Сослучайное и присослучайное 2020-08-10 04:58:04

This post was written by nomen_nescio on Август 10, 2020
Posted Under: еврейская традиция

Если предположить, что Мишна была кодифицирована (выделена из Тосефты?) в ответ на «конституцию Каракаллы» (212 г.), то что в этом эдикте заставило торопиться с выделением Мишны?
И до, и после эдикта раввинистические евреи жили по «Устному Закону». Но до этого границ у него практически не было, количество параграфов в трактатах было неопределённым, единого мнения по многим вопросам не было. Поэтому когда власти просили евреев: «Покажите нам ваш Закон!», они могли показать только Пятикнижие. А жить по тексту Пятикнижия раввинистические евреи категорически не хотели.
Теперь о «конституции Каракаллы». Она была примерно такой:
«Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август говорит: (теперь же…) следует отсрочить всякие жалобы, устные и письменные, чтобы я поблагодарил бессмертных богов, что они этой победой… меня сохранили невредимым. Я полагаю, что я лучшим и наиболее благочестивым образом удовлетворю величие богов, если я всех чужестранцев, когда бы они не вошли в круг моих подданных, приобщу к почитанию наших богов. Итак, я дарую всем чужестранцам во всей вселенной римское право гражданства, за исключением тех, кто происходит от сдавшихся (дедитиции). При этом я сохраняю все государственно-правовые различия существующих общин».
Кто такие дедитиции — историки спорят до сих пор. Это означает, кстати, что точное определение дедитициев могло быть делом наместников провинций. Если жителей Палестины ими не считать, то они — евреи и эллины — теперь граждане. То есть должны платить римские налоги, поставлять солдат в римские легионы (вербуемые только из римских граждан) и главное — «приобщаться к почитанию наших богов» (!) Это означало запрет иудаизма и катастрофу.
Кроме того, могли ходить слухи о том, что император вслед за дарованием всем римского гражданства собирается обязать всех жить по римскому праву…
Поэтому «наси» (т.е. еврейский префект) Иудеи быстро создал кодифицированный Устный Закон (Мишна, Второзаконие, deuterosum согласно позднейшим указам Юстиниана). Теперь: а) можно было с Законом в руках доказывать, что мы — от веку были самостоятельным народом, и Риму сдались, именно сдались, то есть мы дедитиции; б) с тем же Законом в руках показывать, что римскому праву мы не подлежим, ибо своё право имеем.

Comments are closed.