Поднять к святости даже песни и одежду!

This post was written by avroomwolff on Август 2, 2018
Posted Under: eikev,Эйкев,Экев

Канун Шабос главы «Эйкев»
22 ова 5778 года / 3 августа 2018 г.

Около года назад мы провели в Одессе хупу для пары, которая приблизилась к иудаизму и, разумеется, хотела провести еврейскую свадебную церемонию по всем правилам. Ее особенностью было то, что жених происходил из общины кавказских евреев, а невеста — из ашкеназских. Соответственно, я должен был попытаться объединить различные обычаи, например, надевание талеса под хупой «по-сефардски», выход невесты и жениха к хупе по обычаю ашкеназов и т. д. Я вспомнил тогда забавную историю, которую когда-то слышал, и порадовался, что не столкнулся с такими проблемами.

В этой истории рассказывается о том, что однажды, в разгар свадебных приготовлений, невеста позвонила жениху и сказала, что должна срочно с ним поговорить по очень важному вопросу. Парень встревожился и поспешил на встречу — мало ли какие могут быть проблемы, может, не дай Б‑г, она вообще передумала! Девушка встретила его с серьезным выражением лица и после длинного вступления спросила, готов ли он принять то, что ее бабушка хочет, чтобы на их свадьбе была соблюдена одна очень важная для нее традиция. Он спросил, что это за важная традиция. «Это «кулулу», — ответила она (в североафриканских еврейских общинах на праздниках и особенно на свадьбах женщины обычно выражают свою радость специфическими звуками, которые производятся с помощью языка и называются «кулулу» или «цеѓалулим»).

Когда жених понял, о чем речь, он категорически заявил, что не желает допустить, чтобы на его свадьбе звучали такие крики. «Разве мы арабы? — спросил он. — Скоро ты попросишь меня зарезать ягненка!» Но невеста настаивала на том, что соблюдение этой традиции очень важно для ее бабушки. «Раз так, то моя венгерская бабушка придет и споет песни на венгерском языке», — сказал жених. «Я не против, меня это не волнует, я отнесусь с уважением к тому, что захочет сделать твоя бабушка», — ответила невеста. Но жених не желал даже слышать ничего подобного, и они поссорились.

Через несколько дней жених, желая помириться, сказал девушке, что сам поговорит с бабушкой и попытается убедить ее отказаться от этой идеи. Разговор он начал издалека: «Мы очень рады, что вы будете присутствовать на нашей свадьбе, но я хочу поговорить с вами о том, что очень важно для меня». Бабушка уже сидела, как на иголках, ей не терпелось узнать, что у жениха ее внучки на уме. А он говорил и говорил, а затем, наконец, осмелился произнести это слово и сказал, что хочет поговорить о «кулулу». Как только она это услышала, тут же встала из-за стола и объявила: «Скажи своей невесте, что я не приду на свадьбу». Он попытался уговорить ее, но она не пожелала с ним разговаривать и ушла в другую комнату.

А еще через пару дней молодой человек узнал, что бабушка плохо себя чувствует! За несколько дней до свадьбы ему совсем не хотелось быть обвиненным в том, что бабушка невесты больна и из-за него не присутствовала на празднике. Он сразу же отправился вместе с невестой навестить старушку. Он сел рядом с ее кроватью и умолял ее: «Бабушка, приходите на свадьбу! Можете делать «кулулу» сколько хотите, главное, чтобы вы пришли». И бабушка внезапно почувствовала себя лучше, и сказала ему, что хочет сделать десять раз «кулулу» на свадьбе своей внучки. Он попросил ее согласиться на пять, и так они и договорились. Но как только бабушка сделала первый «кулулу», жених вдруг осознал, что это на самом деле приносит всем собравшимся большую радость. Он повернулся к бабушке и сказал: «Давайте, продолжайте, сделайте десять раз…»

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Эйкев» говорится: «Благословен будешь ты больше всех народов» (Дворим, 7: 14). Буквальное толкование этого стиха понятно: еврейский народ будет более благополучен, чем все другие народы. Однако есть и еще одно толкование, которое приводится в Иерусалимском Талмуде: «Если благословит тебя нееврей, ответь ему: «Омейн», как написано: «Благословен будешь ты больше всех народов». Это означает, что народы мира будут благословлять нас, ибо они будут ценить народ Израиля. Это особое благословение, которое Всевышний дает народу Израиля. Мы знаем, что в еврейской истории было много периодов, когда мир не благословлял нас и даже хуже того… Но в нашем поколении многие неевреи часто выражают свою признательность еврейскому народу. Вот что сказал недавно президент США Дональд Трамп после встречи с президентом России Владимиром Путиным: «Это была очень хорошая встреча, мы говорили о Сирии, об Украине, и в конце встречи мы пришли к решениям, благоприятным для Израиля. Он (Путин) верит в Израиль. Он является поклонником Биньямина Нетаниягу. Они (русские) много ему помогают, и мы ему очень помогаем. Это будет хорошо для всех…» А вот что сказал Гарри Трумэн в конце своей встречи с Иосифом Сталиным, да сотрется имя его: «Сталин верит в Израиль, он поклонник Давида Бен-Гуриона, они ему очень помогают, и мы будем ему очень помогать, и это будет хорошо для всех», Я пишу это и не знаю, смеяться или плакать! Но сегодня можно сказать, что мы являемся свидетелями благословения Торы народу Израиля в соответствии с одним из комментариев стиха: «Благословен будешь ты больше всех народов».

