Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ницовим вайелех 23 элул 5715

Беседа субботы гл. Ницовим вайелех 23 элула 5715 г.

Алеф

По поводу идеи хай элул, сказал мой тесть и учитель Адмур, от имени старых хасидов, что «хай элул» означает, что он вносит хайус в элул.

Идея элула — это что нужно исправить прошедший год, и через это удостоиться доброго и  сладкого года в будущем году.

И идея хай элул — что он вносит хайус в эту работу, не только, чтобы это не было как «привычка» но даже, когда делает это с подготовкой и намерением сердца, возможно, что это будет без жизненности; и это есть действие хай элул — что это будет с хайус (мит а хайус ун мит а лебедикайт)

Хай элул — это день рождения Баал Шем Това, и, как сказал мойри вехами Адмур, что это не только день его рождения физически, но также день его рождения духовно, и также день, когда раскрылся Баал Шем Тов, — много лет спустя, — было в хай Элул, что это идея раскрытия общего хасидизма.

И после этого пришел Алтер Ребе, и притянул это также в понимание и постижение, что это есть идея хасидизма Хабад, — и также его день рождения этов  хай элул.

Т.е., что хай элул, что его идея — это раскрытие общего хасидизма, и раскрытие учения хасидизма Хабад, вносит хайус во все аспекты работы элула, а идея хайус, как известно, связана с симхо.

Бейс

Хотя работа элула — это тшува, сожаление о прошлом и принятие доброго решения на будущее,  что это связано с горечью, и если так, как может быть вместе с этим идея радости, что это противоположность этому?

Но объяснение в этом:

Кроме постановления Рамбама, что каждая мицва и мицва должна быть в радости, со стороны того, то исполняет волю В-вышнего, и в этом объясняет посук «за то, что ты не служил В-свышнему Б-гу твоему в радости, и само собой, поскольку тшува — это мицва, должна быть также тшува быть с радостью.

Но в этом объяснении аспект симхо – радости — происходит со стороны посторонней идеи, не со стороны самой этой заповеди, но, поскольку он исполняет заповедь, то он в радости из-за того, что он исполняет Высшую волю, —

И вот, хай элул, т.е. учение хасидизма, достигает того, что сама тшува, которая в общем есть идея мрирус — горечи, в самом этом есть радость. [Хай элул означает — хайус в идее самого элула, и эта радость не в противоречии с мрирус.

И, как объясняет Алтер Ребе в Тании[1] в идее тшувы, что должно быть «плач установлен в сердце моем с этой стороны, и веселье установлено в сердце моем с этой стороны», что в то же самое время и в том же самом деле могут быть два противоположных движения. И, как он заканчивает там, что также в то время, когда «йаргиз…» и мрирус,  — что это стороны животной души, — тогда же именно он должен быть в радости, со стороны ощущения Б-жественной души и полной уверенности, что «лой йидах мимену нидох», и «леойлом… нецер матоай маасе цодай легиспоэр», что со стороны этого «весь Израиль имеет долю в будущем мире».

И отсюда понятно, что идея радости здесь — она со стороны самой тшувы — что в самом движении тшувы, когда он находится в мрирус, и «йаргиз ал йецер горо», в самом этом движении он весел, со стороны того, что его Б-эественная душща возвращается к Вс-вышнему.

Гимел

И закончил Ребе Шлита:

Все это — подробное объяснение по поводу тшува в радости. Но то, что важно практически —  чтобы работа месяца элул и дней слихойс была в радости, и, поскольку радость ломает преграды, радость устраняет сокрытие и утаение тела и животной души, и само собой, добавляется за счет этого хайус в работе тшувы, и работа тшувы становится легче.

Ребе Шлита сказал петь «Овину малкейну»

гей

Объяснялось выше (в маамаре),  что просьба Довид гомелех «ахас шоалти…» это одна общая просьба, (ахас шоалти) — «шивти бевейс Гавайе кол йемей хайой», и от нее происходят несколько и несколько деталей: лахазойс бенойам Гавайе и т..д.

И на первый взгляд непонятно почему должен был царь Давид просить одну просьбу, что от нее происходят все детали после этого, — ведь он мог просить изначально все детали, в которых он нуждался?

И объяснение в этом — со стороны двух аспектов, как будет объяснено далеее.

Вов

Объяснение алеф:

Для еврея должно быть важна одна единственная вещь — шивти бевейс Гавайе; гискашрус с Вс-вышним, и все остальные вопросы не должны касаться его совершенно,  и как сказано в Тании: «и не будет дом Израиля, как все народы, которые кормят и добывают пропитание и любят своих жен и детей из любви», поскольку его касается только идея «шивти бевейс Гавайе»; и когда это действительно  затрагивает его — тогда он просит само собой также об остальных вещах, ибо таким образом все его дела — это часть от «шивти бевейс Гавайе».

