Влияние среды

Р.Рефаэль Бердуго заканчивает обсуждение сложных вопросов, на которые у него нет однозначного ответа, словами: «А Господь знает истину». Сразу видно жителя мусульманской страны.

Неотвратимость наказания и вознаграждения

Канун Шабос главы «Шмойс»
18 тейвеса 5778 года / 5 января 2018 г.

В конце декабря 2015 года французское правительство рассекретило архивы времен Второй мировой войны, и достоянием общественности стали многочисленные подробности сотрудничества французского правительства Виши с немецким нацистским режимом. Архивы, хранящиеся под грифом «секретно» три четверти века, были открыты впервые, поэтому Франции пришлось снова заниматься своим нацистским прошлым. Все документы, так или иначе, связаны с режимом Виши во главе с Анри-Филиппом Петеном, управлявшим страной в 1940–44 годах. В то время сотрудничество между Францией и Третьим рейхом было особенно тесным. Французские власти выявляли «врагов государства» и отправляли их в Германию для истребления.

Бо́льшая часть из 76 тысяч евреев, которые были убиты, прибыли из крупных городов Франции, включая Париж, где французские коллаборационисты оказывали всемерную помощь немецким оккупантам. Многие преступления были совершены в районе на юге страны, известном как «свободная зона». Архивы, с которых снята секретность, теперь открыты для любого использования заинтересованными гражданами и научными исследователями. Документы содержат трагические истории о том, как были выявлены и преданы французские евреи, и имена тех, кто несет за это ответственность, уже известны.

В феврале 2009 года Административный суд Франции признал правительство режима Виши ответственным за депортацию тысяч евреев в немецкие концентрационные лагеря во время Второй мировой войны. Суд постановил, что высокопоставленные нацистские чиновники не заставляли французов предавать еврейских гражданских лиц. Эта антисемитская акция была осуществлена добровольно такими организациями, как парижская полиция и французская государственная железнодорожная компания.

После войны правительства Франции отказывались признать какую-либо роль, которую режим Виши сыграл в уничтожении европейского еврейства. Но уже в начале семидесятых стали появляться сведения, которые доказывали, что коллаборационисты сами идентифицировали евреев, помогали собирать их и отправлять на смерть. Парижская полиция особо отличилась при исполнении этого задания. В частности, в ходе акции, прошедшей 16–17 июля 1942 года, двенадцать с половиной тысяч евреев, в основном женщины и дети, были арестованы в Париже, содержались в ужасных условиях в течение нескольких недель и потом были отправлены в Освенцим. Разумеется, правительство Виши старалось полностью скрывать свои действия, но, в конце концов, правда всегда выходит наружу…

* * *

На этой неделе мы начали чтение второй книги Торы, которая рассказывает об египетском изгнании. Внимательно анализируя ту часть главы «Шмойс», в которой говорится о попытках фараона и египтян уничтожить евреев, вы обнаружите, что методы совершения массовых репрессий и способы сокрытия преступлений совершенно не новы. Можно сказать, что нацисты многое переняли у фараона! По природе своей люди не способны просто так убить соседей, с которыми они жили бок о бок на протяжении десятилетий. Поэтому фараон сначала решил ослабить и поработить сынов Израиля, сделать их людьми второго сорта. Тора рассказывает: «Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся, и постыла им жизнь из-за сынов Израиля» (Шмойс, 1: 12). Египтяне ненавидели и боялись евреев. Почему это произошло? Потому что фараон вел пропагандистскую компанию, чтобы убедить всех, что евреи — низшие из людей. Это подтверждает стих в начале нашей главы, описывающий их численное увеличение так, как это видели египтяне: «А сыны Израиля плодились и воскишели во множестве своем, и умножились, и окрепли очень, и наполнилась земля Египта ими» (Шмойс, 1: 7). Автор комментария «Кли йокор» говорит: «Они стали в глазах египтян презренными, как пресмыкающиеся, ползающие на земле». Следующим шагом уже было «окончательное решение» еврейского вопроса. Но фараон — просвещенный человек, он сам не убивает младенцев, а делает все чужими руками. Поэтому он позвал еврейских повивальщиц и приказал им: «Принимая роды у евреек, смотрите: если это сын — умертвите его, а если это дочь, то пусть живет» (Шмойс, 1: 16). А матери пусть думают, что младенцы рождаются мертвыми. Мидраш говорит: «Почему он повелел убить их повивальщицам? Чтобы Всемогущий не требовал от него, а воздал им» («Шмойс рабо», 1: 18). Когда повивальщицы не выполнили его приказ, фараон задумал еще один дьявольский план. Он сказал своим людям: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Шмойс, 1: 22). Почему фараон не просто отдал приказ убивать младенцев, а повелел бросать их в Нил? Раши в своем комментарии на этот стих говорит: «В день, когда родился Моше, астрологи сказали фараону: «Сегодня родился их избавитель, но мы не знаем, египтянин он или же из сынов Израиля. Однако мы видим, что он понесет наказание от воды».

