Сослучайное и присослучайное 2018-06-29 04:32:26

Армия Израиля передаёт гуманитарную помощь сирийским беженцам, находящимся в Кунейтре. Израиль и Сирия, напомню, находятся в состоянии войны. Видео.
https://youtu.be/BG7Hy0TVqQQ

Израильская загадка: «Это город Ленинград?»

Недавно на иерусалимской улице, по которой ходят арабские автобусы из южных кварталов к Старому городу, ко мне подошла арабка и спросила, с трудом вспоминая иврит: «Ты знаешь, какие автобусы идут в Иерусалим?»
Я понял, что она имеет в виду, и объяснил ей, как ей ехать. Даже показал на приложении в мобильнике расписание. Она недоверчиво смотрела на название конечной станции автобусов и переспрашивала: «Это в Иерусалим?» Да, уверял я её.
Что она, стоя на иерусалимской улице, называла Иерусалимом и не видела этого названия на расписании в мобильнике?
*
Ещё загадочка
Эта самая арабка обращалась ко мне (на с трудом вспомненном иврите) в женском роде: «ат йодаат…» Какое объяснение вы этому дадите?

О важности семейных уз

Канун Шабос главы «Болок»
16 тамуза 5778 года / 29 июня 2018 г.

Несколько недель назад я отправился в Нью-Йорк, на оѓель Любавичского Ребе, чтобы помолиться там в дни, предшествующие 3 тамуза — йорцайту Ребе, и в последующие дни, с которыми связаны великие сгулойс (надприродные способы воздействия на явления материального мира). И я уже, кстати, получил известия от некоторых евреев о чудесном исполнении их просьб, о которых они просили меня упомянуть на оѓеле

В этом году меня сопровождал член общины — мой друг Яаков (Яша) Кушнир. Как подобает хасидам, которые отправились к Ребе, мы позаботились о том, чтобы подготовиться к путешествию, и в пути вместе изучали Хитас (ежедневные отрывки из Хумаша, Теѓилим и книги «Тания»), беседы Ребе и другие священные тесты. Сразу после вылета из Одессы мы занялись комментариями к стиху «Как хороши твои шатры, Яаков». Сначала мой спутник прочитал отрывок из книги «Молитва моя» и объяснил смысл стихов, с которых мы начинаем утреннюю молитву, добавляя хасидские комментарии, которые он читал в других книгах, а затем он сделал паузу и спросил: «Рабби, эти слова молитвы на самом деле сказал Билам — нееврей, нечестивец, который хотел проклясть народ Израиля. Как получилось, что такой человек удостоился сил святости, сподобивших его изречь столь высокие слова, ставшие молитвой, которую все евреи читают ежедневно?!» Вопрос был, конечно, очень серьезным и важным, и для того, чтобы дать на него развернутый и обстоятельный ответ, способный удовлетворить Яшу, и, учитывая, что впереди у нас было много долгих часов полета, я начал свое объяснение со следующей истории.

Рабби Арье-Лейб из Шполы, известный как Шполер зейде («Дедушка из Шполы»), был одним из выдающихся хасидских наставников первых поколений. Он особо прославился своей огромной любовью к каждому еврею. Любавичский Ребе пишет в календаре «Ѓайом йом»: «Шполер зейде был очень восторженным человеком, что выделяло его даже среди учеников Магида из Межирича. Однажды, будучи в гостях у Алтер Ребе в Лядах, он рассказал, что когда ему было три года, он видел основателя хасидизма — великого Баал-Шем-Това: «Он положил свою святую руку на мое сердце, и с тех пор там всегда горячо».

Хасидский нигун «Коль баяар» известен как «нигун Шполер зейде». В нем поется: «Голос в лесу я слышу — отец зовет своих сыновей. Сыновья мои, куда вы ушли так, что забыли обо мне? Сыновья мои, возвращайтесь в мой дом, потому что я не могу сидеть один в доме моем! — Отец наш, как мы можем прийти, ведь охранник стоит у ворот?» Слова песни — это диалог Небесного Отца и Его детей, народа Израиля, затерявшихся в «лесу» изгнания. Этот диалог между общиной Израиля и Б‑гом ведется с незапамятных времен. Святой, благословен Он, говорит: «Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам» (Малахи, 3: 7). Прежде вы вернитесь ко Мне, на вас лежит ответственность сделать первый шаг. А народ Израиля отвечает: «Обрати нас, Г‑споди, к Тебе, и мы обратимся» (Эйха, 5: 21).

