Лея Гольдберг, 1943

(Стихотворение написано во втором лице, женском роде)
Кто же знает,
придёт ли пора доброты и прощенья?
Выйдешь в поле,
пройдёшь не спеша, простота, забытьё.
Твои ноги босые
травы обласкают касанья,
Иль стерня их уколет,
и сладки уколы её.
Или дождик настигнет,
обсыплет капель его роем
Твои плечи, и голову, и по груди ручейком,
И пойдёшь ты по мокрому полю,
наполнясь покоем,
как светом — края облаков.

И вдохнёшь
свежий дух борозды глубоко и спокойно,
Ты взглянула — и солнце
увидела в лужах зеркал.
В этой жизни всё просто,
и можно — и это достойно -
Свою душу открыть
для любви, не стесняясь никак.
Ты по полю пройдёшь,
где пожар был резни и убоя,
По пропитанной кровью и страхом дороге калек,
Снова станешь тиха и кротка,
и честна пред собою,
Как травинка в траве,
просто как человек.

Сослучайное и присослучайное 2019-01-04 03:08:02

Она играет не на гитаре, а на моей душе. Хава Альберштейн, живой концерт. «Придут ли дни добра и прощения…» Слова Леи Гольдберг, музыка Хаима Баркани. В клипе есть русские стихотворные субтитры. (Нужно учесть, что в оригинале песня написана во втором лице женского рода — обращена к женщине, возможно, к себе самой).
Стихи написаны в 1943 г. и разосланы бойцам Еврейской бригады в Италии.
Хаве здесь 63 года.
https://www.youtube.com/watch?v=T5WxwcmCD3U&feature=youtu.be
Русский подстрочник (отредактирован мной):
Кто же знает,
придёт ли к нам время добра и прощенья,
Выйдешь в поле,
пройдёшь не спеша, простота, забытьё.
Босиком,
босиком, твои ноги босые трава обласкает,
Иль стерня их уколет,
и сладки уколы её.
Или дождик настигнет,
обсыплет капель его роем
Твои плечи, и голову, и по груди ручейком,
И пойдёшь ты по мокрому полю,
наполнясь покоем,
как светом — края облаков.

И вдохнёшь,
ты вдохнёшь свежий дух борозды глубоко и спокойно,
Ты взглянула — и солнце
увидела в лужах зеркал.
В этой жизни всё просто,
и можно — и это достойно -
Свою душу открыть
для любви, не стесняясь никак.
Ты по полю пройдёшь,
где пожар был резни и убоя,
По пропитанной кровью и страхом дороге калек,
Снова станешь тиха и кротка,
и честна пред собою,
как травинка в траве, просто как человек.

Сослучайное и присослучайное 2019-01-03 16:40:03

Друзья, где можно купить новые оригинальные русские шрифты?
Спасибо.

Нет ни одного «маленького создания»!

Канун Шабос главы «Воэйро»
27 тейвеса 5779 года / 4 января 2019 г.

Около года назад община Хабада в израильском городе Холон с особенно большой радостью отпраздновала хупу члена общины Давида Саярса. То, что этот еврей смог сочетаться браком по закону Моше и Израиля, символизировало замечательное чудо, происходящее в нашем поколении.

Дед Давида был еврейским торговцем, иммигрировавшим из Ирака в Израиль. Он занимался текстильным бизнесом и по мере расширения своего дела переехал в Индонезию, на остров Бали. Индонезия — самая густонаселенная мусульманская страна мира. Дед Давида переехал туда со своей женой и маленькой дочкой по имени Хана, которая почти ничего не знала об иудаизме. И в дальнейшем, естественно, у нее также не было возможности установить связь со своим народом. Повзрослев, она вышла замуж за соседа-мусульманина, у них родилось трое детей, старшим из которых был наш Давид. Чтобы хоть как-то сохранить еврейскую идентичность ребенка, мать отправила его не в мусульманскую, а в христианскую школу…

