Сослучайное и присослучайное 2017-05-22 02:55:30

Одно из мнений о Шестидневной войне
http://www.newsru.co.il/israel/22may2017/oren_int_201.html

Сослучайное и присослучайное 2017-05-22 02:38:53

Недавно узнал, за что коллеги травили несчастного Игнаца Земмельвайса, придумавшего антисептику. В то время, в середине 19 века, «передовая» медицина боролась с представлением о том, что болезни вызываются «миазмами», то есть дурными запахами, и их нужно изгонять. А Земмельвайс дезинфицировал родильные отделения хлоркой. И его обвиняли в том, что он, как невежественный средневековый человек, борется с родильной горячкой резким запахом хлорки.

Сослучайное и присослучайное 2017-05-22 01:51:31

Напоминаю также, что принцип imitatio Dei тоже древний:
Какой же образ действий любезен и соответствует богу? Только один, согласно одному старинному изречению: подобное любезно подобному, если оно сохраняет меру; несоразмерные же вещи не любезны как друг другу, так и вещам соразмерным. Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых. Поэтому, кто хочет стать любезным богу, непременно должен, насколько возможно, ему уподобиться. В силу этого, кто из нас рассудителен, тот и любезен богу, ибо подобен ему, а кто нерассудителен, тот ему не подобен и, наоборот, отличен от него и несправедлив. То же самое положение сохраняется и в остальном.
(Законы, книга 4)

Сослучайное и присослучайное 2017-05-22 01:49:52

Знают те, кому положено знать, что «ситра ахра» (другая сторона) — это иносказательное обозначение для «ситра смала» (левая сторона), чтобы не сказать страшное слово «левый». А также известно, что одна из самых вредных вещей в Талмуде — это чётное количество.
Для греков это было очевидным:
«Благочестивой цели, скажем мы, вернее всего достигнет тот, кто прежде всего вслед за почитанием олимпийских богов и богов – охранителей государства будет уделять подземным богам все четное, вторичное и левое» (Платон, Законы, книга 4).

Сослучайное и присослучайное 2017-05-21 15:18:23

Вот интересно. Выражение בזמן שבית המקדש קיים в Сифра — два раза, в Мехильте де-рабби Ишмаэль — один раз, в Йерушалми встречается один раз. В Бавли — десятки раз. Ладно, предположим, это особенность языка Бавли.
Но выражение בפני הבית в Мишне, Тосефте, ѓалахических мидрашах встречается довольно часто, в Бавли — раз двадцать. В Йерушалми — один раз!
Это что же получается: Йерушалми не обсуждает разницу ситуаций при Храме и не при Храме? И ведь не только в отсутствующем в Йерушалми седере Кодашим эти выражения, но и в других сдарим.

Сослучайное и присослучайное 2017-05-21 09:43:13

Отец обязан своего сына: обрезать, выкупить (если сын — первенец), научить Торе, женить, научить ремеслу, а некоторые говорят — также научить его плавать (Тосефта Кидушин 1:11, Бавли Кидушин 29а).
Зачем умение плавать жителю Иудеи или Галилеи? И главное: где в Иудее и Галилее отец будет учить сына плавать?
Видимо, эти «некоторые» жили в эллинистическом окружении, ведь у греков была поговорка «ни читать, ни плавать не умеет» — о круглом неуче, а император Август лично учил своих внуков читать и плавать (Светоний).

Вас не затруднит принять участие в опросе?

Европейский опрос о том. насколько люди пользуются словарями.
Выбор языка: http://www.owid.de/plus/dictcult/
По-русски — нет.

Сослучайное и присослучайное 2017-05-21 04:11:47

Прочитав благословение перед какой-либо едой и засунув её в рот, спросите себя: «Ты сам-то понял, чё сказал?»

