Сослучайное и присослучайное 2019-05-05 02:15:52

…Это продемонстрировано в чрезвычайно интересной статье, опубликованной в Nature 2014 г. Аленом Коном с коллегами из Цюрихского университета. Респондентами стали работники одного международного банка (не указано какого) и люди из других сфер деятельности. Они играли в игру с подбрасыванием монетки; за правильную догадку полагалась денежная награда. И что самое важное, игра допускала жульничество (экспериментаторы имели возможность отслеживать случаи обмана).
В одной из версий эксперимента респонденты сначала заполняли анкету с обыденными вопросами об их повседневной жизни. В другой версии анкета содержала вопросы на тему финансового мира. Это настраивало участников эксперимента подсознательно думать о банковской деятельности (скажем, если их просили вписать недостающие буквы в слово «_ _окер», то им скорее приходил в голову «брокер», а не «джокер»).
Когда тестировали людей из других сфер деятельности (производственников, например) и настраивали их на мысли либо об их профессии, либо, для сравнения, о финансовом мире, то показатели жульничества в игре были сходными. А у банковских работников уровень жульничества в игре вырос на 20 %.
(A. Cohn et al., “Business Culture and Dishonesty in the Banking Industry,” Nat 516 (2014): 86. См. также M. Villeval, “Professional Identity Can Increase Dishonesty,” Nat 516 (2014): 48.)
(Сапольски, «Биология добра и зла»).

Один лопухнулся, а все теперь…

Бесконечные сбои и поломки на первой электрифицированной ветке израильской железной дороги и её долгострой вызваны ошибкой всего нескольких человек. Или даже одного. Тех, кто анализировал рынок перед началом проекта.
При полном отсутствии опыта работы со строителями электрифицированных дорог была выбрана какая-то испанская компания — уж не знаю, по какому принципу. Испанцы оказались криворукими динамщиками. Рельсы были проложены вовремя, туннели были продолблены (Мосметростроем) вовремя, что же задержало пуск дороги на два года? Столбы и провода! Строителям было, видимо, выгоднее платить штрафы, чем работать. И то, что построили эти испанцы, теперь ломается практически каждую неделю. А договор с ними заключён на электрификацию всей сети… Дошло до того, что в минтрансе всерьёз обсуждалась возможность послать их нахер, записать убытки в убытки и начать новый поиск строителей, с начала. Не знаю, что решили.

Обновляясь каждый месяц, как луна

Канун Шабос главы «Ахарей мойс»
28 нисона 5779 года / 3 мая 2019 г.

На этой неделе я хочу поделиться с вами удивительной историей удивительной женщины. Заѓава Рот, пережившая Холокост, занимается проблемами дошкольного воспитания, обучает воспитателей детских садов и является инспектором детских садов. До этого она готовила экспериментальные программы обучения для дошкольников, получив за свою работу награду от министерства образования. Она также занимается особыми программами для подростков и взрослых по увековечению памяти о Холокосте.

В 2016 году Заѓава выступала от имени оставшихся в живых на официальной церемонии в канун Дня Катастрофы в музее «Яд Вашем», где рассказала свою историю. Она родилась в 1935 году в городке Живец (Польша) у Моше и Ханы Бродман. У нее был брат Бенцион-Яаков, старше ее на год. Потом семья переехала в город Бохня на юге Польши. Отец Заѓавы был портным, семья соблюдала заповеди Торы и соответственно воспитывала своих детей.

В 1942 году Заѓава и вся ее семья попали в гетто Бохни. Однажды ночью фашисты провели акцию, по окончании которой в гетто не осталось детей. Заѓава спаслась, но в суматохе потеряла своего брата Бенциона, который, очевидно, погиб, так как она больше никогда в жизни его не видела. Семилетняя девочка долгое время пряталась в шкафу у своей тети, которая работала секретарем руководителя юденрата гетто. Иногда к ним приезжали поляки, которые интересовались покупкой вещей, конфискованных у евреев. Тетя открывала для них склад и однажды уговорила одну женщину, которая покупала шкаф, вывезти в этом шкафу маленькую девочку — конечно, за большое вознаграждение. Мать собрала все драгоценности, которые еще у нее были, и объяснила Заѓаве план ее спасения.

