Королевские почести простой иве

This post was written by avroomwolff on Сентябрь 20, 2018
Posted Under: sukkos,Суккот

Канун Шабос главы «Ѓаазину»
12 тишрей 5778 года / 21 сентября 2018 г.

Среди четырех видов растений, с помощью которых евреи исполняют заповедь арба миним на Суккос, самым незначительным и неприметным считается ива — арова. В отличие от эсрога — «плода дерева великолепного» (здесь и далее в кавычках приводятся описания четырех растений из Торы — Ваикро, 23: 40), цена которого иногда достигает сотни долларов, лулава — молодого «побега финиковой пальмы», который стоит около пятидесяти долларов, ѓадаса (мирта) — «ветви дерева густолиственного», примерно за десять долларов, «ветвь речной ивы» можно получить за несколько центов. Арова также является наименее впечатляющим среди всех четырех видов растений. Она несъедобна, как эсрог или сладкий финик пальмы, на которой растет лулав. Она не имеет никакого запаха, в отличие от приятных ароматов, исходящих от эсрога и ѓадаса. И все же заметим интересную вещь: арова — единственная среди четырех видов растений, которая удостоилась своей особой, уникальной заповеди.

Обычай обходить биму каждый день в Суккос и произносить Ѓойшайнойс (молитвы о спасении со словами «Ѓойшайно — Спаси нас») и особенно обычаи Ѓойшано-Рабо — последнего, седьмого дня праздника, были установлены в честь аровы — простой речной ивы. В Иерусалимском Храме заповедь аровойс исполняли следующим образом. В низине, недалеко от Иерусалима, в месте под названием Моца, срезали множество молодых побегов ивы. Их раскладывали около жертвенника, наклоняя вершинами к нему. Исполняя заповедь, коѓены трубили в шойфар и каждый праздничный день один раз обходили вокруг жертвенника, говоря: «Г‑споди, спаси! Г‑споди, даруй нам удачу!» В день Ѓойшано-Рабо, произнося молитвы о спасении, они обходили жертвенник не один, а семь раз. Этот день назывался в те времена «днем стряхивания листьев» с ветвей ивы — хибут аровойс.

В память об Ѓойшайнойс, совершавшихся в Храме, мы и сегодня обходим с четырьмя растениями в руках вокруг Свитка Торы, лежащего на биме в синагоге, каждый день праздника один раз и семикратно на Ѓойшано-Рабо. Потому что нет у нас иного наследия, оставшегося от Храма, кроме Торы. Теперь она — наш жертвенник искупления…

Возникает очевидный вопрос: чем простая ива заслужила королевские почести больше, чем эсрог или лулав?

Старшее поколение помнит времена «железного занавеса», который разделял Советский Союз и весь мир. Советские люди не могли по своему желанию уехать в другие страны. Евреев, которым отказывали в выезде за пределы СССР, называли «узниками Сиона». Однако по окончанию Второй мировой войны в этом занавесе появилась маленькая трещина. Польское правительство попросило вернуть своих граждан, которые бежали в Россию во время войны, и ненадолго открыло границу между двумя странами. Это была редкая возможность убежать из советского ада, и группа самоотверженных молодых людей создала лабораторию для подделывания польских документов, чтобы по ним можно было вывезти евреев из СССР. Молодая семейная пара, Берл и Хана Гуревичи собрались таким способом перебраться в Польшу. У Ханы поддельные документы были на руках, а Берл должен был получить их на границе. Но по каким-то причинам им не удалось осуществить задуманное. Молодые были разлучены. Берл не получил свои документы, был арестован и отправлен в лагерь!

Кроме душевной боли от разлуки с женой, Берла беспокоила проблема соблюдения Субботы. Заключенные в этом лагере шили кожаные кошельки, и он ломал себе голову, как избежать работы в святой день. В первую субботу в лагере он взял иголку и нитку, руки его дрожали. Мысли в голове путались: с одной стороны, речь шла о спасении жизни — за отказ работать его могли сурово наказать… Но внезапно он вспомнил строки: «От Б‑га — стопы богатыря утверждаются, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Б‑г поддерживает его за руку» (Теѓилим, 37: 23, 24). «Я не должен помогать Всевышнему привести меня в нужное место», — сказал он себе и отложил в сторону нить и иглу. Надзиратель привел его к начальнику лагеря для назначения наказания. Однако и начальству Берл твердо заявил, что не будет шить в Субботу. Он ожидал сурового наказания, но начальник лагеря сказал, что переведет его в другое место. В лагере был склад, в котором хранилось дорогое кожаное сырье, из которого шили кошельки. Берл был назначен охранником на этот склад. Он не понимал, почему это случилось, но начальник объяснил: все охранники, которые были там, крали сырье и причиняли тем самым большие убытки. Но человек, который готов потерять все ради своей веры, не коснется чужой собственности.

Рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе, интерпретировал значение четырех видов растений следующим образом. Есть четыре типа евреев: те, у кого есть «вкус» к заповедям, понимают значение каждой мицвы и могут дать на эту тему углубленный урок. Другие благословлены «запахом» заповедей: хотя они и не понимают всю глубину, но, будучи эмоциональными от природы, исполняют каждую мицву с воодушевлением и просветлением на лице. В то время как есть те, у кого нет вкуса и запаха, но они благословлены простым послушанием. Они исполняют то, что повелел Всевышний, потому что это так, а не иначе. Так делал их дедушка, так делал их отец, и именно так они воспитывают своих детей. Эсрог напоминает тех, у кого есть и «вкус», и «запах». Лулав — тех, у кого есть «вкус», но нет «запаха». Мирт — тех, кто обладает запахом восхищения, но безвкусен в глубине понимания. Ива символизирует простых евреев, тех, кто приходит к каждой молитве Минха в синагоге, в дождь или под палящим солнцем, потому что так ведут себя евреи. И поэтому именно арова выделена особо. Простое послушание — это гарантия долговременного существования. Способности ума и чувства сердца человека подвержены изменениям. Они зависят от ужина, который мы съели, или последней книги, которую мы читаем перед сном… А простое послушание стоит выше всех элементов природы и никогда не падает.

Те, кто знаком с историей еврейского народа, может назвать много ученых и интеллектуалов, не справившихся с проблемами, с которыми сталкивались евреи. Они знали, как найти разные оправдания, почему в их случае суд должен быть другим, и как угроза жизни отменяет исполнение заповедей Торы. Но именно простые люди, которые не знали никаких премудростей и прошли весь путь без компромиссов, — благодаря им мы здесь исполняем заповеди и по сей день. Так это проявляется в нас самих и в воспитании, которое мы даем нашим детям. Ребенок знает, как отличить то, что делает отец, потому что это имеет смысл, и то, что делает отец, потому что иначе невозможно, ибо без этого нет еврейской жизни. Исполнением заповедей, основанным на семейном опыте, ребенок может, не дай Б‑г, когда-нибудь пренебречь, но простое послушание никогда не будет отвергнуто. И когда еврей отдает всего себя простому служению Б‑гу, он, конечно, удостоится всех благ до тех пор, пока не придет полное Избавление. Да случится это вскоре, в наши дни! Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,28 МБ).

Comments are closed.