«Я когда-то прочитал историю, связанную с этим нигуном — продолжал я рассказывать Яше. — В 1965 году Ребе послал раввина Шломо Кунина в Калифорнию, где в те дни работал Институт Брандейса-Бардина, открытый университет еврейских исследований (сегодня он является частью Американского еврейского университета). Одной из программ там был летний лагерь, в котором каждый год со всей территории Соединенных Штатов собирались семьдесят пять талантливых еврейских студентов, будущих лидеров нового поколения. Они приезжали в красивый кампус в Калифорнии, где знакомились со всеми течениями иудаизма в США: ортодоксальными, консервативными, реформистскими и т. д. Однажды раввину Кунину позвонили из секретариата Любавичского Ребе и сказали, что Ребе хочет, чтобы эти студенты знакомились и с хасидизмом, а рассказывать им о движении Хабад и о Ребе должен сам раввин Кунин. После многочисленных усилий он сумел убедить директора института Шломо Бардина, и тот пригласил его поговорить со студентами. Был установлен порядок, согласно которому сначала выступали представители других течений, и в самом конце слово предоставляли раввину Кунину. Так продолжалось несколько лет. Однажды г‑н Бардин позвонил и сказал, что в тот год приехала группа молодых людей из штата Айова, которые позиционировали себя как «гуманисты», не исповедующие ни одну из религий. Он сказал раввину Кунину: «Я считаю, что только вы сможете растопить лед их сердец, поэтому прошу вас выступить первым». Рав Кунин согласился, пришел и начал говорить о хасидизме Хабад. Один из студентов, Стивен Лейбовиц, который был лидером группы и с особым рвением боролся против иудаизма, вступил в спор с р. Куниным. Он опровергал каждое сказанное им слово с такой ожесточенной ненавистью и злостью, которую редко можно было встретить.

Рав Кунин ввел обычай: в обеденное время, когда все студенты собирались вместе в столовой, он разучивал с ними хасидскую песню. В тот день он решил научить их нигуну «Коль баяар». Внезапно, в середине разучивания песни, Стивен Лейбовиц встал и ушел. Р. Кунин был уверен, что этот студент просто не смог вынести слишком большую порцию иудаизма. Несмотря на это, Шломо продолжил свою работу, студенты пели и танцевали. После трапезы он вышел на улицу. К нему подошел Лейбовиц, лицо которого выражало сильное душевное волнение. Он разрыдался, а выплакавшись, рассказал, что его дед по материнской линии был хасидом Хабада и работал шойхетом в Айове. Состарившись, дедушка жил вместе с ними в одном доме. Он соблюдал кашрут и у него был отдельный набор посуды. Детские воспоминания Стивена состояли в том, что он просыпался утром под мелодии псалмов, которые пел его дедушка. Однажды, встав утром, он заметил, что дедушка выглядел как-то необычно. Дед позвал его, усадил на колени и сказал: «Я хочу научить тебя одной песне, — и добавил: — Настанет день, когда она тебе понадобится». Дед повторил ему эту песню несколько раза, а затем маленький Стивен пошел в школу. Когда он вернулся домой, ему сказали, что дедушка умер. Он заплакал, а успокоившись, попытался вспомнить мелодию, которой его учил дед, но у него ничего не получалось. Годы шли, он взрослел и каждый раз, встречая раввина, спрашивал его, знает ли тот песню об отце, который ищет своих детей. Но никто не знал, о чем он говорит. Это его очень огорчало и раздражало, а со временем пробудило в его душе жгучую ненависть ко всему еврейскому, напоминавшему ему о его дедушке. Сейчас, когда рабби Кунин исполнил хасидский нигун, он вдруг вспомнил, что это была та самая, дедушкина песня… И Стивен снова заплакал. Рав Кунин сказал, что теперь ему обязательно нужно вернуться в столовую и рассказать всем эту историю. Стивен согласился вернуться, но сказал, что не в силах сейчас говорить и просит, чтобы реб Кунин сам рассказал его историю, а он будет сидеть рядом с ним.

