Иудаизм, «высеченный» в душах

This post was written by avroomwolff on Май 30, 2019
Posted Under: b'chukosai,Бехукойсай,Бэхукотай

Канун Шабос главы «Бехукойсай»
26 ияра 5779 года / 31 мая 2019 г.

В июньскую ночь 1967 года молодой еврейский солдат из десантного батальона стоял на крыше иерусалимского дома недалеко от Старого города. Десантники, вошедшие в город несколькими часами ранее, теперь переходили от дома к дому, от крыши к крыше, продвигаясь в направлении к Западной стене (часть стены, когда-то окружавшей Храмовую гору; в европейской традиции называется Стена плача, на иврите — Котель маарови). И вот, когда на рассвете он стоял на крыше и перед ним во всей своей красе открылась панорама древнего города, в этот самый момент вблизи разорвался иорданский снаряд. Сильная взрывная волна отбросила парня назад. Он был контужен, осколки ранили голову, попали в лицо. Оказавшийся рядом санитар остановил кровь, сделал перевязку и сказал: «Потерпи, через несколько минут мы отправим тебя в госпиталь». Но солдат закричал: «Я должен добраться к Стене!» Санитар посмотрел на него, как на сумасшедшего, и спросил: «Это все, что тебя сейчас интересует?»

Через несколько часов, когда он уже лежал в медицинском центре «Ѓадасса», до него доносились звуки отдаленных выстрелов. На следующее утро он услышал по радио, как корреспондент говорит: «Сейчас я иду вниз по лестнице к Западной стене, я касаюсь камней Котеля…» Он услышал крики радости, трубление в шойфар, и не смог больше слушать передачу. Вскочив с кровати, он повернулся к лежащему рядом другу и сказал: «Я иду к Котелю». Оба раненых покинули палату и побежали в Старый город, к Западной стене, где и воссоединились со своим батальоном. Солдат подошел к Стене, положил руку на ее камни и разрыдался. В тот момент он чувствовал себя посланником многих поколений евреев, которые две тысячи лет молились о возвращении в Иерусалим, и вот он стоит здесь и касается своими руками этих святых камней. В тот же день он вернулся в больницу, его прооперировали и вынули из его головы осколки, из которых он сделал кольцо и потом никогда его не снимал…

В эти дни Израиль отмечает пятьдесят два года со дня возвращения Старого города, Храмовой горы и Западной стены. Возникает вопрос, почему именно она сохранилась из всего Храма? Я слышал когда-то такое объяснение: в зале Храма с южной стороны стояла Менора, а напротив, с северной стороны стоял стол с хлебами предложения. Талмуд (трактат «Бава басра», 25б) приводит слова рабби Ицхока: «Тот, кто хочет быть мудрее, пусть идет на юг, богаче — пусть идет на север, и знаком тому Менора на юге и стол на севере». Рабби Ицхок тем самым говорит, что стол с хлебами предложения, символизирующий парносу — средства к существованию и богатство, — находится на севере. Менора, в которой зажигают свечи, символизирующие Тору (как сказано: «Тора — свет»), олицетворяет мудрость и расположена на южной стороне. Следовательно, северная стена Храма символизирует богатых, южная — ученых-мудрецов, восточная стена — лидеров, глав народа, которые всегда идут впереди и сидят с восточной стороны. Котель символизирует тех, кто не являются ни лидерами, ни мудрецами, ни богачами. Это простые евреи, и поэтому именно Западная стена милее Всевышнему, чем остальные.

Евреи никогда не относились к Храму с пренебрежением. После того, как римляне разрушили его, они всегда просили о мире в Иерусалиме. На протяжении многих веков, в самых трудных ситуациях, евреи самоотверженно боролись за право подняться в Иерусалим и помолиться возле Храма. Талмуд рассказывает историю о том, как однажды рабби Акива в сопровождении своих учеников направился в Иерусалим, чтобы помолиться среди развалин Храма. В это время из руин выбежала лисица. Ученики заплакали, а рабби Акива улыбнулся. «Чему ты улыбаешься?» — спросили его. «А о чем вы плачете?» — вопросом на вопрос ответил им рабби Акива. «Мы плачем о том, что своими глазами увидели, как сбываются слова пророков: «Гора Сион в запустении. Лисы гуляют по ней». — «Вот и я улыбаюсь по этому же поводу, — сказал рабби Акива. — Ведь если сбылись несчастья, о которых предсказывали пророки, значит сбудутся и их добрые предсказания!» Ученики только и смогли сказать в ответ: «О, Акива, ты умеешь нас утешить!»

