Как правильно учить

This post was written by avroomwolff on Июль 26, 2018
Posted Under: vaes'chanan,Ваэтханан,Воэсханан

Канун Шабос главы «Воэсханан»
15 ова 5778 года / 27 июля 2018 г.

Финляндия — страна в северной Европе, граничащая с Россией на востоке, со Швецией на северо-западе и с Норвегией на севере. На юге и западе ее берега омывают воды Балтийского моря и его заливов — Ботнического и Финского (там проходит финско-эстонская граница). Большая часть населения сосредоточена на прибрежной равнине, на юге и юго-западе страны. Климат Финляндии характеризуется низкими зимними температурами. Население Финляндии составляет немногим более 5,5 миллионов человек и состоит в основном из финнов, а также шведского и саамского меньшинств. В Финляндии около 1500 евреев, которые проживают большей частью в Хельсинки и в Турку. Там живет и работает посланник Любавичского Ребе — раввин Биньямин Вольф, мой двоюродный брат (его отец — родной брат моего покойного отца, да будет благословенна память о нем).

Финляндия является страной, которая нечасто фигурирует в выпусках новостей об особых достижениях в какой-либо области. Но есть одна вещь, которая является исключением: образовательная система Финляндии, занимающая первое место в мире.

Во время последнего съезда посланников Любавичского Ребе, который раз в год проходит в Нью-Йорке, в штаб-квартире Хабада, я разговаривал с моим двоюродным братом, когда мы оказались вместе за субботним столом. Поскольку в работе съезда принимают участие около четырех тысяч посланников, многие из которых — знакомые, друзья и родственники, иногда даже не удается увидеть их всех, а тем более пообщаться подольше. Так что, как правило, наши разговоры с родственниками и друзьями ограничиваются вопросом «Как поживаете?» и несколькими короткими фразами в ответ на него. Более обстоятельно удается пообщаться лишь с тем посланником, который сидит рядом во время субботней трапезы. Так у меня и появилась возможность поговорить с главным посланником Хабада в Финляндии, который немного рассказал мне о системе образования в этой стране. Надо сказать, что по рейтингам США занимают 29‑е место в мире по образованию, Израиль — 43‑е, а Финляндия — первое. Я знал об этом раньше, но хотелось узнать секрет успеха, так сказать, из первых рук, от человека, который живет в этой стране. Что же особенного делается для образования в Финляндии? Вот что рассказал мне р. Биньямин.

Когда в 1990‑х годах правительство Финляндии решило включить образование в список своих приоритетов, первые реформы были проведены в системе подготовки педагогических кадров. Были закрыты все педагогические факультеты и институты, и только восьми научно-исследовательским университетам было разрешено готовить учителей. Для всех без исключения педагогов стал обязательным университетский диплом магистерского уровня. Всего десять процентов из претендентов были отобраны, только самые лучшие и талантливые. Большое внимание при приеме обращали на мотивацию поступающих: видят ли они в учительской работе свое предназначение, способны ли к педагогической работе, любят ли они и получают ли сами удовольствие от обучения детей.

Реформа привела к тому, что получить педагогическое образование в Финляндии стало не так просто. Конкурс на педагогический факультет в финских вузах увеличился до десяти человек на место. Профессия учителя стала одной из самых престижных в стране. Учителя имеют высокий социальный статус, что подкреплено их высокими зарплатами.