Сослучайное и присослучайное 2017-05-20 15:06:59

Знаете, что самое грустное в процессе выхода из пещеры и возвращения в неё, описанном Платоном в 7 книге «Государства»? То, что он весь построен на вранье. Сначала человека вытаскивают из пещеры и постепенно приучают к свету и истинному миру, и на каждом этапе приучения он понимает, что на предыдущем этапе ему, попросту говоря, врали, то есть давали огрублённую, приспособленную к его недоразвитому разуму картину. А потом, когда он познал всё, что мог, в истинном мире, его возвращают в пещеру для такого же постепенного вытаскивания других и управления теми, кого вытаскивать не надо. И он вынужден врать сам: и для тех, и для других он придумывает мифы, подходящие к их уровню развития, при этом осознавая, что врёт.

И только гиря говномера…

«Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету. Наконец, защита достоинства человека не должна вести к отказу от тех моральных универсалий, на которых сформировалось когда-то человечество и которые до сих пор позволяли ему сохранять себя от саморазрушения», — сказал Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в четверг в ходе лекции на Петербургском международном юридическом форуме.
http://interfax-religion.ru/?act=news&div=67128

Сослучайное и присослучайное 2017-05-18 09:36:04

Рабби Матья бен Хараш сказал: «Будь хвостом у львов, но не будь головой у лисиц» (Авот, 4:15).
Ему виднее: он эмигрировал в Рим и стал там главой ешивы. Наверняка он тосковал по своему ученичеству в стране Израиля, где были великие львы. А кто в Риме? Лисицы…

Всевышний, Который верен в воздаянии…

Канун Шабос главы «Беѓар-Бехукойсай»
23 ияра 5777 года / 19 мая 2017 г.

Во времена правления Николая I в России вышел указ о том, что еврейские общины должны поставлять определенное количество рекрутов в армию. Призыву подлежали мальчики, начиная с 12 лет, но на деле порой похищались дети и в возрасте семи-восьми лет! Их буквально выхватывали из рук матерей или забирали из хедера и отправляли в отдаленные районы, где они не могли вступать в контакт с евреями. Детей подвергали жестоким пыткам, чтобы заставить их креститься. Многие из них сдались, некоторые умерли от пыток, некоторые прошли через все беды и страдания, освятили Имя Всевышнего и остались верными своим корням. Когда они выросли и отслужили положенные 25 лет, им было предоставлено право селиться в городах за пределами «черты оседлости». Так в нескольких больших российских городах образовались общины еврейских солдат-«кантонистов». Хотя эти люди многого не знали из-за долгих лет, проведенных на военной службе, их очень ценили и уважали за страдания, которые они вынесли ради еврейства.

Однажды в Петербург, который был тогда столицей России, прибыла делегация уважаемых раввинов, чтобы встретиться с царем Николаем I и просить его отменить введенный им антиеврейский указ. Это было в период «Дней трепета» — между Рош ѓаШоно и Йом-Кипуром. В те времена в Петербурге еще не было ни одной синагоги, так как проживание там евреев было запрещено, но в городе было большое количество еврейских «солдат Николая», у которых был свой миньян. К ним и пришли раввины, чтобы молиться в Йом-Кипур.

Когда подошло время молитвы Неила, раввины попросили, чтобы одному из них предоставили право читать последнюю и самую святую молитву Йом-Кипура, но солдаты отказались удовлетворить эту просьбу. Они объяснили, что среди них есть один, который многократно освящал Имя Всевышнего и претерпел такие испытания и такие страдания, которые не смогли бы вынести и многие праведники. Поэтому именно ему по традиции предоставляется право читать молитву Неила. «Смотрите сами!» — сказали они и попросили того солдата снять рубашку. Перед глазами раввинов открылись грудь и спина, изуродованные многочисленными шрамами от жестоких ударов, которые он получил. «В самом деле ни один из нас не заслуживает того, чтобы читать эту молитву, больше, чем этот человек, — воскликнули потрясенные раввины. — Пусть же он вознесет мольбу Всевышнему об отмене этого ужасного указа, нависшего, как карающий меч, над нашими головами!»