Прошли годы, Давид приблизился к своему 13‑летию. Хана испытывала душевную боль и страдания. Она мечтала отпраздновать бар-мицву сына, увидеть, как он поднимается к Торе, как любой еврейский мальчик, но не знала, как это сделать. Рядом с их домом была небольшая синагога, которая открывалась только в Йом-Кипур, и единственным внешним символом на ней было изображение Звезды Давида. Однажды Хана почувствовала, что ей нужно открыть свое сердце Б‑гу. Она взяла ключ от синагоги и пошла молиться. Однако внутри она застала грязь и запустение. Много часов работала Хана, чтобы убрать и облагородить это место. На одном из столов она нашла маленькую фотографию Любавичского Ребе. Хана посмотрела на фотографию и сказала: «Уважаемый Ребе, вы беспокоитесь о евреях по всему миру. Я прошу вас позаботиться и о моем Давиде». Она закончила свои дела в синагоге и решила вернуться домой. На выходе она с удивлением обнаружила несвойственную для Индонезии картину: перед ней стоял… хасид, что называется, «в полном облачении» и с пышной бородой. И это была реальность, а не сон!

Реб Давид Скордер, торговец из Лондона, выполнял поручение Любавичского Ребе: интересоваться положением еврейской общины, где бы он ни находился по делам бизнеса. Он только что приехал на Бали и отправился искать синагогу. И вот он здесь, как раз в те минуты, когда здание открыто, и одинокая еврейская женщина отчаянно нуждалась в его помощи. Скордер отвез Давида в Лондон и подготовил его должным образом к бар-мицве. Прошли годы, и Давид удостоился создать крепкий еврейский дом на Земле Израиля.

* * *

На первый взгляд история о десяти казнях египетских, которую мы читаем в нашей сегодняшней недельной главе «Воэйро», кажется очень странной. Зачем нужна была целая серия наказаний? Разве это не было совершенно чрезмерным?! По крайней мере, девять из десяти казней были явно лишними! Святой, благословен Он, мог послать первой карой истребление первенцев, и она стала бы единственной, так как непосредственно поразила тело египтян, и египетский народ был бы немедленно разбит и вынудил бы фараона освободить сынов Израиля. Это было бы «оружие массового поражения», и ясно, что фараон был бы побежден в считанные минуты…

Когда встает вопрос о десяти казнях египетских вообще, то конкретно задают вопрос о втором наказании — лягушках. Все кары, в общем-то, были предназначены для того, чтобы ранить египтян в самое болезненное место, задеть самый чувствительный нерв врага. Однако казнь лягушками не должна была слишком сильно повлиять на Египет. Можно довольно долго жить с квакающими лягушками, и это не вредит ни деньгам, ни телу, ни душе, тем более, что египтяне были из тех, кто питается всякими гадами, и с аппетитом ели лягушек. Так что казнь лягушками только облегчила им работу и сэкономила время на поиски нечисти. В чем же кроется смысл этой кары?

Это большой вопрос, потому что, с другой стороны, мы обнаружим интересный факт об этом наказании. Это был единственный удар, который еще не закончен. Все казни исчезли, будто их и не было, как только Моше отменил их, но о лягушках Тора дважды подчеркивает, что они остались в водах Нила. Вот что говорит Раши в отношении этой казни: «Превечный обрушился на них подобно тому, как война ведется царями, то есть казни в Египте напоминали военные действия. Когда царские войска осаждают город, вначале приводят в негодность водные источники, затем трубят и издают воинственные звуки, чтобы устрашить и вызвать замешательство среди жителей осажденного города. Так вначале воды превратились в кровь, а затем жабы громко квакали и поднимали шум и т. д.» (комментарий на Шмойс, 8: 17). Любавичский Ребе объясняет, что казнь лягушками отличалась двойной силой: она действовала устрашающе во время самого свершения наказания, и более того, она продолжала вводить в замешательство египтян и после, на протяжении долгого времени… Но тут встает простой и очевидный вопрос: что же такого «страшного» и «тревожного» в лягушачьем кваканье? Почему эта кара была настолько сильной, что единственная из всех сохранилась в водах Нила?

Любавичский Ребе от имени Абарбанеля объясняет великий принцип: египетские казни предназначались не только для освобождения Израиля из Египта, но и для гораздо большего — освобождения Египта из Израиля. Десять казней были способом построения веры еврейского народа, который рождался в то самое время, средством искоренения египетских верований и ответа на все вопросы каждого отдельного еврея. Пророк говорит: «Ты, совершивший знамения и чудеса в земле Египетской, известные до сего дня, и в Израиле, и среди людей» (Ирмияѓу, 32: 20). Идея заключается в том, что египетские казни продолжаются, в определенном смысле, и по сей день. Они важны для самого народа Израиля, потому что каждый еврей может найти в них ответы на все свои вопросы. В каждой беде, с которой сталкивается еврей в своей жизни, наказания Египта демонстрируют основы веры и являются источником силы и утешения.

