Сослучайное и присослучайное 2020-02-16 15:40:17

Псалмы-4. «Да будут благосклонно приняты речения уст моих и помыслы сердца моего» (19:15).
На картине девочка дует на одуванчик и, видимо, загадывает желание.

Рав Ицхак Гинзбург, «Вера и упование» — урок 30 с переводом и комментариями

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2020-02-15 13:31:03

В Москве на Красной площади задержали члена профсоюза ГБУ «Автодор» Сергея Щербакова из-за одиночного пикета с пустым листом бумаги.

Релевантен ли «научный» взгляд на мир для религиозного еврея?

(Read more …)

Релевантен ли «научный» взгляд на мир для религиозного еврея?

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2020-02-14 02:17:55

«Дош», 1988.
Кто скажет «как это актуально», тот Капитан Очевидность.

Сослучайное и присослучайное 2020-02-13 17:05:13

«Иностранное влияние направлено на увеличение количества наркопотребителей… таких организаций десять, в их числе фонд «Открытое общество», «Открытая Россия», «Человек в беде», «Медуза», «Радио Свобода» и «Би-би-си»»
(глава комиссии Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России).
*
Вот и статья нашлась…
https://tvrain.ru/news/v_gosdume_obvinili_meduzu_bi_bi_si_i_radio_svoboda-502869/

Сослучайное и присослучайное 2020-02-13 07:08:24

Это он серьёзно! (аль-Арабия о таком врать не будет).
Перед терактом он на бумажке составил план своих дел в раю! «Посетить рынок.. поесть с друзьями… украсить дворец…» Родной язык у него, видимо, английский, арабского не знал совсем (поэтому «амбия» — пророки — вместо «анбия»)
.
Entitled: “Plans for Jannah (Heaven in Arabic)” the list details:
• Tour entire property in Jannah and choose main palace
• Meet all wives and name and choose main 2
• Decorate main palace
• Meet all family and feast
• Meet all friends and feast
• Meet all Ambiya [prophets] and Sahaba [companions of prophet Mohammed]
• Meet Allah [God]
• Visit Jannah market
• Spend time with wives
• Choose quests to embark upon
• New form of entertainments
https://english.alarabiya.net/en/variety/2020/02/12/Would-be-terrorist-s-to-do-list-in-heaven-Choose-palace-possess-wives-then-meet-God.html

Сослучайное и присослучайное 2020-02-13 05:25:59

Показательно. Министерство строительства Израиля готово давать мэриям израильских городов до 20 000 шекелей в подарок за каждую семью харедим, для которой эта мэрия соизволила согласиться построить квартиру.
Суть проблемы: харедим не хотят строить себе отдельные харедимные города. Потому что практически все они имеют законные скидки с муниципального налога из-за бедности. Значит, городское хозяйство этих городов будет очень бедным, не будет скверов, тротуаров, уборщиков, профессиональных курсов и т.д. Государство это понимает, поэтому нынешняя политика — строить харедимные кварталы в обычных городах, но не более 15% от численности населения. Однако большинство израильских городов не желают ни пятнадцати, ни пятнадцати сотых процента харедим у себя. Явне и Кирьят-Гат однозначно отказались строить харедимные кварталы. Вот государственный бюджет и будет давать мэриям подарки: дескать, мы знаем, что из-за этих людей вы недополучите налоги, так вот возьмите компенсацию.
Большей пощёчины харедим не получали никогда.

Свобода дана, но все предопределено!

Канун Шабос главы «Исро»
19 швата 5780 года / 14 февраля 2020 г.

В нашей сегодняшней недельной главе «Исро» Тора достигает самой драматической своей вершины: Небеса открываются, и Голос Всевышнего рассекает пространство мира. Г‑сподь оглашает первые две заповеди, а Моше-рабейну продолжает и произносит остальные восемь заповедей. Среди списка запретов самая длинная и самая пронзительная — вторая заповедь. Свыше пятидесяти слов Тора посвящает предостережению от идолопоклонства: «Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом… Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли» (Шмойс, 20: 3, 4). И в следующем стихе Тора продолжает предостерегать от этого грехопадения: «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — Г‑сподь, Б‑г твой, Б‑г-ревнитель».

Любой реалистично мыслящий человек должен задаться простым вопросом: может ли это быть существенным, важно ли это сегодня? Увлечение идолопоклонством исчезло из западного мира. Никто в современном обществе не верит в поклонение солнцу и луне, дереву и камню. Немногие люди считают, что солнце и луна или любое другое создание может обеспечить осадки, здоровье или средства к существованию. Все мы помним истории нашего праотца Авраѓама, который утверждал, что неодушевленные предметы, не способные защитить самих себя, безусловно, не смогут обеспечить защиту других. Что же означает сегодня предупреждение об идолопоклонстве?

