Вот задачка на логику и этику, из новостей

Два года назад палестинец Х напал на перекрёстке с ножом на израильтянина У. Он не успел нанести ему вреда, потому что бывшие рядом солдаты тут же открыли огонь. Х был ранен, обезврежен и арестован. Но этим же огнём был смертельно ранен этот самый израильтянин У, вскоре скончавшийся.
Сегодня суд признал Х виновным в «непредумышленном убийстве» У.
Как вам такое решение с точки зрения логики и этики?

Сослучайное и присослучайное 2018-10-31 03:18:53

Видимо, во втором туре выборов в Иерусалиме победит Моше Леон. Кто этот человек? Из салоникских сефардов. По основной профессии — бухгалтер, возглавлял крупную бухгалтерскую фирму. 1996-1999- секретарь премьер-министра и его экономический советник. 2003-2006 — глава железных дорог Израиля. 2008-2013 — глава управления по развитию Иерусалима (сейчас это министерство по делам Иерусалима). В 2013 уже баллотировался на пост мэра, но проиграл. (Сейчас этот же путь повторил Элькин). Стал членом горсовета и остаётся им до сих пор. Был членом совета директоров всяких компаний. Ликудник, после выборов 2013 — из ведущих.

Сослучайное и присослучайное 2018-10-30 11:42:53

Друзья-израильтяне, идите голосовать! Если вы хотите, чтобы стало лучше или чтобы не стало хуже — идите голосовать. А то решат без вас и за вас. Открыто до 22:00

Возвращение имен

Вот уже несколько лет 29-30 октября в России и других странах проходит акция “Возвращение имен”, в ходе которой звучат имена людей, ставших жертвой репрессий и казненных в годы советского террора.

В этом году мы решили присоединиться к этой акции, и вспомнить имена нескольких раввинов и других еврейских религиозных деятелей, уничтоженных в эпоху сталинских репрессий.

Поддержать проект Я-Тора можно
ЗДЕСЬ.

Сослучайное и присослучайное 2018-10-30 04:03:12

«Вчера прошла служба в память об убитых в Питтсбургской синагоге. Служба анонсирована как Interfaith; как выяснилось, это означает что представлены ортодоксы, консерваторы и реформисты; ранее это называлось Interdenominational. https://nedosionist.livejournal.com/56897.html
«Я кричал: вы что там, обалдели?»

Сослучайное и присослучайное 2018-10-28 03:00:27

Хаим Бланк, израильский лингвист послевоенного времени, первым признал в разговорном иврите самостоятельный язык, а не «искажение» нормативного. О том, какую форму множественного числа от слова קִרְיָה употреблять — קִריוֹת, קְרִיוֹת , קְרָיוֹת — он писал: «Это подобно усталому мужу, жена которого без конца выбирает шляпки и спрашивает его, какую надеть. Он ответит: «Да надевай ту, которая тебе нравится, лишь бы в доме было спокойно!»" Рувик Розенталь назвал это «правилом женской шляпки» и советовал широко применять в спорных вопросах.
Кстати, Бланк был ранен в Войну за независимость, ослеп, и уже после этого написал диссертацию.

Делать добро, не думая о себе

Канун Шабос главы «Вайеро»
17 хешвона 5779 года / 26 октября 2018 г.

Каждый раз, начиная читать нашу сегодняшнюю недельную главу «Вайеро», я задумываюсь о том, как наш праотец Авраѓам обошелся со Шхиной (Б‑жественным присутствием), снизошедшей к нему после брис-мило. Через три дня после обрезания Творец Вселенной пришел навестить Авраѓама. Святой, благословен Он, явился ему, не через ангела, не через посланца, а Сам: «И явил Себя ему Г‑сподь» (Брейшис, 18: 1). Авраѓам удостоился Б‑жественного посещения у себя дома. И как прошел этот визит? О чем говорил Авраѓам с Б‑гом? Об этом ничего не написано, потому что Тора сразу же меняет тему: «…он сидел при входе в шатер в знойную пору дня. И поднял он глаза свои и увидел: и вот три мужа стоят над ним; и увидел и побежал им навстречу…» (там же стихи 1–2). Авраѓам увидел приближающихся к нему трех путников, встал и ушел. Похоже, что он обращается к Б‑гу и говорит: «Г‑споди, мне очень жаль, но я занят сейчас, ко мне пришли важные гости». И каждый, кто читает это в первый раз, недоумевает: «Разве эти незваные гости не могут подождать двадцать минут до окончания встречи с Б‑гом?!»

Талмуд в трактате «Брохойс» рассказывает об одном еврее, который остановился на обочине дороги, чтобы помолиться. Мимо проезжал важный министр и позвал его, но еврей не ответил. Министр подождал, пока тот закончит молиться, и сердито сказал: «Ты забыл, что написано в Торе: «И берегите себя очень ради душ ваших»? Я могу отрубить тебе голову!» Еврей попросил прощения и спросил: «Скажи, если во время твоей аудиенции с царем там пройдет другой важный человек и поздоровается, ты ответишь ему?» — «Конечно, нет!» — воскликнул министр. «Вот видишь, — сказал еврей. — А я стоял с молитвой перед Царем царей, Владыкой всего мира, благословен Он! Разве мог я отвлечься и приветствовать тебя?!» — «Ты прав, — согласился министр. — Я больше не сержусь на тебя», — и он отпустил еврея с миром.

