Сослучайное и присослучайное 2017-02-11 14:32:47

Иван Петрович хрипло лаял,
На сослуживцев и домашних,
Он их хотел кусить за пятки
И не хотел вилять хвостом.

Собака лапою стучала,
Кричала в трубку телефона,
Что кирпича не будет больше,
И что пошли все кой-куда.

Собака ехала в трамвае,
С хвостом прищемленным наружу,
Держась зубами за окошко,
И тихо выла про себя.

Иван Петрович брел по скверу
С консервной банкою на шее
И грубо, некрасиво думал
О кожуре от колбасы.

Но поутру они проснулись…
(с)

Сослучайное и присослучайное 2017-02-10 08:19:20

Хороший комментарий к рассечению моря. https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10155076043733184&id=793028183&refid=52&_ft_=qid.6385452386150935863%3Amf_story_key.2069814232196215381%3Atop_level_post_id.10155076043733184

Как обрести уверенность в себе?

Диалог со слушателями радио Дэвидзон в Нью-Йорке

Как двигаться по жизни, преодолевая все препятствия и сложности. Как удостоится чуда развержения моря в своей жизни.

Читайте и слушайте другие передачи на сайте газеты «Еврейский мир»…

Smashed in translation

Когда "Поэтику" Аристотеля переводили на арабский, её переводили христиане-сирийцы для арабов-мусульман. В "Поэтике" упоминаются трагедия и комедия. Сирийцы в жизни не видели ни того, ни другого, так как театры были церковью давно похерены, а для арабов эти понятия и вовсе были как для марсиан. Поэтому трагедию — где говорят о высоких чувствах — перевели как "мадх" (панегирическая поэзия), а комедию —  где высмеивают — как "хиджа" (насмешливо-ругательная поэзия).
Потом "Поэтику" с арабского переводили на иврит. А на иврите даже хиджи и мадха не было. Поэтому когда ивритский читатель читал в ספר השיר о שבח "прославлении" и בזיון "позоре", он совершенно не понимал, какое всё это имеет отношение к "искусству пения".
Теперь мифы. Как христианин переведёт для мусульманина слово "миф", такое важное для "Поэтики"? "Хараба", россказни. А еврей, уловив контекст, понял, что это не просто сплетни баб на базаре, а что-то посерьёзнее, и перевёл ספר טפלי — "книга ерунды".

Здравствуй, дерево!

И снова Новый Год, новый год деревьев — Ту-Бишват. Новогодние каббалистические размышления о смысле жизни: что общего у Quercus estremadurensis (дуба обыкновенного), Аркадия Рабиновича и Тетраграмматона? Короче: дерево — это звучит гордо!

(Лекция р-на Эли Когана; записана 02.01.2007, отредактирована 01.27.2010)

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Сослучайное и присослучайное 2017-02-08 07:43:39

Рамбам пишет о мессианских временах так:
Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не для господства над всем миром и не для того, чтобы поработить неевреев, и не для того, чтобы неевреи почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом. В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. (Законы о царях 12:4-5)
Это же пересказ "Политики" Аристотеля:
"Пока будем считать прочно установленным следующее: наилучшее существование как для каждого в отдельности, так и вообще для государств есть то, при котором добродетель настолько обеспечена внешними благами, что вследствие этого оказывается возможным поступать в своей деятельности согласно требованиям добродетели" (глава 7, 1323б-1324a).