И вот пришло время прощаться… Что же сказала мать своей семилетней дочери, зная, что больше никогда не увидит ее? Когда Заѓава рассказывает об этом, ее голос начинает прерываться, она не может остановить слезы. «Мама сказала мне на идиш: «Не забывай, что ты дочь Израиля, еврейка. Если ты хочешь опознать еврея, тихо скажи, когда ты рядом с ним слово амхо («Твой народ»). Если он еврей, то ответит и поможет тебе, а если нееврей, то не поймет и не обидит тебя. Все молитвы и благословения сохрани в своем сердце, а в трудные времена повторяй стих: «Ибо не дремлет и не спит Страж Израиля» (Теѓилим, 121: 4)».

Заѓава говорит, что в то время она не понимала, почему мать сказала ей это, ведь было бы лучше, если бы она выдала себя за нееврейку и попыталась спасти свою жизнь. Но сегодня Заѓава гордится тем, что удостоилась остаться еврейской девочкой, создать семью и вырастить поколения еврейских детей, своих собственных детей и детей Израиля…

* * *

На исходе этой Субботы мы празднуем рош-хойдеш месяца ияр. Любавичский Ребе в одной из своих бесед объясняет, что новомесячье — это особый праздник для евреев. У народов мира есть день отдыха, подобный Субботе, — пятница для мусульман и воскресенье для христиан. Праздники тоже отмечаются не только народом Израиля, например, у нас есть Рош ѓаШоно, а у них — Новый год… Однако нет в мире страны, в которой отмечался бы первый день каждого месяца только потому, что это начало месяца. Только евреи особо отмечают и празднуют рош-хойдеш.

Интересно отметить: в Танахе мы обнаружим неоднократные свидетельства того, что в свое время рош-хойдеш являлся таким же праздничным днем, как Суббота и другие праздники, хотя Тора не требует, чтобы этот день был выходным. Но от пророков мы узнаем, что на самом деле в рош-хойдеш, как и в Субботу, не торговали на рынке и не работали в поле. Например, в Ѓафторе Махар хойдеш («Завтра — месяц…»), которую читают в синагогах в этот Шабос, день перед новомесячьем называется «днем деяний», то есть попросту будним днем. Йонатан сказал Давиду: «Завтра начало нового месяца, и о тебе спросят, ибо незанятым будет место твое. А на третий день… приходи на то самое место, где ты скрывался в будний день…» (Шмуэль I, 20: 18, 19). Здесь речь идет о кануне новомесячья, и из этого понятно, что сам день рош-хойдеш был нерабочим.

Другой пример этого можно найти у пророка Йехезкеля, когда он описывает служение в Храме: «Так сказал Г‑сподь Б‑г: «Ворота внутреннего двора, обращенные к востоку, будут закрыты в течение шести дней труда, а в день субботний пусть откроют их и в день новомесячья пусть откроют их» (Йехезкель, 46: 1). Кроме того, мы находим это в истории Элиши и сына шунамитянки. Когда ребенок умер, его мать сообщила мужу, что едет к пророку. Муж удивился и спросил: «Почему?.. Сегодня не начало нового месяца и не Суббота» (Млохим II, 4: 23).

Пророк Амос, обличая торговцев, которые пытаются обмануть покупателей, указывает, что они говорят себе: «Когда же пройдет новолуние, и мы сможем продавать хлеб, и Суббота, чтобы открыть нам житницу, чтобы сделать эйфу поменьше, а шекель — побольше и исказить вес на весах обмана?» (Амос 8: 5). Следовательно, в новомесячье они не работали.

В дополнение к тому, что это был выходной день, из вышеупомянутой Ѓафторы мы узнаём, что в этот день готовили особую трапезу, подобную праздничной, — Йонатан говорит Давиду: «Завтра будет рош-хойдеш, и каждый будет участвовать в празднике, а тебя там не будет». То есть, в те времена евреи проводили в новомесячье такую же большую трапезу, как в Шабос и в йом-тов.