А Авраѓам не просто стоял перед Г‑сподом, но получил Б‑жественное откровение, и все же он оставил Шхину, которая спустилась с небес именно для того, чтобы навестить его. Талмуд объясняет: «Гораздо важнее гостеприимство, чем даже принятие присутствия Всевышнего» (трактат «Шабос», 127а). Другими словами, как бы важно не было принять Б‑жественное присутствие, еще более важно принимать детей Б‑жьих. Поэтому Авраѓам покинул Шхину и обратился к гостям…

Но после комментария Талмуда возникают два больших вопроса. Во-первых, как Авраѓам узнал об этом? Мы узнали, исходя из поступка нашего праотца и реакции на него Всевышнего, но откуда Авраѓам знал это с самого начала? А во-вторых, где выражение скорби и разочарования Авраѓама при отказе от Б‑жественного присутствия? В конце концов, Авраѓам прекрасно знал, чего он лишается! А почему Тора не добавила нескольких слов от имени Авраѓама: «Мне так тяжело уйти сейчас. Я знаю, что упускаю, может быть, свой самый счастливый случай в жизни, но выбора нет, пришли гости…» Что хотела нам сказать Тора тем, что Авраѓам так легко отказался от приема Б‑га?

На первый вопрос Любавичский Ребе ответил в одной из своих бесед. В тот день, когда наш праотец Авраѓам сидел снаружи, солнце внезапно начало припекать, и установилась нестерпимая жара, 45 градусов, так, что голову невозможно было высунуть из шатра. Авраѓам подумал и понял, что Б‑г хочет позволить ему отдохнуть после обрезания. Творец послал сильную жару, чтобы помешать гостям прийти. А затем произошло второе неожиданное событие: Сам Всевышний пришел его навестить. Авраѓам рассудил просто: «Почему Святой, благословен Он, должен был сначала послать раскаленное солнце? Разве недостаточно было Ему Самому прийти, чтобы помешать мне принять гостей? Значит принятие Шхины не отменяет гостеприимства». И поскольку три гостя решили все же прийти, Авраѓам побежал их встречать.

Теперь мы переходим ко второму вопросу: как Авраѓам сделал это так просто, даже не выразив сожаления? Ребе в той же беседе дает очень ясное объяснение этому, причем в самых, что ни на есть, красивых и приятных выражениях. Но сначала я хочу рассказать одну хасидскую историю. Рав Шмуэль Гуревич, ветеран еврейского образования, много лет был директором школы для девочек «Бейс-Ривка» в Мельбурне. В юности он какое-то время жил в Иерусалиме и работал на заводе по производству текстиля. Это было в первые годы после создания Государства Израиль, жизнь была нелегкой. Рав Гуревич хотел купить квартиру в Иерусалиме, для чего надо было взять кредит в банке, но он был новым репатриантом и не мог получить кредит. Он узнал, что «Еврейское агентство» предоставляло гарантию кредита. Офисы агентства были расположены в Тель-Авиве, и, разумеется, у него не было своего автомобиля. Поэтому он вынужден был отпроситься с работы на целый день и ехать с пересадками в старых медленных автобусах. Но он еще не знал системы работы израильских чиновников! В первый свой приезд он вообще не застал служащего, который занимался нужным ему вопросом, на рабочем месте. И никто не мог сказать, когда тот выйдет на работу. Такой же ответ ожидал его еще несколько раз, потом служащий вышел на работу, но окошко было закрыто: он никого не принимал, так как его завалили документами. Так продолжалось еще пять или шесть раз, и люди, ожидавшие в очереди, сказали ему, что такова процедура, и ничего с этим не поделаешь. Наконец, после двух недель преследований, он обнаружил нужное окошко открытым, но там сидел другой служащий, которого он не знал. Он подумал в отчаянии, что весь процесс начнется теперь заново. Но по какой-то причине служащий был очень вежлив и сделал все, чтобы помочь ему продвинуться вперед в его деле. Служащий признался ему, что он вызвал у него воспоминания о хорошем человеке с такой же фамилией. «Двадцать лет назад я служил солдатом в Красной армии и был ранен. Меня направили на лечение в военный госпиталь под Москвой. Там со мной в одной палате лежал человек по фамилии Гуревич», — сказал служащий. «А как его звали?» — «Нохум-Залман». — «Так это был мой отец!» — воскликнул р. Шмуэль и начал взволновано восстанавливать в памяти то время. Он вспомнил, что и сам приходил в госпиталь навестить отца. «Мой отец был очень строг в отношении кашрута и ничего не ел из больничной пищи. Время было военное, голодное. Моя мать осталась одна с детьми и пожилыми родителями. Она день и ночь крутилась, чтобы достать хоть немного картошки или риса и приготовить еду для отца…» — внезапно р. Шмуэль заметил, что по щеке служащего покатилась слеза. «Я не представлял себе, чего вам стоило тогда принести еду в госпиталь! Я расскажу вам, что ваш отец делал с едой, которую приносила ему ваша мать. Он делил ее на две равные части — половина для себя и половина для меня, так чтобы и я мог есть кошерную пищу. И как я ни отказывался, как ни умолял его, объясняя, что не соблюдаю кашрут, он настаивал на том, что для него очень важно, чтобы я ел кошерное». Конечно, служащий не отпустил его, пока процесс получения гарантии не был завершен.