Сослучайное и присослучайное 2017-02-08 07:35:03

На сегодняшней конференции по средневековому ивриту в Академии Лиора Петровер рассказала, что одной из первых еврейских печатных книг — уже в 1480 году! — был библейский словарь Радака. В последующие годы он печатался ещё несколько раз, один раз даже допечатывался спустя год после предыдущего издания. А вот книги Хаюджа и ибн Джанаха, хотя и были давно переведены на иврит, не печатались НИКОГДА до 19 века.
Но не стоит отчаиваться. Ничего не пропало. В грамматических книгах Радака 76% объяснений значений трудных слов — из Ибн Джанаха. При этом прямых упоминаний его имени гораздо меньше. Забавно то, что в комментариях к Танаху Ибн Джанах упоминается ещё меньше (в отличие от комментариев Ибн Эзры, например), а в последнем написанном Радаком комментарии — к Берешит — не упоминается вообще. А джанаховских объяснений в этих комментариях — пруд пруди. Видимо, Радак уже считал их "общей интеллектуальной собственностью".
Радак обрабатывает, сокращает, упрощает сложные грамматические выводы своих предшественников, в общем, делает из трудных для понимания теоретических трактатов хороший учебник и словарь. Благодаря Радаку еврейскую грамматику и узнали в Европе.

Второе нашествие варваров

Автор текста: M. Bruk

Недавно мы в телепрограмме с Александром Грантом затронули тему беженцев — в связи с Международным днем Холокоста и с тем, что Америка в годы Второй мировой войны закрыла страну для еврейских беженцев из Европы, чем обрекла их на смерть от рук нацистов.

Стоило президенту Трампу приостановить для коррекции на несколько месяцев программу приема якобы беженцев — шумная толпа как бы защитников подняла бурю в стакане воды и выплеснула свои эмоции от аэропортов до газет. На самом деле нужно понять, что значительная часть современного общества оказалась в рабстве весьма усеченного и искаженного понимания, кто такие беженцы и кому и как надо помогать. В случае с европейскими евреями времен Холокоста была официальная позиция нацизма относительно уничтожения евреев и очевидное ее воплощение. И чтобы в той ситуации отвернуться от евреев, запретив им въезд в страну, необходимо было быть или отъявленным антисемитом, или нелюдем. Что, к сожалению, часто переплетается.

В случае приема евреев в Америку в 70–80-е годы ситуация тоже понятна. Евреи были национальным меньшинством в Советском Союзе. И в каком-то смысле прием русскоязычных евреев в Америку можно назвать исправлением и частичным искуплением греха Америки по отношению к евреям во времена Холокоста. Сейчас подобная ситуация происходит с христианским меньшинством в радикально мусульманских странах. Их жизни есть конкретная угроза.

Девятый вал
Ситуация с так называемыми беженцами из мусульманских стран опирается совсем на другие реалии. Сначала Запад поддержал «арабскую весну», в результате которой были скинуты сильные диктаторы, а к власти пришли непонятные силы без царя в голове. Но еще более парадоксальна внутренняя ситуация в этих странах. Во-первых, можем ли мы четко понимать, как проходит война в этих странах? Мы хорошо знаем, как нынешние СМИ фабрикуют любые истории. Всевозможные фотографии окровавленных мальчиков могут быть инсценировками. Особо ленивые «махеры» часто даже подсовывают фото из Интернета, заменяя, к примеру, Сербию на Сирию. Убегающие на Запад персонажи не являются угнетаемым нацменьшинством, а такими же мусульманами, как и воюющие стороны.

Можно даже предположить сценарий. В какой-нибудь Б-гом забытой стране два персонажа объявляют себя генералами и объявляют войну друг другу. За небольшие деньги они нанимают босяков, раздают им старые ружья, и те перед камерами постреливают, изображая «ужасы войны» перед нанятыми продажными журналистами. После этого сотни тысяч жителей страны заявляют, что их надо спасать от войны, и только в развитых странах Запада. А безмерно наивные либеральные западные крикуны устраивают акции, требуя не бросать «несчастных» и принимать их на деньги налогоплательщиков.

При таком сценарии не дай Б-г все бедные страны начнут инсценировать войны, чтобы благодаря наивным либералам устроить очередное массовое переселение своих нищих народов на голову беспечных парижан (немцев, американцев).
Человечество должно применить мозги и устроить жесточайший контроль за всем этим «театром», ведь захват Европы варварами мы уже один раз проходили.

Не путаем реально страдавших от нацистов или сталинистов евреев с непонятными толпами арабов, бегущими от непонятных и, возможно, инсценированных сюжетов в сытые страны.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-07 09:56:21

Узнал о существовании удивительного явления: "межрелигиозные священнослужители" (Interfaith officiants).