Фараон понимал, что такой указ вызовет возмущение в стране — египтяне не смогут терпеть убийство младенцев, ведь даже самые отъявленные негодяи с трудом переносят, когда убивают детей (вспомним, как несколько лет назад весь мир был потрясен фотографией сирийского мальчика-беженца, который утонул по пути в Европу). Поэтому фараон придумал простой и легкий способ исполнения своего приказа. По ночам сотрудники египетской тайной полиции проникали в дома евреев, похищали младенцев и бросали их в Нил. Утром вставало солнце, люди шли на работу, а некоторые даже купаться в реку, но от младенцев не оставалось и следа. Никто не чувствовал себя виноватым. Египтяне могли продолжать свою обычную жизнь, как ни в чем не бывало. Никто ничего не видел и не слышал…

Это объясняет, почему Всевышний решил, что первой казнью египетской станет превращение вод Нила в кровь. Мидраш говорит: «Так как они бросали сынов Израиля в воду… Он осудил воды Нила». И следует добавить, что поскольку Нил скрывал кровь еврейских младенцев, как будто ничего не случилось, Святой, благословен Он, раскрыл эти преступления, превратив его воды в кровь, как бы говоря, что вся река наполнена кровью еврейских детей.

В дополнение к этому, в конечном итоге, самое большое наказание за то, что они утопили детей Израиля, египтяне получили при рассечении Красного моря. Чтобы наказать египтян смертью, Всемогущий не обязан был ждать пока они достигнут берега моря. Они могли найти свою смерть на своих кроватях, как при казни первенцев. Почему Творец именно утопил их? «Мехильта» говорит, что в той мере, в какой человек меряет, судят его. Фараон сказал: «Всякого сына новорожденного бросайте в Нил». И по принципу мида кенегед мида («мера за меру») Всевышний потопил колесницы фараона в море.

Любавичский Ребе часто цитирует слова мудрецов, приведенные в Талмуде (трактат «Сота», 11а): «Мера добра всегда больше меры зла». Если Б‑г непременно откроет миру преступления, совершенные каким-то народом, то не может быть такого, чтобы человек тайно совершил акт спасения, и никто не услышал об этом героическом поступке. История Холокоста тоже знает такие примеры. В те ужасные годы были как евреи, так и праведники народов мира, которые рисковали жизнью, чтобы спасти евреев. Многие из них покинули этот мир, и никто не узнал об их героизме и не поблагодарил их. Например, Гилберт Краус, еврей из Филадельфии, который в 1939 году, рискуя собственной жизнью, спас пятьдесят детей из Австрии, тайно вывезя их в США. На протяжении десятилетий никто не слышал об этом. Однажды кто-то открыл дневник, написанный его женой, в котором она рассказала эту историю, а внучка Крауса вместе со своим мужем сняла документальный фильм «50 детей». О невероятном путешествии Гилберта и Элеоноры Краус, которые отправились в самое сердце нацистской Германии в 1939 году для того, чтобы попытаться спасти 50 еврейских детей от Холокоста, стало известно во всем мире. Другой пример — британский филантроп сэр Николас Уинтон, спасший от смерти 669 еврейских детей, которые должны были погибнуть в фашистских концлагерях. Он организовал операцию, получившую впоследствии название «Чешский киндертранспорт», в ходе которой в течение весны и лета 1939 года семь поездов отправились из Праги, увозя спасенных детей в Нидерланды, откуда потом их переправляли в Англию. Уинтон никогда и никому не рассказывал историю этого чудесного спасения. Широкую известность пражская деятельность Уинтона получила в 1988 году после того, как его жена случайно обнаружила записную книжку с точной записью всех подробностей о спасенных детях. Всевышний позаботился о том, чтобы эту историю узнал весь мир.