На протяжении веков этот обычай ослабевал, и сегодня евреи работают в рош-хойдеш. Мужчины не смогли сохранить эту традицию, но женщины продолжали ее соблюдать. В «Тосефте» сказано: в день новомесячья мужчинам разрешено работать, но женщинам запрещается выполнять млохойс (работы, запрещенные в Субботу). Действительно, обычай Израиля состоит в том, что женщины, даже если они выполняют работу по дому, все же стараются в этот день много не работать (Талмуд, трактат «Мегила», 22б).

Из традиции прошлого в наши дни остается то, что в рош-хойдеш молитва длиннее, читается Тора в честь этого дня, и увеличивается число вызванных к ее чтению. Когда Тора читается в будние дни — по понедельникам и четвергам — вызывают к чтению троих и ограничиваются этим, чтобы не отвлекать людей от работы. Но в рош-хойдеш вызывают четверых, потому что на самом деле этот день не считается рабочим. И мы молимся молитву Мусаф, как в Субботу и праздники. Кроме того, многие евреи придерживаются обычая устраивать трапезу новомесячья и, как советовал Любавичский Ребе, проводить в этот день фарбренгены.

Ребе говорит, что на иврите есть два слова со значением «месяц». Яреах обозначает Луну, спутник нашей планеты. Другое слово — хойдеш, употребленное в этой цитате: «Этот месяц для вас — глава месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Шмойс, 12: 2). Следует сказать, что Тора выбрала другое название в дополнение к обычному имени, потому что хочет передать нам определенное послание, Слово хойдеш происходит от хадаш — «новый», которое символизирует обновление. То есть, когда приходит рош-хойдеш, появляется что-то новое, уже не то, что было раньше. Предыдущая луна исчезла, а теперь зарождается новая. Ребе добавляет, что это также выражается в повседневной жизни еврея. Каждый, кто заключает брак по еврейской традиции, знает, что такое ксуба — документ, защищающий права женщин. Есть еще один документ, который лучше не узнавать, это гет — свидетельство о разводе. В обоих этих документах пишется прописью соответствующая еврейскому календарю дата, в которую документ был написан и подписан. Разница в том, что в гете для месяца употребляется слово яреах, а в ксубе — хойдеш. Причина этого в том, что брак предполагает обновление — создание новой семьи, рождение ребенка и т. д., развод же лишь обозначает возвращение к прежней ситуации.

«Израиль подобен Луне и считает по Луне» (Талмуд, трактат «Сукка», 29а), что означает, что мы должны быть похожими на Луну, и, поскольку Луна обновляется каждый месяц, то же самое должно происходить с народом Израиля. Мы должны обновляться и продвигаться вперед, и для этого недостаточно делать то же самое, что и в прошлом месяце. Именно это и сделал еврейский народ после Холокоста. Заѓава Рот, которая осталась сиротой в возрасте семи лет и считала себя «ничьим ребенком», выросла, поднялась в Святую землю и создала большую семью с детьми, внуками и правнуками. Она посвятила свою жизнь воспитанию маленьких детей, прививала им традицию народа Израиля и сегодня, несмотря на преклонный возраст, продолжает рассказывать людям свою историю. И это лучшее доказательство обновления еврейского народа.

Поэтому и мы должны использовать силы, которые мы получаем от исполнения заповеди рош-хойдеш, и исправлять то, что в прошлом месяце мы хотели исправить, но не смогли. Пусть у каждого из нас, с Б‑жьей помощью, в новом месяце достанет на это сил!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (874 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2019-05-03 03:30:40

я ничего ему не сделал
а он мне подарил цветок
ударил плюнул и заплакал
такой вот странный человек
© supposedly-me

Сослучайное и присослучайное 2019-05-02 07:37:20

Недавно скончался ребе из Калива, «безбородый ребе», «ребе Холокоста». Бороду ему сожгли нацисты в Освенциме, с тех пор не росла. Всю жизнь он занимался восстановлением еврейской жизни и увековечиванием памяти о Холокосте (один из немногих религиозных деятелей, занимавшихся этим). Жизнь его никогда не была простой.
Во время одного из выступлений он сказал: «Многие спрашивают меня, как я смог построить в стране Израиля столько зданий для различных учреждений, которые я создал. А я отвечаю им: это из тех камней, которые в меня всю жизнь бросали!..»

