остерегаться не только от того, чтобы не споткнуться хас вешолом в нарушении заповеди из Торы или дерабонон или даже дикдук каль шел диврей сойфрим, и тогда он может идти уверенно по своему пути, но следует остерегаться также служения, которое «чужое» для него.

И пусть это не будет легким в твоих глазах, сказать, что если он будет заниматься служением, которое чужое для него, то в этом будет недостаток только в «гидур мицва», но он все же занимается святым делом, и тогда, следует ли поднимать шум по этому поводу?!.

На это приходит указание из Пурима:

Нужно знать, что возможность для гзейрас Гомон «леhашмид лаhаройг улеабейд эс кол hайеhудим», чтобы не осталось даже памяти хас вешолом от всей идеи еврейства, даже самых маленьких вещей, что это есть «таф веношим» – появилась как следвствие того, что «Шоул пошел за логикой», и не уничтожил немедленно Агага, от которого произошел Гомон а-рошо, ибо он ошибся в том, что хотел несколько уменьшить в каболас ол, и вместо этого принести жертву Вс-вышнему, «зевах тойв», и «хейлев эйлим», и это привело к декрету Амана «легашмид лагаройг улеабейд эс кол гайегудим» и всего еврейства в целом.

И с другой стороны, отрицание служения, которое чужое для него, становится хорошим началом для того чтобы быть «мойде бехол а-Тойро куло», чтобы получить  всю Тору во всех ее аспектах, и т.е., что не только, что будет у него служение, которое имеет к нему отношение, но что будут у него все аспекты Торы, также те, ради которых он хотел отказаться от того, чтобы заниматься с каболас ол той работой, которой он должен заниматься.

И более подробно – что посредством работы каболас ол и мсирус нефеш, таким образом, что «йирас хэтой мойдемес лехохмосой», — это «ворота, чтобы войти», что посредством этого будет у него также аспект «хохмосой», что дают ему Свыше успех также в понимании и постижении в Торе, и вплоть до того, что он удостаивается «тув таам водаас ламдейни», и причина этого – «ки бемицвойсехо гээманти», поскольку этому предшествует эмуно пшуто, которая дает ему силы на то, чтобы иметь мсирус нефеш.

Коф бейс

И это есть указание из Мегилы – по объяснению Баал Шем Това – таким образом, чтобы «память о них не исчезла из потомства их»

Каждый на своем уровне должен знать, что прежде всего он должен исполнить заповедь, которую невозможно исполнить посредством других, и только после этого он может искать вещи, в которых он чувствует «гешмак», которые ему более понятны и постижимы, и он думает, что посредством их именно он удостоится ган эйден, ша»й ойломойс, и всей остальной награды праведников.

И не так, что когда он будет идти таким образом, он потеряет от этого, но это будет  таким образом, что будут у него все аспекты награды во всех деталях.

И вплоть до награды, о которой сказано «аин лой роасо Элойким зулосехо йаасе ламехаке лой»,

И как приводится в Мидраш на гл. Лех: «сказал Йешайа, вехикиси лаГашем а-мастир понов…

(перевод будет продолжен им йирце Гашем)



[1] букв. «чужая работа». Обычно употребляется в смысле «идолопоклонство». Баал Шем Тов объясняет (выше в беседе), что существует также буквальный смысл этого выражения – «чужая работа» – т.е., работа (служение) в Святости, но – «чужое» – для данного человека в данный момент времени (как далее будет объясняться). прим. переводчика

[2] «чужая для вас работа»

[3] отрицание авойдо зоро – также в смысле отрицания «чужой работы» в Святости

[4] дурное начало

[5] профессионал в своей работе

[6] «Царь старый и глупый»

[7] «И змей был самый хитрый…»

[8] «Исполнил я слово Вс-вышнего»

[9] «Отверг ты слово Вс-вышнего»

[10] жертвоприношения

[11] начало народов, первый из народов

[12] «принятие ига»

[13] «слушать (голоса Вс-вышнего) – лучше, чем жертвоприношения, и внимать (Ему) – лучше чем тук баранов»