Евреи — сверхъестественный народ

This post was written by avroomwolff on Август 9, 2018
Posted Under: r'eh,Ръэй,Рээ

Канун Шабос главы «Ръэй»
29 ова 5778 года / 10 августа 2018 г.

Русскому выражению «избранный народ», которое используется в отношении сынов Израиля, на иврите соответствует выражение ам сгула. Ам — «народ», слово сгула многозначно. Его можно переводить, как свойство, особенность, характерная черта, характер, качество, средство, сила, драгоценность, сокровище. Но это слово не имеет никакого оттенка значения, связанного с избранием!

В главе «Исро» Всевышний перед дарованием Торы говорит Моше: «Так скажи дому Яакова и возгласи сынам Израиля: «Вы видели, что Я содеял Египту, и поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне. И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете Мне ам сгула — дражайшим уделом (Раши: «Моим драгоценным сокровищем») из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля» (Шмойс, 19: 3–5).

В Книге Дворим мы три раза встречаем выражение ам сгула как определение народа Израиля. В первый раз мы находим его в конце главы «Воэсханан», сразу же после того, как Тора предупреждает о нежелательности смешанных браков: «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и его дочери не бери для сына твоего. Ибо отвратит сына твоего от следования за Мною» (Дворим, 7: 3, 4). Раши комментирует эти стихи следующим образом: «Если сын язычника возьмет в жены твою дочь, он отвратит твоего сына (т. е. внука), которого родит ему твоя дочь, от следования за Мною. Это учит нас, что сын твоей дочери от язычника называется «твоим сыном», однако сын твоего сына от язычницы не называется «твоим сыном», но «ее сыном»; ибо в связи с «дочери его не бери» не сказано «ибо она отвратит сына твоего от следования за Мною». И далее Тора продолжает: «Ибо народ святой ты Г‑споду, Б‑гу твоему; тебя избрал Г‑сподь, Б‑г твой, чтобы ты был Ему ам сгула — народом Его достояния из всех народов, которые на земле» (Дворим, 7: 6).

Второй раз мы видим это выражение в нашей сегодняшней недельной главе «Ръэй». Как введение к законам кашрута, перед тем, как рассказать о том, какие животные, птицы и рыбы разрешены, а какие запрещены евреям к употреблению в пищу, Тора говорит: «Ибо народ святой ты Г‑споду, Б‑гу твоему, и тебя избрал Г‑сподь быть Ему ам сгула — достоянием из всех народов, которые на земле» (Дворим, 14: 2). И сразу же Тора продолжает: «Не ешь ничего отвратительного. Вот животные, которых можете есть…» (там же, стихи 3, 4).

В третий раз Тора использует это выражение в главе «Ки совой» перед тем, как Моше повелевает евреям вступить в Землю Израиля, он говорит им, что, когда они перейдут Иордан и войдут в землю, которую им дал Всевышний, они должны помнить о соблюдении всех заповедей Торы: «И Г‑сподь превознес тебя сегодня, чтобы ты был Ему ам сгула — народом Его достояния, как Он говорил тебе, и чтобы ты соблюдал все Его заповеди; и чтобы поставить тебя превыше всех племен, которых создал, для славы, для имени и великолепия, и чтобы ты был народом святым Г‑споду, Б‑гу твоему, как Он говорил». (Дворим, 26: 18, 19).

Когда Тора дает нам звание ам сгула, называет «драгоценным сокровищем» Всевышнего? Именно тогда мы осторожны и уникальны в этих трех аспектах жизни. Когда мы противимся ассимиляции, не вступаем в смешанные браки, мы отличаемся от других народов. Когда мы соблюдаем законы кашрута, мы снова не похожи на весь остальной мир. Пересекая Иордан и входя в Землю обетованную, текущую молоком и медом, мы становимся «особым народом», достоянием Всевышнего. Ведь именно избежание смешанных браков, кашрут и Земля Израиля — это то, что характеризует нас как особый народ.

Любавичский Ребе рассматривает выражение ам сгула на совершенно другом уровне. У слова сгула в иудаизме закрепилось значение «нематериальный, сверхъестественный способ воздействия», которое многие знают, и я в своих статьях неоднократно его приводил. Когда человеку иногда трудно зарабатывать на жизнь, можно предложить ему сгулу на средства к существованию, и если он это сделает, то станет более удачливым в бизнесе. Одна из таких сгулойс — с уважением относиться к своей жене. Как говорил Раба, один из мудрецов эпохи Талмуда, жителям своего города Махоза: «Чтите ваших жен, чтобы быть богатыми» (Талмуд, трактат «Бава меция», 49а). Спрашивается: Какова связь между почитанием жены дома и заработком в бизнесе? Ответ заключается в том, что связь действительно непостижима, но результат доказывает, что это работает. Еще одна сгула указана в нашей недельной главе: «Отделяй десятину» (Дворим, 14: 22). Наши мудрецы добавляют: «Десятина, чтобы разбогатеть» (Талмуд, трактат «Таанис», 8б). Дающий десятину — богатеет. Кто-то, следуя обычной логике, может утверждать, что когда он дает пожертвование, у него становится меньше денег, поэтому это никак не может сделать его богаче. Возможно, он прав, но факты доказывают обратное. Богатые люди свидетельствуют, что чем больше они отдают на цдоку, тем больше денег они зарабатывают. В священных книгах приводится еще одна сгула на средства к существованию — трапеза Мелаве малка («Проводы царицы»), которую проводят на исходе каждой Субботы. Для этого нет логического объяснения, но реальность доказывает, что она работает.

Любавичский Ребе объясняет, что сынов Израиля называют ам сгула, потому что еврейский народ существует благодаря сгуле, недоступной нашему пониманию. Ведь согласно всем предсказаниям народ Израиля уже должен был исчезнуть, не дай Б‑г. И все же, несмотря на все черные пророчества, мы существуем. То, что народ Израиля, Тора Израиля и Земля Израиля — три реальности, в упоминании о которых приводится выражение ам сгула, существуют и твердо стоят на ногах, можно объяснить только действием сгулы. Ибо нет этому логического объяснения, это выше всякого смысла и понимания. Однако, в конечном счете, результаты очевидны: они не только существуют, но и процветают.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (0,99 МБ).

Comments are closed.