«Пусть празднует земля Субботу…»

This post was written by avroomwolff on Май 23, 2019
Posted Under: b'har,Бэгар

Канун Шабос главы «Беѓар»
19 ияра 5779 года / 24 мая 2019 г.

В 1986 году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) начало разработку программ выращивания растений в космосе. Прежде всего искали специалистов по гидропонике — методу выращивания растений в воде, без использования почвы, с искусственным добавлением необходимых питательных веществ. После долгих поисков они пригласили профессора Меира Шварца, эксперта из Израиля, работавшего в религиозном кибуце «Хафец-Хаим». Когда он прибыл на мыс Канаверал во Флориде для участия в совещании, на которое были приглашены все руководители НАСА, чтобы объяснить, почему именно в Израиле работает мировой эксперт по выращиванию растений на платформе, отделенной от почвы, председатель взял в руки Тору и зачитал стихи из нашей сегодняшней недельной главы «Беѓар», где говорится о годе шмиты: «Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля Субботу Г‑споду. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник, и собирай ее урожай. А в седьмом году Суббота прекращения трудов будет для земли, Суббота Г‑споду» (Ваикро, 25: 2–4).

Суть заповеди шмиты состоит в том, что после вступления в Землю Израиля еврей-земледелец обязан по-особому относиться к ее возделыванию: шесть лет работать на земле и пользоваться ее плодами, а на седьмой год — год шмиты — Тора повелевает: «Поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Самосева твоей жатвы не жни и твоего винограда хранимого не снимай; год прекращения трудов будет на земле» (там же, стихи 4–5).

Год шмиты — это «суббота земли». Так же, как в Шабос — седьмой день — еврей не работает, так и земля в седьмой год будет свободна от трудов. Это — шнас шабосойн, «год отдыха» (отсюда в европейские языки вошло понятие Sabbatical, обозначающее год отдыха и самосовершенствования — например, для учителей и научных работников).

Затем Тора говорит, что недостаточно того, чтобы сам земледелец не работал на своей земле в течение седьмого года. Всевышний повелевает: «И будет Суббота земли вам в пищу: тебе, твоему рабу и твоей рабыне, и твоему наемному работнику, и твоему поселенцу, которые проживают с тобой; И твоему скоту, и зверю, который на твоей земле, будет весь ее урожай в пищу» (там же, стихи 6–7). Раши (комментарий на Ваикро, 25: 6) объясняет: «Хотя Я запретил их плоды земли тебе, говоря «не жни», «не снимай», Я не запретил есть или использовать их, но только, чтобы ты не относился к ним как хозяин. Все будут равны, что касается плодов седьмого, субботнего года: ты и твой наемный работник, и проживающий с тобой».

Таким образом, Тора повелевает владельцу на седьмой год покинуть свое поле, открыть ворота и дать возможность каждому собирать плоды на его земле. В год шмиты нет хозяев и нет работников, все равны, и каждый имеет одинаковое право на плоды земли и может прийти и собрать их — но только в количестве, достаточном для одного дня. Плодами седьмого года запрещается торговать, как хозяину, так и любому другому еврею. И Тора обещает, что если мы будем соблюдать заповедь о шмите, то будем «жить на земле безбедно» (Ваикро, 25: 18) — жить на своей земле в безопасности и спокойствии.

Тора предвидит, что исполнение законов шмиты вызовет большие трудности, поэтому после их изложения говорится: «А если скажете: «Что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай?» — [то знайте:] Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая есть будете старое (там же, стихи 20–22).

И затем Тора раскрывает причину этой мицвы, почему Б‑г действительно хочет, чтобы земля отдыхала целый год. Всевышний говорит: «Ибо Мне земля» (там же, стих 23). Исполняя заповедь шмиты, еврей заявляет, что земля не принадлежит ему, а принадлежит Б‑гу. Еврей получает землю в аренду на шесть лет, в год шмиты возвращает ее хозяину — Всевышнему, а после шнас шабосойн снова арендует на следующие шесть лет.

Все это происходило именно так во времена существования Храма, когда бо́льшая часть народа Израиля проживала на своей земле, и Тора обязывала всех выполнять заповедь шмиты. После разрушения Храма наши мудрецы постановили, что евреи будут продолжать соблюдать эту заповедь. Таким образом она получила статус дерабонон — «заповеди от мудрецов», подобно зажиганию субботних свечей и омовению рук перед едой.