Некоторые из уроков Сократа, вкратце

1. Добродетель есть знание.
2. Следовательно, добродетели нужно учиться.
3. Но при этом добродетели практически невозможно научиться ("я знаю, что я ничего не знаю").
4. Однако несмотря на это, нужно постоянно учиться, ибо чем больше знаешь о добродетели, тем добродетельнее будешь.
5. А вот что точно невозможно — невозможно научить другого человека добродетели (против софистов). Поэтому Сократ никого и не учил, а только спрашивал и побуждал мыслить.  
6. Слушайся демония (возможно, имеется в виду совесть), хоть ты и не знаешь, что это такое.
7. "Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим" (согласно Платону, "Критон").

Эллинисту на заметку

Имя Архилох означает не "супер-раззява", а "командир батальона".

Сослучайное и присослучайное 2017-02-06 14:17:43

Какая прелесть. Мне только сейчас показали:
8189402_original

Стоимость спора

Оригинал взят у navlasov в Стоимость спора

Любые ресурсы ограничены — это аксиома. И очень трудно найти пример более ограниченного ресурса, чем время. Что бы мы ни делали, у нас есть всего 24 часа в сутки и 365 (366) дней в году. Как мы распорядимся этими днями и часами?

Каждый раз, делая выбор, мы вынуждены отказываться от чего-то другого. Можно сказать, что любое наше действие имеет определенную "стоимость", выраженную в часах и минутах. Ведение дискуссий, участие в спорах — не исключение.

У нас есть, допустим, четыре свободных часа. Чем их занять? Спором в Интернете? Чтением хорошей книги? Посиделками с закадычными друзьями?

Или, формулируя иначе: сколько времени Вы готовы потратить на то, чтобы доказать правильность своей точки зрения случайному, в общем-то, собеседнику? Думаю, если Вы — не фанат Интернет-дискуссий, то цифра получится более чем скромная. На свете есть масса куда более интересных дел, чем вести словесные баталии, от исхода которых в Вашей жизни, по большому счету, ничего не зависит.

Однако именно это обстоятельство позволяет использовать в различного рода дебатах прием, который можно условно назвать "повышением стоимости". В споре побеждает тот, кто задает вопросы — это прописная истина. Не только потому, что задающий вопросы удерживает инициативу, но и потому, что постановка вопроса требует гораздо меньшего количества ресурсов, чем ответ на него. Поэтому для тех, кто хочет оставить за собой последнее слово и заставить оппонента "бежать с поля боя", есть простой рецепт: необходимо сделать стоимость спора как можно более высокой для противника. Поставить его в положение, когда он будет вынужден тратить массу времени и сил для продолжения дискуссии — и рано или поздно ему это попросту надоест.

Как это может выглядеть на практике? Простой пример.
А: История Руси насчитывает более 7 тысяч лет!
В: Это глупость, и не существует никаких весомых доказательств подобных утверждений.
А: Если ты не знаешь о существовании этих доказательств, это не значит, что их не существует. Академик Иванов написал прекрасную книгу "Русь Неизвестная", в которой на основе данных археологии и других источников убедительно доказал этот тезис!
В: Да кто такой этот Иванов?
А: Известный специалист, и пожалуйста без переходов на личность. У тебя есть что возразить ему по существу?

По сути, чтобы ответить на этот вопрос, В должен найти книгу Иванова и хотя бы бегло просмотреть ее, после чего написать развернутый комментарий. Это явно слишком высокая цена.
В: Ты можешь изложить своими словами?
Попытка перейти в контрнаступление и заставить оппонента тратить сопоставимые ресурсы. Впрочем, ее легко блокировать.
А: Я тебе что, книгу в 500 страниц должен тут переписывать? Возьми да прочитай, если хочешь аргументированно высказаться по данному вопросу!
На данном этапе, будучи на месте В, девять из десяти плюнут и просто прекратят спор. После этого А сможет утверждать, что "концепцию Иванова все огульно ругают, но почему-то никто не может возразить ему по существу".