Заканчивая свой рассказ, рав Кунин сказал, что в ту ночь в летнем лагере не осталось ни одного «гуманиста». Сам Стивен Лейбовиц совершил тшуву и создал образцовый еврейский дом…» — рассказав все это Яше, я начал излагать свой ответ на его вопрос.

Наша недельная глава «Болок» рассказывает о Биламе, пророке-нееврее, желавшем проклясть народ Израиля. Однако ему это не удалось, и вместо проклятий из его уст вышли благословения. Самое известное из них — это стих, с которого мы каждый день начинаем молитву: «Как хороши твои шатры, Яаков, твои обиталища, Израиль!» (Бамидбор, 24: 5). Билам показывает, что среди народа Израиля самым важным учреждением является семья, и отмечает исключительную скромность евреев, которые ставили свои шатры так, чтобы, находясь в одном, нельзя было увидеть, что происходит в другом.

Вот еще слова Билама: «Не усмотрел кривды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле» (Бамидбор, 23: 21) — Святой, благословен Он, как добрый отец, который никогда не замечает недостатков своих детей, ибо «любовь покрывает все грехи» (Мишлей, 10: 12). Другой стих определяет евреев как «народ, что отдельно обитать будет» (Бамидбор, 23: 9) — народ Израиля всегда будет отличаться от всех других народов мира, ибо евреи способны выбирать свой, ни на кого не похожий путь.

Кто такой Билам, откуда он появился, почему Б‑г наделил его силой пророчества в той же мере, как и Моше-рабейну? Следует сказать, что Билам не просто неизвестно откуда взявшийся человек, на которого снизошел дух пророчества. Он потомок Лавана-арамейца, и у них есть много общего. Как Амолек — внук Эйсава, правнук Ицхока и праправнук Авраѓама, так и Билам не чужой, а из семьи Авраѓама. Когда Элиэзер отправился искать жену для Ицхока, он пошел в Арам-Наѓараим (Брейшис, 24: 10), и там встретил Лавана. И о Биламе также сказано, что он «сын Беора, из Арам-Наѓараим» (Дворим, 23: 5). В нашей главе мы читаем, как Святой, благословен Он, открылся Биламу: «И явил Себя Б‑г Биламу ночью» (Бамидбор, 22: 20). А о Лаване сказано: «И пришел Б‑г к Лавану-арамейцу во сне ночью» (Брейшис, 31: 24). Их обоих Всевышний предупредил, чтобы они не смели трогать Яакова или его потомков в пустыне. Еще один общий момент: оба они были обуреваемы жаждой денег. О Лаване сказано: «И выбежал Лаван к мужу тому, к источнику». Почему? «…едва увидел кольцо носовое и запястья на руках своей сестры» (Брейшис, 24: 29, 30). Раши добавляет: «Почему он выбежал и для чего бежал? При виде кольца сказал: «Этот богат». В глаза ему бросилось богатство». При встрече с Яаковом произошло то же самое: «Когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, выбежал он ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его» (Брейшис, 29: 13). Раши комментирует: «Думая, что деньгами он гружен». В нашей главе Билам прямо говорит: «Если даст мне Болок полный дом свой серебра и золота, не смогу преступить слова Г‑спода, Б‑га моего» (Бамидбор, 22: 18). Раши: «Учит нас, что он был корыстолюбив и желал чужого добра».