Солдат подошел к амуду, и прежде чем читать Кадиш на традиционный нигун, начал говорить: «Владыка мира! Твой народ Израиль стоит перед Тобой, испрашивая нахес от детей, здоровья, долголетия и средств к существованию. Но зачем нам, солдатам, просить нахес от детей? Ведь у нас нет детей, мы все холостяки! Просить долголетия? Но разве это жизнь?! Просить средства для существования? Все, что нам необходимо, мы получаем от армии! Нам нечего просить для самих себя! Все, что мы просим, — для Тебя: да возвысится и освятится Твое великое имя!..»

* * *

На этой неделе мы читаем две главы Торы — «Беѓар» и «Бехукойсай». В последних стихах главы «Беѓар» Тора пишет: «Не делайте себе идолов, и изваяния и памятного камня не ставьте для себя, и камня настильного не кладите на вашей земле, чтобы повергаться на нем; ибо Я — Г‑сподь, Б‑г ваш. Субботы Мои соблюдайте и Святыни Моей страшитесь. Я Г‑сподь» (Ваикро, 26: 1, 2). Раши, комментируя слова «Я Г‑сподь», объясняет, что они означают: «Верен в воздаянии». Это кажется не совсем понятным. Что нового в том, что Б‑г награждает человека за исполнение заповедей? Разве человек делает это ради вознаграждения? Почему Тора считает необходимым подчеркнуть, что Всевышний воздаст каждому по заслугам его?!

Слова «не делайте себе идолов» Раши комментирует следующим образом: «Эта заповедь повторена здесь применительно к тому, кто продал себя в рабство иноверцу; чтобы он не сказал: «Вот мой господин поклоняется идолам, и я тоже буду поклоняться как он».

То есть даже тем евреям, которые оказались в рабстве у иноверцев, Тора запрещает поклоняться идолам, добавляя, что Всевышний наградит их за это. Другими словами, речь идет о еврее, оказавшемся на самом низком как экономическом, так и духовном уровне: экономически — он продал себя в рабство нееврею, духовно — он думает, что ему позволено поклоняться идолам, как и его хозяину.

Интересно, что глава «Беѓар» начинается с провозглашения законов субботнего года (шмиты), предписывающих евреям каждый седьмой год не работать на земле, не пахать и не сеять. Внутренний смысл и назначение заповеди шмиты — привить еврейской душе сознание того, что Тора выше законов природы и в ее власти изменить эти законы. В соответствии с законами природы для того, чтобы получить зерно и плоды, землю необходимо возделывать, нужно пахать, сеять, сажать и выполнять другие работы. Но в год шмиты, благодаря исполнению мицвы «пусть празднует земля Субботу Г‑споду» (Ваикро, 25: 2), Б‑г обещает сынам Израиля, что им не нужно задаваться вопросом: «Что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай?» (там же, стих 20). Они должны знать, что Всевышний позаботится о них: «Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года» (там же, стих 21).

Таким образом, недельная глава «Беѓар» начинается с изложения законов, демонстрирующих человеку, что Тора превосходит пределы природы. А законы, упомянутые в конце главы (когда, казалось бы, должны быть подведены итоги и сделаны выводы из того, что было сказано ранее), касаются человека, который не только не видит превосходства Торы над ограниченностью природы, но даже не думает, что природа противопоставляется Торе. Этот человек находится на таком низком духовном уровне, что, будучи продан в рабство иноверцу, позволяет себе думать о допустимости идолопоклонства для себя, так как этим занимается его хозяин. Для такого человека ограничения природы имеют гораздо большее значение и силу, чем законы Торы.

Объяснить это можно следующим образом: у каждого еврея, независимо от того, в каком положении он находится, нет ни малейшей склонности к идолопоклонству. Евреи не имеют никакого отношения к идолопоклонству. Мысль, которая приходит на ум еврею, ставшему рабом иноверца, — только внешнее проявление признаков этого служения. Этот еврей абсолютно не верит в идолов, и лишь потому, что он был продан хозяину-иноверцу, склонен подумать, что ему разрешено только внешнее действие, без каких-либо намерений и веры — поклониться идолу, как его хозяин. Он может подумать: так как он продан язычнику и, в соответствии с законами Торы, в настоящее время находится под властью хозяина-гоя, то он может сделать, как его хозяин. На это Тора говорит ему: «Не делайте себе идолов…» — вы не должны поклоняться им, даже только для отвода глаз!