Разумеется, на этот прием есть различного рода контрприемы — начиная со знаменитого "отвечать вопросом на вопрос". Однако в данном случае важно уметь распознать данный прием и не вестись на уловку оппонента. Конечно, если Вы — не фанат Интернет-споров, готовый угробить двое суток на подготовку достойного ответа незнакомому человеку.

Вселенский долгострой или жилище для Абсолюта

Адаптированное изложение каббалистического трактата “Боси-Легани”. Своеобразное пособие “Строим Храм своими руками”. А также о применении главного принципа гомеопатии в быту — similia similibus curantur (клин клином, говоря по-русски) или святая глупость против природной дури.

(Лекция р-на Эли Когана; записана 1.30.2007, отредактирована 02.03.2009)

Текст трактата в переводе находится здесь.

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Сослучайное и присослучайное 2017-02-06 00:54:52

встаю и тупо вспоминаю /
где я кто я зачем я здесь /
и нафига и что же дальше /
и где же ванная у нас

на днях я встретился с олегом /
какой противный мерзкий тип /
но я его не убиваю /
ведь завтра в пять часов вставать

смотрю вокруг вот это ноги
вот это руки и пальто
а где же я меня же нету
а значит некому искать

олег глядит наверх направо
потом налево он глядит
и ищет внутреннюю кнопку
delete

Глава Торы “Бешалах”: Вынесут все!


Мало того, что евреи “опустошили Египет”, но даже выйдя из моря, воды которого расступились для них, спасшись от войска египтян, тела и колесницы которых были выброшены на берег, “избранный народ” не продолжает мерной поступью двигаться навстречу Синайскому Откровению, а предается безудержному мародерству! Казалось бы…

(Лекция р-на Эли Когана; записана 1.17.2008, отредактирована 02.05.2009)

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

250. Величие духа, стремящееся к высшей святости

250. Величие духа, стремящееся к высшей святости

(Read more …)

Прулялизм

Очевидное.
Первый подход: Я прав, а он не прав, потому что я — это я, а я не могу быть неправ.
Второй подход: Я прав где-то у себя, а он прав где-то у себя. Всё меньше применим, поскольку все "где-то" пересекаются.
Третий подход: Я, возможно, прав, и он, возможно, прав. Самое трудное.

Заповедь, данная еще до Исхода

Канун Шабос главы «Бой»
7 швата 5777 года / 3 февраля 2017 г.

В этом году после Ѓакофойс в Симхос-Тойре один из молящихся сказал, что хочет подарить после праздника две пары тфилин отличного качества двум евреям из числа присутствующих сейчас в синагоге, которые примут на себя соблюдение всех законов Субботы. Студент нашего еврейского университета и один из молодых людей, который женился несколько лет назад, на самом деле взяли на себя соблюдение Субботы и в то же время получили возможность исполнять еще одну важную заповедь Торы — возложение тфилин.

С началом Шестидневной войны, Любавичский Ребе объявил о начале мивцы (кампании) тфилин. Ее цель состояла в том, чтобы каждый еврей получил возможность исполнить заповедь тфилин, особенно солдаты Армии обороны Израиля, которые защищают народ и страну. Ребе объяснил две причины, по которым это необходимо. Во-первых, он привел цитату из Талмуда: «Каждый, кто возлагает тфилин, продлевает дни жизни» (трактат «Мнохойс», 44а). А в военное время обещание долголетия очень важно. В дополнение к этому, и это главное, Ребе привел еще одну цитату: «И увидят все народы земли, что Имя Г‑сподне наречено над тобою, и убоятся они тебя» (Дворим, 28: 10) — это головные тфилин» (Талмуд, трактат «Брохойс», 6а). Возложение тфилин пробуждает страх и благоговейный трепет у врагов. А так как народ Израиля един, то когда евреи в США надевают тфилин, враги евреев на другой стороне земного шара боятся и не смеют преследовать народ Израиля. И это будет способствовать его победе.