Итак, Билам не является человеком, пришедшим из ниоткуда. Пророк, который дал самые прекрасные благословения народу Израиля, принадлежит к одной с ним семье, его дедушка Лаван также является дедом всех евреев. И Билам имеет отношение к святости — так закончилось мое объяснение. Когда я увидел, что ответ был понят и Яша удовлетворен, я спросил его: «И как ты думаешь, какую мораль каждый из нас должен усвоить из этой истории?» И Яша сказал нечто особенное и весьма интересное, чем я и хочу закончить эту статью: «Видя, как важна для Торы и народа Израиля принадлежность Билама к семье, мы должны всегда помнить, что мы, евреи, происходим из знатной семьи Авраѓама, Ицхока и Яакова. И мы должны продолжать традиции отцов и вести себя надлежащим образом, так, чтобы наши дети могли нами гордиться и захотели рассказать всем о нас, как об особо уважаемых родителях».

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (695 КБ).

Новости из Говённой Федерации

Против Юрия Дмитриева возбуждено уголовное дело за «насильственные действия сексуального характера». О педофилии и хранении оружия уже забыли. http://tass.ru/proisshestviya/5330967
За всё время процессов против него это обвинение всплывает впервые, хотя следователи искали всевозможные доказательства чего угодно. Видимо, обработали приёмную дочь и она что-то наболтала.
Всё объяснимо. Велено было посадить, а судья приговорила к условному сроку. Посмотрели дело — за педофилию точно не посадишь, все фотографии и все экспертизы изучены. За хранение ржавого ствола винтовки — тоже нет. А посадить надо: сверху велели. Ну и вот.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-27 03:57:24

«При встрече с действительно серьезным специалистом по своей тематике садится в лужу, но затем отряхивается и гордо идет дальше». via navlasov
Подобных тьму видали мы. Чаще всего, желая оставить за собой последнее слово, пишут что-то вроде: «Я не имею желания заниматься здесь …, так что всего вам хорошего». Полагают, что это звучит очччень саркастично.

Ифтах — сын блудницы, глава поколения

Поколение Ифтаха и поколение Шмуэля

Хазаль говорят, что «Ифтах[1] в своем поколении как Моше в своем поколении, и как Шмуэль в своем поколении». Для чего это нужно подчеркивать? Ифтах не был мудрецом Торы или праведником, он был простым человеком, сыном блудницы, и многие отдалились от него. Им нужен был военачальник, чтобы воевать с Амоном, и нашли его, и он стал главой того поколения.

(Read more …)

Монашеская теология иудаизма

Огромная часть теологических, мистических — не говорю о ѓалахических — штудий классического иудаизма лучше всего воспринимается мужчинами либо в одиночестве, либо в компании мужчин же. Отношения мужа с женой трактуются разными способами, но во всех их мысленная и духовная работа достаётся в основном мужчине, и в любом случае в этой духовной работе он доминирует. Женщине снисходительно отводится некая область работы разума и души, которой мужчина не занимается (хотя и может), поскольку она не главная. Отношения мужчины с сыновьями практически совпадают с отношениями учителя с учениками. Отношения мужчины с дочерями практически не упоминаются. Монашеская схоластика, почти не отличить.
И чем больше каббалы — тем больше мужчин и мужского, заметьте.
Исключения из правил появились в последние десятилетия, и во всех их просвечивают влияния заимствованных идеологий.