Хорошие люди делятся на две группы: те, кто делает добро, потому что они любят себя, и те, кто совершает добрые дела, не думая о себе. Первая группа делает добро, чтобы получить от этого какую-нибудь выгоду для себя. Человек хочет разрекламировать себя, чтобы общественность признала широту его души, и для этого вносит щедрое пожертвование на благотворительность. Или более тонко: человек хочет получить исполнение обещания Всевышнего «отделяй десятину, чтобы разбогатеть» и дает другим цдоку. Но есть еще один тип людей, которые делают добрые дела, потому что они не заняты только самими собой, не сосредоточены на собственных делах и проблемах и поэтому могут видеть бедствия других. Эти люди пожертвуют всем, будут делать добро в ущерб себе, чтобы другие могли вздохнуть с облегчением. Наш праотец Авраѓам принадлежал к этой группе. Он делал благо, потому что слышал ближнего своего и любил его, как самого себя. Он настолько не был увлечен личной выгодой, что был в состоянии понять потребности другого человека. Тора потому не говорит о сожалении Авраѓама о потере Б‑жественного присутствия, что он никогда не думал о себе. Ведь необходимость подать стакан воды в пустыне трем путникам была для него важнее, чем его личное горе от потери откровения Шхины, и он просто встал и сделал это.

Мы — народ Израиля, потомки Авраѓама — должны продолжить его особый путь и быть теми, кто жертвует своим удобством и своими привычками в пользу ближнего. Тогда, конечно, мы все вместе удостоимся увидеть приход Мошиаха. Да произойдет это скоро, в наши дни! Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (777 КБ).

Плюрализм по-израильски

В Иерусалиме существует Центр увековечения наследия Менахема Бегина. А в Тель-Авиве — Центр увековечения наследия Ицхака Рабина. Государственные учреждения. Они начали строиться практически одновременно. А Бегин и Рабин всю жизнь были на противоположных концах израильского политического спектра (или даже по разные стороны израильского политического фронта). И это потому, что потомки Бегина встретились с потомками Рабина и договорились, что будут продвигать в кнесете решения о строительстве двух центров одновременно. Иначе правые заблокировали бы центр Рабина, а левые им в ответ заблокировали бы центр Бегина, и не было бы ничего.
Со слов внучки Рабина.

Сослучайное и присослучайное 2018-10-24 05:30:34

Существуют ли программы, читающие голосом написанный текст — на иврите?

Шабат и otium

Римские писатели ругали евреев за то, что те один день в неделю бездельничают. А почему это вас возмущает? Ведь вы сами высоко цените otium, покой, и рады бездельничать хоть всю жизнь? Возможно, римляне считали, что они имеют право на безделье, поскольку они всадники, изначально воинское сословие, и всегда готовы к войне. (Таково же отношение к труду во всех воюющих культурах). А евреи — никакие не всадники, и им покой не положен.

Почему бесполезно обращаться в полицию при телефонном мошенничестве

https://mi3ch.livejournal.com/4292617.html?thread=484034057&style=mine#t484034057

Показатель грамматического рода

Получаю я письмо с адреса, принадлежащего Сафади Умайя. Письмо подписано «Вили Умайя». Арабы или друзы. Этот студент на лекции не был. И скажите на милость, в каком роде мне отвечать? Это студент или студентка?
Я извернулся и сумел избежать всех показателей грамматического рода. Но надо же выяснить…

Сослучайное и присослучайное 2018-10-19 06:01:43

К «послетюремным» песням Высоцкого, герои которых отсидели — «Банька по-белому», «Дорожная история» и др. — нужно добавить «Балладу о брошенном корабле».
(Само знание о том, что я могу в любой момент послушать Высоцкого, очень помогает в жизни).

Сослучайное и присослучайное 2018-10-19 06:01:43

К «послетюремным» песням Высоцкого, герои которых отсидели — «Банька по-белому», «Дорожная история» и др. — нужно добавить «Балладу о брошенном корабле».
(Само знание о том, что я могу в любой момент послушать Высоцкого, очень помогает в жизни).

К столетию Галича

А.Городницкий:

Снова слово старинное «давеча»
Мне на память приходит непрошено.
Говорят: «Возвращение Галича»,
Будто можно вернуться из прошлого.