В той войне Израиль вернул себе Храмовую гору, Западную стену и весь Старый город Иерусалима после 18 лет их пребывания под властью Иордании — с 1948‑го по 1967 год, когда ни один еврей не мог посетить эти святые места. Каждый день в течение первых нескольких месяцев после победы тысячи людей приходили к Западной стене, каждый хотел прикоснуться к ее камням. Пробуждение сознания народа Израиля было на самом пике. Хасиды Хабада поставили там стенд для возложения тфилин, и благодаря этому тысячи евреев смогли исполнить эту заповедь.

Ариэль Шарон, получивший славу национального героя благодаря своему руководству сражениями во время войны, посетил Западную стену через несколько дней после победы вместе с другими офицерами и зарубежными гостями. Хасид Хабада подошел к нему и предложил надеть тфилин. Шарон, не задумываясь, согласился, и хабадник помог ему наложить тфилин, а затем вся толпа присоединилась к нему в громогласном чтении молитвы Шма, что вызвало всеобщее волнение. Фотография Шарона с тфилин у Западной стены стала известна во всем мире, и это побудило многих евреев последовать его примеру.

* * *

Заповедь тфилин очень особенная и важная. Во-первых, потому что о ней написано: «Вся Тора сопоставима с возложением тфилин» (Талмуд, трактат «Кидушин», 35б). Но кроме этого есть еще один момент, которого многие не замечают. В конце нашей сегодняшней недельной главы «Бой» мы узнаём, что эта мицва была дана сынам Израиля еще во время их пребывания в Египте: «И будет это знаком на твоей руке и налобной повязкой меж глазами твоими, ибо силою руки вывел нас Г‑сподь из Египта» (Шмойс, 13: 16). Любавичский Ребе говорит о том, что этот совершенно непонятный момент, по-видимому, нуждается в разъяснении. В Египте евреям были даны всего лишь несколько заповедей. Например, понятно, почему была дана заповедь пасхальной жертвы. Ведь в Египте царствовало идолопоклонство, и чтобы удостоиться уйти оттуда, евреи должны были зарезать идола Египта. Также понятно, почему именно в Египте была дана заповедь о выкупе первенца — ведь еврейские первенцы были спасены во время десятой казни. Но так ли необходимо было давать мицву тфилин именно в Египте, перед дарованием Торы и даже раньше заповеди о Субботе?!

Ребе объясняет, что Исход из Египта был началом всех последующих избавлений еврейского народа. А для того, чтобы получить спасение, необходима была заповедь тфилин, исполнение которой наводит страх на врагов и доведет их до состояния, когда они начнут сотрудничать с евреями, как это произойдет во время прихода Мошиаха.

Кампания по возложению тфилин была дополнительно усилена во время Войны Судного дня. Раввин Исроэль-Меир Лау в своей книге воспоминаний «Не поднимай руки на отрока» пишет, что во время войны он регулярно посещал раненых солдат в медицинском центре «Ихилов» в Тель-Авиве. В одно из таких посещений к нему подошла женщина и сказала: «Мой сын хочет поговорить с вами». Рав Лау вошел в палату, где на кровати лежал человек. Его голова была полностью покрыта бинтами, между которыми были оставлены лишь небольшие прорези для носа, рта и глаз. Все его тело было покрыто простыней. Раненый увидел стоящего рядом с матерью человека и спросил, действительно ли это пришел раввин. Затем он поинтересовался, который час? Удивленный его вопросом, раввин подумал, что парень еще не совсем пришел в себя, и ответил, что время двенадцать часов. Но парень не был удовлетворен этим ответом и попросил уточнить — двенадцать дня или ночи. Тогда раввин Лау сказал, что время полдень. После этого раненый спросил: «Может ли тот, кто не надел тфилин до двенадцати часов дня, сделать это сейчас?» — «Тфилин можно возлагать весь день», — ответил раввин. «Скажите, если невозможно надеть головные тфилин из-за повязки, можно ли наложить только ручные?»