И тут до жирафа дошло

Как «Гроза» Островского, по словам Вайля и Гениса, это римейк «Мадам Бовари» на русской почве — так и «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» — это римейк «Над гнездом кукушки». В обоих произведениях сумасшедший дом рушит изнутри относительно нормальный человек, весёлый шут, гаер, который просто не замечает ограничений. Но важнее различия, чем сходства.
У Кизи этот трикстер действует через тело — прогулка снаружи, привод девушки. У Ерофеева он действует через ум: он вдохновенный трепач, как и сам автор во многом.
У Кизи соблазн — это секс, у Ерофеева соблазн — это выпивка.
У Кизи прогулка и секс открывают в пациентах силы, у Ерофеева выпивка открывает в пациентах ум.
У Кизи секс приводит как минимум одного к смерти, у Ерофеева выпивка приводит к смерти всех, потому что это был метанол. Гуревич это понимает, поэтому и говорит, уже приняв дозу: «Завтра же будешь со мной на свободе». Все понимают аллюзию.
У Кизи — лоботомия (которая не производит такого ужасающего эффекта, это скорее эффект электрошока), у Ерофеева — электрошок назван открыто.
У Ерофеева в сумасшедшем доме есть сексуальный стимул, медсестра. У Кизи сексуальный стимул попадает снаружи, а медсестра, лишённая женственных черт, становится мегерой и садистом. У Ерофеева же роль садиста берёт антагонист сексуального стимула — мужчина, «бель-ами» этого стимула, Боренька-мордоворот. У Кизи пациентов мучают медициной и психологией («что скажет ваша мама»), у Ерофеева врач и не должен применять никакую психологию: зачем, если есть сульфазин и Боренька, который профессионально отбивает почки?
У Кизи главного героя физически побеждают — и у Ерофеева тоже. Но у Кизи враги-врачи побеждают его ум, то, с помощью чего он всё и затеял, и милосердный индеец избавляет его и от тела. Ум Гуревича победить не может никто на свете. Поэтому Мордоворот забивает его насмерть, побеждая его тело, после чего ум перестаёт кого-либо беспокоить.
Последняя ремарка Ерофеева в пьесе, которая НЕ соблюдается в постановках — «Никаких аплодисментов».

«Из места Твоего проявись над нами…»

Из какого «места» приходит Вс-вышний?

Во время молитвы есть каждый раз что-то, что заставляет меня задуматься. Сегодня я обратил внимание на слова в кдуша: «из места твоего, царь наш, появись». Что означает «из места твоего», из какого места? По пшату —  это продолжение предыдущего стиха, когда мы говорим «благословенна слава Вс-вышнего от Его места», дальше идет «из места твоего появись». Что означает «из места его»? Это место славы, или это место Вс-вышнего?

(Read more …)

«Разумная» душа — посредник между духом и телом

(это очень предварительный вариант, записанный с видео-записи урока. Темы, которые здесь затрагивает рав, весьма сложны, и вполне возможно, что я что-то здесь не понял. Но вопрос «посредников», который здесь затрагивает рав, представляется безумно интересным и актуальным, поэтому я решил перевести, не дожидаясь «официальной» версии урока

(Read more …)

Исправление грехов молодости — «сокрытое пред лицом Твоим»

Предисловие переводчика

(Read more …)

Как исправить гнев и обиду

Данная статья — продолжение урока о качестве шифлут в душе человека.

(Read more …)

«И стану я еще ничтожнее в собственных глазах»

Этот урок о шифлут (смиренности) в душе, которое, в свою очередь, является основой для исправления всех остальных дурных качеств в душе человека. Гаава (высокомерие) — источник всех дурных качеств в душе, и, прежде всего, каас (гнев, злость) и акпада (критика, осуждение, обида), которые хуже всех остальных. Мы сосредоточимся здесь на этих качествах характера, ибо это основные недостатки, которые человеку следует исправлять[3].

(Read more …)

Пять ступеней веры

В учении хасидизма объясняется, что есть пять вещей, в которые следует верить.

(Read more …)

Старый батька Авраам праотец и нам и вам — 2

Завтра, 27 июня, с 17-15 до 20-30 в Академии иврита в Гиват-Раме пройдёт мини-конференция «Иврит в арабском обществе Израиля». Вход свободный. Вот программа: https://drive.google.com/open?id=1kxzC2Lkm0jrZOU3uI5ejLIATDyEEPC9v
Тема в Израиле популярная: арабские деятели культуры и педагоги уже давно жалуются на «ивритизацию» арабского языка, как письменного, так и разговорного.
А у меня вчера было интересное наблюдение арабского в ивритском обществе. Стою у прилавка аптеки, а за мной разговаривают по-арабски две какие-то женщины. Слушаю и удивляюсь. Интонационный рисунок — совершенно ивритский. Фонетика — почти все звуки, которых нет в иврите, исчезли, и даже «а» стало ивритским. Но ивритских слов в речи нет. Оглядываюсь — так и есть, обе женщины без хиджабов. Светские. И что меня добило — они обсуждали обучение в колледжах Бейт-Лехема и в Бир-Зейте, так вот, город Бейт-Лехем они так и называли! Бейт-Лехем, а не Бейт-Лахм!
А за прилавком стояла женщина в хиджабе, тоже иерусалимка — так у неё все звуки были на месте, и интонация была своя.

