Защитить еврея перед Б‑гом

This post was written by avroomwolff on Август 16, 2018
Posted Under: Шойфтим,Шофтим

Канун Шабос главы «Шойфтим»
6 элула 5778 года / 17 августа 2018 г.

28 сентября 1973 года, на исходе второго дня Рош ѓаШоно и за полторы недели до начала Войны Судного дня, два палестинских террориста напали на пассажирский поезд, следовавший из Братиславы в Вену. Вооружившись автоматами Калашникова, они захватили поезд, когда он остановился на первой в Австрии станции. Среди пассажиров были новые репатрианты из СССР, которые направлялись в Израиль. Террористы взяли в заложники пятерых евреев и австрийского таможенника и отправились в аэропорт в Вене. Они угрожали убить заложников, если Австрия не остановит эмиграцию евреев из СССР и не закроет транзитный лагерь Еврейского агентства, который находился в Шенау, недалеко от Вены. В результате переговоров канцлер Австрии Бруно Крайский объявил о закрытии лагеря, и заложники были освобождены. Террористам разрешили покинуть Австрию и вылететь в Ливию.

Тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир обвинила канцлера в капитуляции перед террористами, поощряющей новые инциденты, в которых опять будут заложники. В тот же день она полетела в Страсбург для выступления перед Европейским парламентом, в котором она осудила поведение правительства Австрии и призвала европейцев «не идти на сделки с террористами». Оттуда она полетела прямо в Вену, чтобы встретиться с канцлером (надо отметить, что сам Крайский был евреем по происхождению, но газеты в Израиле называли его в то время «предателем» и «антисемитом», а австрийское правительство — «нацистами»). Из аэропорта Голда Меир отправилась прямо на встречу, которая продолжилась час и сорок пять минут и прошла очень тяжело. По возвращении в Израиль, на вопросы журналистов о встрече она ответила саркастически: «На мой взгляд, итоги моей встречи с канцлером Крайским можно резюмировать в одном предложении: он даже не предложил мне стакан воды».

Эта история получила широкий резонанс во всех уголках земного шара, и каждый, кто ее услышит, сразу же возмутится. Невозможно, чтобы у него не возникло чувство отвращения к еврею, который отвернулся от своего народа, сдался террористам и закрыл транзитный лагерь для репатриантов из СССР. Однако у всего есть две стороны. Но сначала немного предыстории. К концу 1973 года поток новых репатриантов из Советского Союза резко возрос. Советские власти, вообще отрицавшие наличие эмиграции, не позволяли евреям выезжать прямо в Израиль. Им нужно было уехать в другую европейскую страну, причем только железнодорожным путем, а затем полететь к месту назначения. Поэтому большинство из них прибывало в Вену, ставшую перевалочным пунктом, по железной дороге из Венгрии или Польши через Чехословакию. Репатрианты попадали в транзитный лагерь, оборудованный в венском замке Шенау, откуда продолжали свой путь в Израиль. Таким образом, Австрия стала единственной страной в Европе, которая была готова разрешить русским евреям транзит через свою территорию. И именно «предатель» Крайский был единственным главой правительства, который разрешил этот транзит. До теракта, о котором было рассказано выше, в Израиль через Австрию прибыло 167 тысяч евреев из Восточной Европы!

В 2006 году был опубликован секретный протокол встречи израильского премьера с австрийским канцлером, который показывает эту историю в несколько ином свете. В начале встречи Бруно Крайский упрекнул Голду Меир за то, что израильская пресса называет его «предателем». Он сказал, что действительно не был ни сионистом, ни религиозным, но и никогда не отказывался от своего еврейского происхождения. Поэтому он разрешил евреям из СССР проезжать через свою страну в Израиль, хотя арабские страны протестовали против этого. Но еще до этого он пообещал, что разрешит советским евреям проезд через Австрию по пути в Израиль. Он закроет транзитный лагерь по соображениям безопасности, но сделает это постепенно. Голда приехала убедить его позволить транзит репатриантов через Австрию, но он предварил ее просьбу. Кроме того, Крайский утверждал, что, соглашаясь на требования террористов, хотел предотвратить кровопролитие на австрийской земле. Израиль считает, что не должен вести переговоры с террористами, но он не был готов к тому, что люди будут убиты, потому что он не пошел на уступки террористам. Канцлер добавил, что если бы евреи были убиты, его обвинили бы в том, что он недостаточно сделал для их спасения. Даже после этого события более 100 тысяч евреев проехали через Австрию по пути в Израиль. Всего за 1968–86 гг. 270 тысяч евреев покинули СССР через Вену.

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Шойфтим» начинается словами: «Судей и смотрителей поставь себе…» (Дворим, 16: 18). В хасидских книгах говорится, что люди по своей природе самих себя судят благосклонно, а других осуждают по всей строгости закона. Рабби Яаков-Йосеф из Полонного говорил о вышеприведенном стихе: «Не суди других, оставь это для себя». Более того, в комментариях мидрашей на окончание этого стиха — «…чтобы они судили народ судом праведным» — говорится, что судьи должны быть правыми и сведущими и защищать евреев перед лицом Всевышнего. Откуда мы узнаем об этом? Из истории Гидона, сына Йоаша, во времена которого народ Израиля был в беде. Творец искал человека, который защитит евреев, но не находил, ибо то поколение было слабо в исполнении заповедей и совершении добрых дел. Б‑г посчитал Гидона достойным стать спасителем своего народа и послал к нему ангела: «И явился ему ангел Г‑сподень, и сказал ему: «Г‑сподь с тобою, доблестный муж!» А затем и сам Всевышний явился и сказал ему: «Вот с этой твоей силой — иди и спаси Мой народ!» (Шойфтим, 6: 12, 14). «И судят народ праведным судом» — означает, что судьи защитят свое поколение» (Мехильта на Дворим, 16: 18).

Мидраш учит нас, что выражение «суд праведный» означает: защитить еврея перед Б‑гом. Очень легко сказать о ком-то, что он предатель, и назвать его другими уничижительными словами, но Всевышний ожидает от нас правого суда: «К справедливости, к справедливости стремись!» (Дворим, 16: 20). Именно этому учил нас Любавичский Ребе: защищать еврея, особенно в месяце элул. Особенно, когда речь идет о еврее, который уже умер, потому что он не может встать и защитить себя и свою репутацию. Это особая привилегия искать и находить скрытое в каждом еврее добро. А в нашем случае это проще простого, даже выискивать ничего не приходится. Все те 270 тысяч евреев, которые прошли через Вену и поднялись в Землю Израиля, являются самой большой заслугой, которая свидетельствует в пользу души Бруно Крайского.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (958 КБ).

Comments are closed.