Это был отличный ѓалохи¬ческий вопрос о том, насколько связаны между собой наложение головных и ручных тфилин. Рав Лау ответил лежащему на кровати раненому, что можно надеть тфилин на руку, не возлагая тфилин на голову. Услышав этот ответ, молодой человек вытащил свою левую руку из-под простыни и попросил: «В таком случае помогите мне это сделать». Раввин наложил на его руку тфилин и прочитал вместе с ним Шма. Во время чтения молитвы, обессилев, раненый заснул. Рав Лау осторожно освободил его руку от тфилин и покинул палату.

Прошло много дней, в течение которых раввин Лау продолжал приходить и накладывать тфилин этому раненому. Постепенно они стали друзьями, и когда парень немного поправился, раввин спросил его, почему для него было так важно надеть тфилин в том тяжелом состоянии, в котором он был после ранения. Парень рассказал ему, что в канун Симхос-Тойре он сидел вместе с другими офицерами в командном автомобиле неподалеку от Суэцкого канала. В это время к ним подъехал грузовик, на котором была построена сукка, и два хабадника пригласили молодых офицеров зайти, выпить с ними лехаим, закусить пирогом и произнести благословение на лулав. Офицеры пытались уклониться, объясняя, что даже в мирное время не слишком исполняют заповеди праздника, а тем более сейчас, когда идет война. Но хабадник не сдавался и пытался убедить их, приводя различные аргументы. «Все равно вы сидите здесь и ничего не делаете. Идемте все вместе, это займет у вас десять минут», — призывал он их. Офицеры посмотрели друг на друга и решили принять приглашение и подняться на грузовик. Они уже выпили стаканчик вина, отведали пирога и готовились благословить лулав, как вдруг услышали страшный оглушительный шум. Все бросились на дно грузовика. Когда все затихло, они выглянули из сукки и увидели, что машину, в которой они сидели за несколько минут до этого, разнесло на мелкие кусочки от прямого попадания вражеского снаряда.

Когда вокруг стало тихо, офицер сказал одному из хабадников: «Вы, конечно, называете то, что произошло здесь, чудом?» И хабадник ответил вопросом на вопрос: «А как бы вы назвали это?» Офицер понимал, что сохранил свою жизнь, благодаря сукке и лулаву. Он сказал: «Я чувствую, что я должен Ему что-то в обмен на жизнь, — и указал пальцем вверх. — Моя жизнь была спасена, потому что вы настаивали на том, что мы должны подняться на грузовик и сказать благословения». Тогда хабадник предложил офицеру взять на себя исполнение заповеди тфилин. Офицер захотел исполнить свое обещание немедленно и попросил хабадника наложить ему тфилин тут же, на месте. Однако это было невозможно. Ведь это происходило в Суккос, а в праздники (даже в холь ѓамоэд — «праздничные будни») не возлагают тфилин. Хабадник объяснил, что офицер сможет начать надевать тфилин только после окончания праздника. «Но я не знаю, где я буду, брат», — пояснил офицер, добавив, что у него даже нет своих тфилин. Хабадник записал его имя и номер части и пообещал, что когда закончится праздник, он будет иметь свои собственные тфилин. Обещание было выполнено, ему передали тфилин, и он получил возможность каждый день исполнять взятую на себя заповедь. Затем через короткое время возле Файеда, на египетской территории, он был ранен в позвоночник и эвакуирован на вертолете в медицинский центр в Тель-Авиве. С того момента, как он пришел в себя, его беспокоило только то, что он не мог исполнить заповедь тфилин

Ребе в одной из своих бесед объясняет, что головные тфилин символизируют Б‑га, стоящего во главе народа Израиля, а ручные тфилин символизируют народ Израиля. Мы «руки» и «ноги» Б‑га, Который заповедует нам, что делать в этом мире, и мы исполняем это на практике. Накладывая тфилин на руку и голову, мы соединяем народ Израиля со Всевышним.

