Когда вострубит великий шойфар…

This post was written by avroomwolff on Сентябрь 9, 2020
Posted Under: nitzavim-vayeilech,Ницавим-Ваелех,Ницовим-Вайелех

Канун Шабос главы «Ницовим-Вайелех»
22 элула 5780 года / 11 сентября 2020 г.

25 августа я принял участие в совещании Президента Украины В. Зеленского с украинскими раввинами. Из-за карантина и связанных с ним ограничений большинство участников «присутствовали» в режиме «онлайн». Лично на встрече с первым лицом государства, кроме меня, были еще восемь раввинов. В ходе встречи я поблагодарил Президента за указ, объявивший еврейские и мусульманские праздники государственными, и пожелал, чтобы и лидеры других стран, включая президента Трампа, брали пример с Украины, делая «национальные праздники — праздниками национальными».

На встрече Президент обсудил с нами ситуацию, связанную с эпидемией коронавируса, и текущие вопросы жизни еврейских общин в Украине, а также поздравил народ Израиля и еврейские общины Украины с наступающим Рош ѓаШоно, и раввины пожелали ему и всем жителям страны хорошего и сладкого года.

По окончании основной встречи, мы, по просьбе Президента, остались на дополнительное совещание. Глава государства обсудил с нами вопросы, касающиеся внутренних и международных дел Украины, и попросил нас оказать государству помощь, используя свой раввинский опыт и связи во многих странах мира. Неформальная встреча длилась долго, и на ней были затронуты вопросы и проблемы, стоящие перед еврейскими общинами, а также многие другие вопросы, которые еще слишком рано обсуждать публично, но, с Б‑жьей помощью, мы позже еще поговорим о них подробнее. Пока же вернемся к делам, так сказать, насущным.

До Рош ѓаШоно осталась всего неделя, поэтому самое время немного поговорить о молитвах, которые мы читаем в праздничные дни. Новолетие — это день, когда Творец судит весь мир, поэтому наши мудрецы постановили в молитве Мусаф читать дополнительно три особых благословения: Малхуйойс — «Царства», упоминающее о царстве Творца; Зихронойс — «Памяти», о том, что Творец помнит дела Его созданий и приводит все их на суд; Шойфаройс — «Шойфары», в котором говорится о раскрытии Творца Его созданиям, сопровождающемся трублением в шойфар.

В каждой из этих добавочных частей читают 10 стихов из Танаха, которые связаны с ней тематически: три стиха из Торы, три из Ктувим (Писаний), три из Невиим (книг Пророков) и заканчивают чтение еще одним стихом из Пятикнижия. Каждая из трех частей заканчивается благословением, за которым следует десятикратное трубление в шойфар (в этом году, поскольку первый день Рош ѓаШоно выпал на Субботу, трубить будут только во второй день).

Девятый в благословении Шойфаройс — знаменитый стих из книги Ишаяѓу, которым евреи настолько дорожат, что он даже удостоился замечательной хасидской мелодии, отражающей ожидание его исполнения: «И будет в тот день: вострубят в великий шойфар, и придут потерянные в земле Ассирийской и отвергнутые в земле Египетской, и будут они поклоняться Г‑споду на горе святой в Иерусалиме» (Ишаяѓу, 27: 13). Пророк Избавления, Ишаяѓу, описывает чудесное видение того, что скоро здесь произойдет. Внезапно раздастся громкое трубление шойфара Всевышнего, и голос его разнесется по миру и пробудит усталые души. Звук шойфара будет настолько громким, что достигнет даже заблудших и изгнанников в землях Ассирии (современный Ирак) и Египта. Они пробудятся, чтобы вернуться домой и поклониться святой горе в Иерусалиме (Храмовой горе).

Ассирийское изгнание произошло во времена самого пророка Ишаяѓу. Ассирийский царь Санхерив завоевал Израильское царство и расселил десять колен по всем землям своего государства. Насильственное переселение использовалось завоевателями для того, чтобы ослабить сопротивление побежденных; пленников также можно было использовать для заселения и развития слабых мест в царстве-завоевателе. И вот, Ишаяѓу пророчествует, что конец этого изгнания наступит, когда услышат громкое трубление в большой шойфар. Однако в этом стихе нет ни одного понятного слова. Во-первых, «Египет» — какие евреи вернутся из Египта? Разве после Исхода там остались евреи? Б‑г вывел всех, кто заслуживал выйти, а те, кто не заслужил, умерли во время казни тьмой и не имеют отношения к еврейскому народу после дарования Торы. Так кто же вернется? Во-вторых, почему пророк здесь конкретно упоминает изгнанников в Ассирию и Египет, а не тяжелое Вавилонское изгнание, которое произошло сразу после его времени, и о котором он не переставал пророчествовать заранее? И в-третьих, наконец, самый важный вопрос из всех: почему пророк определяет тех, кто возвращается из Ассирии, как «потерянных», а тех, кто возвращается из Египта, как «отвергнутых»? Почему не наоборот?