Это также верно для нас. Случается, что человек делает доброе дело, но по какой-то причине никто его не ценит. История учит нас, что Создатель позаботится о том, чтобы, в конце концов, этот человек получил вознаграждение, которого заслуживает.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (790 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-01-04 03:28:22

Перечитываю (переслушиваю) статьи Вежбицкой, в частности, о русском характере, выражающемся в языке. Известная вежбицкая идея. Так вот, впечатление такое, что она говорит о каком-то неизвестном мне племени «русских». Ни одна описываемая ею черта не выражается ни в современном русском языке (литературном и разговорном), ни в культуре. Кроме разве что фатализма.
Несколько лет перестройки и последовавшей за ней перестрелки действительно полностью оторвали русскую культуру от т.н. «русской классической». Теперь можно говорить лишь о возрождении советской культуры. А советский язык Вежбицка не описывала, это делали другие люди.
Не только Чехов и Толстой, но и Солженицын с Трифоновым безнадёжно мертвы.

Сослучайное и присослучайное 2018-01-03 10:45:11

Старый берлинский анекдот, вероятно, вычитанный в прекрасно иллюстрированной книжке Гласбреннера, юмориста времен мартовской революции 1848 г… «Папа, – спрашивает малыш в цирке, – что делает дядя на канате с этой палкой?» «Это балансир, за который он держится». «Ой, папа, а если он ее уронит?» «Чудак, он же ее крепко держит!»
(В.Клемперер. Язык Третьего рейха)

Вот что такое еврейская галаха.

Сослучайное и присослучайное 2018-01-03 08:54:06

Вот самодельный машинописный журнал, «Ивритский учитель — педагогическая брошюра», второй год выпуска, 9 номер. Статьи о Бялике, о Залмане Шнеуре, о произношении иврита, о преподавании смысла молитвы и еврейской литературы. Выпущен отделом ивритского образования Сионистской организации. Всё обычно, кроме выходных данных: 1937 год, Берлин.

С рабочего стола

А вы когда-нибудь видели стихотворения по-арабски, написанные самаритянским письмом?

Лейбович. «Быть свиньей куда хуже, чем кушать свинину»

Лейбович. «Быть свиньей куда хуже, чем кушать свинину»

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2018-01-03 05:31:56

Один из самых невыносимых для меня элементов современного иудаизма — хоровая исповедь в Йом-кипур. С песней. Восемь раз. Эх, раз, ещё раз, да ещё много-много раз — ве-аль куууулаааааам….

Дискуссия с христианами об иудеях в евангелии от Иоанна

Совершенно случайно наткнулся на очевидную, для знакомого с иудаизмом, ложь об иудеях в евангелии от Иоанна и решил спросить об этом христиан. Поскольку ни на каких христианских форумах я не зарегестрирован, решил сделать это в ЖЖ. Зашёл на страницу известного, в России, протодиакона Андрея Кураева и увидел, что он опубликовал свежий пост о вере какого-то украинского попа во власти. Решил, что это будет подходящим местом для прямого обращения к нему с вопросом о вере. Личность он известная и к христианству имеет отношение самое непосредственное.

Вот моё сообщение с вопросом к Кураеву и ветка обсуждения под ним:
https://diak-kuraev.livejournal.com/1876328.html?thread=408197480#t408197480

Как я и предпологал, со мной там не согласились. Более того, найденое мной противоречие попытались объяснить тем, что врали сами иудеи, а Иисус не обратил на это внимание, поскольку хотел продолжать говорить на более важную тему. Сам Кураев пока что никак на мой вопрос не отреагировал, хотя наверняка видел его, поскольку уже после его публикации ответил на чей-то другой комментарий под своей публикацией.