Одним из самых глубоких вопросов верующего является вопрос о его статусе перед Б‑гом. Действительно ли Б‑г видит меня? Действительно ли Всевышний слышит мои молитвы и просьбы? Есть ли у меня какое-то уникальное предназначение в этом мире? Произойдет ли что-нибудь ужасное, если, не дай Б‑г, я внезапно исчезну? Фараон утверждал: «Возможно, есть Б‑г, который создал мир тысячи лет назад, но он не имеет никакого отношения ко мне, Он где-то там, наверху, и никак не связан с человеком здесь, внизу. «Мне принадлежит река моя и я сам сотворил себя» (Йехезкель, 29: 3). Я был создан каким-то независимым способом, и какой-то эволюционный процесс на протяжении веков привел к моему рождению. С тех пор я управляю своей жизнью самостоятельно, и даже если я обращаюсь к Б‑гу, Он слишком занят, чтобы слушать меня…»

Надо сказать, что в этом утверждении есть определенная логика, потому что вера несет в себе парадокс: с одной стороны, мы усиливаем Б‑жественное величие до бесконечности, а с другой стороны, утверждаем, что Он вовлечен в маленькую жизнь всех нас и слышит молитвы каждого человека, как если бы тот был Его единственным ребенком. Такое противоречие непросто осознать. И тут приходит ошеломляющий ответ, связанный с лягушками.

В мире животных лягушка — одно из самых незаметных и никчемных существ. Животные делятся на три типа: те, которые приносят человеку большую пользу, такие как корова или пчела; те, которые наносят ущерб, как змеи и скорпионы; и те, которые не приносят ни пользы, ни вреда. Представители первой группы хорошо чувствуют свою связь с Б‑гом. Они приносят пользу и имеют большое значение для этого мира, чье существование нуждается в меде пчел и коровьем молоке. Поэтому эти животные могут знать, что Б‑г видит их и желает их успеха. Члены второй группы также имеют важный статус. В конце концов, Всевышний использует змею и скорпиона, чтобы причинять вред и убивать грешников. Поэтому они также могут чувствовать свою значимость и важную миссию в этом мире. Однако животные третьей группы кажутся самыми отчаявшимися. Когда лягушка смотрит на себя, она думает: «Кому я нужна? Если разразится эпидемия и все лягушки исчезнут в один миг, никакого вреда не будет, мир останется таким же, каким был прежде!» И тогда на помощь приходит казнь лягушками, которая доказывает, что нет лишних созданий и нет незначительных существ. Создатель связан даже с самым малым Своим созданием, слышит его и назначает ему личную миссию, которую может выполнять только он.

Таково было ошеломляющее и поражающее сообщение фараону: если Б‑г видит крошечную лягушку, если Он управляет ее жизнью и слушает раздражающее кваканье, которое она производит, то Создатель тем более управляет жизнью фараона, царя Египта. Самое большое наказание для человека, который чувствует себя самодостаточным и независимым, — это продемонстрировать, что он ни на мгновение не может быть независимым. Его жизнь управляется свыше от начала до конца. Казнь лягушками демонстрирует один из величайших элементов в служении Всевышнему: нет ни одного «маленького создания». И даже если вы считаете себя маленьким, в глазах Б‑га вы велики. Глубокое познание этого удивительного момента наполняет мощным смыслом наше служение Творцу и придает нам силы продолжать нашу постоянную работу по исправлению и совершенствованию этого мира до самого конца — до прихода Мошиаха, да раскроется он вскоре, в наши дни, омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (765 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2019-01-03 02:13:41

Мать Любавичского Ребе рассказывала, что её сын с бар-мицвы (13 лет) ни разу не позволил себе повернуться к ней спиной.
via ykh

Сослучайное и присослучайное 2019-01-02 09:10:20

Блогом можно убить, блогом можно спасти,
Блогом можно людей за собой повести
(по мотивам В.Шефнера)

Спасибо Льву Успенскому

Слово «забава» однокоренное с «прибавить», «убавить» и «пробавляться». «Бавить» — это каузатив от «быть», как «плавить/плавать» от «плыть» и «славить» от «слыть». Исходных значений два: «влиять на существование» и «длить существование». От первого значения — «прибавить», «убавить» и «разбавить», от второго — «пробавляться» (в русских говорах — проводить время) и «забавляться» (исходное значение также «проводить время», отсюда «проводить время в пустой деятельности, забавах»).