Талмуд рассказывает, что сами еврейские мудрецы стремились искоренить авойдо зоро («чужое служение», поклонение идолам) во всех ее проявлениях. Именно они отменили ее в этом мире. Так почему же мы продолжаем вести «вчерашние войны»?! В древние времена служение идолам действительно было чем-то, что волновало ум и сердце. В первых поколениях люди были духовно возвышены, они жили в мире явных чудес, Скиния и Храм стояли неповрежденными, пророки бродили по улицам и предвидели будущее так, как будто это было настоящее, поэтому вожделение проявлялось исключительно в духовной сфере. Духовный уровень был настолько высок, что у людей возникало огромное желание испытать близость ко Всевышнему, и это стремление привело их к обращению к любому духовному опыту, включая идолопоклонство. Однако после возвращения в Сион пророк Эзра и мужи Великого Собрания увидели, что народу было трудно справиться с побуждением к идолопоклонству, поэтому они попросили Всевышнего искоренить эту склонность из сердец сынов Израиля. Талмуд рассказывает, что они увидели, как «огненный львенок» выходит из Святая святых, и это было знаком того, что идолы перестали для них существовать…

С тех пор духовный уровень понизился, и средний человек не испытывает духовных заблуждений в определении разницы между служением Б‑гу и солнцу. Мы живем в духовно бедном поколении, в котором существуют серьезные сомнения в выборе между Apple и Samsung, Coca-Cola и Pepsi, Mitsubishi и Chevrolet… И если это так, то зачем трубить во весь голос о неприятности, которая давно исчезла из этого мира?!

Дело в том, что запрет идолопоклонства — это единственная заповедь, в которой Всевышний указывает, что она дается навсегда. Тора добавляет два необычных слова аль поной — «пред Моим лицом»: «Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом». Каково значение этих слов? В комментарии на этот стих Раши приводит слова ѓалохического мидраша «Мехильта»: «Пока Я есть — то есть вечно и бесконечно. Чтобы ты не сказал: «Только тому поколению была дана заповедь, запрещающая идолопоклонство». Это единственная заповедь, в которой Тора посчитала необходимым подчеркнуть, что она обязательна к исполнению в каждом поколении! И встает вопрос: какого вида идолопоклонства следует опасаться сегодня?

Рамбам пишет: «В дни Эноша люди совершили большую ошибку… Они решили, что раз Г‑сподь создал звезды и небесные сферы для управления миром и поместил их в небесах, и наделил их почетом, и это верные слуги Его, приближенные к Нему, — они достойны восхваления и возвеличивания, и воздания им почестей» («Мишне-Тора», «Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях», 1: 1). По сути, идолопоклонство не является заменой веры в Б‑га, а просто «дополнением» к вере. Люди поколения Эноша, несомненно, верили в реальность Создателя, но полагали, что Творец доверил Своим помощникам силу влияния и выбор того, на кого его оказывать. Они видели, что солнце способствует росту растений, и подумали, что оно само выбирает, кому и сколько давать своей энергии…

Этот вид идолопоклонства до сих пор не исчез. Сегодня об этом говорят так: «Я взял самого лучшего адвоката, и он решит дело в мою пользу», «Я записался на прием к специалисту номер один и не беспокоюсь», «Я знаю помощника мэра, и он обещал, что все будет хорошо», и так далее. Проблема в том, что это идолопоклонство более соблазнительно, чем первоначальное. В то время как легко понять, что неодушевленный объект, такой как солнце и луна, не может сам что-либо выбирать, трудно признать, что живой человек не может сделать выбор, приносить нам пользу или вред. Но Тора говорит нам: каждое решение, которое принимает человек, будь то врач, судья или политик, — это решение, прежде принятое в высших сферах в соответствии с планом, разработанным Всевышним в этом мире. В то время как человек внизу — просто инструмент для выполнения того, что предопределено заранее. Каждое мгновение Творец заново придает мудрости сердцу врача и проницательности сердцу судьи для лечения и вершения правосудия.

Царь Давид проявил этот подход с наибольшей силой в самые ужасные моменты своей жизни. Его сын Авшалом поднял восстание против него и подстрекал народ причинить вред своему отцу. Давид был вынужден покинуть Иерусалим. Внезапно перед ним и его сторонниками появился Шими бен Гера, глава Санѓедрина, и начал кидать в них камни и проклинать. Он кричал: «Убирайся, убирайся вон, убийца и мерзавец! Обратил Г‑сподь против тебя всю кровь дома Шауля, вместо которого ты стал царем» (Шмуэль II, 16: 7, 8).