Так рождаются фейки

«В социальных сетях появились сообщения о том, что тигр сбежал из зоопарка и свободно разгуливает по городу. Сайт «Мако» пишет, что полицейские, отправленные на место происшествия, обнаружили на дорожке между домами большую плюшевую игрушку».
http://www.newsru.co.il/israel/01may2019/tigre_002.html

Сослучайное и присослучайное 2019-05-01 09:46:29

Интересный аспект истории ивритского перевода «Ойфн припечек». В припеве «Зог же нох а мол ун таки нох а мол» Каплан перевёл אמרו שנית, ככה שנית. Потом распространилась версия אמרו שנית ותחזורו — её исполняют в записи. А потом появился текст שְנו ילדים וחזורו — он напечатан на сайте. Народные варианты всё дальше отходят от буквального перевода идишского текста, приближаясь к библейскому стилю.

Что я нашёл…

Стихотворение, перевод на иврит Песаха Каплана, из детской газеты «Олам катан», Варшава, 1903 г. Источник вы легко узнаете. Не забываем об ударении и произношении. Обратите внимание на то, что в первом бейте «шин» рифмуется с «сав». Литвак переводил, наверно.
חדר קטן צר וחמים
על הכירה — אש
שם הרבי את תלמידיו
מורה אלף-בית.
.
את תורתי ילדי חמד
שִמעו זִכרו נא
אִמרו שנית, ככה שנית
קמץ אלף — אָ
.
שימו עין, הטו אוזן
אל הכתוב פה
מי שיקרא מהר עברית
דגל אתן לו.
.
אל נא תיראו, אם בתחילה
יקשה זה מאוד
אשרי מי שלמד תורה
מה ליהודי עוד
.
כי תזקינו אף תבינו
באותיות שם
תראו כמה דמעות תוכָן
כמה נחלי דם
.
עת בגלות תשׂאו עולכם
אף תיאנחו מר
באותיות אז תבקשו
נוחם מכל צר
.
את תורתי ילדי חמד…
Есть и запись: https://www.zemereshet.co.il/song.asp?id=2648&artist=195

Еврейская загадка

Вот детское стихотворение столетней давности:
אחת, שתים, שלוש
ארבע, חמש, שש
כל אשר לו פנים
לו גם חוטם יש
и т.д.
Что в нём «не как сейчас»?

Сослучайное и присослучайное 2019-05-01 08:11:06

Распространённая в Израиле фамилия Закай — это ведь бывшая Эрлих, или какая-то другая?

Первые еврейские «феминисты»

Небольшой отрывок из монографии проф. Элишевы Карлебах Divided Souls.

Комменты не отключаю, однако традиционная просьба: высказываться там, где уже идет обсуждение, чтобы все яйца комменты были в одной месте.

Один в стране Большого Мяса

Ицхак Спиваков был участником культурной жизни дореволюционной Одессы, другом Черниховского и Клаузнера, но после революции его занесло в Аргентину, в Мендосу, где он ещё сорок лет был единственным ивритским литератором.
И на своей могиле он велел высечь две области, в которых он почти всю жизнь был одиночкой:
«Ивритский поэт и вегетарианец».

Сослучайное и присослучайное 2019-04-29 03:57:26

А улицу Бялика в Тель-Авиве назвали так ещё при его жизни. И правильно: ведь назвали её в честь поэта, а к этому времени Бялик стихи уже не писал, а занимался языковым планированием и публицистикой.