Природа как проводник Б‑жественности

Канун Шабос главы «Шмойс»
20 тейвеса 5779 года / 28 декабря 2018 г.

Праведный раввин Меир Абухацира — Баба Меир, был старшим сыном Баба Сали (р. Исроэля Абухацира) и отцом раввинов р. Элазара, р. Давида и р. Йекутиеля. В течение многих лет он был главой иешивы «Томхей тмимим» в городе Мидельт в Марокко, а в конце своей жизни совершил алию в Израиль и жил в Ашдоде. Однажды, еще в Марокко, пришел к нему один еврей и сказал, что хочет репатриироваться в Израиль, но боится за свое будущее там, так как не умеет читать и писать, а без этого трудно будет зарабатывать на жизнь. Рабби Меир успокоил его и сказал: «Ты возвращаешься в Страну Израиля, о которой сказано, что глаза Творца обращены к ней от начала года и до конца года. Г‑сподь дает пропитание всем Своим созданиям — Он прокормит и тебя». Он замолчал на несколько секунд, а потом добавил: «Более того, именно то, что ты не умеешь читать и писать, поможет тебе найти средства к существованию на Земле Израиля». После таких слов еврей собрал свои вещи и с радостью отправился в путь. Он получил квартиру в доме для репатриантов и пошел в бюро по трудоустройству, чтобы попросить работу. Там он представился как человек, который только что репатриировался в Израиль, а затем у него само собой вырвалось: «Но я не умею читать и писать». Через мгновение он понял, что зря сказал это, и начал самого себя ругать: «Какой же я глупец! Кто же говорит о своих недостатках на собеседовании?» Но он вспомнил об обещании праведника и спокойно вернулся домой.

Всего через несколько часов ему позвонили и предложили прийти на следующее утро на собеседование в… министерство обороны в Тель-Авиве! В семь тридцать утра он появился в назначенном месте и не знал, что и думать. Он был первым в очереди, но никто не вызывал его. Люди приходили и уходили, и никто не интересовался им. Он уже был убежден, что кто-то пошутил над ним, но к полудню чиновник позвал его в кабинет, долго беседовал с ним, а затем сообщил, что его приняли на особо ответственную и важную работу:

«В одной из самых передовых компаний по производству оружия в нашей молодой стране накоплено много секретной документации, которая использовалась для разработок. В определенный момент она подлежит уничтожению. Для этого нам нужен специальный преданный работник, у которого не будет соблазна читать документы. Мы долго искали для этой должности человека, у которого не было бы возможности, соприкасаясь с бумагами, что-либо из них почерпнуть. После долгих поисков мы вышли на вас. Для того, чтобы быть уверенными в вашей правдивости, мы устроили вам заключительную проверку. В зале ожидания было множество газет и журналов на разных языках. Вас они совершенно не интересовали. Правда, в какой-то момент вы все-таки взяли в руки какую-то газету, но стали рассматривать ее вверх ногами», — сказал чиновник, улыбаясь.

Этот еврей много лет проработал в министерстве обороны, и даже когда он достиг пенсионного возраста, его продолжали удерживать там, потому что не могли найти такого, как он…

* * *

На этой неделе мы начинаем читать Книгу Шмойс, первые главы которой — это непрерывное путешествие по берегам Нила. Оно начинается с указа об «окончательном решении еврейского вопроса». Фараон боится усиления народа Израиля, подозревает его в способности к измене: «Если случится война, примкнет и он к ненавистникам нашим» (Шмойс, 1: 10). Владыка Египта издает указ об уничтожении наших предков и, по какой-то причине, выбирает весьма естественный и особо жестокий вид казни, постановляя: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (там же, стих 22). Интересно, что фараон — единственный враг в истории народа Израиля, который выбрал именно воду Нила как орудие смерти. Евреи прошли через все виды уничтожения, как сказано в молитве Унсане токеф, которую читают в Рош ѓаШоно и Йом-Кипур: «Кто в воде, а кто в огне…» Нацисты душили наших предков в газовых камерах, испанская инквизиция сжигала евреев на кострах, а вавилоняне морили голодом защитников осажденного Иерусалима. Но фараон решает убить Израиль именно посредством источника жизни Египта. И тут происходит удивительная вещь. Йохевед, мать Моше, чтобы спасти малыша, в течение трех месяцев прячет его в своем доме. Но потом, когда египтяне выходят на след мальчика и вот-вот могут найти его и бросить в Нил, Йохевед решает спрятать сына именно там. Она кладет ребенка в короб и оставляет в камышах на берегу реки.