Авишай бен Цруя, верный Давиду военачальник, вытащил свой меч, чтобы убить Шими: «И сказал царю Авишай, сын Цруи: «Зачем ругает этот мертвый пес господина моего царя? Позволь, пойду я и сниму с него голову» (там же, стих 9). Однако Давид резко остановил его, сказав: «Пусть ругает, верно, Г‑сподь повелел ему: «Ругай Давида!» Кто же может сказать: «Зачем ты так делаешь»? И сказал Давид Авишаю и всем слугам своим: «Вот, если может сын мой… искать души моей, то тем более теперь позволено это отпрыску Биньяминову. Оставьте его, пусть ругает… Может быть, увидит Г‑сподь унижение мое и воздаст мне добром за нынешнее его злословие» (там же, стихи 10–12). Неужели, Авишай, ты думаешь, что Шими может навредить мне по своему свободному выбору?! Может ли он причинить вред тому, кто не приговорен свыше?! Шими — просто посланник, выполняющий приговор, который по воле Всевышнего вынес пророк Натан после истории с Басшевой: «Зло не выйдет из твоего дома».

В этом и заключается основной смысл еврейской веры. Мы верим не только в то, что Всевышний создал этот мир, не только в то, что Он вовлечен во все земные дела, но и в то, что никто не может поднять руку или ногу без предварительного решения свыше. Перефразируя (точнее, переворачивая наоборот) слова Мишны («Пиркей овойс», 3: 19), мы можем сказать: «Свобода дана, но все предопределено». Верить в обратное — один из видов идолопоклонства, от которого предостерегает нас Тора, и стоит всегда об этом помнить!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (721 КБ).

Маленькая радость архивиста

Я открыл словарь профессиональных терминов 1920-х годов, о котором у нас не знали. В одном из писем секретарь Комитета языка иврит вскользь пишет: «А о словаре столярных терминов ,публиковавшемся в журнале «Плотник», знайте, что он нашего одобрения не получал».
Я сразу заказал по интернету в читальный зал Нац.библиотеки журнал «Плотник», побежал туда — и верно, в каждом номере печатался обзор столярных терминов, строение окна, строение крыши, рубанки, пилы, с картинками и переводами на европейские языки. Это было в 1929 году. Комитет языка иврит в эти годы влачил жалкое существование после смерти Бен-Йегуды и до включения в активную деятельность Бялика. Поэтому представители различных профессий вынуждены были составлять себе профессиональные словари сами. И это не единственный пример. В Комитет иврита присылали на утверждение сделанные энтузиастами словари сапожных терминов, банковские, страховые и другие. Некоторые из них легли в основу профессиональных словарей Комитета.

Рождённые в Одессе

Два учёных секретаря Комитета языка иврит в 30-е гг.пишут אבגוסט и אבטומוביל.

Сослучайное и присослучайное 2020-02-12 07:05:25

оставшись вечером на кухне
олег прислушался к себе
и ужаснулся этим хриплым
и незнакомым голосам
© zajushka

Сослучайное и присослучайное 2020-02-12 06:38:53

Псалмы-3. «Представляю Господа пред собой всегда» (16:8). На рисунке в зрачках — в одном эта самая фраза, в другом пацифик, в третьем и не разберу что.
Смысл: хоть что-то надо представлять перед собой всегда, хоть какую-то цель.

Сослучайное и присослучайное 2020-02-12 03:56:33

Псалмы-2. «В теснине дал Ты мне простор» (4:2).
Вложенный смысл: внутри меня всегда есть безграничный простор, даже когда снаружи давит. То есть: не бойтесь стресса.

Сослучайное и присослучайное 2020-02-12 03:54:49

Серия картин, некогда бывших на иерусалимском «старом вокзале». «Современное понимание Псалмов».
Псалмы-1. «Тот, чья жизнь непорочна и дела праведны, чьи слова честны и искренни; языком своим кто не клевещет, ближнему своему не причиняет зла, не возводит поношения на соседа своего» (15:2).
Смысл картины и подписи: от этого изложения морали отрезаны упоминания Бога в начале и в конце. То есть: если выкинуть из псалма всякий клерикализм, получится современная мораль. А ещё глубже: ребята, не отказывайтесь от Псалмов, смотрите какие классные вещи там есть…

Сослучайное и присослучайное 2020-02-11 15:45:17

Предупреждаю: смотреть и слушать жутко. Анатомический детектив. Лекция Дробышевского о том, как в Керчи раскопали кладбище античных рабов, и как он по всевозможным патологиям и переломам восстанавливал типы их работ и условия их работы.
https://www.youtube.com/watch?v=KjJ3IJlQkLU&t=3107s

Можно ли отменить смиху ?