Главные принципы финской системы образования: индивидуальный подход, высокое образование учителей, доверие и равноправие. Экзамены в школах не проводятся, как в большинстве стран мира, где главной целью обучения становится успех на экзаменах. В Финляндии дети приходят в школу, чтобы учиться, расширять свой кругозор и научиться применять полученные знания в жизни. Домашних заданий почти нет, их дают только тем ученикам, которые не закончили задания в классе. И даже тогда, когда ученику дают сделать домашнюю работу, то не проверяют, выполнил ли он ее. Учителя следуют принципу: доверяйте ученику и полагайтесь на него. Количество учебных часов тоже решили уменьшить: если в других странах мира первоклассник учится в среднем 32 часа в неделю, то в Финляндии — всего двадцать часов! Финны считают, что ребенок после нескольких часов учебы теряет концентрацию и способность воспринимать и не может больше учиться продуктивно…

У финских учеников самый короткий школьный день и самый короткий учебный год в западном мире. Кроме того, закон обязывает после каждого часа делать 15‑минутную перемену. И сами уроки проводятся по-другому. Например, половина урока отводится на самостоятельную и творческую работу учеников. Если обычно в школе 85% времени говорит учитель, то в Финляндии — только половину, а в остальное время дети учатся сами.

Учителя говорят, что их целью является создание такой атмосферы в школе и в классе, при которой дети будут любить то, чему они учатся, захотят приходить в школу и почувствуют себя счастливыми на занятиях.

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Воэсханан» Тора предписывает каждому еврею стать учителем: «И внушай их [слова Торы] сынам твоим…» (Дворим, 6: 7) — это заповедь научить своих детей Торе. Раши добавляет: «Сынам твоим» — это ученики. Мы находим везде, что ученики называются сыновьями… И подобно тому, как ученики называются сыновьями, так учитель называется отцом». Из этого мы узнаем, что каждый несет ответственность за обучение Торе не только своих детей, но и любого другого еврейского ребенка.

Но как стать хорошим учителем? Какой вступительный экзамен по иудаизму надо сдать, чтобы быть в состоянии выполнить эту заповедь? Тора отвечает на этот вопрос так: «Возлюби Г‑спода, Б‑га своего» (там же, стих 5). То есть, для того, чтобы научить своих детей Торе, еврей должен любить Всевышнего.

На фарбренгене 10 швата 5711 года, в день принятия на себя руководства еврейским народом, Любавичский Ребе сказал, что в Америке есть обычай выступать с воззванием. Вот что заявил Ребе: «Есть три любви: любовь к Б‑гу, любовь к Торе и любовь к Израилю, и они слиты в одно целое, и невозможно их разделить». Когда человек любит Б‑га, он любит своих детей, и он полюбит своих учеников. Когда он любит Б‑га, то он любит Тору, тогда он учит ее с радостью.

У каждого из нас есть один или два учителя, которых он вспоминает добрым словом и которые оказали на него большое влияние. Как правило, это учитель, который любил его, и поэтому он любил приходить в класс каждый день. Или это был учитель, который обожал свой предмет, и увлекал этим своих учеников и прививал им любовь к своему предмету. Или эти две причины вместе взятые. Так и с Торой: три любви идут вместе, связанные друг с другом: любовь к Б‑гу, любовь к Торе и любовь к Израилю. Поэтому подготовка к исполнению заповеди «И внушай их сынам твоим…» состоит в соблюдении заповеди: «Возлюби Г‑спода, Б‑га своего».

Мысль о том, что Тору до́лжно изучать с любовью, мы также находим в Талмуде: «Человек по-настоящему учит только то, к чему его сердце стремится» (трактат «Авойдо зоро», 19а). Человеку необходимо учить то, что он любит. Тогда у него будет желание учиться, он будет гораздо лучше понимать и запоминать то, что он учит. Многие люди часто ищут особые сгулойс (нематериальные способы воздействия) для улучшения памяти. Как человеку удается сохранить то, что он выучил? Ответ прост: человек помнит дни рождения людей, которых он любит, и забывает то, чего ему не хочется делать. Следовательно, если детей учат тому, чему они любят учиться, то они будут хорошо все запоминать.

А какова же роль всех нас — учителей, родителей и тех, кто имеет влияние на кого-то другого? Все мы исполняем роль «учителя». И если мы хотим добиться успеха, то должны делать это с любовью и в радости.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (739 КБ).

Comments are closed.