Действие следующей главы «Воэйро» проходит исключительно на берегах Нила. Фараон закрывает двери дворца для Моше и отказывается встретиться с ним. Святой, благословен Он, открывает Моше секрет, где можно спокойно и обстоятельно поговорить с фараоном: «Иди к фараону утром: вот он выходит к воде, и ты стань навстречу ему на берегу реки» (Шмойс, 7: 15). С другой стороны, первые бедствия, которые посылает Моше на Египет, направлены непосредственно на Нил. Воды этой реки превращаются в кровь, а потом в них разводятся лягушки, заполонившие египетскую землю.

Так что все переворачивается с ног на голову: фараон черпает силы и уверенность в водах Нила, ублажает себя ими утром и намеревается утопить в них сынов Израиля. Но Святой, благословен Он, использует воду реки для спасения Израиля: Йохевед скрывает Моше, а сам Моше начинает казнить Египет с вод Нила… Какова же роль Нила в конфликте между Египтом и Израилем?

Любавичский Ребе объясняет, что Земля Израиля — это место, где легко поверить в Б‑жественное провидение. И не только из-за постоянно происходящих чудес (как говорил Давид Бен-Гурион: «В Израиле те, кто не верит в чудеса, нереалистичны»), просто экономика Израиля зависит от милости Небес. Здесь земледелец может сделать все необходимые приготовления: вспахать, засеять и удобрять землю, но затем он должен поднять глаза к небу и попросить дождя. Он знает, что получение средств к существованию зависит не от него, а только от милости Небес. Поэтому Моше-рабейну уверенно и гордо стоит перед фараоном и требует освобождения сынов Израиля. Моше — это еврей, несущий в себе источник и основы веры Земли Израиля, как тот еврей, который жил там и всю свою жизнь полагался на нашего Небесного Отца. Поэтому ему просто и ясно выступать от имени Всевышнего. Но фараон смотрит на него с презрением и говорит: «Я не знаю Б‑га» (Шмойс, 5: 2). Откуда вы выдумали эту ерунду, что есть что-то или кто-то на небе? Потому что вода в Египте работала как часы без какой-либо связи с Б‑гом. Каждый год в период с июля по сентябрь воды Нила разливались, затопляли поля и удобряли их благодатным илом, а затем почва оставалась влажной всю зиму, и на ней все хорошо росло. Фараон считал, что египтянам не нужен Б‑г, не нужно никому молиться и просить кого-то, природа сама хорошо выполняла свою работу. Источником безопасности Израиля является Г‑сподь, а источником египетской безопасности является природа. И египтяне привыкли думать, что мир существует сам по себе.

И в этом заключена основная глубинная идея плана фараона, предполагавшего топить еврейских младенцев в водах Нила. Фараон намерен не только физически уничтожить сынов Израиля, но и духовно перевоспитать, чтобы искоренить в их душах веру в то, что средства существования посылаются с Небес, и привить противоположный подход: все зависит от самих людей — чем вы талантливее, просвещеннее и усерднее, тем успешнее вы будете. С другой стороны, Йохевед спасает Моше в водах Нила, а Моше поднимается и поражает Египет в его самое главное место. Он разрушает тем самым линию безопасности египтян, показывая им, что вся эта хорошо организованная природная система является проводником для передачи Б‑жественного влияния. А когда Всевышний пожелает, все перевернется: Нил станет источником спасения еврейского спасителя, а Египту будет нести разрушения и страдания.

От еврея требуется всегда жить на Земле Израиля. В духовном смысле это означает окружить себя такой атмосферой, в которой он уверен в помощи свыше и наполняет свое место святостью. Попросту говоря, он искренне молится, изучает Тору и совершенствует свое окружение. Таким образом он готовит мир к удивительной цели, о которой сказано: «В будущем Земля Израиля распространится по всей земле». «Сделай здесь Эрец-Исроэль!» — ответил Ребе Цемах-Цедек (третий Любавичский Ребе) одному из своих последователей, который хотел подняться в Святую землю. Сделай здесь, вокруг себя, атмосферу и жизнь Земли Израиля! Этот призыв обращен к каждому из нас.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (676 КБ).