«Она — Маяковского тысячи лет»

После смерти Йосефа Клаузнера (кроме исторических и литературоведческих трудов, кроме редактуры «Еврейской энциклопедии», он был учёным секретарём Комитета языка иврит и ввёл слова עיפרון и חולצה) улица, на которой он жил, была названа его именем. Живший на той же улице Ш.Й.Агнон выражал своё недовольство по многим личным соображениям.
Но ему сказали: «А вы предпочли бы, чтобы сейчас Клаузнер жил на улице Агнона?»

Сослучайное и присослучайное 2019-04-28 07:31:58

не жди оксану у аптеки
в ночи при свете фонаря
скури ещё хоть четверть блока
всё ясно с ней исхода нет
© karim-abdul

Сослучайное и присослучайное 2019-04-28 07:16:28

«Я сел однажды в медный таз…»
http://www.newsru.co.il/world/28apr2019/savin453.html

Сослучайное и присослучайное 2019-04-28 03:44:06

Бялик, живой классик ивритской литературы, член Комитета языка иврит, обронил как-то: «Идиш редст зих, иврит дарф мен редн» — «На иврите надо говорить, а на идише само говорится».
А связано это было с тем, что он противился возникновению просторечной, разговорной формы нового иврита.

Сослучайное и присослучайное 2019-04-27 14:16:28

зашёл в улыбочную павел
а после в смеховой салон
и горе стало поприличней
не стыдно людям показать
© supposedly-me

Сослучайное и присослучайное 2019-04-27 14:12:56

Пчёлы и шмели способны обучаться операции «если — то»: если фон такого-то цвета, то кормушка — под синим квадратом, а если…
Они же могут планировать действия: научиться, что нужно лететь, например, к красному — потом к синему — потом к красному — к синему — к красному…
А муравьи проходят зеркальный тест.
(Владимир Карцев)
https://elementy.ru/video/500/Kognitivnye_sposobnosti_nasekomykh

Сослучайное и присослучайное 2019-04-25 02:00:38

У хабадников есть такое обыкновение: первый пасхальный седер (в диаспоре их два) они делают общественным, и только второй — домашним. В самых разных местах. Последние несколько лет седеры проводятся и в Бутырской тюрьме.
Вы вообще представляете, что значит в тюрьме сесть за вечернюю трапезу, с мацой и виноградным соком,
зачастую впервые в жизни, говорить с друзьями и раввином о той жизни, которая могла бы быть, о том, что такое праздник свободы, если тебе светит срок…

Об израильской медицине

Минздрав впервые опубликовал статистику ожидания врачей-специалистов
Министерство здравоохранения Израиля впервые опубликовало данные о времени ожидания очереди к врачам-специалистам по населенным пунктам. На первом этапе опубликована статистика по пяти наиболее востребованным специальностям – ортопед, гинеколог, оториноларинголог, офтальмолог и дерматолог (на пять этих специальностей приходятся 70% всех обращений к врачам-специалистам).
NEWSru.co.il

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 23:17:01

не знаю что тебе ответить
я умерла еще вчера
а тело да пока в порядке
работает танцует ест
© алексанdра

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 14:35:57

Спасибо моим двоюродным сёстрам, я впервые вижу фотографии своих прадедушки и прабабушки (с отцовской стороны). И фотографию дедушки в детстве.
А вот что интересно. Дедушка всем был известен как Юрий Леонтьевич. То, что он вообще-то Юдель, можно было понять. А то, что его отца, оказывается, звали Израиль…

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 11:04:19

Во-вторых, в принципе не стоит раздумывать, к какому виду человекообразных обезьян мы ближе всего. По моему опыту, любители охоты на уток и музыки кантри обычно голосуют за шимпанзе, а приверженцы здоровой пищи, осведомленные об окситоцине, предпочитают в этом смысле бонобо.
(Р.Сапольски)
Вот хочется человеку написать «тупые реднеки из библейского пояса — за насилие, а хорошие демократы с Западного побережья — за мир и фрилав», а нельзя…

Сохранить связь с Иерусалимом

Канун седьмого дня Песах, 20 нисона 5779 года / 25 апреля 2019 г.