Рассказанное выше кажется правильным и понятным, пока дело не касается непосредственного исполнения заповеди о шмите. Представьте себе еврея-хозяина большого современного сельскохозяйственного предприятия, который выращивает авокадо или цветы и продает их на зарубежных рынках. Он владеет сотнями гектаров земли, и, конечно, в наше время у него есть все виды машин и механизмов для ее обработки и сбора урожая. Само собой разумеется, что на его земле трудятся наемные работники. Понятно, что у него есть определенные обязательства перед заказчиками, партнерами, поставщиками, банком и т. д. И вот перед Рош ѓаШоно ему придется закрыть это огромное производство: сообщить заказчикам, что он прекращает поставку своей продукции, уволить преданных сотрудников и работников. Естественно, что заказчики найдут других поставщиков, а работники — других работодателей. Никто не будет сидеть сложа руки и ждать, когда закончится год шмиты. И кто знает, вернутся ли они к нему через год?! Кроме того, он должен продолжать выплачивать банку ежемесячные платежи за машины и оборудование или возвращать ссуду, которую он взял для развития производства. И при этом целый год он вообще не имеет никакого дохода. Понятно, насколько трудно выполнить эту мицву, и какое испытание она представляет для земледельцев в Израиле!

На протяжении поколений исполнение заповеди о шмите требовало большой жертвенности от евреев, живших на Земле Израиля. А в последние десятилетия, когда все больше евреев поднялось в Святую землю и стало земледельцами, этот вопрос стал вопросом жизни и смерти.

В конце XIX века, на заре сельскохозяйственного возрождения Земли Израиля, еврейские земледельцы столкнулись, казалось бы, с неразрешимой ѓалохической проблемой. Сельское хозяйство только начало развиваться. Прекращение работы на целый год грозило фермам разорением, а людям — голодной смертью. Кроме того, необходимость соблюдать шмиту отталкивала от сельского хозяйства новых поселенцев.

Земледельцы обратились с просьбой найти решение к раввинам Восточной Европы, где в то время жила бо́льшая часть еврейского народа и большинство известных раввинов. Это обращение вызвало среди них жаркие споры. В конце концов, было предложено интересное решение. Все запреты года шмиты имеют силу только в том случае, если земля принадлежит еврею. Принадлежащую нееврею землю допустимо возделывать, разрешено торговать ее плодами, которые в данном случае не имеют святости седьмого года. И еврей может работать на земле, принадлежащей нееврею. Раввины предположили, что, подобно продаже хомеца на Песах, также можно на время продать землю нееврею и, таким образом, продолжить ее обрабатывать. Ѓетер мехира («разрешение продажи земель») было сочтено отличным решением проблемы шмиты в Эрец-Исроэль.

Однако в результате продажи земли возникли другие ѓалохические проблемы, и многие раввины выступили против этого. В этой статье нет возможности для более подробного обсуждения этого вопроса, и я отложу его до следующего удобного случая. Следует сказать, что раввинат в Израиле действительно использует ѓетер мехира. Есть и другие решения этой проблемы, такие, например, как оцар бейс-дин, когда раввинский суд выкупает у земледельцев продукцию и перераспределяет ее по себестоимости потребителю.

В то же время есть много евреев, которые стараются в год шмиты не покупать продукцию хозяйств, использующих ѓетер мехира. Так что же делать тем, кто пытается наилучшим образом исполнить заповедь шмиты и в то же время не хочет лишать себя и своих детей фруктов и овощей на целый год?! К сожалению, некоторые выбирают самое простое решение: они покупают сельскохозяйственную продукцию у палестинцев на территориях. Проигравшими в данном случае становятся еврейские земледельцы, которые соблюдают законы шмиты, а палестинцы на этом зарабатывают. Но еще бо́льшая проблема состоит в том, что среди этих палестинцев есть и те, кто поддерживает террор. Так что вполне возможно, что ракеты, которые падают на города Израиля, профинансированы такими недальновидными блюстителями седьмого года…

Поиски путей решения проблем, связанных с соблюдением заповеди шмиты, привели к развитию и широкому применению технологии выращивания растений на платформе, отделенной от почвы. В 5711 (1951) году вышеупомянутый Меир Щварц пребывал в Штатах, агитируя репатриироваться в Израиль, и посетил единственную в США ферму, которая в то время выращивала растения по методу гидропоники, которым он давно интересовался. Услышав объяснения владельца фермы, он с энтузиазмом отнесся к этому методу и, вернувшись в Израиль, предложил кибуцу «Хафец-Хаим» решить таким способом нехватку овощей в субботний год. Шварц загорелся этой идеей, и с этого момента началась его многолетняя исследовательская деятельность. Разрабатывая и совершенствуя эту методику, Шварц стал профессором и мировым экспертом по гидропонике. Сегодня бо́льшая часть овощей в Израиле выращивается по этому методу в обычные годы и, конечно, в субботний год. Попытка найти решение для соблюдения заповеди о шмите стала основой для глобальной сельскохозяйственной революции.

Очень важно помнить: седьмой год предоставляет земледельцу возможность заняться духовной деятельностью, изучением Торы. Подобно субботнему дню, когда человек не занят физическим трудом и набирает духовные силы для шести рабочих дней, год шмиты также дает земледельцу возможность подняться на новый духовный уровень и накопить душевные силы для следующих шести рабочих лет. Любавичский Ребе говорит, что еврею, живущему за пределами Земли Израиля, также в год шмиты необходимо уделять больше времени изучению Торы, так что эта заповедь касается не только наших израильских братьев, но и всех нас!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (805 КБ).

Comments are closed.