Такое объяснение позволяет нам понять, почему эти законы приводятся в качестве итогов в окончании недельной глава «Беѓар», открывающейся изложением заповеди о шмите, содержанием которой является способность Торы воздействовать на законы природы и изменять их. Хотя евреи не должны сеять и пахать на Земле Израиля в седьмой год, Тора от Имени Всевышнего говорит: «Я пошлю вам благословение в шестой год, и вы получите урожай на три года вперед». Творец обещает еврею поддержку, чтобы приободрить его и помочь выполнить эту заповедь. Обильного урожая шестого года хватит на то, чтобы питаться им в течение трех лет: в шестой год, седьмой и восьмой. Но, несмотря на то, что эта заповедь показывает нам силу Торы, это выражение ее превосходства только над законами природы материального мира, который сам по себе не противоречит Торе. В последних стихах нашей недельной главы мы видим силу Торы не только перед лицом природы, но и перед теми, кто противостоит ей. Это более высокий уровень проявления силы Торы. Даже когда речь идет об изгнании, о евреях, проданных в рабство язычнику, поклоняющемуся идолам, что символизирует самую сильную оппозицию Торе, даже в этом случае Тора дарует еврею способность противостоять своему хозяину, воздействию окружающей среды и ни в коем случае не заниматься идолопоклонством.

Этот еврей исполняет заповедь-парадокс, содержащую два противоположных повеления. С одной стороны — хозяин-иноверец является его господином согласно Торе. С другой стороны — Тора говорит ему, что у этого господина нет никакой власти над ним, даже по вопросам только внешнего воздействия. Человеческому разуму такое очень трудно понять. И поэтому этот еврей исполняет заповеди только через принятие ярма Небес, через самопожертвование, а не на основе понимания и логики. Когда еврей исполняет заповеди таким образом, он не требует и не нуждается в какой-либо награде за это. Ведь вознаграждение дается как плата за выполнение определенной работы, потому что человек потратил определенные усилия и время, в соответствии с которыми его работа оплачивается. Когда можно измерить усилия человека, он удостаивается соответственного вознаграждения. Но мицва, исполнение которой связано с двумя противоположностями, с трудом поддается определению мозгом человека. Еврей исполняет эту заповедь, не раздумывая, из самопожертвования. Тут не о чем рассуждать: надо исполнять ее без рассуждений, без учета понимания и вознаграждения, или, не дай Б‑г, не исполнять вообще. Таков вывод Торы: несмотря на то, что еврей исполняет эту заповедь не из желания получить награду и не следуя логике и пониманию, в любом случае, он уповает на Всевышнего, Который пообещал: «Я — Г‑сподь! Верен в воздаянии». Я — Тот, Кто выше всего, — дам вам вознаграждение за исполнение того, что не подвластно логике и пониманию.

Дай Б‑г, чтобы мы всегда могли исполнять заповеди, без необходимости идти на самопожертвование! Но если нам будет трудно это делать, особенно — исполняя те заповеди, которые нам непонятны, или те, которые требуют самопожертвования, то пусть Всевышний поможет нам найти в себе силы для этого, и тогда мы удостоимся увидеть исполнение Его обещания: «Я Г‑сподь! Верен в воздаянии».

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (869 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-05-18 04:00:34

Духовную эволюцию можно представить как смену слов, слыша которые ты «хватаешься за пистолет».

Сослучайное и присослучайное 2017-05-18 02:49:36

До самого 1963 г. ידיעת הארץ называлась по-английски Palestinology.

Сослучайное и присослучайное 2017-05-18 02:34:51

В недельной главе Бегар содержится запрет брать проценты (Ваикра 25:36-37). Современные проповедники выводят из этого моральный принцип: Тора порицает получение выгоды без приложения усилий и без риска, надо работать, чтобы удостоиться благословения.
А какой моральный принцип они выведут из разрешения-повеления «чужаку же давай под проценты» (Дварим, 23:21)?