Солдат, о котором мы вели рассказ, мог надеть тфилин только на руку, но, слава Б‑гу, мы живы и здоровы! Так давайте свяжем руку и голову, народ Израиля с Г‑сподом! Тот, кто до сих пор не возлагал тфилин, пусть начнет исполнять эту важную заповедь, а тот, кто уже исполняет ее, пусть купит пару тфилин для друга, который еще не возлагает их. Женщины тоже могут поучаствовать в исполнении этой заповеди. Они могут купить тфилин для мужа и побудить его возложить их, так что эта заповедь зачтется также и им в заслугу.

«И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем… И повяжи их в знак на твою руку, и да будут они украшением между твоими глазами» (Дворим, 6: 6, 8). Слова эти обращены к каждому из нас, давайте будем помнить об этом!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (782 КБ).

Новая программа изучения иврита и семитских языков по-русски

Есть на Волыни город Острог. В нём есть много интересных памятников, средневековый замок, башни, монастырь… А ещё в нём есть независимое учебное заведение Острожская академия, а в ней начала действовать программа преподавания иврита, семитских языков и библеистики. Первая Летняя школа была в прошлом году, а в этом году будет Весенняя, Летняя и Осенняя школы. Курсы читают такие известные люди, как Джеффри Хан, Стивен Фассберг, Саймон Хопкинс, Мэтью Моргенштерн, а из русскоязычных — Эйделькинд, Лёзов, Нотариус, Лявданский, Муравьёв и многие другие хорошие люди, в том числе я.
Академия заключила договорённости о партнёрстве с Тель-Авивским университетом, Еврейским университетом в Иерусалиме и Университетом Центральной Флориды, так что курсы, прослушанные в рамках программы, будут зачтены в этих университетах, если слушатель захочет продолжить своё обучение там.
Подробная программа и условия записи:
https://docs.google.com/document/d/1njVLWV2HIeaGwVRVIznpt_OXzrpdlcXdjoZmF9DvNVA/edit?usp=sharing (по-английски)
https://docs.google.com/document/d/1_OEdNvo2ESTtmK_UGkoB7bZScaVIIcsR4264efbrxRU/edit?usp=sharing (по-русски).
Количество мест ограничено, так что поторопитесь.
В прошлом году там было здорово (с моей преподавательской точки зрения), надеюсь, что в этом году будет ещё лучше!

Сослучайное и присослучайное 2017-02-02 11:42:20

Шломо Афанасьев метко назвал известную байку о том, что, дескать, свиней в стране Израиля можно разводить только если их ноги не касаются земли — חזיר פורח באוויר.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-02 03:59:16

Очень интересное сочинение — "История Моисея", דברי הימים של משה רבנו. Написано примерно в V-X  веках, где — непонятно, относится к жанру "переписанной Библии". К нему же относится книга Юбилеев, кумранский апокриф Авраама, мидраш "Пиркей де-раби Элиэзер"… Но интересно оно тем, что написано на почти безупречном библейском иврите. Впервые за многие сотни лет. Чем объясняется возвращение интереса к библейскому ивриту, ведь в то же время пишутся многие мидраши на позднем мишнаитском? 

Ким

- Я могу уважать нелепые прожекты,
Я могу уважать много еще чего.
Но кто хочет действовать и стесняется лишней жертвы -
Режьте меня, жгите меня,- за что уважать его?
Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
Чего там сомневаться, 
кого там ещё беречь?
Чего там,- правда победит.

ХОР:
- Уж если ты на самом деле знаешь, что к чему,
Тогда конечно за тобой мы все пойдем гурьбой.
А если мы гурьбою шагаем за тобою,-
То значит, ты знаешь, что к чему!

Дисклеймер

Для меня (лично для меня, вот такие у меня предрассудки) употребление слов "левак", "оккупант", "дос", "свиноед" и тому подобных в израильском дискурсе равносильно употреблению слов "жид пархатый".
При употреблении таковых слов я теряю всякий интерес к употребляющему их, к его личности и к его мнениям.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-02 01:27:36

Кстати, напомните мне, знатоки израильской истории: когда в последний раз израильский политик высокого ранга говорил "Я ошибся" и делал из этого выводы? По-моему, последний раз так повёл себя Рабин в деле валютного счёта его жены.