Кто настоящий праведник?

This post was written by avroomwolff on Октябрь 11, 2018
Posted Under: noach,Ноах,Ноях

Канун Шабос главы «Ноях»
3 хешвона 5779 года / 12 октября 2018 г.

Ноях — единственный человек, которого Писание всячески восхваляет. С первых глав Книги Брейшис его характеризуют редкими эпитетами, которые не употребляются даже в отношении нашего праотца Авраѓама и Моше-рабейну. Ноях — единственный во всех 24 книгах Танаха, которому открыто присваивается высокое звание «праведник». И не один раз, а гораздо больше.

Это восхваление началось уже в предыдущей главе, «Брейшис». Тора рассказывает, что как только он родился, все назвали его «Ноях», потому что «этот облегчит нас», снимет с нас «мучение рук наших» (Брейшис, 5: 29). Как они узнали в момент рождения, что ребенок утешит их? Одним из объяснений является то, что до Нояха люди рождались с кистями рук, похожими на лапы утки, — все пальцы были стянуты между собой перепонками. Творец создал их такими, потому что у них не было плуга, чтобы пахать землю, и они делали это руками. Но когда Ноях вышел из чрева матери, люди заметили, что он родился с такими же раздельными пальцами, как у нас сегодня. Поэтому они с воодушевлением воскликнули: «Он спасет нас «от деяния нашего и от мучения рук наших от земли, которую проклял Г‑сподь» (там же). Этот ребенок, вероятно, придумает плуг, и поэтому нам больше не придется копать землю руками… Так и произошло: Ноях вырос и изобрел плуг (согласно комментарию рабби Ошера бен Ехиэля). А Раши в своем комментарии добавляет: «До Нояха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда ее засевали пшеницей, а в дни Нояха успокоилась». И так же, как Ноях сделал людей счастливыми, так и Б‑г полюбил его: «А Ноях обрел милость в глазах Г‑спода» (Брейшис, 6: 8).

Затем в нашей сегодняшней недельной главе «Ноях» это восхваление продолжается: «Ноях мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б‑гом ходил Ноях» (там же, 6: 9). И далее: «И сказал Г‑сподь Нояху: Войди ты и весь твой дом в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в поколении этом» (там же, 7: 1). Никакой другой цадик во всей еврейской истории не получил такой похвалы!

Однако тут следует обратить внимание на то, что Тора добавляет небольшое уточнение: «в своих поколениях». На первый взгляд, поскольку Тора изо всех сил пытается похвалить Нояха, мы должны продолжать ту же мысль и сказать, что Тора хочет тем самым еще больше восхвалить его, подчеркивая, что даже в своем порочном поколении, он остался праведным. Хотя мы знаем, насколько сильно естественное влияние друзей и соседей, которому подвергается человек, Ноях, тем не менее, поддерживал свою праведность даже в окружавшей его атмосфере Содома и Гоморры.

Но здесь мы находим странную вещь: Раши приводит противоположное мнение, которое портит всю картину. В Талмуде и мидрашах приводятся высказывания некоторых мудрецов о том, что Тора, на самом деле, хочет уменьшить и ограничить величие Нояха, подчеркнув, что он был праведным только в своем греховном поколении. А если бы он жил в эпоху Авраѓама, то таковым не считался бы.

Напрашивается вопрос: зачем надо было испортить эту похвалу? Что изменится, если мы будем считать, что Ноях действительно был праведником?!

Прежде, чем дать ответы на эти вопросы, я хочу рассказать одну историю. В 1976 году Ури и Михаль Луполянски перебрались жить в район Эзрат-Тора в Иерусалиме. В том году зима выдалась особенно суровой. Много детей простудилось, и со всех сторон слышался детский кашель. Ури купил несколько ингаляторов, чтобы одалживать их жителям своего района. Узнав об этом, соседи и просто незнакомые люди стали приносить им всевозможные медицинские аппараты и оборудование: инвалидные коляски, трости, ходунки и многое другое. Вскоре коллекция семьи Луполянских так выросла, что уже не помещалась в их крошечной квартирке! Между тем, к ним приходили люди не только из их района, но и из соседних. Ури и Михаль видели, что потребность в медицинских аппаратах и приспособлениях велика. Отец Ури, Яаков Луполянски, как раз в это время решил выйти на пенсию и продал свой магазин. Вырученные деньги он отдал сыну на расширение центра помощи больным. Подходящее помещение нашлось в центре Иерусалима, возле больницы «Бикур холим». Теперь можно было расширить ассортимент приборов.

Так был создан новый благотворительный центр обеспечения медицинским оборудованием «Яд Сара», названный так в честь Сары Луполянской, бабушки Ури, погибшей в Катастрофе. Название, дословно переводящееся как «рука Сары», имеет двойной смысл: рука помощи другим и память (в этом значении слово яд употребляется у пророка Ишаяѓу, оттуда же название музея Катастрофы «Яд ва-Шем») о душе Сары Луполянской.