Что такое война

Лётчик летел над старинным городом. Он нажал на бомбосбрасыватель. Он получил приказ. Он знал, что весь этот город, со всеми своими улицами, домами, стариками и голубями — это враг. Потому что вся страна — это один большой враг.
Бомбы зажгли весь город. В городе не было армии. В городе даже не было мужчин боеспособного возраста: они все были или на фронте, или убиты. Кто успел, спустился в бомбоубежище. Бомбоубежище завалило, и все, кто там был, задохнулись в дыму.
Когда его откопали, оно выглядело так. http://ic.pics.livejournal.com/mi3ch/983718/8629540/8629540_original.jpg
И так: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/01/Bundesarchiv_Bild_183-08778-0001%2C_Dresden%2C_Tote_nach_Bombenangriff.jpg.
Дрезден, февраль 1945 г.

Сослучайное и присослучайное 2017-05-17 10:46:23

Никогда я не видел печатного источника строк «Папа мне принес с работы настоящую пилу». Только устные ссылки. А вы видели?

Сослучайное и присослучайное 2017-05-17 09:14:18

Нисан Берггрин, директор Школы преподавания иврита в Берлине в течение двадцати лет, издал хрестоматию для своих учеников. Грамматика, избранные отрывки из агады, отрывки из произведений современной ивритской литературы. Издательство Рубин Масс, Берлин-Шарлоттенбург. Годы издания: 1935-1936.
Нюрнбергские законы уже в силе. Евреи уже вытеснены из всей жизни Германии, и даже издавать книги они могут только в еврейских издательствах. Видимо, Берггрин понимал, к чему идёт дело, где евреи могут спастись с наибольшей вероятностью и какому разговорному языку их нужно обучать.
Сам он уехал в Палестину в 1939 г., уже после Хрустальной ночи.

Сослучайное и присослучайное 2017-05-17 03:21:57

В старой песенке поётся:
После нас на этом свете
Пара файлов остаётся
И страничка в интернете
(с)

Сослучайное и присослучайное 2017-05-17 02:34:18

В первой главе «Законов» старый Платон осуждает как распущенность тот самый гомосексуализм, который Платон средних лет так восхвалял в «Пире» и упоминал как само собой разумеющееся в «Государстве».

Сослучайное и присослучайное 2017-05-17 02:27:21

Одно из самых полезных, но безнадёжных занятий: размышлять, какие именно черты твоего поведения будут казаться тебе самому года через два детской игрой в песочнице или детскими же ссорами в той же песочнице.

Вот как надо

— Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, был моим главным оппонентом. Он посвятил десять лет жизни борьбе с моим открытием. Этот человек обладал огромным авторитетом, и не только в научном мире. В существование квазикристаллов он совершенно не верил. Это ведь его слова: «Нет квазикристаллов, есть квазиученые». Мне же лично он говорил: «Дани, вы несете чепуху!»
Но никакой предвзятости и в помине не было. Просто научная позиция Полинга не допускала существования квазикристаллов. Ведь незыблемость принципа цикличности в организации материи еще совсем недавно разделяли большинство кристаллографов. У меня с Полингом были прекраснейшие личные отношения. Не раз, оказавшись на одних и тех же симпозиумах и конференциях, мы вместе обедали. Однажды я даже набрался смелости и прочитал ему лекцию. Обычно я предстаю в качестве лектора перед десятками и даже сотнями человек. А тут один, но великий!
— Однако убедить Полинга вы все-таки не смогли?
— Нет. …Примерно за полгода до смерти, в 1994 году, он предложил мне совместно написать книгу. Я согласился, но с условием, что он должен признать существование квазикристаллов. Полинг улыбнулся и высказался в том смысле, что «совместную книгу писать пока рано». Полинг никогда не кривил душой. Он говорил то, что думал.
(Даниэль Шехтман, лауреат Нобелевской премии за открытие квазикристаллов)
http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431492/Kvazikristally_i_kvaziobrazovanie