НЕ НАСИЛУЙ СЕБЯ!

НЕ НАСИЛУЙ СЕБЯ!

(Read more …)

Война Мошиаха

Война Мошиаха

(Read more …)

«И увидел Моше…»

«И увидел Моше…»

(Read more …)

«Лучшего из египтян убей…»

«Лучшего из египтян убей…»

(Read more …)

«Не обманывай дурака»

«Не обманывай дурака»

(Read more …)

«Из правой руки Своей огонь закона…»

«Из правой руки Своей огонь закона…»

(Read more …)

Buttleneck Египетского рабства

Buttleneck Египетского рабства

(Read more …)

Может, это Вс-вышний просто учит меня ходить…

Может, это Вс-вышний просто учит меня ходить…

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2018-12-26 14:41:51

Насколько я понимаю, Нетаньяѓу объявил о наличии у Израиля и применении им крылатых ракет.
http://www.newsru.co.il/israel/26dec2018/tais_702.html

Ещё деталь о Новом годе

Какие такие чуждые корни можно найти в празднике, где главными действующими лицами являются герой поэмы Некрасова и героиня оперы Римского-Корсакова, причём приходящиеся друг другу дедом и внучкой? Ну не смешите меня.
Замечу также, что практически никогда на праздновании «маленькой-ёлочки-холодно-зимой» не упоминается зимнее солнцестояние — то есть тот день, ради которого праздник ёлки и возник. И правильно: празднуем-то мы спустя семь дней после него.
В общем, попытки отыскать запрещённые элементы в Новом годе очень напоминают анекдот, заканчивающийся словами «А вы таки залезьте на шкаф!»

И эти люди мешают нам… (с)

Все без исключения противники празднования евреями светского Нового года, находящие в его глубине христианские и языческие корни, перед Йом-кипуром делают капарот —
в языческой основе которых не сомневались ни Рамбан, ни Рашба, в которых РоШ и гаоны видели «подменную жертву», которые исключил из своего кодекса Рамбам, а р.Йосеф Каро озаглавил посвящённый им параграф (ОХ, 605): «Дурацкий обычай капарот» (https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A7%D7%95%D7%91%D7%A5:Shulchan-aruch-605.png), и которые многие каббалистические мыслители ничтоже сумняшеся трактуют как жертву тёмным силам.
И ничего, как с гуся вода.

Частный мирный договор

На самой окраине Иерусалима существует квартал Мекор Хаим. А рядом с ним — арабская деревня Бейт Сафафа.
В 1929 г. по всей Палестине произошли атаки арабов на еврейские поселения. Через год после этого руководство еврейского квартала и арабской деревни составили и подписали самый настоящий мирный договор (брит шалом). Арабы из других районов были очень недовольны, но евреи из Мекор Хаима продолжали работать на заводе стройматериалов в Бейт Сафафа.
В 1936 и 1948 были перестрелки, однако когда в 1949 линия разделения войск с Иорданией прошла по самой середине деревни Бейт Сафафа, её «израильская» часть осталась на месте и не была выселена, как жители многих других арабских деревень. Жители помнили, что они двадцать лет назад подписали мирный договор. Так в Иерусалиме (Западном, не Восточном) образовался единственный арабский квартал.
После 1967 г. деревня объединилась, и сейчас дети из Бейт Сафафа учатся в двуязычной школе, находящейся на границе с еврейским кварталом. А евреи ездят в Бейт Сафафу по субботам в магазины и аптеки.

Американские кашруты — срочно!

Люди,
что вы знаете про кашруты

  • К в кружочке?
  • К в звездочке (5-конечной)?
  • К в треугольнике?
  • И такой еще подозрительный кашрут: http://www.michaelshealth.com/media/Kosher_1.pdf

На IHerbe скидки, а я не уверена в витаминах!

UPD: исправила ссылку.

Сослучайное и присослучайное 2018-12-22 14:49:19

Первый потребительский кооператив в России был создан декабристами в Читинском остроге.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Сослучайное и присослучайное 2018-12-22 13:19:54

Друзья, подскажите популярные и ёмкие книги типа «как жили люди в таком-то году». Что-нибудь вроде «уже было электричество, но готовили ещё на дровах; уже были детские сады, но ещё не было прививок; уже были политические партии, но ещё не было прав меньшинств» и т.д.
Спасибо.