Современные «агунот»: баг или фича?

Вопросы, возникшие на фоне сообщений о гете, который с трудом удалось заполучить у Ярона Атиаса, и об отмене брака Одеда Геза:

1. Можно ли предположить, что типичная агуна 100-летней давности — это женщина, чей муж пропал без вести (война, погром, уехал на заработки), тогда как в наше время речь идет о жертве шантажа (муж не дает разводное письмо по той или иной корыстной причине)?

2. Есть немало раввинских постановлений, принятых в ситуациях, когда исполнение той или иной заповеди граничило со злоупотреблениями или невозможностью эту заповедь исполнить (прозбуль и шмита, этер-иска и современная банковская система, продажа квасного). Почему заблаговременно не был найден мейнстримный механизм против вышеописанного шантажа?

Новый сайт Галь Эйнай

Новый сайт Галь Эйнай

(Read more …)

Глава Торы “Балак”: Весь мир насильно мы разрулим!

Предсказания Пророков рисуют эпоху Машиаха как эру благоденствия, мира и спокойствия. Между тем, судя по мрачным словам пророчества Билама (Валаама), дружная семья братских народов Земли к моменту наступления этого братства очень сильно поредеет! Какую цену человечество должно будет заплатить за всемирное процветание в дни Машиаха?

(Лекция р-на Эли Когана; записана 07.13.2008, отредактирована 07.03.2009)

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Сослучайное и присослучайное 2018-06-24 13:44:08

Недавно у нас по дворам ползали вот такие волосатые гусеницы длиной 10 см. Ссылка на видео (съёмка телефоном): https://drive.google.com/open?id=1YhTwD6n6Li9aV6fvykd_rjQysljYQJde

Сослучайное и присослучайное 2018-06-23 15:06:33

Очень хорошая лингвистическая задача
http://elementy.ru/problems/1846/Chto_guglyat_Malysh_i_Karlson

Ещё о Талмидовиче и Моримском от Арье Ротмана

(Поясняю: как следует из их фамилий, Моримский — учитель, а Талмидович — ученик).
.
Моримский встретил Талмидовича, а у того под мышкой здоровенная колбаса.
«Ты что?! Она же некашерная!!»
«А я её и не ем пока, я несу ее к резнику».
*
Моримский: На иврите пишут справа налево.
Талмидович: А читают куда?
*
Моримский: В Пурим нужно выпить столько, чтобы не отличать Амана от Мордехая.
Талмидович: А чем они вообще отличаются?

Сослучайное и присослучайное 2018-06-22 10:04:20

Благодаря o_aronuis вспомнился ещё один анекдот о Талмидовиче и Моримском.
Однажды Талмидович пришёл в синагогу с одеялом и подушкой. Моримский спросил:
- Ты что, ночевать здесь будешь?
- Да. Нужно выполнять законы о запретном уединении…
- И что?
- Мои родители уехали на дачу, и я живу в квартире с бабушкой…
- И что?
- И ей надоело спать у соседей.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-22 08:00:20

А кто может вспомнить и собрать анекдоты о Талмидовиче и Моримском, которые ходили в питерской тусовке 30-40 лет назад? Пропадут же.
Юзер ykh вспомнил один из них:
Младший брат начинающего баал-тшувы Талмидовича сделал снеговика. Талмидович, увидев это из окна, с воплем: «Нельзя евреям делать объёмные изображения!» выскочил во двор и развалил снеговика. Младший брат опять сделал снеговика. Талмидович опять разметал снеговика. Упорный брат опять его сделал. «Ладно, пускай хоть с покрытой головой стоит», — сказал Талмидович и нахлобучил на голову снеговика ведро.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-22 07:38:16

Отождествить рукописи по цветным фотографиям — это пол-задачи. А вот вы сравните цветную фотографию с некачественной чёрно-белой! И проведите анализ почерка. Вот тогда и говорите «ещё один отрывок из генизы нашёл своё место», «ещё одно сочинение обретает первоначальный объём».
(Чёрно-белая фотография сделана ещё в советские времена в питерской Публичке, и с тех пор эти документы не переснимались).