И это «ахас шоалти» — как объяснялось выше в  маамаре, что «ахас» указывает на аспект йехидо, и идея йехидо, что она воспринимает от йохид», и само собой, никакие другие вещи не касаются ее, кроме одной вещи — связь с йохид, что это есть идея «шивти бевейс Гавайе».

Ничто в мире не затрагивает его, ни материальность, и ни духовность, и его желание — только в одной вещи — связаться с Вс-вышним!

(Ребе прервался и сказал) Есть здесь еврей, который всегда желает себе, чтобы удостоиться учить Тору лишмо… А в действительности, какое значение имеют «мадрейгойс», «тойро лишмо» и т.д. Для чего нужны мадрейгойс и инйоним наалим — пусть будут иньйоним пшутим, и только чтобы исполняли волю Вс-вышнего,  что это есть идея «ахас шоалти»!..

И со стороны идеи «ахас шоалти» это притягивается в способе «кол йемей хайой», т.е. постоянным образом без изменений. — Со стороны отдельных сил, есть место для изменений, ибо ведь со стороны такой то силы требуется такая-то вещь, а со стороны другой силы требуется другая вещь, и само собой, иногда есть пробуждение на одну вещь, а после этого «гатоиф эйнхо бой веэйнену»…. но о стороны аспекта йехидо «ахас шоалти» нет места для изменений и разделений вообще.

И тогда — и также детальные вещи, которые перечисляются после этого (лахазойс бенойам Гавайе и т.д.) — это не аспект изменения и разделения, но это детали, которые со стороны пшитус. И подобно тому, как объясняется относительно Ацмус, что есть в нем как ахдус так и рибуй, что если ты не скажешь так, ты уменьшаешь его цельность, и также это относительно эцем ганешомо (что называется йехидо потому что воспринимает от йохид) что также детали — это детали со стороны пшитус.

заин

И вот, хотя мы не достигли этой ступени, чтобы ничего не касалось нас, кроме «ахас шоалти» гискашрус с йохид, тем не менее, должно быть знание этого асспекта, по крайней мере, относительно практического действия.

…И как рассказывается в одной из  «бихлах», что спросили однажды Алтер Ребе о том, что в учении хасидизма говорится о самых возвышенных уровнях в аспекте любви к Вс-вышнему и т.д., в то время, как мы не находимся на таком уровне, чтобы реализовать их. И ответил Алтер Ребе (по-видимому, от имени Магида): сказано «вегасиройси эс лев гоэвен мибсархем веносати лхем эс лев босор». Это — работа Вс-вышнего, и это будет исполнено в будущем. А наша работа сейчас — это в аспекте знание (вейодаоо гайом»), и через то, что аспект знания у нас будет так как нужно, — исполнит в нас Вс-вышний в будущем аспект «веносати лохем эс лев босор».

 

И так же это в нашем вопросе, также если еще не достигли уровня, что всякая вещь не будет касаться нас  — тем не менее, должно быть знание, что так должно быть, и само собой, что нужно просить и что должно быть нойгейа — в отношении практического действия по крайней мере — только  связь с йохид — исполнение воли Вс-вышнего.

И отсюда понятно, что когда мы находимся во время когда «ахас шоалти», и используют это время, чтобы просить частные просьбы — это не соответствует вообще аспекту ахас шоалти!

хес

И еще — аспект бейс — что также со стороны частных аспектов (частных просьб) — это не стоит делать.

и это становится понятно в соответствии с примером из области медицины:

когда есть болезнь рахамоно лицлан в каком-то определенном органе, то со стороны гискалелус органов тела, эта болезнь относится также к другим органам тела — как потому, что болезнь в данном органе происходит в своем корне от другого органа, и также потому, что болезнь в данном органе воздействует, само собой, также на другой орган.

и поэтому, когда лечат только больной орган, — то хотя данный орган излечивается, тем не менее, это ничего не говорит о других органах, ибо не факт, что излечена также причина болезни (которая относится к другим органам, как выше). В отличие от этого, когда излечивают болезнь в ее корне, — излечивается само собой также и последствие — т.е. болезнь в данном органе, и также последствия данной болезни относительно других органов (как выше).

И также это и в духовности:

когда просят о какой то частной вещи, то даже если добиваются, что исполняется просьба, — и ведь в «эйс роцойн» действительно добиваются этого…, — и видят воочию, что это достигнуто, тем не менее, это ничего не говорит  о причине, следствиях и последствиях данного дела.

В отличие от этого, когда есть аспект «ахас шоалти», т.е. что человек связывается со своим корнем, — тогда происходят также все частные вопросы само собой.

 

 



[1] Гл. 3134; Игерес гаТшуво гл. 11