Поскольку Пинхас Полонский, в своё время, написал большую статью об отличиях и взаимоотношениях иудаизма и христианства, было бы интересно услышать его мнение об этом. Знаю, что в своём ЖЖ он уже не пишет, но быть может заходит сюда — в ЖЖ сообщество Маханаим.

Мнение остальных религиозных посетителей этого сообщества было бы так же интересно услышать.

Сослучайное и присослучайное 2018-01-02 10:19:03

В средневековом французском идиллическом романе «Окассен и Николетта» о любви сына графа и пленницы-сарацинки юноша-христианин носит арабское имя Aucassin — то есть аль-Касим, а девушка-мусульманка — французское имя Nicolette.
Прекрасный способ показать: добрые люди, мы пишем чистую фантастику. Подвиги Роланда или Ланселота вы можете принимать за чистую монету, воля ваша, но мы тут пишем старый добрый александрийский роман о том, чего не бывает.

Кордозо. Вера в «первопричину» не имеет никакого религиозного смысла

Кордозо. Вера в «первопричину» не имеет никакого религиозного смысла

(Read more …)

Занимаюсь подрывной деятельностью

Тихой сапой рассказал первокурсницам провинциального колледжа на уроке семантики о кванторах логики Монтегю и о теории референции (разумеется, не употребляя этих страшных слов), и они поняли.
А второкурсницам уже второй урок переворачиваю картину мира: излагаю актантный синтаксис, запрещая употреблять слово «сказуемое» и показывая, чем оно неудачно. Этот запрет им даётся тяжелее всего. Некоторые уже поняли, что я копаю под всю систему преподавания синтаксиса в школах, которой они следуют.
Спасибо проф. Даниэлю Сивану, который 25 лет назад научил меня резать священных коров

Смысл еврейских календарных постов

определяется двумя концепциями: цикличности времени и самостоятельной сущности, силы времени.
Объяснения «на голодный желудок мы лучше скорбим и раскаиваемся» придуманы задним числом и очевидно эмпирически неверны. А дело в том, что предполагается, что некая сущность — скажем, 9 число месяца ав — зарядилась злом оттого, что в этот день случилось великое зло (в данном случае — евреи отказались идти в Землю Обетованную). Поэтому впоследствии каждый раз, когда наступает девятое ава, этот заряд зла может разрядиться в нас молнией.
Но над цикличным временем стоит Бог, и Он решает, когда замыкать контакты и запускать разряд, а когда нет. Чтобы предотвратить разряд зла, мы должны сами себя наказать: тогда Бог сочтёт, что в этом году мы и так страдаем, и отложит выпускание на волю заряда зла. Самый простой способ самим себя наказать — это лишить себя еды и питья и при этом взывать к Богу.
Йешаягу говорил, что если мы поступаем так, но при этом сами творим зло — автонаказание не поможет, мы разгневаем Бога и Он выпустит в нас молнию темпорального зла, стоящую наготове.
В мишнаитские времена прибавилась дополнительная идея: в день, чреватый злом, нужно совершить богоугодное деяние. А поскольку тело само по себе в мишнаитском мировоззрении (как и вообще в ближневосточном мировоззрении эллинистической и римской эпохи) есть зло, нужно это зло как-нибудь побить: например, лишить тело еды и питья, а в некоторых случаях — и других удовольствий. Считалось, что такая временная победа над телом доставляет Богу удовлетворение. Отсюда концепция искупительных постов.

Сослучайное и присослучайное 2018-01-02 02:49:36

…И с ёлкой в руках, насквозь мокрый и трезвый,
Засунув под мышку сырой календарь,
На зонтик сменяв посох свой бесполезный,
Стучится в дома новогодний январь.
(Игорь Шкрабатовский, о городе Сочи)

Философия науки. Лекция 1

Философия науки. Лекция 1

(Read more …)

Костёр и родник

Татьяне Ковальчук

Костер у подножья зеленой горы. Em Em7 F7 H7
Тропа — наугад и наощупь… Em D7 G7 E9- E7 Am
Кому эта радость — ночные костры, Am7 D7 G7 C7
И разве остаться не проще? F7 H7 E7/Em

И ради чего ты оставил свой дом —
Отчаянья, ссадин и пота?
Что могут увидеть глаза за горбом
Последнего, дальнего взлета?