Эти песни, когда-то запретные, —
Ни анафемы нынче, ни сбыта им,
В те поры политически вредные,
А теперь безнадежно забытые!

Рассчитали неплохо опричники,
Убеждённые ленинцы-сталинцы:
Кто оторван от места привычного,
Навсегда без него и останется.

Слышен звон опустевшего стремени
Над сегодняшним полным изданием.
Кто оторван от места и времени,
Тот обратно придёт с опозданием.

Над крестами кружение галочье.
Я смотрю в магазине «Мелодия»
На портреты печальные Галича
И на снимки лихие Володины.

Там пылится, не зная вращения,
Их пластинок безмолвная груда…
Никому не дано возвращения,
Никому, никуда, ниоткуда.

К столетию Галича

А.Городницкий:

Снова слово старинное «давеча»
Мне на память приходит непрошено.
Говорят: «Возвращение Галича»,
Будто можно вернуться из прошлого.

Эти песни, когда-то запретные, —
Ни анафемы нынче, ни сбыта им,
В те поры политически вредные,
А теперь безнадежно забытые!

Рассчитали неплохо опричники,
Убеждённые ленинцы-сталинцы:
Кто оторван от места привычного,
Навсегда без него и останется.

Слышен звон опустевшего стремени
Над сегодняшним полным изданием.
Кто оторван от места и времени,
Тот обратно придёт с опозданием.

Над крестами кружение галочье.
Я смотрю в магазине «Мелодия»
На портреты печальные Галича
И на снимки лихие Володины.

Там пылится, не зная вращения,
Их пластинок безмолвная груда…
Никому не дано возвращения,
Никому, никуда, ниоткуда.

Провинция по-израильски

Уже второй год я преподаю в педагогическом колледже Оѓало, расположенном у чёрта на куличках — на Голанских высотах. Тамошние студенты живут в… ебенях — иначе не назовёшь какой-нибудь посёлок в Верхней Галилее. Есть арабы и друзы. Преподаю серьёзные курсы — «Новое в современной лингвистике», «Лексическая, грамматическая и формальная семантика», «Теория дискурса» и пр.
Так вот, таких заинтересованных, таких схватывающих, таких неравнодушных к материалу (который им для школьного преподавания прямо не нужен) студентов я не видел и в тель-авивском колледже Левински.
Когда они были у нас в Академии на учебной экскурсии, учёный секретарь Академии сказала, что никогда не выступала перед такой интересующейся аудиторией.

Сослучайное и присослучайное 2018-10-18 15:11:33

Стивен Дженкинс писал, что «любящие пиццу американские туристы, отправляющиеся в Италию миллионами, искали «настоящую итальянскую пиццу». Итальянцы, отвечая на этот спрос, создали пиццерии для удовлетворения американских чаяний. Будучи в восторге от открытия „исконной“ итальянской пиццы, американцы впоследствии открыли цепочки „исконно“ итальянских пиццерий с кирпичными печами. Следовательно, американцы встретили своё собственное отражение в другом и были в восторге».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BF%D0%B8%D1%86%D1%86%D1%8B

Размежеваться или объединиться?

Канун Шабос главы «Лех-лехо»
10 хешвона 5779 года / 19 октября 2018 г.

В XVIII веке евреи в Германии были объединены в общины, которые получили официальный статус от правительства. Каждый еврей обязан был платить налоги общине, которая предоставляла ему весь комплект «религиозных услуг» — от обрезания до похорон. В XIX веке там набрало силу движение «реформистов». Идеи Просвещения находили все больше приверженцев, ассимиляция стала угрожать самому существованию еврейства. Многие раввины и общественные лидеры стали реформистами и управляли общинами по своему усмотрению. Большинство евреев в этих общинах не соблюдали заповеди Торы. Ортодоксальному меньшинству в каждом городе не нравилось, что их налоговые деньги финансировали синагоги, которые не следовали еврейской традиции…

Во Франкфурте энергичным защитником иудаизма стал молодой ортодоксальный раввин по имени рабби Шимшон-Рефоэль Ѓирш. Он основал движение «Тора ведерех эрец», следующее принципу сочетания неукоснительного соблюдения законов Торы с активным участием в жизни общества. Он и другие раввины проводили работу в правительственных кругах с целью получить возможность создать отдельную еврейскую общину, в которой все будет проводиться строго по Ѓалохе. После многолетней борьбы в 1876 году был принят закон, который позволил евреям выходить из «официальных» общин. Во многих местах даже возникали параллельные еврейские общины: реформистские, ортодоксальные и «общие», включавшие представителей того и другого течений.

Сам рав Ѓирш основал общину «Адат Йешурун», которая существует и по сей день, и пригласил всех ортодоксальных евреев присоединиться к ней, что многие и сделали. Кроме того, он отказался от членства в «общей» общине и потребовал, чтобы его последователи перестали платить ей налог. Однако большинство членов новой общины все-таки остались и членами «общей». Главная причина этого была в том, что еврейское кладбище находилось в ведении последней. Еврей, покинувший «общую» общину, не мог быть похоронен на кладбище, ей принадлежавшем. Семьи старожилов не были готовы к тому, что они не найдут своего последнего места упокоения рядом со своими предками.