На протяжении веков мы привыкли быть «жертвами» и никогда не сталкивались с противоположной ситуацией — быть «признанными и успешными». Еврей всегда был синонимом несчастья, изоляции и отверженности. Мы никогда раньше не сталкивались с противоположным: с тем фактом, что в еврействе нет ничего необычного, и представитель нашего народа может быть принят где угодно и стать частью любого общества. Президент Украины Зеленский во время нашей встречи сказал: «Около года назад я встречался с руководителями еврейских организаций в Нью-Йорке. Они спросили об антисемитизме в Украине, и я ответил им: «Антисемитизм? Посмотрите на меня, еврей — президент Украины!..» С одной стороны, это звучит как наступление дней Мошиаха, но с другой стороны, это также источник тяжелого опыта, потому что теперь никто не побуждает нас к исполнению нашей уникальной миссии. Попытка быть признанным оказалась настолько успешной, что некоторые были убеждены: на самом деле нет разницы между евреем и неевреем. В мире, где все равны, в ситуации, когда никто со стороны не видит вас уникальным, вы сами можете поверить в то, что в вас нет уникальности. Когда царский сын уходит в народ, он сам забывает о своем происхождении. Если раньше нужно было быть готовым страдать за свое еврейство, то сегодня ситуация изменилась: надо быть готовым обновить еврейство внутри себя, углубить и укрепить его. Истребить равнодушие и сухость и заменить их на упорство и верность в повседневности, без неприятностей и угроз, вызывающих печаль души. Пророк Ишаяѓу предвидел это и намекает на это в образах «Ассирии» и «Египта». На иврите слово Мицраим («Египет») означает «наказание» и имеет тот же корень, что и слова «беда» — цоро, «неприятности» — цоройс (или более привычные здешним евреям цурес), то есть связывается со страданиями, бедностью и рабством, выпавшими на долю наших предков в течение тысячелетий. Слово «Ассирия», с другой стороны, является его полной противоположностью. Ашур («Ассирия») буквально означает «богатство» и является однокоренным со словом ошер — «счастье», то, что доставляет удовольствие. Оно символизирует современную эпоху, период изобилия и либерализма, когда евреи могут достигать всего, чего хотят, и жить богатой и успешной жизнью.

Из этих двух периодов Ишаяѓу строже осуждает ассирийское изгнание счастья, и определяет его более суровым выражением: «потерянные». Евреи-изгнанники в Ассирии «заблудились», ассимилировались и полностью потерялись, исчезли. В то время как изгнанники в Египте только «отверженные» — далекие, но все же наши! Потому что там неприятности сами напоминали нам, что мы уникальны. Во-первых, беды заставляют нас смотреть вверх и молиться о Б‑жественном спасении. И помимо этого — сам факт того, что нас столь несправедливо преследуют, вызывает понимание, что в нас, очевидно, есть что-то особенное. Если все отвергают нас, то они, вероятно, знают о нас что-то, что мы сами забыли.

В «счастливом» изгнании, когда все равны и все возможно — трудно заявить об уникальности. Что будет внушать нам ответственность за еврейский народ в то время, когда все хорошо, спокойно и стабильно и нет чрезвычайных ситуаций? Что вызовет энтузиазм и искоренит апатию? И в этом заключается смысл обещания пророка Ишаяѓу: вот-вот раздастся трубный глас шойфара, который разбудит всех: и «потерянных в земле Ассирийской», и «отвергнутых в земле Египетской»!

Но что тем временем делается против «ассирийского изгнания»? Где вы находите силы обновляться даже в дни безразличия? В качестве ответа на эти вопросы Любавичский Ребе указывает на первый стих главы «Ницовим» — одной из двух глав Торы, которые мы читаем на этой неделе. Она всегда читается перед Рош ѓаШоно и каждый год обновляет наш входной билет в месяц тишрей: «Все вы стоите сегодня пред Г‑сподом, Б‑гом вашим…» (Дворим, 29: 9). Надо быть вместе. Огонь, пробуждающий еврейские сердца, находится в синагоге. Вам нужно чаще приходить сюда, вместе учиться, вместе участвовать в фарбренгенах, слушать уроки Торы. Слова, сказанные от любящего сердца, сплачивают и объединяют общину. Дерево в саду растет кривым, а в лесу деревья вырастают прямыми и стройными. Потому что в саду дерево растет в одиночестве, а в лесу деревья равняются друг на друга…

Мы начинаем новый год и новое десятилетие, пора принимать правильные решения, связанные с еще большей активностью, чем в предыдущие годы. Давайте прорываться через стены изгнания, пока не услышим, что «вострубят в великий шойфар, и придут потерянные в земле Ассирийской… и будут они поклоняться Г‑споду на горе святой в Иерусалиме».

Да удостоимся мы, с Б жьей помощью, в дни, предшествующие Рош ѓаШоно, истинного и полного Избавления. И пусть Высшее милосердие уготовит нам всем добрый и сладкий новый год!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (965 КБ).

Comments are closed.