В награду за самоотверженность

This post was written by Синий Вечер on Июнь 6, 2018
Posted Under: sh'lach,Шлах

Канун Шабос главы «Шлах»
25 сивона 5778 года / 8 июня 2018 г.

1 апреля 1933 года нацистская партия, пришедшая к власти в Германии, объявила «День бойкота». Коричневорубашечники напали на еврейские магазины, грабили и уничтожали товары и избивали евреев. Они везде выставили свои посты, не давая немцам заходить в эти магазины. В Берлине тогда находился один из самых больших универмагов в Европе, в котором работало около 2500 рабочих. Вся элита германского общества была среди постоянных покупателей этого магазина. Он назывался N Israel, был основан в 1815 году и принадлежал одной из самых богатых еврейских семей Германии. В день бойкота в магазине работали около семисот евреев. Нацисты стояли на страже у входа в магазин и пытались помешать немцам делать там покупки. Одна немка сказала им, что ее дедушки и бабушки приходили за покупками в этот магазин, и что она будет продолжать покупать здесь… Позже нацисты вошли в магазин и арестовали еврейских работников, но владельца универмага, г‑на Уилфрида Исраэля, не тронули. Помимо немецкого, он имел британское гражданство, и в то время нацисты еще не арестовывали иностранных подданных.

Уилфрид, который имел связи с лидерами нацистской партии, был одним из первых, кто понял, каковы истинные цели нацистского режима, и начал использовать все свое влияние, чтобы спасти евреев Германии. Торговый центр собирал большую выручку наличными, и Уилфрид послал своего помощника, еврея по фамилии Полак, подкупить нацистских офицеров и освободить своих работников. Эти евреи больше не могли оставаться в Германии, им нужно было бежать. Но куда? Какая страна сможет принять их? У Уилфрида были хорошие отношения с работниками британского посольства в Берлине. Он передавал британцам очень важную информацию о нацистах, а взамен он не брал денег, а просил выдавать евреям визы в Англию или разрешение на въезд в подмандатную Палестину, так что они могли немедленно покинуть немецкую землю. Уилфрид продолжал выплачивать им зарплату даже через два года после того, как они уже жили в другой стране. В 1933–39 годах он спас от семи до десяти тысяч евреев!

В «Хрустальную ночь» 9 ноября 1938 года нацисты ворвались в универмаг, разграбили и фактически уничтожили его. Тогда Уилфрид задумал и организовал со своими помощниками «Киндертранспорт» («Детский транспорт»), который вывез в Англию почти десять тысяч еврейских детей из Германии, Австрии и Чехословакии. В начале 1939 года нацисты вынудили Уилфрида «продать» свое дело, и ему пришлось покинуть Германию, но он еще несколько раз возвращался туда, чтобы обеспечить доставку детей. Когда разразилась Вторая мировая война, он работал в Англии, делая все, что мог, чтобы спасти евреев…

Любой, кто слышит эту историю, спрашивает: каков был ее конец? И почему мы никогда не слышали о нем? В 1940 году Уилфрид приехал в Эрец-Исроэль и посетил кибуц ЃаЗореа у подножия горы Кармель. Он был создан в 1936 году группой молодых евреев, эмигрировавших из Германии, и Уилфрид оказал им финансовую поддержку. Он был очень рад посетить кибуц и сказал, что хотел бы там жить, но вернулся в Англию и продолжал оттуда помогать спасать евреев. В 1943 году он был направлен Еврейским агентством для выдачи виз евреям в Португалии. На обратном пути в Англию самолет, на котором он летел, был сбит немецким истребителем над Бискайским заливом, и даже его тело не было найдено. В завещании он распорядился отдать свою коллекцию произведений искусства кибуцу. Там построили дом, который назвали его именем — Бейт-Уилфрид. Коллекцию поместили в подвале дома, и никогда никому об этом не рассказывали. Так Уилфрид был почти забыт.

Несколько лет назад один из членов кибуца начал исследовать его историю, обнаружил в подвале в дополнение к коллекции произведений искусства папку, полную документов и писем известных людей, с которыми переписывался Уилфрид. Например, Альберт Эйнштейн написал ему: «Я не мог избавиться от чувства, что Вы слишком хороши для этого мира». А также, что человек, подобный ему, пробуждает в нем ощущение, что у человечества есть надежда. На основе этих документов был создан документальный фильм под названием «Исчезнувший человек»…

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Шлах» рассказывает о том, что Моше отправил двенадцать разведчиков высмотреть землю Ханаанскую. Когда они вернулись, десять из них принесли дурные вести, породившие в душах евреев страх перед вступлением в Землю обетованную. И только двое: Йеѓошуа бин-Нун и Калев бен Йефуне говорили, что евреям удастся завоевать Эрец-Исроэль. О Йеѓошуа в начале главы прямо сказано, что Моше добавил к его имени букву йуд: его звали Ѓошеа, а Моше назвал его Йеѓошуа. Раши добавляет: «Давая ему имя Йеѓошуа, Моше молился о нем: «Да спасет тебя Г‑сподь (таково значение имени) от дурного замысла соглядатаев» (комментарий на Бамидбор, 13: 16). То есть, добавив к его имени Имя Б‑га, Моше придал Йеѓошуа силы не подпасть под влияние остальных разведчиков. Поэтому для Йеѓошуа было естественным не согласиться с мнением большинства. Однако у Калева бен Йефуне не было такой поддержки, и все же он не просто присоединился к Йеѓошуа, а сам выступил как инициатор противостояния остальным разведчикам. Именно он стоял против всего народа: «Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал: «Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это» (там же, стих 30). И далее рассказывается, что, когда Йеѓошуа и Калев сказали общине: «Не восставайте же против Б‑га» (Бамидбор, 14: 9), люди хотели забить их камнями, и только в последний момент Всевышний их спас. Стойкость Йеѓошуа вполне объяснима: он — ученик Моше, о котором сказано: «А служитель и ученик его, Йеѓошуа бин-Нун, никогда не выходил из шатра [Моше]» (Шмойс, 33: 11). Но откуда у Калева взялось столько сил и упорства? Раши в своем комментарии на стих «И дошел до Хеврона» (Бамидбор, 13: 22) пишет: «Разведчики шли разными путями, и только Калев дошел туда один и молился на могилах праотцов о том, чтобы ему устоять и не участвовать в дурном замысле спутников».