Однако есть и третье толкование этого стиха, которое дает хасидизм: «Будет продолжаться благословение тебе от просветления других народов». То есть, из среды народов мира исходит благословение для народа Израиля. Есть искры святости, которые рассеяны среди народов, и мы должны выявить их и поднять. Что это значит? Например, геры, которые пришли из среды народов мира и принесли благословение еврейскому народу. Рабби Акива, сын геров, ставший одним из величайших еврейских мудрецов, рабби Меир, Шмая и Авталион, Онкелос… И это верно не только для людей, но и для многих других вещей. Например, есть песни, созданные другими народами, которые хасиды… «обратили в иудаизм» и подняли их к святости. В 1973 году, через несколько дней после того, как началась Война Судного дня, на праздновании Симхос-Тойре Любавичский Ребе к всеобщему удивлению начал петь молитву Лехай ойломим («Живущему вечно») на мотив «Марсельезы» — гимна Франции. В то время эта страна не очень хорошо относилась к Израилю, и Ребе сказал, что, взяв ее гимн и возвышая его к святости, напевая его как победную песню евреев, мы тем самым забираем у них силу противостояния еврейскому государству. И вскоре отношение Франции к Израилю действительно улучшилось!

В недавно вышедшей в свет книге «Дар отдыха» сенатора Джозефа Либермана рассказывается о возвышении Субботы и соблюдении субботних законов. Автор говорит, что есть обычай, согласно которому во многих странах муж по разным поводам покупает цветы своей жене. В последнем поколении это стало еврейским обычаем: муж покупает цветы для своей жены в честь Субботы. Ребе упоминает этот обычай в одной из своих бесед 5743 (1983) года: «Это обычай Израиля во многих местах украшать дом цветами в честь Субботы и праздников».

Мы найдем признаки влияния этого благословения и в одежде. Все знают, что религиозные евреи носят черную одежду. Но так было не всегда. Моше-рабейну не носил черной одежды, и рабби Акива тоже. Талмуд (трактат «Бава кама», 59б) рассказывает о том, как рабби Элиэзер Зеира ходил по рынкам Негардеи в черной одежде. Встретили его люди из дома рейш голусо («главы изгнанных» — такой титул носили светские лидеры вавилонских евреев) и спросили, почему он одет в черное. Он ответил, что скорбит о разрушении Иерусалима, и им это не понравилось… Еще 150 лет назад хасиды в Шабос надевали белые одежды. Черные костюмы носили тогда неевреи в Германии. Однако по какой-то причине евреи «обратили в иудаизм» эту одежду, и она стала еврейской.

Сегодня мы все отмечаем свой день рождения. Однако в Торе рассказывается, что его праздновал только фараон. Поэтому есть евреи, которые выступают против этого, и утверждают, что это нееврейский обычай. Около двадцати пяти лет назад Любавичский Ребе провозгласил акцию «день рождения», чтобы побудить людей праздновать свой день рождения по-еврейски. На одном из фарбренгенов в 5748 (1988) году Ребе сказал, что смысл дня рождения — обновление души, начало личного нового года для человека. Его воздействие распространяется на весь год точно так же, как воздействие Рош ѓаШоно. Поэтому в этот день, также, как в Рош ѓаШоно, человек должен принять решение добавить что-то в своем служении Всевышнему. Чтобы пойти дальше и сделать хотя бы на одну вещь больше, чем он делал раньше, стоит устроить вечеринку, пригласить всех друзей и публично объявить, что он решил добавить или улучшить в новом году. И все друзья будут напоминать ему в течение года об этом решении… потому что друзья никогда не забывают!

Возможно, что источник «кулулу» нееврейский, но после стольких лет, что он приносит радость евреям, он, безусловно, стал частью нашей традиции. И здесь важно еще раз отметить, что «гиюр» песен, музыки или обычаев — это то, что находится только в ведении больших праведников. Только мудрецы еврейского народа знают, каковы источники и корни всего в этом мире, что разрешено и что можно привнести в иудаизм. А мы должны исполнять указания наших глав поколения и раввинов: надевать белую рубашку с черным костюмом по Субботам и праздничным дням, приносить цветы жене в канун Субботы… Так мы преумножим радость и благость в этом мире.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (837 КБ).

Comments are closed.