Разглядеть во всем скрытое добро

Канун Шабос главы «Хукас»
9 тамуза 5778 года / 22 июня 2018 г.

13 тейвеса 5749 года (21 декабря 1988 г.) один лондонский таксист получил заказ: отвезти семью из Стэмфорд-Хилла в лондонский аэропорт, откуда им предстояло вылететь в Нью-Йорк. По дороге в аэропорт произошел неприятный инцидент: одно из колес такси лопнуло. К неудовольствию нетерпеливых пассажиров, водитель должен был остановиться и заменить колесо. Они поехали дальше. Через несколько километров произошел еще один инцидент — лопнуло другое колесо… У водителя не было другого выбора, кроме как снова остановить такси, пойти на заправочную станцию, которая, к счастью, была совсем рядом, и купить новое колесо.

Терпение пассажиров, которые боялись опоздать на самолет, было на исходе. Они ворчали и обвиняли, но у них не было другого выхода, кроме как ждать, пока колесо будет заменено. Наконец, они снова сели в машину и поехали очень быстро, надеясь успеть на рейс, но внезапно послышался глухой удар. Оказалось, что едущий впереди грузовик, везущий камни, внезапно затормозил, и из его кузова на такси вылетел камень! Задержка не менее 20 минут, потому что таксисту необходимо было взять данные водителя грузовика для страховой компании… Несмотря на все усилия добраться до аэропорта вовремя, они прибыли точно в ту минуту, когда самолет, на который они спешили, взлетел! Таксист побежал вместе с отчаявшимися пассажирами и попытался помочь им перебронировать билеты. К счастью, остались свободные места на рейс другой авиакомпании, который вылетал в Нью-Йорк через час.

На обратном пути водитель такси размышлял о странных происшествиях, которые случились по дороге в аэропорт, пытаясь понять, почему Б‑г создал столько задержек. В это время по радио в новостях сообщили о падении самолета. Это был тот самый рейс, на который так спешили его пассажиры! Через 58 минут после взлета в грузовом отсеке «Боинга» взорвалась бомба, заложенная агентами ливийских спецслужб. От взрыва авиалайнер полностью разрушился, и его горящие обломки рухнули на город Локерби в Шотландии. В результате погибло 270 человек — 259 на борту самолета (243 пассажира и 16 членов экипажа) и 11 на земле.

Таксист остановил машину на обочине, у него кружилась голова и дрожали руки. «Владыка Вселенной! — вскричал он. — Как велики деяния Твои! Как глубоки Твои замыслы! Как удивительно наблюдать воочию за проявлениями Б‑жественного провидения, сохранившего эту семью из Стэмфорд-Хилла!»

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Хукас» рассказывается о том, что сыны Израиля пришли к Моше с жалобами на ман, который они ели в пустыне. Они назвали его «ничтожный хлеб» и были наказаны: «И наслал Г‑сподь на народ змей ядовитых, и они кусали народ, и умерли многие…» (Бамидбор, 21: 6). И тогда полные раскаяния евреи снова пришли к Моше с просьбой заступиться за них перед Всевышним, чтобы Он освободил их от нашествия ядовитых змей. Творец принял молитвы Моше и дал ему указание изготовить змея. «И сделал Моше медного змея, и посадил его на шест, и было: если укусит змея кого-либо, тот посмотрит на медного змея и остается в живых» (там же, стих 9).

Еврейские мудрецы объясняют, что исцеление сынов Израиля, конечно, не происходило от самого взгляда на медного змея: «Но разве медный змей умерщвляет или сохраняет жизнь? Однако понимать следует так: когда сыны Израиля устремляли взор ввысь и подчиняли свои сердца своему Отцу небесному, они исцелялись», — говорит Мишна (трактат «Рош ѓаШоно», 3: 8).