Общественная жизнь в Израиле, как и везде, не обходится без многочисленных споров и конфликтов. И это не ново, но прошлый год был отмечен необычными дебатами. Это не был идеологический спор о возвращении территорий или депортации нелегальных иммигрантов. На этот раз спорили о почестях… Государство Израиль готовилось отметить 70‑ю годовщину независимости. В Иерусалиме по многолетней традиции должна была пройти специальная церемония, на которой присутствовали тысячи людей. Основная часть церемонии состоит в том, что особо отличившиеся представители разных сфер жизни страны зажигают факел «во славу Государства Израиль». Поскольку народ Израиля состоял из двенадцати колен, было установлено, что почетное право зажечь факел получают двенадцать человек. И если каждый год эта церемония является важным общественным мероприятием, то ясно, что в год семидесятилетия — это историческое событие. В церемонии приняли участие около 6500 человек, она транслировалась по всем телевизионным каналам и отражалась во всех средствах массовой информации.

Согласно многолетней традиции, факельная церемония по случаю Дня независимости проводилась под эгидой Кнессета и имела общенациональный, объединяющий характер, что подчеркивалось выступлением на ней только председателя Кнессета. В прошлом году, учитывая важность юбилея, было предложено, чтобы премьер-министр Биньямин Нетаниягу также выступил там с речью, но председатель Кнессета Юлий (Йоэль) Эдельштейн не одобрил эту идею. Он посчитал, что глава правительства и так имеет достаточно широкие возможности для выступлений… С другой стороны, организаторы заявили, что выступление премьер-министра придаст церемонии еще большую важность и торжественность. В этот спор было вовлечено все общество, вопрос стал предметом обсуждения по всей стране. Одни встали на сторону спикера Кнессета, другие были за премьер-министра, и все подкрепляли свое мнение существенными аргументами. Одна сторона утверждала, что это всегда была роль спикера, и премьер-министру не нужно нарушать правила церемонии, а другая сторона напомнила, что 20 лет назад, когда отмечали 50‑летие страны, глава правительства выступал на факельной церемонии, и ничего страшного не случится, если это произойдет вновь. В конце концов, было принято компромиссное соглашение, по условиям которого участие Нетаниягу в церемонии ограничилось зажиганием одного из факелов. По традиции, каждый из зажигавших получает слово для краткой речи, так что глава правительства смог наравне с другими произнести речь, в которой сказал несколько слов о Декларации независимости Израиля.

* * *

Говорят, что история повторяется, и событиям, происходящим в наше время, можно найти аналогии в прошлом еврейского народа. Сразу после смерти царя Шломо еврейское государство разделилось на две части. Его сын Рехавам стал царем двух колен — Йеѓуды и Биньямина. Это царство называлось Иудейским, его столицей был Иерусалим. Остальные десять колен — большинство народа Израиля — избрали своим царем Йоровама сына Невата, представителя колена Эфраима. Северное царство называлось Израиль. Первым действием Йоровама было закрыть дороги в Иерусалим.

Тора повелевает: «Трижды в году пусть явится все мужское твое население пред лицом Г‑спода, Б‑га твоего, на месте, какое Он изберет…» (Шмойс, 23: 17). Каждый еврей обязан совершать паломничество в Храм три раза в год, но Йоровам сын Невата перекрыл дороги, ведущие в Иерусалим, установил на них охранников и не позволил никому исполнить эту заповедь! А чтобы заполнить духовную пустоту народа, он приказал изготовить двух золотых тельцов и установил их, создав два центра идолопоклонства, — один в Бейт-Эле на юге, где Всевышний открылся нашему праотцу Яакову, другой в Тель-Дане на севере. Йоровам сказал своим людям: «Довольно ходили вы в Иерусалим; вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (Млохим I, 12: 28). Он призвал своих подданных приносить жертвы тельцам и сам взошел на жертвенник, чтобы совершить воскурение. Чтобы сбить с толку людей, которые теперь даже не знали, когда наступает время подниматься в Иерусалим, он самовольно назначил на пятнадцатый день месяца хешвон новый праздник, подобный Суккос, который отмечался в Иерусалиме на месяц раньше.

