Самая большая награда Всевышнего

This post was written by avroomwolff on Январь 16, 2020
Posted Under: sh'mos,Шмойс,Шмот

Канун Шабос главы «Шмойс»
20 тейвеса 5780 года / 17 января 2020 г.

Хорошая биографическая книга начинается с описания дома, где вырос главный герой. Ведь жизнь каждого человека во многом зависит от обстановки, в которой он родился, и от людей, которые его воспитывали. Этот прием особенно заметен в Танахе, потому что в священных книгах всегда подчеркивается прерогатива семейных ценностей. Прежде чем Тора знакомит с каждым из великих людей, она представляет его родословную, чтобы мы знали, кем были его отец, дед и прадед. Перед рассказом о рождении Нояха мы знакомимся с десятью предыдущими поколениями, начиная с Адама, и узнаем, что Ноях родился в доме Ламеха. Прежде чем рассказать о рождении нашего праотца Авраѓама, Тора перечисляет десять предшествующих поколений, начиная с Нояха, и мы узнаем, что Авраѓам был сыном Тераха. Таким же образом в конце Свитка Рут описывается порядок поколений, предшествовавших царю Давиду: «Боаз породил Оведа; Овед породил Ишая, и Ишай породил Давида (Рут, 4: 21–22). Все для того, чтобы мы знали, в какой «теплице» вырос первый царь Иудеи.

Рамбан поднимает вопрос об описании происхождения величайшего из великих — Моше-рабейну. Очевидно, мы должны были прочитать подробное описание колыбели, в которой он вырос, и высокодуховной атмосферы дома Амрама и Йохевед, ведь нет более уважаемого человека, чем Моше. Однако Тора для этого выбирает самый простой стиль, который не встречается в других описаниях: «И пошел муж из дома Леви, и взял дочь Леви» (Шмойс, 2: 1). Да, «муж», «дочь Леви», как будто эти мужчина и женщина не имеют имен. И это удивительно: зачем скрывать родителей Моше? Тем более, что в следующей главе «Воэйро» (Шмойс, 6: 14 и далее) Тора посвятит целых 15 стихов описанию имен родителей, которые удостоились привести в этот мир иш Элоким — «человека Б‑жьего». Тора снимает напряжение, созданное противостоянием между Моше и фараоном, и расширяет описание родословной колена Леви, «чтобы указать нам, как родились Моше и Аѓарон, кто их родители, и от кого они происходят, т. е. какого они рода» (Раши на Шмойс, 6: 13). Но почему же сначала Тора дает такое недостаточное и уклончивое описание?!

Вопрос этот встает еще острее, если мы вспомним, что Амрам не был простым человеком. Назвать этого выдающегося еврея просто «муж» — значит проявить неуважение. Талмуд (трактат «Сота», 12а) говорит, что Амрам был «великим в своем поколении». А в трактате «Шабос» (55б) добавляет, что Амрам был одним из четырех человек за всю историю, которые «умерли из-за коварства Змея»: «Биньямин, младший сын нашего праотца Яакова, Амрам, отец Моше-рабейну, Ишай, отец царя Давида, и сын Давида, Калев». Это были четыре совершенных человека, которые никогда не грешили и по своим делам должны были жить вечно. Единственной причиной их смерти было «коварство Змея», соблазнившего Хаву отведать запретный плод Древа познания добра и зла… И поэтому возникает вопрос: почему Тора скрывает личность великих родителей, которые привели Моше в этот мир?

Однажды я услышал прекрасное объяснение: Тора хочет научить важным вещам и разрушить миф. Совсем не обязательно быть Амрамом и Йохевед, чтобы родить Моше-рабейну. Даже просто «муж» и просто «дочь Леви» могут стать проводниками для такой великой души, при условии, что они совершат необычный поступок, акт преданности, за который им будет дано такое вознаграждение. Не нужно быть большим человеком, главное — совершить большое дело, превосходящее естественный ход вещей, чтобы удостоиться такого воздаяния. И каждый человек способен совершить такой поступок.

Любавичский Ребе задает аналогичный вопрос: «За что родители Моше удостоились привлечь в этот мир такую душу «Б‑жьего человека»?» И отвечает: «Потому что таков способ Всевышнего вознаградить за героические поступки». Самая большая награда, которую Б‑г дает человеку, совершившему подвиг, — это ребенок, который осветит мир Его учением. Наши мудрецы рассказывают о самоотверженных действиях Амрама и Йохевед. Они добровольно решили отдать все, что имели, когда посчитали это правильным. Первая история о Йохевед, которая была акушеркой. Ее называли Шифра (от слова мешаперес — «[она] улучшает»), потому что своей заботой и уходом она благотворно воздействовала на новорожденного. Однажды фараон, царь Египта, позвал ее к себе, чтобы лично отдать приказ об убийстве еврейских младенцев. Фараон стремился остановить увеличение еврейского населения страны и всячески ужесточал условия жизни и рабского труда народа Израиля, но, к своему удивлению, увидел, что «чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся» (Шмойс, 1: 12). Поэтому фараон вызвал еврейских акушерок и приказал им: «Принимая [роды] у еврейских женщин, смотрите… если это сын — умертвите его, а если дочь, то пусть живет» (Шмойс, 1: 16). Акушерки не могли открыто возразить тирану, но на деле они не исполняли его приказ. Вместо того, чтобы, не дай Б‑г, убивать детей, они снабжали матерей и новорожденных едой, питьем и всем необходимым, чтобы облегчить их страдания и побудить продолжать расширять свои семьи.

Вторая история об Амраме: после того, как фараон увидел, что не может доверять акушеркам, он приказал своим солдатам исполнять приказ об «окончательном решении еврейского вопроса»: врываться в еврейские дома, забирать новорожденных мальчиков и бросать их в воды Нила. Пораженный жестокостью правителя Египта, Амрам решил отдалиться от своей жены Йохевед. Он сказал: «Сейчас не время заводить детей». И поскольку он был главой поколения, и все евреи учились у него, тогда все мужчины расстались со своими женами. Его пятилетняя дочь Мирьям не была согласна с решением отца и сказала, что он поступает даже хуже фараона: царь Египта приговорил к смерти только мальчиков, а из-за того, что сделал Амрам, и девочки не родятся. И вот тут произошла удивительная вещь. Вместо того, чтобы заставить ее замолчать: «Мала еще осуждать отца! Возвращайся к своим куклам и возись с ними!» — Амрам признал правоту дочери, устыдился и вернулся к Йохевед… А когда родители совершают невероятные по самоотверженности действия, Всевышний посылает им самую большую награду, которая только может быть: ребенка, подобного Моше!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (737 КБ).

Comments are closed.