Есть свидетельства о том, что в последнюю тысячу лет евреи постоянно приходили молиться к Западной стене. Конечно, за это время были периоды, когда прийти туда было легко, и были времена, когда те, кто властвовал в стране, мешали евреям попасть туда. С годами все больше и больше евреев приходило молиться у Котеля, особенно после Первой мировой войны, когда был установлен британский мандат.

Но чем больше росло число евреев, тем сильнее становились ненависть и гнев арабов Иерусалима. Начались массовые выступления арабов под тем предлогом, что евреи хотят захватить Храмовую гору. Несмотря на многократные объяснения о том, что евреям запрещено подниматься на Храмовую гору, арабы продолжали использовать этот предлог для погромов, и продолжают настаивать на этом в своих выступлениях против евреев и по сей день.

16 кислева 5708 года (29 ноября 1947 г.) около полутора тысячи евреев пришли молиться у Западной стены. В этот день ООН решила разделить Святую землю между евреями и арабами. Это была последняя ночь, когда евреи молились у Котеля. Утром арабы осадили еврейский квартал Старого города. Осада длилась шесть месяцев, и в конце концов город пал под напором Иорданского легиона. В соглашении, подписанном евреями Старого города, было сказано, что евреям разрешат доступ к Западной стене. Но на практике с того времени, как город был захвачен Иорданией весной 5708 года, и до Шестидневной войны, в течение 19 лет, евреи не могли молиться у Западной стены. Поэтому возвращение святого для евреев места вызвало необычайное волнение среди мирового еврейства. Вскоре после освобождения более 200 тысяч евреев посетили Западную стену. Сегодня около 10 миллионов человек каждый год посещают эту самую известную еврейскую святыню.

Что же особенного в Западной стене, чем она привлекает к себе самых разных людей? Почему эти десантники, многие из которых вообще не были религиозными, плакали у Котеля? Мы все знаем обычай вкладывать в камни Стены записки с просьбами ко Всевышнему. Эта традиция является достаточно новой. Предыдущие поколения евреев, придя помолиться у Стены, высекали на ней свои имена, испрашивая благословения Всевышнего. И только во времена британского мандата был принят закон, запрещающий это делать, после чего распространился обычай вкладывать записки.

И это приводит нас к тому, о чем говорится в нашей сегодняшней недельной главе «Бехукойсай». Простой смысл названия главы, заключен в словах Всевышнего: «Если по законам Моим ходить будете…» (Ваикро, 26: 1). Если вы будете соблюдать Мои установления, то Я дам вам все благословения. Однако Любавичский Ребе учит нас, что слово бехукойсай имеет и другое значение, происходящее от того же корня: хакика — «высечение». Слова можно написать чернилами на пергаменте или бумаге, но с течением времени они могут исчезнуть. Но слова, высеченные на камне, остаются навсегда, потому что становятся частью камня. Ребе говорит, что еврей должен стремиться к тому, чтобы иудаизм был «высечен» в его душе. Если законы Торы будут просто записаны в нашей памяти, то они не станут частью нас самих и с течением времени могут, не дай Б‑г, стереться. Если же мы высечем повеления Всевышнего в наших сердцах, то они станут неотъемлемой частью нашей души.

В Ѓафторе к нашей главе пророк говорит: «Грех Йеѓуды написан железным резцом, алмазным острием; начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников ваших» (Ирмияѓу, 17: 1). Раши объясняет: имеется в виду, что глубоко высечен и его нелегко стереть. Об этом сокрушается и пророк Ишаяѓу. В нашей главе говорится именно о таком высечении, но с положительной стороны. Мы должны высечь в своих сердцах нашу связь с иудаизмом. Это означает, что иудаизм станет частью самой сути нашего существования. Когда маленькая девочка зажигает субботние свечи с раннего возрасте, эта заповедь глубоко проникает в ее сознание. И где бы и в каком состоянии она не находилась в дальнейшем, она всегда будет зажигать свечи — потому что эта заповедь прочно врезалась в ее сознание. Так и нам необходимо соединиться, слиться с заповедями Торы, и тогда они станут неотъемлемой частью нас самих.

Связь с Западной стеной высечена в душе каждого еврея, независимо от его происхождения. Поэтому и заплакали мужественные десантники, впервые в жизни оказавшиеся возле святыни своего народа: в их душах проснулась еврейская искра. Давайте же сделаем все, чтобы эта искра постоянно горела в душах каждого из нас!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (811 КБ).

Comments are closed.