Позже «Железные дороги Израиля» предоставили центру списанный железнодорожный вагон. Через год в Хайфе открылся первый филиал за пределами Иерусалима. В последующие годы организация продолжала открывать филиалы в каждом городе и поселении Израиля, а к службе присоединились тысячи добровольцев. В 2005 году организации «Яд Сара» был предоставлен статус специального советника Экономического и социального совета ООН. Это самый высокий статус, которого может достичь неправительственная организация, и никогда ранее такой статус не предоставлялся ни одной израильской или еврейской организации.

Сегодня «Яд Сара» обеспечивает больных и инвалидов оборудованием, позволяющим им жить с семьей, не переходя в специально оборудованный интернат, помогает им чувствовать себя полноправными членами общества. В «Яд Сара» более шести тысяч добровольцев всех возрастов из самых разных слоев общества. Ее услугами ежегодно пользуются около четырехсот тысяч человек. Согласно исследованиям, каждая вторая семья в Израиле как минимум однажды воспользовалась помощью «Яд Сара». Организация продолжает существовать за счет пожертвований — начиная от скромных вкладов простых людей и заканчивая солидными вложениями различных фондов, предприятий и государства. Ежегодно организация экономит более миллиарда шекелей государственной казны на госпитализацию, медицинские и сестринские расходы. Кроме того, «Яд Сара» в настоящее время консультирует двадцать шесть стран по всему миру, которые создают у себя аналогичные центры.

Однако, похоже, что великое чудо в истории «Яд Сара» состоит в том, что организация была основана самым обычным человеком, таким, как и все мы. Ури Луполянски не является «возвышенной душой», которая спускается в этот мир раз в столетие. Ури — нормальный человек, как и все мы, но в отличие от всех нас, он решил взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг него, и произвел переворот в общественном сознании, затронувший каждого человека в стране.

Любавичский Ребе говорит, что именно в этом и заключается смысл сообщения, которое Тора хочет передать нам в отношении Нояха. Когда мы читаем в Торе о его чудесной праведности, нам не следует слишком этим впечатляться. Поскольку тогда мы придем к выводу, что Ноях, вероятно, был прекрасным человеком, рожденным с возвышенной душой абсолютного праведника, лишенного злого начала. Он, должно быть, был одним из тех, чей дом наполнился светом, когда они вышли из чрева матери. И если так, то чему обычные люди могут научиться у него?!

Поэтому Тора подчеркивает, что Ноях был праведным только «в своих поколениях», но в поколении Авраѓама он не считался ничем. Ноях не родился без злого начала, он просто решил быть таким хорошим. С точки зрения его духовных качеств, Ноях родился обычным человеком, похожим на всех нас. Он зарабатывал на жизнь, изобретая плуг и ремонтируя орудия труда, и совсем не был похож на идеальный образ праведника, знакомый нам по книгам. Но Ноях твердо решил, что не будет таким, как все остальные. Несмотря на то, что все вокруг него грабят, воруют и обманывают своих клиентов, он честно торгует и не зарится на чужое добро. История Нояха настолько впечатляюща именно потому, что показывает: настоящий цадик — не тот, кто родился праведным, а тот, кто стал праведным.

Есть один прекрасный хасидский рассказ о праведном рабби Нафтоли из Ропшиц, который однажды сидел со своими хасидами и с гордостью рассказывал им о своем происхождении. Со стороны дедушки по отцовской линии его родословная ведется от одного известного праведника, со стороны бабушки — другого великого праведника. Со стороны дедушки по материнской линии он связан с третьим цадиком, а бабушки — с четвертым… Тут встал один еврей и, извинившись, сказал, что он более знатный, чем ребе. Все с изумлением посмотрели на него, так как он не был ни знатоком Торы, ни талантливым учеником, и любая связь между ним и родовитостью была абсурдной. Еврей объяснил все так: «Один мой дедушка не накладывал тфилин, другой мой дед не соблюдал Субботу, а мой дядя не разделяет мясное и молочное, и все же я собрался с силами и изменил свою жизнь с одной крайности на другую, что делает меня более привилегированным, чем ребе». Цадик из Ропшиц выслушал его и согласился с ним.

В наше время есть много евреев, которые, к сожалению, выросли в нерелигиозных семьях, и еще больше тех, кто живет в нерелигиозном окружении. Истории хасида рабби Нафтоли из Ропшиц и Нояха могут стать для них руководством к действию: нужно не отчаиваться, а работать над собой. У любого человека есть потенциал стать цадиком и даже — как в случае с Нояхом — спасти весь мир!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (739 КБ).

Comments are closed.