Пусть новые горы взойдут за хребтом —
Движенье дороже итога,
И дело не в том, что отыщешь потом,
А в том, что подарит дорога.

Тепло костерка, чистоту родника,
Скупое, нещадное время
И то, что не названо словом пока,
Но властно над каждым и всеми…

Костер у подножья зеленой горы.
Тропа — наугад и наощупь…
Кому эта радость — ночные костры,
И разве остаться не проще?

1984

אורת המדורה בתחתית הגבעה,
ניחוש ומישוש של הדרך…
צעדתם בלילה – האם לטובה?
כי כאן – קל יותר לעין ערך.

ולמה תחליף את ביתך בתלאות,
ייאוש וזעה וצלקת?
ואיזה תוחלת עיניך רואות
אחרי הגבעה המרוחקת?

באופק עולים רכסים חדשים,
עדיף המסלול על היעד,
ואל תחפש מטמונים חדשים:
תמצא אוצרות בכל צעד.

זַכּות המבוע, אורת המדורה,
הזמן – הקמצן ללא חסד,
וזה ששולט על בודד וחברה,
אותו השפה לא תופסת.

Потому-то и новых времён В нашем городе не настаёт

…А в это время где-то в Красноярске,
На кафеле рассевшись по-татарски,
О промедленьи вовсе не скорбя,
Проводит сутки третьи
С шампанским в туалете
Сам Новый год — и пьёт сам за себя.
Помешивая воблою в бокале,
Чтоб вышел газ — от газа он блюёт, —
Сидит себе на аэровокзале
И ждёт, когда наступит новый год.
Но в Хабаровске рейс отменён,
Там надёжно засел самолёт…
Потому-то и новых времён
В нашем городе не настаёт.
(c)

Мои успехи в уходящем году:

Мне удалось ответить на вопрос "а на фига".
(Разумеется, спрашивающий "а как ответить?" ответа не получит).

Тяжела и неказиста жизнь российского габая

Друзья! Один человек составляет памятку для габая синагоги в России — такую, чтобы любой, кому на долю выпало быть главой общины или шалиахом в провинции, знал, как приспособить известные нормы работы габая к теперешней российской реальности. На иврите "книг габая" много, а вот по-русски — что можно добавить? На что обратить внимание нашего предполагаемого старосты синагоги? Взаимоотношения со спонсорами? С неевреями по галахе? С мэром города? С пенсионерами на миньяне? Что ещё?
Спасибо.

Глава Торы “Шмот”: Школа Злословия

Учимся злословить и сплетничать!.. То есть, нет… Попытаемся понять, каким образом Лашон-Гара (злословие) могло (и до сих пор, увы, может) быть препятствием освобождению от рабства и даже помехой Б-жественному Выбору! В чем корень этого зла и как на самом деле с этой гидрой бороться…

(Лекция р-на Эли Когана; записана 12.27.2007, отредактирована 01.14.2009)

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Личные итоги 2017 года

Ещё больше устал.

Самое важное в политической жизни Израиля в 2017 году

это то, что кнесет обсуждает всякую ерунду. Это значит, что ни коалиция, ни оппозиция не может найти актуальные проблемы, которые могут быть решены в рамках законодательства. И это хорошо.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-31 02:31:20

Видеогид по Иерусалиму Арье Парниса
Линк на доступ к видеогиду — http://parnis.ravpage.co.il/vgjf
До конца недели доступ к видеогиду бесплатный.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-29 05:10:19

Рав Рефаэль Бердуго в книге "Рав пниним" считает, что к тринадцати основам веры нужно прибавить четырнадцатую: множественность пониманий текста Торы и их равноправие.

«Им незачем тут, поверь»

Выложил в Ютуб одну из главных песен Ланцберга — "Крысолов (Старая история)". До сих пор она была там только в жутком чужом исполнении.
https://youtu.be/GLRs3X-dm04
Посвящена была Юрию Устинову. Один педагог Божией милостью — другому.
Слова: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=7926
Мой перевод на иврит: https://nomen-nescio.livejournal.com/668196.html