Исходить из правильного побуждения

Канун Шабос главы «Вайехи»
13 тейвеса 5779 года / 21 декабря 2018 г.

Рассказывают, что как-то в одном местечке умер богатый еврей. Вся семья собралась вокруг его постели и горько плачет. И тут они заметили, что среди них затесался какой-то нищий и тоже рыдает. «Почему ты плачешь? — спросили его. — Ведь ты не родственник покойного?» — «Вот поэтому я и плачу…»

Предсмертное прощание родителей с детьми — печально и трагично, но в то же время это момент единения, когда все споры и разногласия отходят на второй план, а звучат только родительские благословения и пожелания счастья и добра. И поэтому нам трудно понять то, каким образом Яаков решил попрощаться с двумя из своих сыновей — Шимоном и Леви. Прежде чем Яаков обращается с благословением и добрыми пожеланиями к девяти своим младшим сыновьям, начиная с Йеѓуды, он довольно резко упрекает Реувена и еще более суровые слова говорит Шимону и Леви. Вспоминая события более чем полувековой давности, наш праотец обвиняет Шимона и Леви в проявлении жестокости и других негативных черт характера, из-за которых были убиты жители Шхема и нанесен серьезный вред Йосефу. «Шимон и Леви — братья, орудия злостные их мечи. В их тайный сговор пусть не войдет душа моя, с их обществом не единись, честь моя! Ибо в гневе своем убили мужа и по воле своей едва не подсекли быка» (Брейшис, 49: 5, 6).

Яаков не ограничивается одним лишь выдвижением обвинений, а предсказывает им мрачное будущее. Из-за зла и неоправданно жестокого рвения их судьба — быть рассеянными среди еврейских общин, чтобы ослабить их опасное влияние. «Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (там же, стих 7). Раши в своем комментарии к этому стиху объясняет, что потомки Шимона станут учителями малых детей, «чтобы им быть рассеянными повсюду, т. е. переходить с места на место в поисках заработка». А потомки Леви станут коѓенами и левитами, которым «назначено обходить гумна для сбора возношений и десятин» и получать средства к существованию от еврейского народа.

Вызывает удивление то, почему Яаков сейчас выдвигает эти ужасные обвинения, связанные с событиями, которые имели место много лет тому назад. Более того, и это главное: разве, когда эта история произошла, Яаков не думал, что это была жестокость?! Он понимал мотив этого поступка. И Тора тогда рассказывала, что Яаков сделал сыновьям замечание только о тактике, о том, как они решили это сделать, с ложью и обманом, которые являются осквернением Имени Б‑га: «Вы взмутили меня, зловонным меня сделав для жителя земли… Я же малочислен, и соберутся они против меня и разобьют меня, и истреблен буду я и мой дом» (Брейшис, 34: 30). Но Яаков не обвинял их тогда в более серьезном грехе — что они действовали жестоко, пролили невинную кровь, причинили вред невиновным людям. Все потому, что он думал: жители Шхема должны умереть согласно закону.

Более того, в Торе сказано, что после того, как Яаков высказал сыновьям свои возражения, Шимон и Леви кратко объяснили ему свою позицию, возмущенно воскликнув: «Неужели подобной блуднице ему позволительно делать нашу сестру?!» (Брейшис, 34: 31). Отец ничего не сказал им в ответ, промолчал. Тогда на этом дело и закончилось. А это просто-напросто означает, что Яаков был с ними полностью согласен. В конце концов, члены его семьи были тогда как бы новыми репатриантами в Эрец-Исроэль, поэтому им пришлось продемонстрировать силу своим соседям и доказать, что иметь с ними дело опасно. Поступок Шхема был настолько дерзким и шокирующим, что необходимо было дать жесткий ответ, который доказал бы, что они больше не намерены страдать от соседей…

Какова же была причина того, что теперь, перед своей смертью, Яаков передумал и решил высказать свое несогласие? Обратим внимание на его слова. Ведь он говорит не только о Шхеме, но и о двух последовательных событиях — уничтожении Шхема и нанесении вреда Йосефу, и это уже сигнал, предвещающий опасность. Когда Шимон и Леви применили насилие впервые, Яаков считал, что они защищали честь семьи. Однако когда вспышка насилия произошла во второй раз, он убедился, что сыновья сделали это не только ради Небес, но и из-за своего злого сердца. Очевидно, что проблема в них самих, а не только в людях, стоящих перед ними. Вот так иногда дома, в синагоге или на работе человек вынужден предпринять жесткие действия, должен осудить того, кто не прав. Но если слишком много людей его раздражает, ему необходимо заглянуть внутрь себя и убедиться, что причина не кроется в нем самом. Возможно, он сам плохой человек, не дай Б‑г, и поэтому видит все проблемы окружающих.