Спор о том, должны ли евреи покинуть «общую» общину или нет, разгорался и охватывал все больше и больше людей. Тогда некоторые из них обратились за советом к рабби Ицхоку-Дову Ѓалеви Бамбергеру, раввину Вюрцбурга, которого предыдущий Любавичский Ребе называл «великим Б‑гобоязненным евреем и великим знатоком Торы». Рабби Бамбергер был известен тем, что поддерживал создание отдельных общин, и поэтому все были уверены, что он поддержит и рабби Ѓирша. Однако, когда рабби Бамбергер встретился с главами «общей» общины во Франкфурте, он убедился, что в данном случае нет причин расставаться с ней. Руководство общины пообещало ему, что налоговые деньги ортодоксальных евреев не будут использованы на финансирование деятельности реформистов. Напротив, «общая» община будет финансировать все потребности ортодоксальной. Поэтому рабби Бамбергер постановил, что нет обязанности отделиться от «общей» общины. Он считал, что когда ортодоксальные евреи являются частью «общей» общины, они оказывают гораздо большее влияние на ее работу, и, благодаря им, остальная часть евреев, не соблюдающих заповеди Торы, будет иметь больше возможностей приобщиться к иудаизму.

«Общая» община не хотела терять ортодоксальных евреев, поэтому они были готовы сделать почти все, что те просили. В конце концов, они назначили ортодоксального раввина р. Мордехая Горовица. Новый раввин потребовал, чтобы они построили большую микву в соответствии с Ѓалохой; чтобы все скотобойни и мясные лавки находились только под его наблюдением; а также чтобы раввинатский суд состоял только из Б‑гобоязненных ортодоксальных раввинов. Они приняли его условия, и он вступил в должность. Таким образом во Франкфурте были две ортодоксальные общины — «Адат Йешурун», которая существовала отдельно, и другая ортодоксальная община, входившая в «общую».

Спор о том, что правильно — отделиться полностью и построить независимую общину или оставаться частью общины и влиять изнутри, — длится уже тысячи лет, и не нам его решать, мы оставим решение раввинам в каждом конкретном городе. Ибо многое зависит от места и времени, а также других сопутствующих обстоятельств…

Интересно, что с подобной проблемой почти четыре тысячи лет назад столкнулся наш праотец Авраѓам. В нашей сегодняшней недельной главе «Лех-лехо» мы читаем о том, что Авраѓам (которого тогда звали Аврам) покинул Харан вместе с женой и своим племянником Лотом, и пошли они в землю Ханаанскую. «И был голод на той земле, и спустился Аврам в Египет» (Брейшис, 12: 10). Там произошла известная история с Сарой, которую фараон хотел взять в жены. Всевышний спас Сару, и, в конце концов, фараон отослал их обратно, но прежде, чем выдворить из страны, обогатил Авраѓама — дал ему «мелкий и крупный скот и ослов, и рабов, и рабынь, и ослиц, и верблюдов» (там же, 12: 16). Они вернулись в Ханаан, и тут начались проблемы: «И был спор между пастухами стада Аврама и пастухами стада Лота» (там же, 13: 7). Ссора, по словам Раши, возникла, «потому что пастухи Лота были нечестивы и пасли свой скот на полях чужих, а пастухи Аврама порицали их за грабеж». Почему пастухов Авраѓама так заботило то, что делали пастухи Лота? Раши (комментарий на Брейшис, 13: 8) объясняет, что Авраѓам и Лот были «родственники. А аллегорическое толкование гласит, что они отличались внешним сходством». А так как они были похожи, то осквернение Б‑га пастухами Лота очерняло имя нашего праотца Авраѓама. Люди их не разделяли и говорили: «Смотрите, что творится! Этот «праведный» Авраѓам распространяет веру в Единого Б‑га, но его окружение состоит из преступников, которые пасут свой скот на чужих пастбищах!»

Поэтому Авраѓам предложил Лоту: «Ведь вся земля пред тобою, отделись же ты от меня: если налево, то я буду справа, а если направо, то я буду слева» (Брейшис, 13: 9). Давай, мол, построим две общины, и куда бы ты ни пошел, я пойду в другую сторону. Авраѓам также пообещал помогать Лоту и сказал: «Где бы ты ни поселился, не отдалюсь от тебя, буду тебе защитником и помощником» (Раши на Брейшис, 13: 9), но мы должны расстаться… Что сделал Лот? Он решил поселиться в Сдоме: «Лот обитал в городах равнины, и раскинул он шатры до Сдома» (Брейшис, 13:13). Тора подчеркивает в следующем стихе: «А люди Сдома злы и грешны пред Г‑сподом очень». А Раши в своем комментарии добавляет: «Однако это не помешало Лоту поселиться там и жить с ними».

