Творец ведет все к лучшему!

This post was written by avroomwolff on Декабрь 13, 2018
Posted Under: Vaigash,vayigash

Канун Шабос главы «Ваигаш»
6 тейвеса 5779 года / 14 декабря 2018 г.

В начале 1970‑х годов в Канаде, в городе Торонто, произошел серьезный инцидент: антисемитские активисты подожгли синагогу, и во время пожара сгорело несколько Свитков Торы. Евреи Канады пришли в ужас, увидев, что антисемитизм вступил на их порог и навредил самому святому месту… В том же городе хасид ХАБАДа раввин Авраѓам-Яаков Глуховский основал миньян для детей из семей, не соблюдавших Тору и заповеди, и организовал для них показательную молитву. Глуховский беседовал с ними по теме недельной главы и проводил трапезу с Кидушем. В ту Субботу, когда произошло вышеупомянутое несчастье, в группе появились два новых мальчика — Хаим и Шмуэль Каплан. В конце программы Хаим подошел к раввину и требовательно спросил: «Как Б‑г позволил этим антисемитам сжечь Свитки Торы?» Рав Глуховский печально посмотрел на мальчика и ответил: «Я тоже не знаю. Есть вещи, которые мы не можем понять». Мальчик был удивлен, услышав, что раввин не знал, что сказать, и этот искренний ответ завоевал его сердце. Он и его брат старались регулярно посещать миньян, постепенно начиная соблюдать заповеди, а позже отправились учиться в хабадскую школу.

С тех пор прошли годы. Сын раввина Глуховского Менахем-Мендел, один из посланников Ребе в Святой земле, в канун Швуэса 5771 (2011) года приехал отпраздновать праздник в штаб-квартире Хабада в Нью-Йорке и молился в миньяне, который собирался в кабинете Ребе. Там он встретил Хаима Каплана, постаревшего, уже дедушку многочисленных внуков, который приехал в Нью-Йорк, на свадьбу одного из своих младших детей. Они обстоятельно побеседовали. Хаим рассказал историю своего обращения к еврейскому образу жизни, а в конце добавил: «Когда я спросил твоего отца в то время, как Б‑г мог позволить сжечь Свитки Торы, он не смог мне ответить, но сегодня я знаю ответ: если бы не было того ужасного события, я и мой брат не открыли бы для себя мир иудаизма…»

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Ваигаш» Тора, продолжая рассказывать историю отношений сыновей Яакова, дает нам весьма поучительный урок. Йосеф просит братьев не печалиться о том, что произошло между ними. Напротив, он обещает, что отныне возьмет их под свое крыло, и все расходы их и их детей будут за его счет. «И ныне, не страшитесь, я довольствовать буду вас в ваших детей», — и утешил он их, и говорил он к их сердцу» (Брейшис, 50: 21). И здесь возникает большой вопрос, который становится кульминацией истории взаимоотношений Йосефа и его братьев. Колесо судьбы сделало удивительный оборот: несчастный юноша, брошенный в яму, кишащую змеями и скорпионами, — теперь самый сильный и влиятельный человек в мире. Сейчас судьба братьев была в его руках, и он имел возможность отомстить за ужасные преступления, которые они совершили. А если не отомстить им, то, по крайней мере, принять разумное и вполне приемлемое решение: разорвать с ними связь и продолжить спокойно жить своей жизнью. Однако Йосеф все это забывает и даже предлагает им свою помощь! И огромное недоумение вызывает вопрос: где Йосеф находит силы освободиться от прошлого? Разве каждый раз, глядя на Шимона и Леви, он не будет вспоминать ту страшную ночь, когда они связывали его и бросали в яму? Разве, слыша голос Йеѓуды, он не вспомнит того, кто хладнокровно предложил продать его ишмоэльтянам?!

Еще большее чудо, что Кабала рассматривает поведение Йосефа как поучение для будущих поколений. Алтер Ребе пишет в «Тании» (глава 12), что «среднему» человеку следует простить проступок тем, кто сотворил с ним зло, «на зло отвечая добром, как написано в книге «Зоѓар», что этому можно учиться на примере того, как поступил Йосеф со своими братьями». И все удивляются: почему отплатить добром за зло? Почему?