Это напоминает еврейскую шутку о человеке, который пришел к врачу и пожаловался на то, что у него сломана нога. Врач осмотрел ногу и не обнаружил никакого перелома. Но пациент настаивал на том, что когда он прижимает палец к ноге, он чувствует боль. Доктор попросил надавить пальцем на лоб, щеку и живот, и он снова и снова чувствовал боль. Тогда доктор сказал ему: «Да у вас же просто сломан палец». Другими словами, причина не в Шхеме, не в Дине, не в Йосефе и его снах. Яаков говорит им: «Получается, что причина — вы сами».

Теперь мы можем понять важный вопрос, который занимал умы самых великих комментаторов всех поколений. Начиная со следующей недели мы перевернем страницу истории и будем читать о египетском рабстве, и о том, как Б‑г наказывает фараона десятью казнями. Именно здесь комментаторы поднимают очевидный вопрос: за что фараон заслуживает наказания? Разве не Сам Всевышний мешал ему отослать народ Израиля?! Как пишет Рамбан, фараон исполнил повеление Б‑га тем, что поработил евреев. Ибо Г‑сподь сказал нашему праотцу Авраѓаму при заключении союза между частями рассеченных животных: «Знай же, знай, что пришельцем будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет» (Брейшис, 15: 13). Если бы фараон этого не сделал, слова Всевышнего не исполнились бы. Чем же тогда фараон заслужил такое суровое наказание? Рамбан отвечает, что фараон был наказан не за сам поступок, а за зло сердца, которое к нему привело. Фараон поработил евреев гораздо больше, чем ему было приказано. В то время как ему было велено только заставить их заниматься рабским трудом, он по своей воле издал указ об утоплении младенцев в Ниле и добавил другие ужасные несчастья. Все это доказывает, что его побудило к такой жестокости злое сердце, а не повеление, данное ему Г‑сподом, — и за неправильные побуждения он заслуживал наказания.

Это заключение не остается на теоретическом уровне, но имеет важное значение для нашей сегодняшней жизни. Мы узнаем, что недостаточно делать правильные вещи, важно делать это, исходя из правильного побуждения, которое часто полностью меняет характер самого действия. Например, иногда необходимо наказать близкого человека, но мы должны осознавать, что делаем это только потому, что заботимся о нем, а не руководствуясь гневом или злостью, не дай Б‑г. Прямым практическим выражением этого является то, как мы это делаем. Если мы намереваемся чему-то научить его, то не будем причинять ему слишком много вреда, и само действие будет сделано из любви, понимания и участия.

Есть история, рассказанная рабби Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном, предыдущим Любавичским Ребе, о великом учителе и воспитателе по имени рабби Нисон, который преуспел в оказании влияния на своих учеников, но, как это иногда бывает, потерпел неудачу в воспитании своего собственного сына, Ицхока-Шауля, поступками которого руководило злое начало. Однажды услышал рабби Нисон, как его сын издевался над животными во дворе. Позвал он сына и сказал, что тот должен сам испытать боль, которую причиняет животным. И рабби Нисон побил своего сына. От боли сын заплакал и убежал на улицу, а когда вернулся, то застал странную картину: отец сидел у стола и заливался слезами. Отцу было так больно от того, что он был вынужден побить собственного сына, что он сам не мог сдержать слез. Это зрелище потрясло сына. Сочетание гнева, боли и жалости отца по поводу состояния своего ребенка пронзило сердце Ицхока-Шауля и изменило его.

В следующий раз, прежде чем действовать жестко или осуждать кого-нибудь из своего окружения, нам стоит задуматься над тем, что побуждает нас так реагировать и, возможно, мы поведем себя совершенно по-другому…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (728 КБ).

Последний бастион социализма взят

После многолетних переговоров подписано принципиальное соглашение о приватизации Хайфского порта.