Затем Тора продолжает: «И Г‑сподь сказал Авраму после того, как отделился Лот от него: «Подними же глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки» (Брейшис 13: 14, 15). Раши говорит: «Пока нечестивый был с ним, речение Б‑жье сторонилось его». Следовательно, причина, по которой Б‑г открылся Авраѓаму сейчас, а не раньше в том, что они с Лотом расстались. Это подтверждает, что Авраѓам сделал правильный шаг.

Однако есть мидраши, которые придерживаются другого мнения. «Р. Юда говорит: «Всевышний рассердился на нашего праотца Авраѓама, когда отделился от него Лот. Святой, благословен Он, сказал: «Всех ты прилепляешь, а Лота, племянника своего, не прилепил» («Брейшис рабо», 41). По словам рабби Юды, распрощаться с Лотом было неверным решением, потому что, в конце концов, это заставило Лота переехать в Сдом. Если бы он остался с Авраѓамом, то близость к нашему праотцу положительно влияла бы на него и способствовала тому, чтобы он был на более высоком духовном уровне. В оправдание следует сказать, что поведение Авраѓама соответствовало периоду до дарования Торы. Однако в момент Синайского откровения все сыны Израиля «стали гарантами друг другу», и каждый из них теперь обязан обеспечить, чтобы каждый еврей выполнял заповеди. Теперь никто не может, следуя такому подходу, сказать: «Отделись же ты от меня!» Как поясняет в одной из своих бесед Любавичский Ребе в связи с сыном-злодеем, о котором сказано в Пасхальной Агаде: «Если бы он там был, то не был бы искуплен». Именно там, в Египте, не был бы искуплен, но после дарования Торы все евреи будут искуплены, и мы несем ответственность за каждого из них.

Но даже если приходится расставаться, мы не можем избавиться от ответственности за каждого еврея! В своей беседе на фарбренгене в Шабос главы «Лех-лехо» 5750 (1989) года Ребе говорит: «Даже после отделения от Лота Авраѓам самоотверженно вступает в войну, чтобы спасти его, и под влиянием Авраѓама действовал Лот, когда, никого не боясь, привел гостей в свой дом в Сдом, хотя это было связано с опасностью для жизни». Авраѓам проложил этот путь: отдать свою душу даже за такого, как Лот, а затем увидеть положительное влияние.

…Мы должны всегда помнить, что несем ответственность за каждого еврея. Кем бы он ни был и в каком бы духовном состоянии ни находился, мы обязаны помочь ему подняться к высшей духовности, как делал наш праотец Авраѓам.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (764 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-10-17 04:54:15

В Канаде появилась новая официальная профессия: дегустатор ганджа.
Приём заявок уже окончен.
https://www.newsru.com/finance/17oct2018/canadacannabistest.html

Так вот, психолингвисты-практики говорят,

что при порождении регулярных глаголов левая височная кора подавляет активность области Брока:
процесс применения «правила» автоматизирован и не требует вмешательства звеньев управляющих нейрональных систем.
При порождении нерегулярных глаголов билатеральная система височной коры вовлекает область Брока – это связано с необходимостью выбора корректного «правила» генерации слова, которое обеспечивается звеном управляющей нейрональной системы.

То есть нерегулярные глаголы «образуются», «спрягаются» в мозгу, а регулярные просто воспринимаются как набор готовых форм.

Кто настоящий праведник?

Канун Шабос главы «Ноях»
3 хешвона 5779 года / 12 октября 2018 г.

Ноях — единственный человек, которого Писание всячески восхваляет. С первых глав Книги Брейшис его характеризуют редкими эпитетами, которые не употребляются даже в отношении нашего праотца Авраѓама и Моше-рабейну. Ноях — единственный во всех 24 книгах Танаха, которому открыто присваивается высокое звание «праведник». И не один раз, а гораздо больше.

Это восхваление началось уже в предыдущей главе, «Брейшис». Тора рассказывает, что как только он родился, все назвали его «Ноях», потому что «этот облегчит нас», снимет с нас «мучение рук наших» (Брейшис, 5: 29). Как они узнали в момент рождения, что ребенок утешит их? Одним из объяснений является то, что до Нояха люди рождались с кистями рук, похожими на лапы утки, — все пальцы были стянуты между собой перепонками. Творец создал их такими, потому что у них не было плуга, чтобы пахать землю, и они делали это руками. Но когда Ноях вышел из чрева матери, люди заметили, что он родился с такими же раздельными пальцами, как у нас сегодня. Поэтому они с воодушевлением воскликнули: «Он спасет нас «от деяния нашего и от мучения рук наших от земли, которую проклял Г‑сподь» (там же). Этот ребенок, вероятно, придумает плуг, и поэтому нам больше не придется копать землю руками… Так и произошло: Ноях вырос и изобрел плуг (согласно комментарию рабби Ошера бен Ехиэля). А Раши в своем комментарии добавляет: «До Нояха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда ее засевали пшеницей, а в дни Нояха успокоилась». И так же, как Ноях сделал людей счастливыми, так и Б‑г полюбил его: «А Ноях обрел милость в глазах Г‑спода» (Брейшис, 6: 8).