Кто же такой Калев? Во-первых, он был мужем Мирьям, сестры Моше-рабейну (Раши на Шмойс, 17: 10). Во-вторых, у них был сын по имени Хур, который стал очень важным человеком, хотя многие с трудом вспомнят его. А все потому, что это имя упоминается только в двух местах в Торе, но из рассказа об этих событиях следует, что Хур сыграл большую роль в жизни народа. Впервые Хур упоминается в конце главы «Бешалах», в повествовании о войне с Амолеком. Сразу же после Исхода из Египта говорится, что Амолек пришел сражаться с сынами Израиля. Тогда Моше повелел Йеѓошуа: «Выбери нам мужей и выйди, сразись с Амолеком… И Моше, Аѓарон и Хур взошли на вершину холма» (Шмойс, 17: 9, 10) — они стояли и молились весь день, чтобы Йеѓошуа и его люди выиграли войну против амолектян. «И руки Моше отяжелели, и тогда взяли они камень и положили под него, и Моше сел на него. А Аѓарон и Хур поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой; и были руки его символом веры до захода солнца» (там же, стих 12).

Второй раз Хур упоминается в конце главы «Мишпотим», сразу после рассказа о даровании Торы. В праздник Швуэс сыны Израиля услышали Десять заповедей от Самого Всевышнего, и Моше сообщил им, что он собирается подняться на гору Синай, чтобы получить Скрижали. Моше обратился к старейшинам и сказал: «Оставайтесь ждать нас здесь, пока не возвратимся к вам; и вот Аѓарон и Хур с вами; у кого есть дело, пусть приблизится к ним» (Шмойс, 24: 14). Моше сообщил всем, что в течение сорока дней его отсутствия в лагере, они могут обращаться по всем вопросам либо к Аѓарону, либо к Хуру. Это последний случай упоминания о Хуре. И у нас возникает вопрос: куда он исчезает и почему мы больше о нем ничего не слышим?

Мы все знаем историю греха золотого тельца. Одна из самых загадочных вещей в этой истории — это поведение первосвященника Аѓарона. Евреи пришли к нему и сказали: «Давай, сделай нам божество, которое пойдет перед нами, потому что этот человек, Моше… пропал и мы не знаем, что сталось с ним» (Шмойс, 32: 1). И он не запротестовал, не стал их убеждать, что Моше вот-вот вернется, а как будто согласился на их требования. «И сказал им Аѓарон: «Снимите золотые кольца с ушей ваших жен, сыновей и дочерей и принесите мне» (там же, стих 2). И когда они принесли кольца, он взял и бросил их в огонь, и получился телец. Почему Аѓарон не попытался отговорить народ?!

Раши говорит, что Аѓарон «видел, как Хур, сын его сестры, порицал их, и они убили его» (комментарий на Шмойс, 32: 5). Мидраш рассказывает, что сначала народ пришел к Хуру с той же просьбой, и так как тот отказал им, они его убили. Аѓарон услышал об этом и сказал: «Что я буду делать? Они убили Хура, который был пророком, а сейчас, если убьют меня, коѓена, то исполнится написанное: «Если убьют в Храме Б‑га коѓена и пророка» (Эйха, 2: 20), и они сразу же станут изгнанниками» («Ваикро рабо», 10: 3). Поэтому когда они пришли к Аѓарону, он попытался оттянуть время до возвращения Моше…

Словом, неудивительно, что отец Хура, отдавшего свою жизнь, чтобы остановить сынов Израиля от совершения греха золотого тельца, пытался удержать народ от греха разведчиков. Отец и сын, Калев и Хур — два героя, пытавшихся уберечь евреев поколения пустыни. С Хуром произошло то же, что и с Уилфридом Исраэлем: он был убит в молодом возрасте. Но у Хура было то, чего не удостоился Уилфрид, — дети. Сразу же после греха золотого тельца Б‑г повелел народу Израиля как искупление построить Мишкан. «Святой, благословен Он, сказал: «Золото придет в Мишкан и искупит то золото, из которого был сделан телец» («Мидраш Танхума», «Трумо», 5). Кого Г‑сподь назначил строить Скинию? «Бецалеля, сына Ури сына Хура». Внук Хура был избран, чтобы возглавить строительство Мишкана. Так Всевышний воздал должное Хуру за его преданность и самопожертвование («Шмойс рабо», 48: 5).

Любавичский Ребе часто повторял поговорку: «Всевышний никогда не остается в долгу». Он вознаградил Хура за его самоотверженность, и Он платит Уилфриду Исраэлю за его преданность своему народу. Через семьдесят лет после его смерти у людей появился огромный интерес к его героическим делам: о нем пишут книги, снимают фильмы… И самой большой наградой для его души является то, что кто-то услышит его историю и почувствует необходимость что-то сделать, чтобы помочь какому-нибудь еврею где-то в мире. И это величайшее поднятие его благородной души, которая спасла десятки тысяч евреев во время Холокоста.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (764 КБ).

Comments are closed.