Два уровня еврейского единства

This post was written by avroomwolff on Февраль 27, 2019
Posted Under: vayakhel,Ваякѓейль,Ваякгел

Канун Шабос главы «Ваякѓейль»
24 адора I 5779 года / 1 марта 2019 г.

В начале нашей сегодняшней недельной главы «Ваякѓейль» рассказывается о том, как и для чего собрал Моше весь народ Израиля: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: «Это — то, что повелел Г‑сподь делать» (Шмойс, 35: 1). И он передал евреям повеления Всевышнего об изготовлении переносного Храма, о которых Тора сообщала в недельных главах «Трумо» и «Тецаве». Вся глава «Ваякѓейль» посвящена созданию частей Мишкана и его атрибутов — наставлениям Моше и воплощению их в жизнь сынами Израиля. А как предисловие к рассказу о повелениях, касающихся строительства Скинии, Моше-рабейну открывает свое обращение к народу двумя стихами, посвященными святости Субботы: «Шесть дней делать должно работу, а в седьмой день будет для вас святыня, Суббота прекращения работ Г‑споду. И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний» (там же, стихи 2, 3).

Нам необходимо разобраться, почему Тора, желая сказать нам, что Моше собрал народ Израиля, использует слово ваякѓейль, а не более распространенное выражение ваясоф. Раши в своем комментарии к первому стиху нашей главы объясняет слово ваякѓейль следующим образом: «Это глагольная форма, выражающая идею побуждения к действию, так как людей не собирают в буквальном смысле слова, как собирают неодушевленные предметы, но они сами собираются по велению, приглашению».

Разница между этими словами заключается не только в употребительности, но и в самих их значениях. Глагол лаасоф означает «собрать» в нашем контексте — много людей в одном месте, но даже после того, как они собрались вместе, они остаются отделенными друг от друга. Несмотря на то, что они собрались вместе с одной целью, они остаются отдельными людьми. Глагол леѓакѓиль тоже означает «собрать», но имеет дополнительный оттенок значения. Целью и результатом этого «собирания» становится каѓал — община. Это уже не просто собрание отдельных людей, а новая реальность — единая цельная общность. Поэтому нужно понимать, почему для передачи повелений о создании Скинии и предваряющего их наказа о соблюдении заповеди Субботы, которые Моше хотел донести до народа Израиля, было необходимо ваякѓейль — «собрать народ Израиля в единое целое».

Вопрос об употреблении этого слова становится более острым, если учитывать, что для строительства Мишкана, нужно было, чтобы «всякий, побужденный сердцем своим» (Шмойс, 35: 5), внес свой вклад в общенародное дело. Каждый человек должен был принести свое возношение лично, в соответствии со своими чувствами выделить из того, что ему принадлежит, пожертвование для создания переносного Храма. То есть подчеркивается важность личности в этом деле. А отдельный человек сохраняет свою личность тогда, когда людей осфим, а не тогда, когда их макѓилим, собирают, чтобы создать из них новую цельную реальность.

Объяснение состоит в том, что целью строительства Мишкана является создание жилища для Всевышнего: «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде» (Шмойс, 25: 8). Святой, благословен Он, будет обитать в физическом мире внутри Мишкана. Назначение жилища в том, что это место, в котором человек находится всей своей сущностью. В любом другом месте человек чувствует себя гостем. Хотя он физически там, но это не его жилище — место, где человек проявляет себя таким, какой он есть. Это его место, он весь там. То же самое можно сказать и о Скинии, где Б‑жественное присутствие пребывает во всей реальности, где единство Б‑га проявляется наивысшим и наиболее совершенным образом. Поэтому и подготовка к этому со стороны народа Израиля потребовала максимального единства — не просто единства ваясоф, в котором единицы остаются отделенными друг от друга, но нужно было ваякѓейль — чтобы народ Израиля объединился в единую общину.

…Рассказывают о хасиде, который пришел однажды к Цемах-Цедеку (третьему Любавичскому Ребе) и пожаловался на то, что его «топчут» в бейс-мидраше. Ребе спросил его: «Почему ты так «расширяешься» и «распространяешься» в каждом углу, что, куда бы люди ни шли, они наступают на тебя?!» Когда возникает ситуация, в которой каждый чувствует себя индивидуальностью, то человек считает, что он должен быть повсюду, он не оставляет места другим, один не может, не дай Б‑г, терпеть другого, тогда их невозможно даже лаасоф — «собрать». Вначале человек должен прекратить «расширяться во весь бейс-мидраш», человек должен быть в состоянии битуля (самоотречения), он должен предоставить место другим, и тогда будет возможно сначала леѓитасеф — «собраться», а затем подняться к святости — достичь уровня ваякѓейль, когда все объединятся и станут единым целым.

В пожертвованиях на строительство Скинии было много отдельных вещей, которые люди принесли по велению своих сердец, каждая из которых — его собственная реальность. Каждый еврей уникален, у каждого есть достоинства, которых нет у других. Но надо взять все эти детали и лаасоф — «собрать» их, создать первоначальное единство — основу. Мы должны объединиться друг с другом в единстве «собрания», и более того — стать единой общностью. И тогда Всевышний сможет пребывать в Мишкане, в жилище, которое мы строим для Него.

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева, комментируя слова Мишны («Пиркей овойс», 2: 2): «Любые занятия Торой, не сочетающиеся с работой ради пропитания, не могут продолжаться долго и повлекут за собой грех», — говорит, что любое изучение Торы, которое не связано с работой ради аѓавас Исроэль (любви к евреям), бесполезно. Мы должны жить в любви к Израилю, в единстве друг с другом, в том, чтобы быть в состоянии ваякѓейль — и в нашей физической, и в духовной жизни. Мы получаем эту силу от Моше: «Ваякѓейль — Моше». Моше-рабейну выразил себя и сказал: «А мы что, и кто мы такие?» (Шмойс, 16: 7). У него не было собственной сущности, он был символом состояния битуль ради другого еврея. Благодаря Моше-рабейну мы также можем достичь единения, начало которого состоит не в том, чтобы «расширяться во всем бейс-мидраше», а в том, чтобы собраться вместе, ваясоф, и затем подняться до уровня единой общины — ваякѓейль. И тем самым заслужить, чтобы единство Всевышнего и Его Б‑жественная святость раскрылись в материальной сущности мира, как сказано: «Я пребывать буду в их среде». Да произойдет это в скором времени, в наши дни, омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (841 КБ).

Comments are closed.