Вот как надо

— Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, был моим главным оппонентом. Он посвятил десять лет жизни борьбе с моим открытием. Этот человек обладал огромным авторитетом, и не только в научном мире. В существование квазикристаллов он совершенно не верил. Это ведь его слова: «Нет квазикристаллов, есть квазиученые». Мне же лично он говорил: «Дани, вы несете чепуху!»
Но никакой предвзятости и в помине не было. Просто научная позиция Полинга не допускала существования квазикристаллов. Ведь незыблемость принципа цикличности в организации материи еще совсем недавно разделяли большинство кристаллографов. У меня с Полингом были прекраснейшие личные отношения. Не раз, оказавшись на одних и тех же симпозиумах и конференциях, мы вместе обедали. Однажды я даже набрался смелости и прочитал ему лекцию. Обычно я предстаю в качестве лектора перед десятками и даже сотнями человек. А тут один, но великий!
— Однако убедить Полинга вы все-таки не смогли?
— Нет. …Примерно за полгода до смерти, в 1994 году, он предложил мне совместно написать книгу. Я согласился, но с условием, что он должен признать существование квазикристаллов. Полинг улыбнулся и высказался в том смысле, что «совместную книгу писать пока рано». Полинг никогда не кривил душой. Он говорил то, что думал.
(Даниэль Шехтман, лауреат Нобелевской премии за открытие квазикристаллов)
http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431492/Kvazikristally_i_kvaziobrazovanie

Исследование: число религиозных сионистов не растет из-за оттока экс-религиозных

С ультраортодоксами всё наоборот — прирост и за счет демографии, и за счет притока неофитов
http://www.srugim.co.il/196272-%D7%91%D7%92%D7%9C%D7%9C-%D7%94%D7%97%D7%95%D7%96%D7%A8%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%A9%D7%90%D7%9C%D7%94

(Читательниц типа Златы просим сначала ознакомиться с текстом статьи, хотя бы и через Google Translate, а потом уже писать про «противных-пейсатых-которые-воруют-миллионы-так-написано-в-газете-треугольник-беэр-шевы»)

Суд Линча в талмудической традиции

Под судом Линча мы имеем в виду, как говорит Википедия, «убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия, обычно уличной толпой». Талмудическая традиция знает три типа суда Линча: прямое убийство коллегами, прямое убийство первым встречным и косвенное причинение смерти.
Итак:
1. Если священник служил в Храме в состоянии нечистоты, другие священники не ведут его в суд, но священники-юноши выводят его из храмового двора и пробивают ему голову (Мишна Санѓедрин, 9:6).
2. Того, кто украл храмовый сосуд, кто проклинает с помощью колдуна, и того, кто совокупился с арамейкой (Бавли, Санѓедрин 82а – с нееврейкой), убивают ревнители.
3. Еретиков, сменивших веру и доносчиков сталкивают в колодец [колодцы в стране Израиля имели форму бутылки с узким горлом, и самостоятельно выбраться из них было невозможно] и не достают из колодца (если они туда попали) (Тосефта Бава мециа, 2:33, Бавли, Авода зара 26б). Зачем сказано «не достают», если уже сказано «сталкивают»? Сказал рав Йосеф бар Хама, сказал рав Шешат: Если в колодце были ступеньки, их стёсывают (Бавли, Авода зара 26б). Пастухов овец и коз [они пасли на чужих полях и считались закоренелыми грабителями] не сталкивают, но и не достают (Тосефта Бава мециа, 2:33, Бавли, Авода зара 13б, 26а).
Советую также посмотреть поздний мидраш Хупат Элияѓу, 18.
В чём разница между этими категориями? Прямое причинение смерти применяется к «своим», к евреям, не выходящим за рамки еврейского народа, но совершившим действие, которого в «уголовном кодексе» нет, но которое (по представлениям народа) не может быть терпимо. Это внутриеврейское дело, и внешних властей оно не очень касается. А вот еретики, сменившие веру и доносчики вышли (частично или полностью) из среды еврейского народа и вошли в окружающее общество, и их убийство касается внешних властей, и может быть наказано как любое убийство. Поэтому им причиняют смерть косвенно.