Затем в нашей сегодняшней недельной главе «Ноях» это восхваление продолжается: «Ноях мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б‑гом ходил Ноях» (там же, 6: 9). И далее: «И сказал Г‑сподь Нояху: Войди ты и весь твой дом в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в поколении этом» (там же, 7: 1). Никакой другой цадик во всей еврейской истории не получил такой похвалы!

Однако тут следует обратить внимание на то, что Тора добавляет небольшое уточнение: «в своих поколениях». На первый взгляд, поскольку Тора изо всех сил пытается похвалить Нояха, мы должны продолжать ту же мысль и сказать, что Тора хочет тем самым еще больше восхвалить его, подчеркивая, что даже в своем порочном поколении, он остался праведным. Хотя мы знаем, насколько сильно естественное влияние друзей и соседей, которому подвергается человек, Ноях, тем не менее, поддерживал свою праведность даже в окружавшей его атмосфере Содома и Гоморры.

Но здесь мы находим странную вещь: Раши приводит противоположное мнение, которое портит всю картину. В Талмуде и мидрашах приводятся высказывания некоторых мудрецов о том, что Тора, на самом деле, хочет уменьшить и ограничить величие Нояха, подчеркнув, что он был праведным только в своем греховном поколении. А если бы он жил в эпоху Авраѓама, то таковым не считался бы.

Напрашивается вопрос: зачем надо было испортить эту похвалу? Что изменится, если мы будем считать, что Ноях действительно был праведником?!

Прежде, чем дать ответы на эти вопросы, я хочу рассказать одну историю. В 1976 году Ури и Михаль Луполянски перебрались жить в район Эзрат-Тора в Иерусалиме. В том году зима выдалась особенно суровой. Много детей простудилось, и со всех сторон слышался детский кашель. Ури купил несколько ингаляторов, чтобы одалживать их жителям своего района. Узнав об этом, соседи и просто незнакомые люди стали приносить им всевозможные медицинские аппараты и оборудование: инвалидные коляски, трости, ходунки и многое другое. Вскоре коллекция семьи Луполянских так выросла, что уже не помещалась в их крошечной квартирке! Между тем, к ним приходили люди не только из их района, но и из соседних. Ури и Михаль видели, что потребность в медицинских аппаратах и приспособлениях велика. Отец Ури, Яаков Луполянски, как раз в это время решил выйти на пенсию и продал свой магазин. Вырученные деньги он отдал сыну на расширение центра помощи больным. Подходящее помещение нашлось в центре Иерусалима, возле больницы «Бикур холим». Теперь можно было расширить ассортимент приборов.

Так был создан новый благотворительный центр обеспечения медицинским оборудованием «Яд Сара», названный так в честь Сары Луполянской, бабушки Ури, погибшей в Катастрофе. Название, дословно переводящееся как «рука Сары», имеет двойной смысл: рука помощи другим и память (в этом значении слово яд употребляется у пророка Ишаяѓу, оттуда же название музея Катастрофы «Яд ва-Шем») о душе Сары Луполянской.

Позже «Железные дороги Израиля» предоставили центру списанный железнодорожный вагон. Через год в Хайфе открылся первый филиал за пределами Иерусалима. В последующие годы организация продолжала открывать филиалы в каждом городе и поселении Израиля, а к службе присоединились тысячи добровольцев. В 2005 году организации «Яд Сара» был предоставлен статус специального советника Экономического и социального совета ООН. Это самый высокий статус, которого может достичь неправительственная организация, и никогда ранее такой статус не предоставлялся ни одной израильской или еврейской организации.

Сегодня «Яд Сара» обеспечивает больных и инвалидов оборудованием, позволяющим им жить с семьей, не переходя в специально оборудованный интернат, помогает им чувствовать себя полноправными членами общества. В «Яд Сара» более шести тысяч добровольцев всех возрастов из самых разных слоев общества. Ее услугами ежегодно пользуются около четырехсот тысяч человек. Согласно исследованиям, каждая вторая семья в Израиле как минимум однажды воспользовалась помощью «Яд Сара». Организация продолжает существовать за счет пожертвований — начиная от скромных вкладов простых людей и заканчивая солидными вложениями различных фондов, предприятий и государства. Ежегодно организация экономит более миллиарда шекелей государственной казны на госпитализацию, медицинские и сестринские расходы. Кроме того, «Яд Сара» в настоящее время консультирует двадцать шесть стран по всему миру, которые создают у себя аналогичные центры.

Однако, похоже, что великое чудо в истории «Яд Сара» состоит в том, что организация была основана самым обычным человеком, таким, как и все мы. Ури Луполянски не является «возвышенной душой», которая спускается в этот мир раз в столетие. Ури — нормальный человек, как и все мы, но в отличие от всех нас, он решил взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг него, и произвел переворот в общественном сознании, затронувший каждого человека в стране.