Что побудило Йоровама сделать все это только ради того, чтобы десять колен не поднимались больше в Иерусалим? Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит: «Ограничения, которые ввели цари Израиля, чтобы евреи не совершали паломничество, были из страха, что народ Израиля будет связан с царями дома Давида. И даже несмотря на то, что под царями Израиля было десять колен, а под царями дома Давида только колено Йеѓуды и колено Биньямина, они видели в паломничестве в Иерусалим угрозу, способную ослабить их царскую власть и укрепить власть царей дома Давида. Так считали все цари Израиля, пришедшие после Йоровама».

Талмуд рассказывает, что у самого Йоровама была личная заинтересованность в этом. Ѓалоха устанавливает, что никто не может сидеть в Храме, кроме царей дома Давида (Талмуд, трактат «Йома», 69б). Йоровам боялся, что если все поднимутся в Иерусалим, то ему тоже придется пойти в Храм. Тогда произойдет следующее: Рехавам, который был внуком царя Давида, будет сидеть, а он, Йоровам, стоять! Что подумают люди? Они решат, что Рехавам — царь, а Йоровам — его раб! А если Йоровам сядет, то они объявят его мятежником, восставшим против царской власти, и убьют.

Одна из заповедей Торы — это ѓакѓель, всенародное собрание. В Талмуде сказано, что в конце года шмиты («субботнего» года, когда запрещено обрабатывать землю) весь народ Израиля должен собраться на праздник Суккос в Иерусалиме. Царь, стоя на возвышении, специально установленном во дворе Храма, должен читать отрывки из Торы, что как бы воспроизводит Синайское откровение, и весь народ снова получает Тору. Иерусалимский Талмуд в трактате «Авойдо зоро» рассказывает, что Йоровам был коронован на исходе года шмиты, и он посчитал, что если придет в Храм и потребует сначала прочитать Тору, ему скажут: «Местный царь предшествует тебе, и ты будешь читать за ним». Тогда это будет позором для него, потому что он царь десяти колен, а другой — всего двух колен. Если они даже не позволяют ему читать Тору, то это ляжет большим пятном на его честь. Большая часть народа оставит его и присоединится к Рехаваму сыну Шломо. Поэтому он закрыл дороги в Иерусалим.

Таким образом, причиной строительства разделительного забора между царством десяти колен и Иудейским царством был спор о том, кто будет говорить первым…

В заключении истории о Йороваме Талмуд говорит: «Святой, благословен Он, схватил Йоровама за одежду и сказал ему: «Вернись, и я, и ты, и сын Ишая (Давид) будем гулять в Райском саду». Спросил Йоровам у Всевышнего: «Кто во главе?» — «Сын Ишая во главе». — «Раз так, — сказал Йоровам, — я не хочу». Это значит, что из-за спора о том, кто будет говорить первым, десять колен были отрезаны от главного духовного еврейского центра — от Иерусалимского Храма. Это стало началом процесса, который длился сотни лет. В конце концов, десять колен ассимилировались, став «десятью потерянными коленами».

Урок, который нам следует усвоить для себя, заключается в том, что если мы хотим, чтобы нас не потеряли, мы должны всегда держать дороги в Иерусалим открытыми. Мы должны делать все, чтобы быть подключенными к духовному центру: посещать синагогу, отдавать детей учиться в еврейскую школу, участвовать в жизни общины. Потому что отрезанным от центра еврейской духовности легче потеряться и ассимилироваться.

В последний день Песаха мы читаем молитву Изкойр, в которой будем поминать наших родителей. Мы очень хотим быть уверенными в том, что память о наших родителях сохранится в следующих поколениях, что наши дети и внуки продолжат традицию, которая была так важна для наших предков. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети были связаны с местной синагогой, потому что, когда есть связь с местным «Иерусалимом», наши потомки, с Б‑жьей помощью, навсегда останутся приверженцами иудаизма.