Допустим, человек, имеющий смиху раввина, при свидетелях ест свинину или мясной борщ со сметаной, или в шабат зажигает огонь итп.

Кто может отменить смиху ?
Гос. раббанут ?
Религиозный суд ?

Отменяют же иногда гиюр…

На кончике пера

Потрясающие новости молекулярной палеонтологии. Было известно, что определённые гены по-разному «выживают» на протяжении десятков тысяч лет в зависимости от того, был ли у данного существа метилирован цитозин. А если метилирование происходит в промоторе гена, то этот ген не работает, не экспрессируется. Решили проверить. На основании метилирования генома неандертальца описали особенности его скелета в отличие от скелета сапиенса. А потом проверили по реальным скелетам неандертальцев. Совпадение 7 из 8!
На основе этого успеха реконструировали особенности скелета денисовца — от которого и сохранилась-то лишь половина челюсти.

Сослучайное и присослучайное 2020-02-10 16:54:06

Веред Ноам получила премию Израиля за исследования Талмуда. По рекомендации Даниэля Шпербера. Заслуженно! Её сравнение кумранской галахи с талмудической открыло новую страницу. Поздравляю!

Сослучайное и присослучайное 2020-02-10 08:48:00

Лекция: разговорный иврит (возможно) является самостоятельным языком.
https://youtu.be/aEEzlCtIfG0

«Коллективное бессознательное» Юнга и «Клаль Исраэль» в иудаизме

(Read more …)

«И были руки Моше верны до захода солнца»

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2020-02-09 11:40:03

В Комитет языка иврит в 1939 г. пришло письмо с предложением… изменить огласовку одного из слов в книге Шмуэля. В Танахе.
Я не знаю, какие варианты ответа были забракованы, но ответ был отослан исключительно корректный: «Правильность предложений такого рода не подтверждается авторитетным мнением. У вашего предложения есть опора в тексте Септуагинты, но его уже высказал Драйвер в 1913 г.
Зеэв Бен-Хаим».

Сослучайное и присослучайное 2020-02-09 04:34:35

Успехи министра в любой области нужно измерять не по тому, сколько денег получено на новые проекты (это дело партии и депутатов, а не министра), сколько по тому, как распоряжаются существующими деньгами. К примеру, в больницах нет мест и нет ставок — обращайтесь к премьеру, а вот насколько хорошо работают врачи на имеющихся ставках — это к министру здравоохранения. И по этому параметру министерство здравоохранения на втором месте по удовлетворённости населения (после мин.обороны). (Кстати, в последние месяцы получено разрешение (в т.ч. бюджетное) на две новые больницы, в Беэр-Шеве и в Кирьят-Ате),
А министр здравоохранения у нас — гурский хасид, в полном прикиде. Яаков Лицман. Уже 11 лет, с 2009 года (с небольшими перерывами. О гурском хасидизме можно сказать многое, но не сейчас). В каждой коалиции его партия просит минздрав и получает. И меня заинтересовало: почему именно минздрав? Ведь это такая отрасль, которой по определению всегда не хватает денег, где по определению не может быть полной удовлетворённости. Министра здравоохранения будут ругать всегда… И почему не МВД, где бюджеты местных советов? Почему не мин.экологии, которое тише воды ниже травы? Почему не мин.образования?
Я предположил вот что. Министр здравоохранения должен иметь общее представление о современной медицине, но не должен сам оперировать или проводить исследования лекарств. А должен он заниматься выполнением планов, освоением бюджета, жалобами населения и т.п. И здесь у Лицмана есть опыт: четыре года он был главой финансовой комиссии кнесета. Для медицины при нём есть главный специалист (как и в любом министерстве).
Так вот, иудаизм выделяется религиозно закреплённым полным доверием к врачам! Никакой великий раввин не вправе принимать медицинские решения, только врачи. Более того, пренебрегающий советом врача нарушает заповедь.
Следовательно, минздрав — это единственное министерство, где личные мнения и предпочтения супер-ортодоксального и консервативного гурского хасида не окажут влияния на его работу! В мин.образовании, в мин.экологии он стал бы вмешиваться, а знаний для вмешательства у него нет и быть не может, и наломал бы дров, а отвечала бы хасидская партия. А здесь нужен лишь навык управления, а он у Лицмана есть.