Любавичский Ребе говорит, что именно в этом и заключается смысл сообщения, которое Тора хочет передать нам в отношении Нояха. Когда мы читаем в Торе о его чудесной праведности, нам не следует слишком этим впечатляться. Поскольку тогда мы придем к выводу, что Ноях, вероятно, был прекрасным человеком, рожденным с возвышенной душой абсолютного праведника, лишенного злого начала. Он, должно быть, был одним из тех, чей дом наполнился светом, когда они вышли из чрева матери. И если так, то чему обычные люди могут научиться у него?!

Поэтому Тора подчеркивает, что Ноях был праведным только «в своих поколениях», но в поколении Авраѓама он не считался ничем. Ноях не родился без злого начала, он просто решил быть таким хорошим. С точки зрения его духовных качеств, Ноях родился обычным человеком, похожим на всех нас. Он зарабатывал на жизнь, изобретая плуг и ремонтируя орудия труда, и совсем не был похож на идеальный образ праведника, знакомый нам по книгам. Но Ноях твердо решил, что не будет таким, как все остальные. Несмотря на то, что все вокруг него грабят, воруют и обманывают своих клиентов, он честно торгует и не зарится на чужое добро. История Нояха настолько впечатляюща именно потому, что показывает: настоящий цадик — не тот, кто родился праведным, а тот, кто стал праведным.

Есть один прекрасный хасидский рассказ о праведном рабби Нафтоли из Ропшиц, который однажды сидел со своими хасидами и с гордостью рассказывал им о своем происхождении. Со стороны дедушки по отцовской линии его родословная ведется от одного известного праведника, со стороны бабушки — другого великого праведника. Со стороны дедушки по материнской линии он связан с третьим цадиком, а бабушки — с четвертым… Тут встал один еврей и, извинившись, сказал, что он более знатный, чем ребе. Все с изумлением посмотрели на него, так как он не был ни знатоком Торы, ни талантливым учеником, и любая связь между ним и родовитостью была абсурдной. Еврей объяснил все так: «Один мой дедушка не накладывал тфилин, другой мой дед не соблюдал Субботу, а мой дядя не разделяет мясное и молочное, и все же я собрался с силами и изменил свою жизнь с одной крайности на другую, что делает меня более привилегированным, чем ребе». Цадик из Ропшиц выслушал его и согласился с ним.

В наше время есть много евреев, которые, к сожалению, выросли в нерелигиозных семьях, и еще больше тех, кто живет в нерелигиозном окружении. Истории хасида рабби Нафтоли из Ропшиц и Нояха могут стать для них руководством к действию: нужно не отчаиваться, а работать над собой. У любого человека есть потенциал стать цадиком и даже — как в случае с Нояхом — спасти весь мир!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (739 КБ).

А кто вспомнит тех, благодаря которым всё нормально?

Мы знаем имена изменивших мир в лучшую сторону, но почти не знаем имён тех, кто сохранил хорошее. Поскольку они ничего не изменили, их и не запомнили. Кто, кроме историков, знает имя человека, предотвратившего снос церкви Василия Блаженного во время перепланировки Москвы? Кто вернул в СССР семидневную неделю, таким образом снова привязав страну к международному календарю? И т.д.
В Израиле таким был Реувен Сиван. Многолетний преподаватель иврита в колледже им.Давида Елина в Иерусалиме, автор англо-ивритского словаря Мегиддо, автор дополнений к словарю Эвен-Шошана, исследователь истории возрождения иврита, основатель израильского общества прикладной лингвистики и т.д. Но два его главных достижения никто не помнит.
1) Во время большого спора об орфографии именно он отстоял единую норму полного написания. А были предложения параллельного существования двух и даже трёх орфографий.
2) В долгой полемике с другим столпом современного иврита, Абой Бендавидом, он добился того, что знатоки языка перестали исправлять народ «не говори так, а говори так». (Недаром вопрос о «носике чайника» у Гашашей адресован именно на радио: программа רגע של עברית была главной опорой агрессивного нормативизма). В десятках публикаций он отстоял совсем не очевидную для возрождённого иврита мысль «дайте языку свободу». Собственно, он — отец современного разговорного иврита как полноправного языка.

Шутка из Восточной Европы 1952 г.

Чем отличается демократия от «народной демократии»? В стране демократии, услышав стук в дверь в шесть утра, ты уверен, что это молочник, а не… какие-то другие люди.

Сообразил

Мне кажется, что израильское политическое «болото» относится к политике, как к любимой футбольной лотерее. «Ставлю на команду Х, потому что там играет, скажем, Йоси Мизрахи!» «Нет, я ставлю на команду Y, потому что там играет, скажем, Дани Асулин!» «Нет, Мизрахи круче!» «Нет, Асулин круче!» И заполняют бланки. А в следующем розыгрыше заполнят их уже по-другому.