Любавичский Ребе в примечаниях к одной из своих бесед приводит историю, которая предлагает совершенно иной взгляд на жизнь. Это были самые тяжелые дни жизни царя Давида. Авшалом, его родной сын, начал восстание и захватил власть. Жизнь Давида была в опасности, он был вынужден бежать из Иерусалима с горсткой приближенных, которые остались ему верны. Возле поселения Бахурим навстречу Давиду вышел Шими бен Гера и начал бросать в царя камни и ругать его. Сторонники Давида возмутились и хотели убить мятежника, но Давид остановил их, сказав: «Оставьте его, пусть ругает, верно, повелел ему Г‑сподь» (Шмуэль II, 16: 11). Давид очень хорошо знал, что за крушением его жизни стоит указ Свыше. Так еще ранее обещал ему пророк Натан после истории с Басшевой: «Я наведу на тебя зло из дома твоего» (Шмуэль II, 12: 11).

И здесь Давид устанавливает новое основание в вере: человек и пальцем не пошевелит внизу, если Б‑г не одобряет его наверху, а так как Б‑г стоит за руками обидчика — это означает, конечно, что «все к лучшему». Сам обидчик несет зло, но Всевышний дает ему разрешение сделать это по скрытым от него причинам, которые, в конечном итоге, окажутся положительными. Возможно, Б‑г хочет побудить жертву проанализировать свои действия. Может быть, Всевышний хочет поставить его перед выбором, в результате которого в нем проявятся все его добрые силы. Это может быть связано с «перевоплощением» — реинкарнацией душ, и мы никогда не сможем обнаружить причину этого. Но за каждым недоброжелателем, врагом или обидчиком скрывается замысел Всевышнего, ведущий, безусловно, к лучшему…

А теперь вернемся к разговору между Йосефом и его братьями. Сначала Йосеф напоминает, что следует сосредоточить внимание на исходе дела, а не на самом деле. Он говорит братьям: «И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б‑г пред вами… И послал меня Б‑г пред вами, чтоб положить вам удел на земле и животворить вас для спасения великого» (Брейшис, 45: 5, 7). Другими словами — «всё к лучшему». Но этого аргумента недостаточно, потому что он не оправдывает, как упоминалось выше, прощение и добро в ответ на их злой поступок. Поэтому Йосеф добавляет еще несколько удивительных слов: «И ныне, не вы послали меня сюда, но Б‑г» (там же, стих 8). Что имеется в виду под словами «не вы меня послали»? Разве Шимон и Леви не бросили его в яму? Разве не Йеѓуда передал Йосефа купцам-ишмоэльтянам и взял у них деньги? Но Йосеф считал, что за каждым плохим человеком скрывается хороший Б‑г.

На самом деле, по дальнейшему размышлению, как бы нас не удивляла концепция Йосефа, в реальности она предстает перед нами ясной и логичной. Все, что с ним случилось, только лишь исполнило то, что предсказывали его сны. Двадцать два года назад ему снилось, что он станет царем над своими братьями и все, что последовало за этим: «пойдем и убьем его, и бросим его в одну из ям… и продадим его», было только Б‑жественным способом исполнения сна до самого конца. Так что руки братьев были на самом деле руками Б‑га, которые все это делали по уважительным причинам.

Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного для себя? Каждое утро мы просим: «Спаси нас от недоброго человека и плохого друга». Однако всякий раз, когда мы встречаемся с таким человеком, у нас есть выбор, как на него реагировать. Мы можем сосредоточиться на обидчике и окунуться в море гнева или можем обратить свой взор к небесам и сохранять в себе уверенность в том, что Творец ведет все к лучшему. Поступая так, мы поможем себе и также принесем пользу всему народу Израиля в целом. Умножая аѓавас Исроэль — любовь к ближнему, мы обретем истинное искупление вскоре, в наши дни. Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (806 КБ).

Comments are closed.