Если мы посмотрим на эту историю глубже, то возникает вопрос: почему Моше не удовлетворился главным — научить евреев смотреть вверх и подчинять свои сердца Всевышнему? Почему для этого необходимо было создать что-то осязаемое — медного змея — и поднять его высоко вверх? Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд первый глава хасидского движения Хабад), рассматривая этот вопрос в своей книге «Ликутей Тора», объясняет, что эта история призвана преподнести нам более глубокий и содержательный урок. Фактически, здесь есть указания о том, как относиться к «укусу змеи» или к любому подобному событию. То есть, как правильно смотреть на любую трудность, неприятность или даже страдания, не дай Б‑г, которые выпадают на долю человека. Когда вы рассматриваете проблему только на уровне материального мира, она действительно представляет огромную трудность, которую не всегда можно вытерпеть. Даже маленькая неприятность может нарушить весь ход жизни. Но сверху все выглядит по-другому. Когда вы поднимаете «змея вверх», то есть, когда вы представляете, как Б‑г видит это событие, становится ясно, что все, что делает Всевышний, — только во благо!

Мир не всегда может вместить Б‑жественную доброту. Особенно когда добро проявляется с большой силой — тогда оно воспринимается и ощущается нами как его противоположность. На что это похоже? Например, общество не может понять очень одаренного человека из-за глубины и величины его таланта, и он становится отвергнутым, не общается с людьми и остается одиноким. То есть, несмотря на то, что он несет в себе добро, здесь, в этом мире он чувствует себя несчастным.

На это и указывал Моше-рабейну, когда создал медного змея и поднял его на шесте вверх. Тем самым он учил народ, что когда поднимаются и надевают «очки Всевышнего», то видят, насколько Он действительно добр. И когда мы удостаиваемся этого, добро становится видимым, проявляется в физическом мире.

Когда в прошлый Шабос (3 тамуза — в годовщину ухода души Ребе из материального мира) мы были на оѓеле Ребе в Нью-Йорке, посланник из израильского города Нагария рассказал мне интересную историю, которая с ним произошла. Летом 5761 (2001) года у него появились боли, и после медицинского обследования ему сказали, что нужно сделать небольшую операцию, довольно простую и не представляющую собой ничего особенного. И все же это должно было нарушить обычный ход жизни на какое-то время, и также было не особенно приятно, но хасидизм учит принимать все с любовью.

Врач-анестезиолог потребовал сделать ряд необходимых при подготовке к операции анализов. По результатам одного из них выяснилось, что у него была медицинская проблема в основной артерии, ведущей из сердца. Что-то очень существенное, от чего зависит жизнь человека! Эта проблема не сопровождается болями или каким-либо неприятным ощущением. Но если ее вовремя не обнаружить, то ситуация становится действительно опасной для жизни… Конечно, вопрос о первой операции сразу же был снят с повестки дня на этом этапе, и врачи сосредоточились на лечении выявленного заболевания сердечной артерии. «И все, что мне осталось, — заключил посланник из Нагарии, — благодарить Б‑га всем сердцем за свое здоровое сердце и за каждую минуту своей жизни — и за неожиданные боли, потому что только благодаря им была обнаружена реальная проблема».

Мы будем приучать себя неизменно верить в то, что все, что делает Всевышний, Он делает только во благо. Это совсем не просто, иногда это даже очень трудно. Но мы должны помнить, что это подлинная правда — просто скрытая от нас, и надо молиться, чтобы удостоиться увидеть своими глазами ее открытое проявление. Именно этому учил Моше-рабейну свое и будущие поколения. Еврейская традиция утверждает: «Никакое зло не нисходит с Небес». Даже когда Всевышний посылает нам испытания, в своей основе они есть только благо, хотя и скрытое до поры от человеческого глаза. Поэтому надо любую неприятность рассматривать в качестве знамения, чтобы понять истинный смысл событий, которые происходят с человеком, и разглядеть в них скрытое добро.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (678 КБ).